СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Водные богатства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический материал для урока окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Водные богатства»

Предмет:окружающий мир

Класс : 2

УМК «Школа России»

Тема «Водные богатства»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель:

познакомить с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами, с частями реки, красотой водоёмов родного края, красотой моря.

Задачи:

Обучающие.

Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию.

Развивающие.

Формировать умения работать в паре с графической информацией: анализировать схему частей реки, рассказывать о реке по схеме; формулировать выводы из изученного материала, участвовать в диалоге; составлять несложные монологические высказывания; осуществлять оценку и самооценку.

Воспитательные.

Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; чувство эстетического наслаждения от красоты моря, водоёмов родного края.


Универсальные учебные действия:

Личностные:

- освоение личностного смысла учения.

Регулятивные:

- определение цели учебной деятельности с помощью учителя;

- определение плана выполнения заданий под руководством учителя.

- осознание качества и уровня усвоениязнаний, оценка результатов работы;

- развитие способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий (саморегуляция).


Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности;



- анализ объектов с целью выделения признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения и группировки объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные:

- сотрудничество в совместном решении проблемы (задачи);

участие в диалоге; развитие умений слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.


Методы обучения: наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки со словами, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, капельки для рефлексии, лист оценки.

Используемые технологии:

  1. Здоровьесберегающая.

  2. Технология проблемного обучения.

  3. Групповая и парная работа (самостоятельный поиск информации, закрепление).

  4. Информационно-коммуникационные технологии (презентация).







Ход урока

1. Организационный момент.

- Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

Подарим улыбки,

Гостям, мне, друзьям,

свободно вздохнём

И, не волнуясь, урок наш начнём.

- Мы продолжаем изучение большой темы «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Ребята, давайте посмотрим на оранжевый круг. Мы будем сегодня много путешествовать и фантазировать.

2.Акуализация знаний

- Сегодня на уроке домашнее задание мы проверим в группах. Вспомним правила работы в группе.

Для работы и обсуждения к каждой группе выдаются вопросы.

Ребята, оцените себя. У вас у каждой группы гора с лесенкой. Оцените выполнение д \з, нарисовав человечка на одной из частей горы, согласно лесенке достижений.

3. Самоопределение к деятельности.

-Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла на урок.

( Даю по рядам шар с водой)

Что это такое?

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

Планета должна называться …”(Вода)

-Почему поэт предложил переименовать планету?

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:


  1. Не проедешь, не пройдешь –

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой.Болото


2. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона.Море

3. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется?Озеро

4. Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море.Река


5.К маме-речке бегу

И молчать не могу.

Я её сын родной,

А родился — весной.Ручей

- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? Водоёмы

Ребята, а вы знаете, что такое богатство?

Давайте обратимся к словарю В. Даля


(БОГАТСТВО
 ср. множество, обилие, изобилие, избыток, излишество.)

Можем мы воду назвать богатством?

Кто мне поможет определить тему урок?

Правильно, ребята,тема нашего урока «Водные богатства».

Тему определили. Что делаем дальше?(Ставим свои учебные цели)

Какие два слова нам помогают?( Освоить знания и выработать умения)

Какие знания освоим? (Узнаем, какие бывают водоемы. На какие группы они делятся. Какое они имею строения. Как обозначаются на карте).Какие умения выработаем?(Научимся их различать) .

4. Работа по теме урока.

- Ребята, водоемы делятся наестественные и искусственные.

- Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов

Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.

-Вы знаете, как они появились? Их создала природа

-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными.

А сейчас поработаем в паре.

-Ребята, посмотрите в учебник стр.82

«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)

1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди устроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд

Теперь в нем разводят рыбу. - Кто из животных строит плотины на реках и озерах. Бобры

2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось?Водохранилище

Сейчас из него берут воду для города.

-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился?Канал

Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек

- Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы

- Повторим, какие водоемы относятся к естественным? - К искусственным?


5. Физкультминутка музыкальная

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Все, как один, плывём, как дельфин.


Продолжение работы по теме

Ребята, а сейчас мы отправимся в путешествие по нашей Рязанской области.

Посмотрите на карту нашего края.

У нас есть много озер. Самые большие – это Белое озеро, Святое озеро, Великое озеро.

А вот водохранилища-Пронское и Новомичуренское.

-А теперь отправляемся в путешествие к реке. Посмотрите на карту, как изображены реки на карте.

Откуда и куда текут реки? Почему вода в реке всё время течёт? Сегодня мы об этом поговорим.

Послушайте стихотворение и попробуйте сказать: как образуются реки?


В день весенний и погожий

Два шумливых ручейка

Лезут под ноги прохожим:

« Где река? Где река?

