ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Составила: Григорьева Н.В.
Тип урока: урок ОНЗ Тема: Водные богатства.
Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов.
Задачи:
1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.
2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.
3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.
Планируемые результаты:
Предметные:
1. Формировать понятие река и её части.
2. Формировать понятия значимости рек в жизни.
Метапредметные:
Регулятивные.
1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.
2. Планировать свои действия.
3. Контролировать и оценивать свою работу.
Коммуникативные.
1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.
Познавательные.
1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.
Личностные.
1. Формирование положительных отношений к учению.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
(СЛАЙД 1 )
- Оглянитесь назад, найдите дальнюю точку и запомните её. Молодцы.
- А теперь ещё раз оглянитесь назад, найдите ещё более дальнюю точку. Получилось?
- Вот видите, человек всегда может расширить свои возможности и свои знания. И я хочу, что бы на этом уроке вы ещё больше расширили объём своих знаний.
- Желаю видеть вас на уроке активными, трудолюбивыми, любознательными и целеустремлёнными.
(СЛАЙД 2 )
- Какое у вас настроение? Нарисуйте смайлик в углу оценочного листа и не забывайте оценивать себя в течении всего урока.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы рассматривали формы земной поверхности. Повторим. Работать будем парами.
- Вспомните правила работы в парах.
(СЛАЙД 3)
- У вас на партах листочки с таблицей «Проверка домашнего задания». Соедините вопросы с правильными ответами. (Спрашиваю несколько учеников).
- Оцените свою работу.
3. Новая тема.
- Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.
(Показываю глобус)
-Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Странный вопрос возникает тогда:
“Планета должна называться …“Вода”?”
-Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.
-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:
(СЛАЙД 3,4,5 )
1.Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
2.Бегает подруга,
А за ней два друга,
Два друга - это берега,
А кто ж подруга их? (Река)
3.Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... . (Океан)
- Море, река, океан - как это можно назвать одним словом? (Водоёмы)
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
- Правильно, тема сегодняшнего урока - «Водные богатства»
(СЛАЙД 6 )
- Оцените определение темы урока.
- Какие водоёмы вам ещё известны?
- А почему водоёмы называют богатством Земли?
(Вода – это жизнь. Питание для всех: человека, животных , растений, рыб, красота, отдых-купание, электричество и т.д.)
- Поэтому как нужно относиться к водоёмам?
- Правильно, бережно, не загрязнять их.
- Мы повторили всё, что нам необходимо.
4. Работа с новым материалом.
- Попробуйте разделить на две группы, представленные на слайде водоёмы.
(СЛАЙД 7 )
- На какие группы можно разделить водоёмы?
Вы встретились с затруднением
- Какое задание вы должны были выполнить? (Разделить водоёмы на две группы.)
- Почему не смогли выполнить?
(Мы не знаем)
- Какую цель поставите для себя на этом уроке? (Узнать ...., быть….)
(СЛАЙД 8)
- Оцените тему и цель урока.
- Каким источником информации можно воспользоваться? (Расскажет учитель, учебником, энциклопедией, интернетом)
- Откройте учебник на стр. 82, прочитайте второй абзац и попробуйте выполнить задание.
- На какие группы можно разделить водоёмы?
Естественные и искусственные. (Правильно.)
- Какие водоёмы отнесём к естественным? (Река, озеро, море, океан.)
- Какие водоёмы отнесём к искусственным? (Канал, пруд, водохранилище.) Проверка по
(СЛАЙДУ 9 )
- Искусственные водоёмы, созданы человеком. - - Для чего люди это делают?
По рекам и морям перевозят груз, и эти перевозки обходятся гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте. Но бывает так, что реки текут близко друг от друга, но попасть из одной в другую нельзя. Тогда человек должен перегрузить всё в поезд или самолёт и перевезти на другую реку. Это сложно и дорого. Люди нашли выход. Между реками стали прорывать каналы и наполнять их водой. Получились искусственные реки.
- Для чего нужны пруды?
Люди выкапывают большие ямы или используют овраги, которые заполняют водой. В деревенских прудах плавают домашние утки и гуси, разводят рыбу. Хорошо, когда возле дома есть такой
водоём, на берегах которого можно отдохнуть.
На берегу пруда люди загорают, в воде – купаются.
