СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водные богатства конспект урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Водные богатства конспект урока»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Составила: Григорьева Н.В.

Тип урока: урок ОНЗ Тема: Водные богатства.

Цель: познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов.

Задачи:

1. Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

2. Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Формировать понятие река и её части.

2. Формировать понятия значимости рек в жизни.

Метапредметные:

Регулятивные.

1. Осознавать задачу, принимать её; стремление к успешному её решению.

2. Планировать свои действия.

3. Контролировать и оценивать свою работу.

Коммуникативные.

1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.

2. Оказывать взаимопомощь, взаимоконтроль.

Познавательные.

1. Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Личностные.

1. Формирование положительных отношений к учению.



















Ход урока.


1.Мотивация к учебной деятельности.

(СЛАЙД 1 )


- Оглянитесь назад, найдите дальнюю точку и запомните её. Молодцы.

- А теперь ещё раз оглянитесь назад, найдите ещё более дальнюю точку. Получилось?

- Вот видите, человек всегда может расширить свои возможности и свои знания. И я хочу, что бы на этом уроке вы ещё больше расширили объём своих знаний.

- Желаю видеть вас на уроке активными, трудолюбивыми, любознательными и целеустремлёнными.

(СЛАЙД 2 )


- Какое у вас настроение? Нарисуйте смайлик в углу оценочного листа и не забывайте оценивать себя в течении всего урока.


2. Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке мы рассматривали формы земной поверхности. Повторим. Работать будем парами.

- Вспомните правила работы в парах.


(СЛАЙД 3)

- У вас на партах листочки с таблицей «Проверка домашнего задания». Соедините вопросы с правильными ответами. (Спрашиваю несколько учеников).


- Оцените свою работу.


3. Новая тема.

- Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.


(Показываю глобус)


-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …“Вода”?”


-Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.


-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:

(СЛАЙД 3,4,5 )

1.Кругом вода, а с питьём беда. (Море)


2.Бегает подруга,
А за ней два друга,
Два друга - это берега,
А кто ж подруга их? (Река)

3.Он могучий и огромный,
Много в нём морей глубоких.
Глубже и огромней лужи
На земле не обнаружить.
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный ... . (Океан)


- Море, река, океан - как это можно назвать одним словом?  (Водоёмы)


- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?


- Правильно, тема сегодняшнего урока - «Водные богатства»


(СЛАЙД 6 )


- Оцените определение темы урока.


- Какие водоёмы вам ещё известны?

- А почему водоёмы называют богатством Земли?

(Вода – это жизнь. Питание для всех: человека, животных , растений, рыб, красота, отдых-купание, электричество и т.д.)


- Поэтому как нужно относиться к водоёмам?

- Правильно, бережно, не загрязнять их.

- Мы повторили всё, что нам необходимо.


4. Работа с новым материалом.


- Попробуйте разделить на две группы, представленные на слайде водоёмы.


(СЛАЙД 7 )


- На какие группы можно разделить водоёмы?

Вы встретились с затруднением


- Какое задание вы должны были выполнить? (Разделить водоёмы на две группы.)


- Почему не смогли выполнить?

(Мы не знаем)



- Какую цель поставите для себя на этом уроке? (Узнать ...., быть….)


(СЛАЙД 8)


- Оцените тему и цель урока.






- Каким источником информации можно воспользоваться? (Расскажет учитель, учебником, энциклопедией, интернетом)

- Откройте учебник на стр. 82, прочитайте второй абзац и попробуйте выполнить задание.

- На какие группы можно разделить водоёмы?

Естественные и искусственные. (Правильно.)

- Какие водоёмы отнесём к естественным? (Река, озеро, море, океан.)

- Какие водоёмы отнесём к искусственным? (Канал, пруд, водохранилище.) Проверка по

(СЛАЙДУ 9 )

- Искусственные водоёмы, созданы человеком. - - Для чего люди это делают?

По рекам и морям перевозят груз, и эти перевозки обходятся гораздо дешевле, чем на поезде или самолёте. Но бывает так, что реки текут близко друг от друга, но попасть из одной в другую нельзя. Тогда человек должен перегрузить всё в поезд или самолёт и перевезти на другую реку. Это сложно и дорого. Люди нашли выход. Между реками стали прорывать каналы и наполнять их водой. Получились искусственные реки.

- Для чего нужны пруды?

Люди выкапывают большие ямы или используют овраги, которые заполняют водой. В деревенских прудах плавают домашние утки и гуси, разводят рыбу. Хорошо, когда возле дома есть такой


водоём, на берегах которого можно отдохнуть.

На берегу пруда люди загорают, в воде – купаются.