Мы бежим издалека».

Отвечает им народ:

« Дальше, милые, вперёд».

Разговаривая звонко,

Мчатся дальше вперегонки…

Вдруг пред ними водоём,

Отразилось солнце в нём.

Подбегают к водоёму

Два весёлых ручейка,

Говорит один другому:

« Это вовсе не река.

Попадёшь сюда на горе,

Не увидишь сине море-

Здесь стоячая вода,

Мне не хочется сюда».

Оба в сторону метнулись

И нечаянно столкнулись,

И слились в один ручей.

Стал он больше и бойчей.

И опять бегут вперёд.

Вправо, влево, поворот…

Вдруг навстречу выбегает

Ручеёк из-под ворот.

« Где река? Где река?»-

Слышен голос ручейка.

« Сами ищем, сами ищем,

Не нашли ещё пока.

Слейся с нами- так втроём

Мы её быстрей найдём».

Вместе наши ручейки

Мчатся к берегу реки,

Трое- все в одном потоке,

Словно давние дружки.

« Разыскали, пострелята»,-

Улыбается река.

И нырнули вглубь куда-то

Три весёлых ручейка.

И другие мчатся с кручи,

Чтобы стать рекой могучей.


-Как же образуется река? (текут ручьи из разных мест, объединяются и постепенно сливаются в большую реку.)


–Как вы думаете, почему текут реки? (Поверхность Земли неровная и реки текут из более высокого места в низкое.)

- В домашней работе вы указали части холма. А знаете ли вы , что у реки тоже есть части?

6.Физкультминуткадля глаз

Глазки зажмурьте и веки сомкните, 
5 секунд так посидите.
Хлопаем ресницами, бабочка взлетает,
Нам так зимой ее не хватает.
Соседу по парте мы подмигнем
Левым, а потом и правым глазком.
Тикают часы, бегут минутки,
Следим глазами за маятником,
Какие тут еще шутки!
Стрелка обходи полный круг,
И ты следи за ней, мой друг.
Держим голову прямо и смотрим в потолок, 
А потом глазами поищем пол, дружок. 
У нас отлично получается, 
Жаль что зарядка для глаз кончается.


7.Работа по учебнику

– У каждой реки выделяют некоторые части.

– Найдите информацию об этом в учебнике на странице 83. Работаем в парах, стараясь запомнить части реки.

– Назовите части реки.

- Как определить правый и левый берег реки.

– По схеме объясните, что обозначают эти понятия.

- Ребята, а чтобы вам легче было запомнить части реки, я придумала такую девицу. А назову я свою девицу-красавицу Реченька Девчушка-речушка. Я не случайно назвала ее так, потому что у неё строение почти как у людей. (Подписывать)голова-это исток,начало, так как начало всем нашим действиям и даёт головной мозг

-затем у нас есть руки, правая и левая(покажите) –это притоки; другие реки,ручейки с правой стороны- правый приток, с левой стороны- левые притоки. У реки есть правый берег и левый берег( бочок)

Углубление, по которому течёт река -это русло реки. Течет наша река, течет, и вдруг на пути - другая река,и наша реченька впадает в другую речку или море. А место впадения реки в другую речку называют устьем. Слилась одна реченька с другой, и бегут вместе реченьки-подружки, журчат, и не скучно им вот так всем вместе.


– Сережа и Надя вместе с папой побывалилетом за городом. Они обследовали речки Незнанку и Осетрик и озеро Круглое. Ребята составили такую схему.

– У вас на столах такие же схемы. Нарисуйте на этих схемах стрелки, показав с их помощью течения рек Незнанки и Осётрик. А в кружках подпишите цифры, расположив их так:

1. Исток реки Незнанки.

2. Правый берег реки Незнанки.

3. Левый берег реки Незнанки.

4. Устье реки Незнанки.

5. Исток реки Осётрик.

6. Устье реки Осётрик.

– Сначала каждый работает со своей схемой, а затем проверяем выполнение в парах друг у друга. (Работа по схемам: сначала индивидуально, а затем – взаимопроверка в парах.)

Проверяем по образцу с доски.

Взаимооценкапо лесенке достижений. Приклеиваем капельку воды на свою ступеньку.

Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать вода. Откуда может поступать вода?

Давайте посмотрим на фотографии и объясним, чем река отличается от озера.

- А теперь попробуйте объяснить, чем отличается озеро от реки.-Вода в нём не течёт как поток в русле, а находится в углублении.

-Вода в реке пресная, а в озере может быть как пресная, так и солёная.

- А в чем сходство озера и реки? -Озеро, как и река, питается дождями и подземными водами.

На озёрах, как и на реках, бывают разливы весной.


