СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Военная экономика 2015г.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военная экономика-наиболее важная и развитая отрасль экономики государства государства, которая в широком понимании ожватывает все экономические вопросы военного дела, обеспечивает оборонный военный потенциал государства. Военная экономика обслуживает систему, именуемую военной организацией государства с её сугубой централизацией управления, высочайшей ответственностью за конечные результаты функционирования - обеспечение военной безопасности государства.

Просмотр содержимого документа
«Военная экономика 2015г.»

1. Введение 2. Понятие военной экономики 3. Военно-экономическая наука 4. Военная мощь государства 5. Экономическая мобилизация 5. Заключение Преподаватель ОБЖ Ковалев Александр Прокофьевич СОШ № 2 г. Моздок

1. Введение

2. Понятие военной экономики

3. Военно-экономическая наука

4. Военная мощь государства

5. Экономическая мобилизация

5. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев Александр Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок

Военная экономика   — наиболее важная и развитая отрасль экономики государства, которая в широком понимании охватывает все экономические вопросы военного дела, обеспечивает оборонный (военный) потенциал государства.  Военная экономика  включает создание мощных отраслей оборонной (военной) промышленности, наращивание их производственных возможностей, соответствующее географическое размещение оборонных (военных) предприятий на территории государства, установление между ними устойчивых экономических и научно-технических связей, освоение новых технологий, подготовку энергетики, развитие сельского хозяйства, здравоохранения,

Военная экономика   — наиболее важная и развитая отрасль экономики государства, которая в широком понимании охватывает все экономические вопросы военного дела, обеспечивает оборонный (военный) потенциал государства.

Военная экономика включает создание мощных отраслей оборонной (военной) промышленности, наращивание их производственных возможностей, соответствующее географическое размещение оборонных (военных) предприятий на территории государства, установление между ними устойчивых экономических и научно-технических связей, освоение новых технологий, подготовку энергетики, развитие сельского хозяйства, здравоохранения,

Военная экономика  не обособлена от гражданской — целый ряд отраслей и предприятий выпускают как гражданскую, так и военную продукцию либо производят продукцию, которая потребляется и в гражданских и в военных секторах экономики (продукция двойного назначения) (обувь, ткани, одежда, продовольствие, транспорт и тому подобное). Военная экономика обслуживает систему, именуемую военной организацией государства с её сугубой централизацией управления, высочайшей ответственностью за конечные результаты функционирования — обеспечение военной безопасности государства.  Военная экономика является, с одной стороны, частью экономики народного хозяйства, которой свойственны рыночные отношения с регулированием происходящих в ней отношений через спрос и предложение.

Военная экономика не обособлена от гражданской — целый ряд отраслей и предприятий выпускают как гражданскую, так и военную продукцию либо производят продукцию, которая потребляется и в гражданских и в военных секторах экономики (продукция двойного назначения) (обувь, ткани, одежда, продовольствие, транспорт и тому подобное).

Военная экономика обслуживает систему, именуемую военной организацией государства с её сугубой централизацией управления, высочайшей ответственностью за конечные результаты функционирования — обеспечение военной безопасности государства.

Военная экономика является, с одной стороны, частью экономики народного хозяйства, которой свойственны рыночные отношения с регулированием происходящих в ней отношений через спрос и предложение.

К непроизводственным военно-экономическим потребностям относятся – потребности в боеприпасах, горючем, квартирном и медицинском обеспечении; пище, одежде, обуви и др.; потребности в жилье, транспорте, связи и т.п. Производственные военно-экономические потребности – это потребности в рабочей силе, средствах труда и т.д. По своей внутренней структуре военно-экономические потребности представляют собой сложную экономическую систему, которая отличается от гражданской своей динамичностью.

К непроизводственным военно-экономическим потребностям относятся – потребности в боеприпасах, горючем, квартирном и медицинском обеспечении; пище, одежде, обуви и др.; потребности в жилье, транспорте, связи и т.п.

Производственные военно-экономические потребности – это потребности в рабочей силе, средствах труда и т.д.

