СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя среда организма. Кровь

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока: сформировать знания обучающихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме. Развить знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании в предохранении организма от потери крови. Дальнейшее развитие речи: работа с терминами.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Методы урока: рассказ с элементами беседы.

 

Оборудование: таблица «Строение крови».

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя среда организма. Кровь»


МБОУ «СОШ №1 им. Заслуженного учителя РФ А.А.Агаева с. Камбилеевское» МО – Пригородный район РСО - Алания














Тема: Внутренняя среда организма. Кровь






















Фидарова Зинаида Шалоевна

Учитель биологии




Урок: «Внутренняя среда организма. Кровь».


Цели урока: сформировать знания обучающихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме. Развить знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании в предохранении организма от потери крови. Дальнейшее развитие речи: работа с терминами.


Тип урока: изучение нового материала.


Методы урока: рассказ с элементами беседы.


Оборудование: таблица «Строение крови».


Ход урока.


I. Организационный момент.


II. Изучение нового материала.

1. Внутренняя среда организма.

Рассказ учителя с элементами.

Запись в тетрадь.

Внутренняя среда организма – это единая система жидкостей – является единственным продолжением водной основы клетки.


Компоненты внутренней среды

Компоненты внутренней среды

Местоположение в организме

  1. Кровь

Сердце и кровеносные сосуды

  1. Тканевая жидкость

Между клетками тканей

  1. Лимфа

Лимфатические сосуды


Взаимосвязь компонентов внутренней среды

Тканевая жидкость


Кровь Лимфа

1929 г. – У. Кеннон ввел термин гомеостаз (от греч. «гомеос» - подобный, «статис» - состояние) – постоянство внутренней среды.

Обобщение:

  • Внутренняя среда состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.

  • Постоянный состав внутренней среды обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках и выполнение свойственных им функций.

  • Гомеостаз поддерживается непрерывной работой органов и тканей.


2. Кровь.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

Функции крови:

  • питательная;

  • транспортная (перенос кислорода и углекислого газа);

  • удаление продуктов распада;

  • защитная и т.д.

Объем крови у взрослого человека – 5-6 л, у подростка – 3 л.


! В крови клетки не размножаются, а образуются в красном костном мозге. Разрушение состарившихся клеток происходит в печени и селезенке.


Кровь


Плазма (60%) Форменные элементы крови (40%)


Тромбоциты Эритроциты Лейкоциты



Плазма


Вода (90%) Вещества (10%)

Белки, жиры, углеводы,

металлы, минеральные соли и т.д.

3. Эритроциты.

Рассказ учителя.

Запись в тетрадь.

Впервые эритроциты увидел А.Левенгук.

Эритроцит («эритос» - красный, «цитос» - клетка) – красная клетка. Не имеет ядра.

Основная функция – перенос кислорода и углекислого газа.

Эритроцит


Вода Гемоглобин (Hb)

! В 1 мм3 крови – 4-5 млн. эритроцитов. Всего – 25 триллионов эритроцитов.



4. Лейкоциты.

Рассказ учителя.

Сообщение обучающегося об открытии явления фагоцитоза И.И.Мечниковым.

Запись в тетрадь.

Лейкоциты («леуцос» - бесцветный, белый) – белые клетки крови. Имеют ядро.

В 1 мм3 крови – 4-8 тыс. лейкоцитов.

Лейкоциты: фагоциты и лимфоциты.

Основная функция – защита от чужеродных тел и бактерий.


5. Тромбоциты.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Запись в тетрадь.

! Тромбоциты (кровяные пластинки)– неклеточный форменный элемент крови.

Основная функция – свертывание крови.


Работа с текстом учебника: составить схему образования тромба.


Обобщение.


III. Закрепление.

Установить соответствие.

Элементы крови


  1. Плазма

А. Защита

  1. Лейкоциты

Б. Транспорт кислорода

  1. Тромбоциты

В. Выработка антител

  1. Эритроциты

Г. Участвуют в образовании тромба


Д. Гемоглобин


Е. Группа крови


Ж. Лимфатический узел


З. Нет ядра


И. Фагоцитоз



IV. Домашнее задание.

§17, индивидуальные сообщения «Иммунитет», «СПИД».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!