СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вода и ее роль в клетке

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

интегрированный урок

Просмотр содержимого документа
«Вода и ее роль в клетке»

Петренко Татьяна Юрьевна, учитель биологии, географии, ОБЖ. МАОУ СОШ №5 г. Тобольск

Интегрированный урок по биологии в 10 кл.

Тема «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»


Цель урока: Способствовать развитию интереса к естественным наукам (физика, химия, биология, география, экология), углубить знания учащихся о биологической роли неорганических веществ клетки, раскрыть метапредметные связи. Формирование знаний о химическом составе клетки.

Задачи урока.

Образовательные: Сформировать знания о роли воды в жизнедеятельности клетки. Раскрыть взаимосвязь между строением и свойствами воды. Научить применять полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: Продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения, развитие мышления, памяти, внимания, умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, научной биологической речи, обще учебных умений и навыков, формирование информационных, обще учебных, коммуникативных компетентностей.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду. Воспитывать ценностное отношение к изучаемым знаниям, уважение друг к другу

Тип урока: обобщающий, комбинированный, применение знаний на практике.

Методы: беседа, эксперимент, групповая работа, работа с раздаточным материалом, репродуктивный.

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, посуда и компоненты для проведения опытов, раздаточный материал, ватман, клей, ножницы, маркеры.

Понятия и термины: вода, водородная связь, гидрофильные вещества, гидрофобные вещества, минеральные вещества

Ход урока

I. Организационный этап. Приветствие учеников (Слайд №1).

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Я бы скорее его назвала физико-химико-географо-биологический урок. Такие уроки носят название интегрированных, т.к. помогают объединить знания двух и более наук для создания целостного представления об изучаемом объекте.

II. Актуализация знаний. Мы сегодня будем изучать необычное по свойствам вещество планеты, обладающее парадоксальными свойствами и, безусловно, важнейшее для всего живого. Чтобы решить о каком веществе идет речь вам предлагается отгадать загадки.

1. С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И, о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад)

2. На окошке - пруд.

В нём рыбёшки живут.

У стеклянных берегов

Не бывает рыбаков. (Аквариум)



3. Глядятся в него молодые рябинки,

Цветные свои примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды -

В нём все отражается ...

Как это зеркало называется? (Озеро)

4. Меня частенько просят, ждут,

А только покажусь, все прятаться бегут. (Дождь)


И это вещество - вода. Тема нашего урока “Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки»”. (Слайд №2)

Эпиграфом к нашему уроку будут слова Леонардо да Винчи: “Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле” (Слайд №3)

III. Мотивация учебной деятельности. Вы рассмотрите самое важное минеральное вещество на Земле, вещество, которое в наибольшем количестве содержится во всех живых организмах, но, тем не менее, за него идет самая жесткая конкуренция, вода – это и среда обитания большинства живых организмов, и колыбель жизни. Вы рассмотрите структуру молекулы воды и ее роль в жизнедеятельности любой клетки. Выясните физические, биологические и химические свойства воды, благодаря которым возможно существование жизни на Земле.

IV. Проверка знаний. Для успешной работы на уроке вам предстоит распределиться по группам – по наукам изучающим воду – физика, химия, биология, география, экология. Для этого вы получили тезисы с различными характеристиками воды. А какая наука изучает эти характеристики – вы определяете сами. (Учащиеся распределяются по группам. Для проверки правильного выбора на столах находится список всех свойств)

V. Основная часть (оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы).

  1. Групповая работа. Итак, вы распределились по группам – физики, химики, биологи, географы и экологи. У вас на столах находятся: инструкция к работе, раздаточный материал, у некоторых оборудование для опыта. Ваша задача – за отведенное время, представить воду с точки зрения вашей науки и, главное, показать какую роль эти свойства воды играют в жизнедеятельности клетки. Для этого вы создаете некий продукт из того материала, который есть у вас на столах. На работу вам дается минут.



(ТЕКСТ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ПРИЛОЖЕНИИ 1)



  1. Защита проектов. Представители групп выходят к доске и защищают свой проект.

ФИЗИКА. Вода – прозрачная жидкость без цвета, вкуса, запаха.

ОПЫТ – ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ.