По своей внутренней структуре военно-экономические потребности представляют собой сложную экономическую систему, которая отличается от гражданской своей динамичностью.

Военная мощь государства – представляет собой совокупность всех материальных и духовных сил государства (коалиции) и способность мобилизовать эти силы для достижения целей военной доктрины . Военная мощь государства включает в себя несколько потенциалов: - экономический (военно-экономический потенциал); - научный (военно-научный потенциал); - военный потенциал ; - морально-психологический (МПП); - социальный (СП).

Военная мощь государства – представляет собой совокупность всех материальных и духовных сил государства (коалиции) и способность мобилизовать эти силы для достижения целей военной доктрины .

Военная мощь государства включает в себя несколько потенциалов:

- экономический (военно-экономический потенциал);

- научный (военно-научный потенциал);

- военный потенциал ;

- морально-психологический (МПП);

- социальный (СП).

Военный потенциал - возможности государства ( коалиции ) содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современным оружием и военной техникой и всеми видами довольствия в мирное и военное время. В военный потенциал входят: - боевой потенциал , определяемый возможностями, заложенными в количестве и качестве личного состава и техники, организационной структуре войск, системе их обучения, обеспечения и управления, и характеризующий боевую мощь наличных вооруженных сил в ее потенциальном состоянии; - мобилизационные возможности государства в той мере, в которой они направлены непосредственно на укрепление боевой мощи ВС.

Военный потенциал - возможности государства ( коалиции ) содержать и совершенствовать вооруженные силы, повышать их боеспособность, пополнять обученными кадрами, снабжать современным оружием и военной техникой и всеми видами довольствия в мирное и военное время.

В военный потенциал входят:

- боевой потенциал , определяемый возможностями, заложенными в количестве и качестве личного состава и техники, организационной структуре войск, системе их обучения, обеспечения и управления, и характеризующий боевую мощь наличных вооруженных сил в ее потенциальном состоянии;

- мобилизационные возможности государства в той мере, в которой они направлены непосредственно на укрепление боевой мощи ВС.

« Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот.  Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения. История войн показывает, что по мере развития производительных сил и совершенствования боевых средств увеличиваются абсолютные и относит. размеры военных затрат. Наибольшего объёма они достигли в эпоху империализма. Внутренне присущие империализму законы развития и борьба за передел мира уже дважды ввергали человечество в кровопролитные мировые войны и вызывали многочисленные локальные войны.

« Ничто так не зависит от экономических условий, как именно армия и флот.

Вооружение, состав, организация, тактика и стратегия зависят прежде всего от достигнутой в данный момент ступени производства и от средств сообщения.

История войн показывает, что по мере развития производительных сил и совершенствования боевых средств увеличиваются абсолютные и относит. размеры военных затрат.

Наибольшего объёма они достигли в эпоху империализма. Внутренне присущие империализму законы развития и борьба за передел мира уже дважды ввергали человечество в кровопролитные мировые войны и вызывали многочисленные локальные войны.

Две мировые войны показали, что успех войны в огромной степени зависит от количества и качества экономических ресурсов, эффективности их мобилизации и использования. Если в войнах 19 в. в военных целях использовалось в среднем 8—14% национального дохода воюющих стран, то в годы первой мировой войны 1914 — 1918 этот показатель составил в Австро-Венгрии 24,2%, в Великобритании 36,9% , Германии 31,6% , Италии 19,2% , России 24,1% , во Франции 25,6%, в США 15,5%; - во время второй мировой войны 1939—1945  — в США 43,4%, Великобритании 55,7% , Германии 67,8%. Для удовлетворения колоссальных потребностей 1-й и особенно 2-й мировых войн потребовался перевод на военные рельсы существенной части всего народного хозяйства воюющих стран. Так, по некоторым подсчётам, в 1941—1945 доля военной продукции в общем промышленном производстве США составила 60,6%.

Две мировые войны показали, что успех войны в огромной степени зависит от количества и качества экономических ресурсов, эффективности их мобилизации и использования.