- Водохранилище сооружают для накопления и хранения воды, которую используют в народном хозяйстве.

- А теперь выполните задание на стр. 82 (Догадайтесь, что пропущено в описании)

- Прочитайте один раз, вставьте пропущенные слова.(Читают по одному и вставляют нужные слова)


- Оцените свою работу.


Физкультминутка.

Вспомните стороны горизонта и следуйте моим командам.

Север – тянемся вверх, юг – приседаем, запад – тянемся влево, восток – вправо.


5. Карта. Части реки.

- Кто знает, каким цветом обозначают водоёмы на карте?


(СЛАЙД 10 )

- Какие крупные реки России вы можете назвать или показать на карте? Моря, океан?

- Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)

-А знаете ли вы, как образуется река? Где она начинается? Куда течёт?

Ответы детей:

(Текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в одну большую полноводную реку. Началом реки может быть ручей или родник, бьющий из под земли. Впадает река в другую реку, в озеро или море.)


- Рассмотрите схему на стр. 83. Расскажите по ней о частях реки.Прочитайте.

- Прочитаем текст под схемой вслух.

- Как называют начало реки? (Исток)

- Что такое устье реки? (Место, где река впадает в другую реку, озеро, море.)
- Что такое русло реки? (Углубление, по которому течет река.)

- Как определить левый и правый берега? (Встать по течению реки.)
- Что такое притоки? ( Другие реки и ручьи, которые в нее впадают.)

- Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода? (Из осадков (снег, дождь) или из подземных вод.)

- Какие крупные реки России вы можете назвать или показать на карте? Моря, океан?


- Ребята, а какие водные богатства есть в нашем крае?

- Посмотрите на следующие слайды.(Рассказ учителя о р.Волге, реках и озёрах Чувашии)


(СЛАЙДЫ 11,12,13,14,15)

- Водные объекты Чувашской Республики: водохранилище – 1, реки – 256, озёра – 754. Река Волга одна из крупнейших рек на нашей планете и самая большая в Европе. Длина её более 3500 км. На реке Волге расположены 4 города миллионера: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград. На Волге 8 гидроэлектростанций. Одна из них - Чебоксарская ГЭС.

- Исток Волги - ключ у д.Волговерховье в Тверской области. Устье - впадает река Волга в Каспийское море. Одна из самых больших рек
Чувашии – Сура, приток р.Волги.

- Озеро Изъяр, находится в Чебоксарском районе, 2-х км от п. Северный. Относится к памятникам природы Чувашии. Озеро Сюктюль в Моргаушском районе, самое глубокое в Чувашии – более 16 метров.


7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Как называют начало реки?

- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

- Как называют углубления, по которому течёт река?


8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа в парах.

- Настало время самостоятельной работы.

- На столе у вас схема «Части реки», подпишите части реки.

- Проверим работу.

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были недочёты? - Составил всё сам или с чьей-то помощью?

- Проверьте себя по рис. в учебнике.


- Оцените свою работу.

- Следующее групповое задание – синквейн.

Правила написания синквейна.



(Зачитывают свои ответы).

- Ребята, как мы должны относиться к водоёмам? (Бережно)

- Какая наука этим занимается? (Экология, год экол., охране окр. среды гос-во удел.бол. вним.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

- Я очень рада вашему успеху.

- Где вы сможете использовать открытые знания? (При выполнении тестовых заданий, в жизни.)


10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(СЛАЙД 17)

– А сейчас поделитесь своими впечатлениями об уроке, используя такие слова…

– научился…

– было интересно…

– больше всего понравилось…

– понял, что…

– приобрел…

– мне захотелось…

- Наш урок подошёл к концу. А это значит, пора подвести итоги.

- А теперь давайте вернемся к началу урока. Добились мы цели, которую перед собой поставили?

- Что было сложно?

- Что еще хотелось бы узнать?


- Оцените закрепление знаний.





- В начале урока вы отмечали свое настроение, отметьте на этом же листочке, изменилось ли ваше настроение.




- На оценочном листе вы оценивали себя. Сложите все оценки, которые вы себе поставили. У кого получилось

23-25 - поставьте себе за урок «5»

18-22 – поставьте себе за урок «4»

- Есть ли те, у кого получилось меньше 18? На каком этапе урока у вас возникли проблемы? Что было сложно?

- Я рада, что у вас сегодня многое получилось. Согласна со многими оценками, которые вы себе дали. Спасибо за работу.


12.Д/З Прочитать стр.82-85. Подготовить сообщение о любом водоёме Чувашии (где находится, какого размера, где устье, исток и т.д.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!