Вода об­ла­да­ет боль­шой теп­ло­ём­ко­стью. То есть по­гло­ща­ет боль­шое ко­ли­че­ство теп­ло­вой энер­гии при ми­ни­маль­ном по­вы­ше­нии соб­ствен­ной тем­пе­ра­ту­ры. Боль­шая теп­ло­ём­кость воды за­щи­ща­ет ор­га­низ­мы от пе­ре­гре­ва. И кроме этого со­зда­ет по­сто­ян­ные усло­вия для про­те­ка­ния био­хи­ми­че­ских про­цес­сов в ор­га­низ­ме.

Вода об­ла­да­ет боль­шой теп­ло­про­вод­но­стью, что обес­пе­чит рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние тепла по всему ор­га­низ­му. За счёт этого, био­хи­ми­че­ские про­цес­сы и все про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти про­хо­дят в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях.

Таким образом, теплопроводность и теплоемкость воды способствует поддержанию стабильности температуры тела живых организмов и создает возможность равномерного распределения теплоты между тканями.

У воды от­но­си­тель­но боль­шая теп­ло­та ис­па­ре­ния. Ис­па­ре­ние воды со­про­вож­да­ет­ся охла­жде­ние ор­га­низ­ма, по­то­му что боль­шое ко­ли­че­ство энер­гии тра­тит­ся на раз­рыв во­до­род­ных свя­зей, и эта энер­гия чер­па­ет­ся из окру­жа­ю­щей среды.

Вода прак­ти­че­ски не сжи­ма­ет­ся, со­зда­вая тем самым тур­гор­ное дав­ле­ние, опре­де­ляя объем и упру­гость кле­ток и тка­ней. На­при­мер, бла­го­да­ря этому наша кожа упру­га, а у круг­лых чер­вей и медуз име­ет­ся гид­ро­ста­ти­че­ский ске­лет.  

Вода ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим по­верх­ност­ным на­тя­же­ни­ем, что свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем во­до­род­ных свя­зей между мо­ле­ку­ла­ми воды и дру­ги­ми со­еди­не­ни­я­ми. Бла­го­да­ря силе по­верх­ност­но­го на­тя­же­ния воды про­ис­хо­дит ка­пил­ляр­ный кро­во­ток в нашем ор­га­низ­ме, вос­хо­дя­щий и нис­хо­дя­щий токи воды в теле рас­те­ний. Мно­гие мел­кие ор­га­низ­мы из­вле­ка­ют для себя поль­зу из этого по­верх­ност­но­го на­тя­же­ния, оно поз­во­ля­ет им удер­жи­вать­ся на воде или сколь­зить по её по­верх­но­сти.

Плот­ность воды и по­ве­де­ние её вб­ли­зи точки за­мер­за­ния. Плот­ность воды мак­си­маль­но при +4оС. Она умень­ша­ет­ся от +4 до 0, то есть лёд менее плот­ный (а зна­чит более лег­кий), чем вода. Это имеет боль­шое зна­че­ние для живых ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих в воде, по­то­му что во­до­е­мы за­мер­за­ют свер­ху, и мно­гие ор­га­низ­мы со­хра­ня­ют в них жиз­не­спо­соб­ность подо льдом. Если бы во­до­е­мы за­мер­за­ли бы снизу, от дна, тогда бы все эти живые ор­га­низ­мы по­гиб­ли бы зимой.

ВЫВОД: Физические свойства воды

  1. Без цвета, запаха, вкуса

  2. прозрачность

  3. температура

  4. Поверхностное натяжение

  5. вязкость

  6. теплоёмкость

  7. теплопроводность

  8. электропроводность

  9. сжимаемость

  10. текучесть

  11. вязкость

БИОЛОГИЯ. Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд 3). Для многих живых ор­га­низ­мов вода важна вдвойне, т.к. она не толь­ко вхо­дит в со­став их кле­ток, но и явля­ет­ся сре­дой оби­та­ния (слайд ).

В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма.

— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

— в клетках старого организма – 60%

— в головном мозге – 85%;

—в клетках эмали зубов – 10-15%. 

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках? - Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.

ОПЫТ Положите лист растения на салфетку и надавите. Что наблюдаете? Объясните опыт.