Если в войнах 19 в. в военных целях использовалось в среднем 8—14% национального дохода воюющих стран, то

  • в годы первой мировой войны 1914 — 1918 этот показатель составил в Австро-Венгрии 24,2%, в Великобритании 36,9% , Германии 31,6% , Италии 19,2% , России 24,1% , во Франции 25,6%, в США 15,5%;
  • - во время второй мировой войны 1939—1945 в США 43,4%, Великобритании 55,7% , Германии 67,8%.

Для удовлетворения колоссальных потребностей 1-й и особенно 2-й мировых войн потребовался перевод на военные рельсы существенной части всего народного хозяйства воюющих стран.

Так, по некоторым подсчётам, в 1941—1945 доля военной продукции в общем промышленном производстве США составила 60,6%.

Экономика военная не обособлена от гражданской — целый ряд отраслей и предприятий выпускают как гражданскую, так и военную продукцию либо производят продукцию, которая потребляется и в гражданских и в военных секторах экономики (обувь, ткани, одежда, продовольствие и т.п.). Вместе с тем в развитии экономики военной  наблюдается ряд особенностей, обусловленных характером военных потребностей, назначением и специфическими свойствами военной продукции, а также существующим способом производства. Решающее влияние на развитие экономики военной оказывает государство .   Для государственно регулирования экономики военной буржуазного государства, помимо законодательного и административно-политических мероприятий, широко используют экономические рычаги, в частности предоставление военно-промышленным корпорациям всевозможных финансовых льгот.

Экономика военная не обособлена от гражданской — целый ряд отраслей и предприятий выпускают как гражданскую, так и военную продукцию либо производят продукцию, которая потребляется и в гражданских и в военных секторах экономики (обувь, ткани, одежда, продовольствие и т.п.).

Вместе с тем в развитии экономики военной наблюдается ряд особенностей, обусловленных характером военных потребностей, назначением и специфическими свойствами военной продукции, а также существующим способом производства.

Решающее влияние на развитие экономики военной оказывает государство .

  Для государственно регулирования экономики военной буржуазного государства, помимо законодательного и административно-политических мероприятий, широко используют экономические рычаги, в частности предоставление военно-промышленным корпорациям всевозможных финансовых льгот.

Вместе с тем в развитии экономики военной наблюдается ряд особенностей, обусловленных характером военных потребностей, назначением и специфическими свойствами военной продукции, а также существующим способом производства. Предельно-возможные границы развития экономики военной определяются военно-экономическим потенциалом  страны. Основное звено экономики военной — военная промышленность. Ядро её составляет промышленность вооружения: авиаракетная и атомная, военное судостроение, производство военной радиоэлектроники, бронетанковой техники, боеприпасов, артиллерийско-стрелкового вооружения и др. По своему характеру и предназначению военные расходы можно разделить на прямые и косвенные .

Вместе с тем в развитии экономики военной наблюдается ряд особенностей, обусловленных характером военных потребностей, назначением и специфическими свойствами военной продукции, а также существующим способом производства.

Предельно-возможные границы развития экономики военной определяются военно-экономическим потенциалом страны.

Основное звено экономики военной — военная промышленность. Ядро её составляет промышленность вооружения: авиаракетная и атомная, военное судостроение, производство военной радиоэлектроники, бронетанковой техники, боеприпасов, артиллерийско-стрелкового вооружения и др.

По своему характеру и предназначению военные расходы можно разделить на прямые и косвенные .

К прямым относятся затраты на содержание ВС, разработку, закупку и поставку ВВТ и военного имущества, военное строительство. Данные расходы определяют количественно-качественный состав ВС, возможности которых по выполнению возлагаемых на них задач возрастают с ростом расходов. К косвенным - затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие ВОГ (выплата пенсий бывшим военнослужащим, расходы на утилизацию ВВТ, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.). Эти расходы не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на военно-экономическую безопасность

К прямым относятся затраты на содержание ВС, разработку, закупку и поставку ВВТ и военного имущества, военное строительство. Данные расходы определяют количественно-качественный состав ВС, возможности которых по выполнению возлагаемых на них задач возрастают с ростом расходов.

