Урок .Вода обычная и необычная.( 7 класс)
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воде с точки зрения трех наук: географии, биологии и химии.
План урока .Вода обычная и необычная.
1.Обсуждение темы
2.Георгафия
3.Биология- работа с текстом. ответы
4.Для чего вода нужна в организме( ответы на вопросы)
5.Видео о водомерках
6.Работа в группах
7.Отчеты групп
8.Возвращение к проблемному вопросу
9.Рефлексия.
Постановка темы и цели урока. (Слайд 1)
На уроке мы будем …….., изучать
Информацию из урока … извлекать
Точку зрения… высказывать
На вопросы ……………, отвечать
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..! развивать
(Слова-подсказки: изучать, отвечать, извлекать, высказывать, развивать.)
Ребята, наш урок сегодня мы начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!!» Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Слайд 2, 3)
- Правильно о воде? А что бы мы хотели узнать о ней? (Ответы учащихся)Какие мы поставим цели на сегодняшний урок?
Проблемный вопрос: почему вода – самая загадочная жидкость на Земле?»
Сегодня на уроке мы должны вместе создать досье на воду. Для этого все ваши исследования мы будем собирать вот в этой папке.
Приступим к изучению первого вопроса. Вода в природе.
- Посмотрите за окно. Что вы там видите? (Снег) Снег - это кристаллы замерзшей воды. Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране!
Как сосулька замерзает.
В дом туманом заползает.
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться.
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить.
2.Как вода образуется в природе. На эти вопросы знает ответы наука география.
Детям раздаются конверты с заданиями по географии о воде. Работа в группах. Отчеты групп.
3.Сейчас рассмотрим воду с точки зрения биологии.
Как вы думаете, сколько воды в организме человека? ( ответы)
А если более конкретно? Вам предстоит поработать с текстом и найти ответы на вопросы. Каждая группа находит информацию о содержании воды в конкретном органе организма.
Содержание воды в организме человека
Вопрос слушателям:
– По утверждению биологов, без пищи человек может прожить около 2-х месяцев, без воды не проживет и пяти дней. При потере 2% воды у человека появляется чувство жажды, при потере 6-8% наступает полуобморочное состояние, при 10% – галлюцинации, нарушение глотания. Потеря 10-20% воды опасна для жизни. Почему? Варианты ответа детей (Сама по себе вода не имеет питательной ценности, но она является непременной составной частью всего живого. Вода является той средой, в которой протекают все процессы жизнедеятельности: регулирует температуру тела, помогает питательным веществам усваиваться органами, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.)
4.Вода и химия.
Все знания о воде стали доступны благодаря экскрементам И вы сейчас тоже будете проводить экспериментами мысленные и реальные.
Для этого мы окунемся с Вами в практическую работу.
Но для начала мы вместе обсудим очень интересное свойство воды, которое возможно есть, а возможно я все выдумала.
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Скажите я хитрю, можно ли ходить по воде?
Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел – и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда. (С. Олегова)
А можно ли ходить по жидкой воде?
Итак, поверхность воды всегда затянута тончайшей плёнкой из молекул воды. По этой плёнке. Как по паркету, бегают насекомые – водомерки и другие. Могучие силы сцепления между молекулами поднимают воду вверх по тонким трубам и щелям. Чем тоньше трубка, тем выше подымается вода. Это – так называемый капиллярный эффект. Сила поверхностного натяжения тянет воду вверх из глубины почвы, питая растения питательными веществами и влагой.
Видео о водомерках. Обсуждение.
Задания для 1 группы.
1.Вы должны доказать прозрачность воды. используя набор ,представленный в лотке. Вы должны сами спланировать этот эксперимент.
2.Найти ответ на вопрос. Проблема: Что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?
Представить ответ в следующем виде:
1.Вода при нагревании ________________________________
2.Вода при охлаждении _______________________________
3. Подумай, где человек использует это свойство?
4.Нарисуйте эти свойства воды на листе бумаги.
Задания для 2 группы.
1.Вы должны доказать, что вода текуча. используя набор, представленный в лотке. Вы должны сами спланировать этот эксперимент.
2. Проблема: Как загрязнённую воду снова сделать чистой?
3.. Вывод: (напиши) _________________________________________________________.
4. Подумай, как человек использует это свойство воды
5. .Нарисуйте эти свойства воды на листе бумаги.
Задания для 3 группы.
1. Вы должны доказать способность воды растворять вещества используя набор ,представленный в лотке. Вы должны сами спланировать этот эксперимент.
.2.
О каком свойстве воды говорит данный опыт.?
3.Ответить на вопрос: можно ли сжать бутылку с водой?_________________________________________________________--
4. . .Нарисуйте эти свойства воды на листе бумаги
Вернемся к проблемному вопросу урока.
Ответ на проблемный вопрос Вода – единственное вещество, существующее в природных условиях Земли в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар.
Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ)
Рефлексия.
1) Рефлексивный экран:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…