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной Сво­бод­ная вода вхо­дит в со­став ци­то­плаз­мы клет­ки, ва­ку­о­ли; за­пол­ня­ет меж­кле­точ­ное про­стран­ство, со­су­ды, про­стран­ство между ор­га­на­ми, - она нужна для транс­пор­та и пе­ре­но­са ве­ществ.

Свя­зан­ная вода вхо­дит в со­став кле­точ­ных струк­тур (бел­ков, мем­бран) и под­дер­жи­ва­ет их струк­ту­ру.

ВЫВОД: Биологические свойства воды:

  1. Транспортная. Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма.

  2. Метаболическая. Вода является средой для многих биохимических реакций в клетке (фотосинтез).

  3. Структурная. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95% воды. У растений вода определяет тургор клеток.

  4. Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей. Она входит в состав слюны, желчи, слез и т.д.

ХИМИЯ Вода имеет ряд свойств, ис­клю­чи­тель­но важ­ных для живых ор­га­низ­мов. Уни­каль­ные свой­ства воды опре­де­ля­ют­ся струк­ту­рой её мо­ле­ку­лы (растворимость). (слайд4,5).

Мо­ле­ку­ла воды со­сто­ит из атома кис­ло­ро­да и двух ато­мов во­до­ро­да.

Атом кис­ло­ро­да как более элек­тро­от­ри­ца­тель­ный, чем атомы во­до­ро­да, от­тя­ги­ва­ет элек­трон­ную плот­ность на себя. В ре­зуль­та­те она сме­ща­ет­ся в его сто­ро­ну, и на ато­мах во­до­ро­да воз­ни­ка­ет ча­стич­но по­ло­жи­тель­ный заряд, а на атоме кис­ло­ро­да ча­стич­но от­ри­ца­тель­ный заряд.

Так как атомы в мо­ле­ку­ле воды об­ра­зу­ют угол, один конец мо­ле­ку­лы воды несет по­ло­жи­тель­ный заряд, а дру­гой – от­ри­ца­тель­ный. Такую мо­ле­ку­лу на­зы­ва­ют ди­по­лем, или по­ляр­ной мо­ле­ку­лой.

Ча­стич­ный по­ло­жи­тель­ный заряд атома во­до­ро­да одной мо­ле­ку­лы вза­и­мо­дей­ству­ет с ча­стич­ным от­ри­ца­тель­ным за­ря­дом атома кис­ло­ро­да дру­гой мо­ле­ку­лы. Между ними воз­ни­ка­ет элек­тро­ста­ти­че­ское вза­и­мо­дей­ствие, и об­ра­зу­ют­ся во­до­род­ные связи. Во­до­род­ные связи сла­бые, но в воде их до­ста­точ­но много, по­это­му уни­каль­ные свой­ства воды как раз и опре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем во­до­род­ных свя­зей в воде.

Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.

ОПЫТ.. Демонстрация опытов. Даны два вещества: поваренная соль и растительное масло (подсолнечное). Данным опытом вы должны доказать все ли вещества одинаково растворимы в воде.

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, растительное масло.

Вещества


поваренная соль растительное масло.

Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества

Вода - уни­вер­саль­ный рас­тво­ри­тель. Она пре­вос­ход­ный рас­тво­ри­тель для по­ляр­ных со­еди­не­ний.

Какой процесс в клетке обеспечивает вода, как хороший растворитель? (Обеспечивает приток веществ в клетку через мембрану и их удаление. Обмен веществ. Под воздействием ферментов вода подвергается гидролизу, при это к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- и Н+ воды и образуются новые вещества с новыми свойствами. При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов). Слайд №7

В рас­тво­ре мо­ле­ку­лы или ионы ве­ще­ства на­чи­на­ют быст­рее дви­гать­ся, и ре­ак­ци­он­ная спо­соб­ность этого ве­ще­ства воз­рас­та­ет. Все био­хи­ми­че­ские про­цес­сы про­хо­дят в вод­ных рас­тво­рах.

По­ляр­ные ве­ще­ства «ли­пи­ды» не сме­ши­ва­ют­ся с водой, и по­это­му могут раз­де­лять вод­ные рас­тво­ры на от­дель­ные компоненты. Непо­ляр­ные части мо­ле­кул от­тал­ки­ва­ют­ся водой, и в ее при­сут­ствии при­тя­ги­ва­ют­ся друг к другу.