К косвенным - затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие ВОГ (выплата пенсий бывшим военнослужащим, расходы на утилизацию ВВТ, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.).

Эти расходы не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на военно-экономическую безопасность

 Основным источником военных расходов является военный бюджет , под которым понимается централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении правительства и предназначен-ный для финансирования подготовки и ведения вооруженной борьбы. Он представ-ляет собой часть госбюджета, выделенную в законодательном порядке на военные расходы страны, и по сути является главным инстру-ментом реализации военно-экономической, военной научно-технической, военно-социальной и военной политики, т.е. обеспечения обороноспособности страны. Второй составляющей военного бюджета являются военные расходы других министерств и ведомств. Это расходы на военную помощь, военно-космические программы, расходы на разработку и производство ядерного оружия. Примером таких программ может служить

Основным источником военных расходов является военный бюджет , под которым понимается централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении правительства и предназначен-ный для финансирования подготовки и ведения вооруженной борьбы. Он представ-ляет собой часть госбюджета, выделенную в законодательном порядке на военные расходы страны, и по сути является главным инстру-ментом реализации военно-экономической, военной научно-технической, военно-социальной и военной политики, т.е. обеспечения обороноспособности страны.

Второй составляющей военного бюджета являются военные расходы других министерств и ведомств. Это расходы на военную помощь, военно-космические программы, расходы на разработку и производство ядерного оружия.

Примером таких программ может служить "Военная программа Министерства РФ по атомной энергии", программа ассигнования на содержание РОСТО (отдельные виды расходов на разведорганы и др.

Для перевода экономики с мирного на военное положение предусматривается : - организация производства по планам войны; - перестройка работ транспорта, связи, капитального строительства; - развертывание НИОКР с учетом вновь возникших оборонных задач; - проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования ВЭ и н/х в целом. Особенности мобилизации экономики: - перенесение большей части мобилизационных мероприятий на предвоенный период (начало войны); - возрастание значения материальных резервов и запасов, требующихся для обеспечения развертывания и снабжения военной промышленности; - заблаговременное достижение высокой мобилизационной готовности ВЭ и всего хозяйства; - осуществление в мирное время мероприятий по повышению устойчивого функционирования н/х во время войны.

Для перевода экономики с мирного на военное положение предусматривается :

- организация производства по планам войны;

- перестройка работ транспорта, связи, капитального строительства;

- развертывание НИОКР с учетом вновь возникших оборонных задач;

- проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования ВЭ и н/х в целом.

Особенности мобилизации экономики:

- перенесение большей части мобилизационных мероприятий на предвоенный период (начало войны);

- возрастание значения материальных резервов и запасов, требующихся для обеспечения развертывания и снабжения военной промышленности;

- заблаговременное достижение высокой мобилизационной готовности ВЭ и всего хозяйства;

- осуществление в мирное время мероприятий по повышению устойчивого функционирования н/х во время войны.

Потребности Вооружённых Сил России удовлетворяются и могут удовлетворятся следующим образом: - обеспечение необходимого уровня запасов вооружения, военной техники и других материальных средств; - создание организационно-экономических условий для быстрого наращивания производства вооружения и военной техники имеющейся военно-промышленной базой; - переход всего н/х на военные рельсы в ходе длительной войны. Основные принципы экономической модернизации: - относительная непрерывность; - высокая маневренность силами и средствами; - преемственность организации и управления; сосредоточение усилий на решающих участках. Домашнее задание § 13 стр.63-69

Потребности Вооружённых Сил России удовлетворяются и могут удовлетворятся следующим образом:

- обеспечение необходимого уровня запасов вооружения, военной техники и других материальных средств;

- создание организационно-экономических условий для быстрого наращивания производства вооружения и военной техники имеющейся военно-промышленной базой;

- переход всего н/х на военные рельсы в ходе длительной войны.

Основные принципы экономической модернизации:

- относительная непрерывность;

- высокая маневренность силами и средствами;

- преемственность организации и управления;

  • сосредоточение усилий на решающих участках.

Домашнее задание

§ 13 стр.63-69


Скачать

© 2016 1338 17

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!