Ребята, а вы знаете, какая в нашем крае самая большая река. Это Ока. Она имеет левый приток- река Солотча, правый приток- река Вожа.

8.Оздоровительная минутка. Дыхательная медитация

Ребята, сядьте прямо, закройте глаза. Представьте, что вы у реки вдыхаете свежий, прохладный воздух…чистый воздух…Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.


Продолжение работы по теме 


Ребята, а теперь давайте встанем и послушаем стоя сказку о реке Оке.


Жила - была речка. Назвали её Ока. А когда её так назвали и кто, неизвестно. Стала речка искать свой исток. И нашла близ города Калуги. Интересно стало речке, откуда взялось такое название «Ока». Спросила речка у людей. Оказывается,это название объясняется по-разному. Одни считают, что оно славяно-литовское ( славяне и литовские племя голядь, жившие в верховьях Оки, были соседями) и происходит от слова око (по-литовски окис – глаз, родник,акатакже и по-латышски значит родник), указывая на то, что вытекает из водоёма, который в истоках Оки в древности действительно существовал. Другие утверждают, что это название финно-угорское, сохранившееся с тех времён (10-11 вв.), когда финно-угорские племена обитали по нижнему течению Оки, и происходит от слова йоки, что значит «река».

Побежала речка смотреть свои владения и выяснила, что протекает она по территории Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской и Владимирской областей.По Оке идёт водный путь от Нижнего Новгорода на Рязань, Коломну и далее по Москве – реке до Москвы.

Стало реченьке скучно. Побежала она искать братьев и сестёр. И нашла. У Оки есть притоки в нашей области: Солотча,Вожа.

Стало реченьке повеселей. Решила она людям добро сделать.

Помогала она людям по хозяйству, грузы перевозила, людей, леса сплавляла.

Люди пользовались добротой речки. Отдыхали, ловили рыбу. Река мало уступала Волге по красоте. Её широкие плёсы, пляжи и живописные берега с лесами и рощами привлекали множество туристов и отдыхающих.

Люди полюбили реченьку, слагали ей стихи и песни.

От Орла и от Калуги,

От Тарусы- городка

Сквозь песчаные яруги

Льётся светлая Ока.

У Коломны, у Коломны,

Как заглавную строку,

Приняла Ока достойно

В свой простор Москву-реку.

Волге-матушке в объятья,

Словно песня, потекла

Мимо города Елатьмы,

Карачарова- села.

Мимо Муромских соборов,

Мимо Выксунских боров,

Мимо Павловских угоров

И Горбатовских садов.

Всё, что стало сердцу близко,

Всё приветила Ока-

От солдатских обелисков

До пастушьего рожка.

Но вот нежданно-негаданно пришла беда. Заболела реченька. Воды её уж больше не голубые, не светлые, а темные и мутные. Мешает что-то её ровному дыханию. Худеть начала реченька да мелеть. Пошла к врачу и узнала, что это люди виноваты в её болезни.. Предприятия, фермы, находящиеся на берегах реки, сбрасывают все отходы в реку. Нередко можно наблюдать на поверхности реки жёлтую пену, навоз, палки, бутылки, спокойно текущие по поверхности.

Заплакала реченька, вода её помутнела.

Как вы считаете,ребята, люди правильно ли себя вели или нет? Почему?


Да, ребята. Вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания,вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы.

К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, а также вода, использованная в быту. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

Не засорять, ставить очистительные сооружения


- Как в быту беречь и экономить чистую воду? Закрывать кран

- Правильно, молодцы.

- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.


9. Физкультминутка

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд.

Мы на пляже,

Солнце жжёт.

Побежим скорее в реку,

Окунёмся, поплывём.

Ах, какая благодать!

Но и меру надо знать.

-Мы провели физкультминутку. - О какой роли водоема она была? Что мы делали? Мы отдыхали

Значит водоем - это и место отдыха людей.

10. Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в парах. (сядьте по парам).Каждая пара должна придумать свой знак на тему « Не загрязняй водоемы!»

- Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.


11. Рефлексия.

- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы?

-Они дают воду, без них Земля высохла бы.

-Это дом для живых организмов (растений и животных).

-Это дорога для водного транспорта.

- Место отдыха.

-Какие части есть у реки.

-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.

12. Итог урока

- Ребята, продолжите, пожалуйста, предложения:

Я узнал…

  • Я научился…

  • Мне было интересно…

  • Больше всего понравилось…

  • Мне захотелось…

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Все вы очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

- Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимитегрустные.

13. Домашнее задание.

- Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад и оформить его. Используйте энциклопедии, интернет и справочники (по желанию).

- Обратитесь к статье учебника стр. 80 – 83.

- Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.

- Урок окончен. Спасибо всем за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!