Непо­ляр­ные мо­ле­ку­лы вза­и­мо­дей­ству­ют с водой по-дру­го­му – они со­би­ра­ют­ся в капли, об­ра­зу­ют плен­ки. Такие ве­ще­ства на­зы­ва­ют гид­ро­фоб­ны­ми.  По­доб­ные гид­ро­фоб­ные вза­и­мо­дей­ствия иг­ра­ют важ­ную роль в обес­пе­че­нии ста­биль­но­сти мо­ле­кул суб­кле­точ­ных струк­тур, а также бел­ков и нук­ле­и­но­вых кис­лот.

ВЫВОД: Химические свойства воды

Вода – природный растворитель

Взаимодействие воды с неметаллами

Взаимодействие воды с металлам

Взаимодействие с оксидами металлов

Взаимодействие с оксидами неметаллов

Взаимодействие с солями

Взаимодействие с основными оксидами

Взаимодействие с кислотными оксидами

ГЕОГРАФИЯ. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится только 1/3 её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода! Слайд 5

Нахождение воды в природе:

3/4 земного шара
97% океаны и моря
3% озёра, реки, подземные воды
70% содержат животные организмы
90% содержат плоды огурца, арбуза
65% массы тела человека

Вывод: Вода является самым распространённым веществом на Земле. Нет такого минерала, горной породы, организма, в состав которого не входила бы вода.

ЭКОЛОГИЯ. Возле большого водоёма создаётся свой микроклимат. При образовании льда, выделяется большое колличество тепла в окружающую среду и это позволяет дольше деревьям сохранить листву. И наоборот, при таянии льда из окружающей среды поглощается теплота и температура воздуха понижается. При этом листья на деревьях появляются позже.

VI. Закрепление

Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Можно провести взаимную проверку - правильные ответы 1-б, 2-в, 3-б, 4-а,5-б, 6-а, 7-а.

Надеюсь, что полученные знания помогли вам больше узнать о роли воды в жизни живых организмах. Благодарю за внимание.

VII. Подведение итогов

Известный факт описан французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери в повести «Планета людей», герой которой, потерпев крушение во время перелета над пустыней, пережив предсмертную агонию от обезвоживания организма и почувствовав радость спасения, воскликнул: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не зная, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами, с тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже распрощались ... Ты самое большое богатство на свете ...»

 VIII. Домашнее задание. П. 7., ДОМАШНИЕ ОПЫТЫ



Ли­те­ра­ту­ра

1. А. А. Ка­мен­ский, Е. А. Крик­су­нов, В. В. Па­сеч­ник Общая био­ло­гия 10-11 класс Дрофа. - 2005.  

2. И. Н. По­но­ма­ре­ва, О. А. Кор­ни­ло­ва, Т. Е. Ло­щи­ли­на, П. В. Ижев­ский Био­ло­гия. 10 класс. Общая био­ло­гия. Ба­зо­вый уро­вень Вен­та­на-Граф 2010 год, 2-е из­да­ние, пе­ре­ра­бо­тан­ное. 224 стр.

3. Д. К. Бе­ля­ев Био­ло­гия 10-11 класс. Общая био­ло­гия. Ба­зо­вый уро­вень Про­све­ще­ние 2012 год 11-е из­да­ние, сте­рео­тип­ное. 304 стр.

4. В. Б. За­ха­ров, С. Г. Ма­мон­тов, Н. И. Сонин, Е. Т. За­ха­ро­ва Био­ло­гия 11 класс. Общая био­ло­гия. Про­филь­ный уро­вень Дрофа 2010 год 5-е из­да­ние, сте­рео­тип­ное 388 стр. 

5. В. И. Си­во­гла­зов, И. Б. Ага­фо­но­ва, Е. Т. За­ха­ро­ва Био­ло­гия 10-11 класс.. Общая био­ло­гия. Ба­зо­вый уро­вень Дрофа 2010 год 6-е из­да­ние, до­пол­нен­ное. 384 стр.

До­пол­ни­тель­ные ре­ко­мен­до­ван­ные ссыл­ки на ре­сур­сы сети Ин­тер­нет

1. Ви­ки­пе­дия (Ис­точ­ник).

2. Сайт о химии (Ис­точ­ник).