- Водохранилище сооружают для накопления и хранения воды, которую используют в народном хозяйстве.
- А теперь выполните задание на стр. 82 (Догадайтесь, что пропущено в описании)
- Прочитайте один раз, вставьте пропущенные слова.(Читают по одному и вставляют нужные слова)
- Оцените свою работу.
Физкультминутка.
Вспомните стороны горизонта и следуйте моим командам.
Север – тянемся вверх, юг – приседаем, запад – тянемся влево, восток – вправо.
5. Карта. Части реки.
- Кто знает, каким цветом обозначают водоёмы на карте?
(СЛАЙД 10 )
- Какие крупные реки России вы можете назвать или показать на карте? Моря, океан?
- Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)
-А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течёт?
Ответы детей:
(Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в одну большую полноводную реку. Началом реки может быть ручей или родник, бьющий из под земли. Впадает река в другую реку, в озеро или море.)
- Рассмотрите схему на стр. 83. Расскажите по ней о частях реки.Прочитайте.
- Прочитаем текст под схемой вслух.
- Как называют начало реки? (Исток)
- Что такое устье реки? (Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.)
- Что такое русло реки? (Углубление, по которому течет река.)
- Как определить левый и правый берега? (Встать по течению реки.)
- Что такое притоки? ( Другие реки и ручьи, которые в нее впадают.)
- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? (Из осадков (снег, дождь) или из подземных вод.)
- Какие крупные реки России вы можете назвать или показать на карте? Моря, океан?
- Ребята, а какие водные богатства есть в нашем крае?
- Посмотрите на следующие слайды.(Рассказ учителя о р.Волге, реках и озёрах Чувашии)
(СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15)
- Водные объекты Чувашской Республики: водохранилище – 1, реки – 256, озёра – 754. Река Волга одна из крупнейших рек на нашей планете и самая большая в Европе. Длина её более 3500 км. На реке Волге расположены 4 города миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград. На Волге 8 гидроэлектростанций. Одна из них - Чебоксарская ГЭС.
- Исток Волги - ключ у д.Волговерховье в Тверской области. Устье - впадает река Волга в Каспийское море. Одна из самых больших рек
Чувашии – Сура, приток р.Волги.
- Озеро Изъяр, находится в Чебоксарском районе, 2-х км от п. Северный. Относится к памятникам природы Чувашии. Озеро Сюктюль в Моргаушском районе, самое глубокое в Чувашии – более 16 метров.
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Как называют начало реки?
- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?
- Как называют углубления, по которому течёт река?
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в парах.
- Настало время самостоятельной работы.
- На столе у вас схема «Части реки», подпишите части реки.
- Проверим работу.
– Что вам нужно было сделать?
– Удалось выполнить задание?
– Вы сделали всё правильно или были недочёты? - Составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Проверьте себя по рис. в учебнике.
- Оцените свою работу.
- Следующее групповое задание – синквейн.
Правила написания синквейна.
(Зачитывают свои ответы).
- Ребята, как мы должны относиться к водоёмам? (Бережно)
- Какая наука этим занимается? (Экология, год экол., охране окр. среды гос-во удел.бол. вним.)
9. Включение в систему знаний и повторение.
- Я очень рада вашему успеху.
- Где вы сможете использовать открытые знания? (При выполнении тестовых заданий, в жизни.)
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(СЛАЙД 17)
– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…
– научился…
– было интересно…
– больше всего понравилось…
– понял, что…
– приобрел…
– мне захотелось…
- Наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подвести итоги.
- А теперь давайте вернемся к началу урока. Добились мы цели, которую перед собой поставили?
- Что было сложно?
- Что еще хотелось бы узнать?
- Оцените закрепление знаний.
- В начале урока вы отмечали свое настроение, отметьте на этом же листочке, изменилось ли ваше настроение.
- На оценочном листе вы оценивали себя. Сложите все оценки, которые вы себе поставили. У кого получилось
23-25 - поставьте себе за урок «5»
18-22 – поставьте себе за урок «4»
- Есть ли те, у кого получилось меньше 18? На каком этапе урока у вас возникли проблемы? Что было сложно?
- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласна со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.
12.Д/З Прочитать стр.82-85. Подготовить сообщение о любом водоёме Чувашии (где находится, какого размера, где устье, исток и т.д.)