3. Google (Ис­точ­ник).



















Приложение1

Опыт1

Капля воды

Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и полезную воду.

В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.

Опыт 2

Отстаивание

Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на 3-4 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.

Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних химических соединений.

Опыт 3

Кипячение

В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно посудины.

Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.

Опыт 4

Тестирование марганцовкой

Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора марганцовки следует брать заведомо качественную.

Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению  которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не рекомендуется.







РИС . Ис­поль­зо­ва­ние по­верх­ност­но­го на­тя­же­ния жи­вы­ми ор­га­низ­ма­ми. Во­до­мер­ка бежит по воде (слева). Кровь дви­жет­ся по ка­пил­ля­ру (спра­ва)

Рис. Лед, пла­ва­ю­щий по по­верх­но­сти воды (слева), и ор­га­низ­мы, жи­ву­щие подо льдом (спра­ва)











Рис.. Рас­пре­де­ле­ние за­ря­да в мо­ле­ку­ле воды

Рис. Схема об­ра­зо­ва­ния во­до­род­ной связи между раз­но­имен­но за­ря­жен­ны­ми ато­ма­ми в двух мо­ле­ку­лах воды

            

Рис. 4. Рас­тво­ре­ние по­ляр­но­го ве­ще­ства в овде. Об­ра­зо­ва­ние ионов с гид­рат­ной обо­лоч­кой

Рис.. Гид­ро­лиз са­ха­ро­зы в воде

Рис.. Масло - ве­ще­ство, ко­то­рое не рас­тво­ря­ет­ся в воде – на по­верх­но­сти воды оно об­ра­зу­ет плен­ки (слева) или со­би­ра­ет­ся в капли (спра­ва)



ФИЗИКА. Вода – прозрачная жидкость без цвета, вкуса, запаха.

ОПЫТ – ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВОДЫ.

Вода об­ла­да­ет боль­шой теп­ло­ём­ко­стью. То есть по­гло­ща­ет боль­шое ко­ли­че­ство теп­ло­вой энер­гии при ми­ни­маль­ном по­вы­ше­нии соб­ствен­ной тем­пе­ра­ту­ры. Боль­шая теп­ло­ём­кость воды за­щи­ща­ет ор­га­низ­мы от пе­ре­гре­ва. И кроме этого со­зда­ет по­сто­ян­ные усло­вия для про­те­ка­ния био­хи­ми­че­ских про­цес­сов в ор­га­низ­ме.

Вода об­ла­да­ет боль­шой теп­ло­про­вод­но­стью, что обес­пе­чит рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние тепла по всему ор­га­низ­му. За счёт этого, био­хи­ми­че­ские про­цес­сы и все про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти про­хо­дят в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях.

Таким образом, теплопроводность и теплоемкость воды способствует поддержанию стабильности температуры тела живых организмов и создает возможность равномерного распределения теплоты между тканями.

У воды от­но­си­тель­но боль­шая теп­ло­та ис­па­ре­ния. Ис­па­ре­ние воды со­про­вож­да­ет­ся охла­жде­ние ор­га­низ­ма, по­то­му что боль­шое ко­ли­че­ство энер­гии тра­тит­ся на раз­рыв во­до­род­ных свя­зей, и эта энер­гия чер­па­ет­ся из окру­жа­ю­щей среды.

Вода прак­ти­че­ски не сжи­ма­ет­ся, со­зда­вая тем самым тур­гор­ное дав­ле­ние, опре­де­ляя объем и упру­гость кле­ток и тка­ней. На­при­мер, бла­го­да­ря этому наша кожа упру­га, а у круг­лых чер­вей и медуз име­ет­ся гид­ро­ста­ти­че­ский ске­лет.  

Вода ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим по­верх­ност­ным на­тя­же­ни­ем, что свя­за­но с об­ра­зо­ва­ни­ем во­до­род­ных свя­зей между мо­ле­ку­ла­ми воды и дру­ги­ми со­еди­не­ни­я­ми. Бла­го­да­ря силе по­верх­ност­но­го на­тя­же­ния воды про­ис­хо­дит ка­пил­ляр­ный кро­во­ток в нашем ор­га­низ­ме, вос­хо­дя­щий и нис­хо­дя­щий токи воды в теле рас­те­ний. Мно­гие мел­кие ор­га­низ­мы из­вле­ка­ют для себя поль­зу из этого по­верх­ност­но­го на­тя­же­ния, оно поз­во­ля­ет им удер­жи­вать­ся на воде или сколь­зить по её по­верх­но­сти.

Плот­ность воды и по­ве­де­ние её вб­ли­зи точки за­мер­за­ния. Плот­ность воды мак­си­маль­но при +4оС. Она умень­ша­ет­ся от +4 до 0, то есть лёд менее плот­ный (а зна­чит более лег­кий), чем вода. Это имеет боль­шое зна­че­ние для живых ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих в воде, по­то­му что во­до­е­мы за­мер­за­ют свер­ху, и мно­гие ор­га­низ­мы со­хра­ня­ют в них жиз­не­спо­соб­ность подо льдом. Если бы во­до­е­мы за­мер­за­ли бы снизу, от дна, тогда бы все эти живые ор­га­низ­мы по­гиб­ли бы зимой.

ВЫВОД: Физические свойства воды

Без цвета, запаха, вкуса

Прозрачность

Температура

Поверхностное натяжение

Вязкость

Теплоёмкость

Теплопроводность

Электропроводность

Сжимаемость

Текучесть

Вязкость







БИОЛОГИЯ. Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд 3). Для многих живых ор­га­низ­мов вода важна вдвойне, т.к. она не толь­ко вхо­дит в со­став их кле­ток, но и явля­ет­ся сре­дой оби­та­ния (слайд ).

В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма.

— в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

— в клетках старого организма – 60%

— в головном мозге – 85%;

—в клетках эмали зубов – 10-15%. 

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках? - Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.

ОПЫТ Положите лист растения на салфетку и надавите. Что наблюдаете? Объясните опыт.

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной Сво­бод­ная вода вхо­дит в со­став ци­то­плаз­мы клет­ки, ва­ку­о­ли; за­пол­ня­ет меж­кле­точ­ное про­стран­ство, со­су­ды, про­стран­ство между ор­га­на­ми, - она нужна для транс­пор­та и пе­ре­но­са ве­ществ.

Свя­зан­ная вода вхо­дит в со­став кле­точ­ных струк­тур (бел­ков, мем­бран) и под­дер­жи­ва­ет их струк­ту­ру.

ВЫВОД: Биологические свойства воды:

  1. Транспортная. Вода обеспечивает передвижение веществ в клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма.

  2. Метаболическая. Вода является средой для многих биохимических реакций в клетке (фотосинтез).

  3. Структурная. Цитоплазма клеток содержит от 60 до 95% воды. У растений вода определяет тургор клеток.

  4. Вода участвует в образовании смазывающих жидкостей и слизей. Она входит в состав слюны, желчи, слез и т.д.



ТРАНСПОРТНАЯ

МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРНАЯ

УЧАСТВУЕТ В СМАЗЫВАЮЩИХ ЖИДКОСТЯХ

Вода – природный растворитель

Взаимодействие воды с неметаллами

Взаимодействие воды с металлам

Взаимодействие с оксидами металлов

Взаимодействие с оксидами неметаллов

Взаимодействие с солями

Взаимодействие с основными оксидами

Взаимодействие с кислотными оксидами







ХИМИЯ Вода имеет ряд свойств, ис­клю­чи­тель­но важ­ных для живых ор­га­низ­мов. Уни­каль­ные свой­ства воды опре­де­ля­ют­ся струк­ту­рой её мо­ле­ку­лы (растворимость). (слайд4,5).

Мо­ле­ку­ла воды со­сто­ит из атома кис­ло­ро­да и двух ато­мов во­до­ро­да.

Атом кис­ло­ро­да как более элек­тро­от­ри­ца­тель­ный, чем атомы во­до­ро­да, от­тя­ги­ва­ет элек­трон­ную плот­ность на себя. В ре­зуль­та­те она сме­ща­ет­ся в его сто­ро­ну, и на ато­мах во­до­ро­да воз­ни­ка­ет ча­стич­но по­ло­жи­тель­ный заряд, а на атоме кис­ло­ро­да ча­стич­но от­ри­ца­тель­ный заряд.

Так как атомы в мо­ле­ку­ле воды об­ра­зу­ют угол, один конец мо­ле­ку­лы воды несет по­ло­жи­тель­ный заряд, а дру­гой – от­ри­ца­тель­ный. Такую мо­ле­ку­лу на­зы­ва­ют ди­по­лем, или по­ляр­ной мо­ле­ку­лой.

Ча­стич­ный по­ло­жи­тель­ный заряд атома во­до­ро­да одной мо­ле­ку­лы вза­и­мо­дей­ству­ет с ча­стич­ным от­ри­ца­тель­ным за­ря­дом атома кис­ло­ро­да дру­гой мо­ле­ку­лы. Между ними воз­ни­ка­ет элек­тро­ста­ти­че­ское вза­и­мо­дей­ствие, и об­ра­зу­ют­ся во­до­род­ные связи. Во­до­род­ные связи сла­бые, но в воде их до­ста­точ­но много, по­это­му уни­каль­ные свой­ства воды как раз и опре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем во­до­род­ных свя­зей в воде.

Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.

ОПЫТ.. Демонстрация опытов. Даны два вещества: поваренная соль и растительное масло (подсолнечное). Данным опытом вы должны доказать все ли вещества одинаково растворимы в воде.

Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, растительное масло.

Вещества


поваренная соль растительное масло.

Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества

Вода - уни­вер­саль­ный рас­тво­ри­тель. Она пре­вос­ход­ный рас­тво­ри­тель для по­ляр­ных со­еди­не­ний.

Какой процесс в клетке обеспечивает вода, как хороший растворитель? (Обеспечивает приток веществ в клетку через мембрану и их удаление. Обмен веществ. Под воздействием ферментов вода подвергается гидролизу, при это к свободным валентностям различных молекул присоединяются группы ОН- и Н+ воды и образуются новые вещества с новыми свойствами. При переваривании пищи происходит гидролиз жиров, белков и углеводов, при этом высвобождается энергия, обеспечивающая жизнедеятельность клеток. При гидролизе солей вода является источником электронов и протонов). Слайд №7

В рас­тво­ре мо­ле­ку­лы или ионы ве­ще­ства на­чи­на­ют быст­рее дви­гать­ся, и ре­ак­ци­он­ная спо­соб­ность этого ве­ще­ства воз­рас­та­ет. Все био­хи­ми­че­ские про­цес­сы про­хо­дят в вод­ных рас­тво­рах.

По­ляр­ные ве­ще­ства «ли­пи­ды» не сме­ши­ва­ют­ся с водой, и по­это­му могут раз­де­лять вод­ные рас­тво­ры на от­дель­ные компоненты. Непо­ляр­ные части мо­ле­кул от­тал­ки­ва­ют­ся водой, и в ее при­сут­ствии при­тя­ги­ва­ют­ся друг к другу.

Непо­ляр­ные мо­ле­ку­лы вза­и­мо­дей­ству­ют с водой по-дру­го­му – они со­би­ра­ют­ся в капли, об­ра­зу­ют плен­ки. Такие ве­ще­ства на­зы­ва­ют гид­ро­фоб­ны­ми.  По­доб­ные гид­ро­фоб­ные вза­и­мо­дей­ствия иг­ра­ют важ­ную роль в обес­пе­че­нии ста­биль­но­сти мо­ле­кул суб­кле­точ­ных струк­тур, а также бел­ков и нук­ле­и­но­вых кис­лот.





Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.


Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.


Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.





Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.



Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.

2. В каких клетках человека больше всего воды?

а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.

3. Каковы функции воды в клетке?

а) передача наследственной информации;

б) среда для химических реакций;

в) источник энергии.

4. Больше всего воды содержится в клетках:

а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.

5. Вода – основа жизни, т.к. она:

а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);

б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;

в) охлаждает поверхность при испарении.

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:

а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:

а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.






















Опыт1

Капля воды

Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и полезную воду.

В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.

Опыт 2

Отстаивание

Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на 3-4 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.

Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних химических соединений.

Опыт 3

Кипячение

В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно посудины.

Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.

Опыт 4

Тестирование марганцовкой

Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора марганцовки следует брать заведомо качественную.

Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению  которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не рекомендуется.

















Опыт1

Капля воды

Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и полезную воду.

В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.

Опыт 2

Отстаивание

Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на 3-4 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.

Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних химических соединений.

Опыт 3

Кипячение

В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно посудины.

Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.

Опыт 4

Тестирование марганцовкой

Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора марганцовки следует брать заведомо качественную.

Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению  которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не рекомендуется.



















Опыт1

Капля воды

Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и полезную воду.

В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.

Опыт 2

Отстаивание

Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на 3-4 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.

Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних химических соединений.

Опыт 3

Кипячение

В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно посудины.

Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.

Опыт 4

Тестирование марганцовкой

Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора марганцовки следует брать заведомо качественную.

Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению  которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не рекомендуется.

















Опыт1

Капля воды

Самый простой способ, стопроцентно определяющий наличие в воде солей и примесей. Наносим капельку тестируемой воды на поверхность чистого стекла или зеркала. Если на ее поверхность после высыхания капли останется идеально чистой, поздравляем – вы пьете качественную и полезную воду.

В случае, когда на месте высохшей воды останутся разводы, такую жидкость назвать чистой водой можно с большой натяжкой.

Опыт 2

Отстаивание

Набираем в трехлитровую банку воду, во избежание попадания исследуемую жидкость посторонних частиц накрываем банку крышкой и на 3-4 дня помещаем ее в темное место. По истечении указанного времени извлекаем емкость с водой на свет и внимательно рассматриваем.

Зеленый налет на стенках банки прямо укажет на наличие в воде простейших водорослей, осадок на дне банки будет свидетельствовать о присутствии в жидкости органических веществ, а масляная пленка на поверхности воды безошибочно выдаст наличие в воде посторонних химических соединений.

Опыт 3

Кипячение

В идеально чистую посуду наливаем воду, ставим емкость на огонь и доводим до кипения. Прокипятив жидкость в посуде в течении 10-15 минут, воду сливаем, а сами внимательно рассматриваем боковые стенки и дно посудины.

Присутствие накипи темно-серого цвета укажет на переизбыток в воде оксидов железа, а светло-желтый осадок позволит сделать вывод о наличии в воде в большом количестве солей кальция и различных оксидов.

Опыт 4

Тестирование марганцовкой

Готовим небольшое количество (около 100 мл) слабого водного раствора перманганата калия. Воду для приготовления раствора марганцовки следует брать заведомо качественную.

Наполняем наполовину стакан водой, пригодность к употреблению  которой необходимо проверить, и вливаем в него приготовленный раствор марганцовокислого калия. В случае, если жидкость в стакане приобретет желтоватый оттенок, употреблять такую воду для питья категорически не рекомендуется.











ГЕОГРАФИЯ. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится только 1/3 её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода! Слайд 5



ГЕОГРАФИЯ. Наша планета названа Землёй по явному недоразумению: на сушу приходится только 1/3 её территории, а всё остальное – Вода! Правильно было бы назвать её планета Вода! Слайд 5

Нахождение воды в природе:

3/4 земного шара
97% океаны и моря
3% озёра, реки, подземные воды
70% содержат животные организмы
90% содержат плоды огурца, арбуза
65% массы тела человека

Вывод: Вода является самым распространённым веществом на Земле. Нет такого минерала, горной породы, организма, в состав которого не входила бы вода.

ЭКОЛОГИЯ. Возле большого водоёма создаётся свой микроклимат. При образовании льда, выделяется большое колличество тепла в окружающую среду и это позволяет дольше деревьям сохранить листву. И наоборот, при таянии льда из окружающей среды поглощается теплота и температура воздуха понижается. При этом листья на деревьях появляются позже.



Без цвета, запаха, вкуса

прозрачность

температура

Поверхностное натяжение

Вода – природный растворитель

Взаимодействие воды с неметаллами

Взаимодействие воды с металлам

Взаимодействие с оксидами металлов







ТРАНСПОРТНАЯ

МЕТАБОЛИЧЕСКАЯ

СТРУКТУРНАЯ

УЧАСТВУЕТ В СМАЗЫВАЮЩИХ ЖИДКОСТЯХ

3/4 земного шара

97% океаны и моря

3% озёра, реки, подземные воды

Вода является самым распространённым веществом на Земле

































ФИЗИКА











ХИМИЯ

















БИОЛОГИЯ











ГЕОГРАФИЯ

ЭКОЛОГИЯ











38



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!