МБОУ «СОШ №1 им. Заслуженного учителя РФ А.А.Агаева с. Камбилеевское» МО – Пригородный район РСО - Алания
Тема: Внутренняя среда организма. Кровь
Фидарова Зинаида Шалоевна
Учитель биологии
Урок: «Внутренняя среда организма. Кровь».
Цели урока: сформировать знания обучающихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме. Развить знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании в предохранении организма от потери крови. Дальнейшее развитие речи: работа с терминами.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: рассказ с элементами беседы.
Оборудование: таблица «Строение крови».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Внутренняя среда организма.
Рассказ учителя с элементами.
Запись в тетрадь.
Внутренняя среда организма – это единая система жидкостей – является единственным продолжением водной основы клетки.
Компоненты внутренней среды
Компоненты внутренней среды | Местоположение в организме |
Кровь | Сердце и кровеносные сосуды |
Тканевая жидкость | Между клетками тканей |
Лимфа | Лимфатические сосуды |
Взаимосвязь компонентов внутренней среды
Тканевая жидкость
Кровь Лимфа
1929 г. – У. Кеннон ввел термин гомеостаз (от греч. «гомеос» - подобный, «статис» - состояние) – постоянство внутренней среды.
Обобщение:
Внутренняя среда состоит из лимфы, крови и тканевой жидкости, которые связаны между собой. Если питательные вещества и кислород поступают в одну часть системы, то они попадают и во все другие части.
Постоянный состав внутренней среды обеспечивает нормальный обмен веществ в клетках и выполнение свойственных им функций.
Гомеостаз поддерживается непрерывной работой органов и тканей.
2. Кровь.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
Функции крови:
Объем крови у взрослого человека – 5-6 л, у подростка – 3 л.
! В крови клетки не размножаются, а образуются в красном костном мозге. Разрушение состарившихся клеток происходит в печени и селезенке.
Кровь
Плазма (60%) Форменные элементы крови (40%)
Тромбоциты Эритроциты Лейкоциты
Плазма
Вода (90%) Вещества (10%)
Белки, жиры, углеводы,
металлы, минеральные соли и т.д.
3. Эритроциты.
Рассказ учителя.
Запись в тетрадь.
Впервые эритроциты увидел А.Левенгук.
Эритроцит («эритос» - красный, «цитос» - клетка) – красная клетка. Не имеет ядра.
Основная функция – перенос кислорода и углекислого газа.
Эритроцит
Вода Гемоглобин (Hb)
! В 1 мм3 крови – 4-5 млн. эритроцитов. Всего – 25 триллионов эритроцитов.
4. Лейкоциты.
Рассказ учителя.
Сообщение обучающегося об открытии явления фагоцитоза И.И.Мечниковым.
Запись в тетрадь.
Лейкоциты («леуцос» - бесцветный, белый) – белые клетки крови. Имеют ядро.
В 1 мм3 крови – 4-8 тыс. лейкоцитов.
Лейкоциты: фагоциты и лимфоциты.
Основная функция – защита от чужеродных тел и бактерий.
5. Тромбоциты.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь.
! Тромбоциты (кровяные пластинки)– неклеточный форменный элемент крови.
Основная функция – свертывание крови.
Работа с текстом учебника: составить схему образования тромба.
Обобщение.
III. Закрепление.
Установить соответствие.
Элементы крови | |
Плазма | А. Защита |
Лейкоциты | Б. Транспорт кислорода |
Тромбоциты | В. Выработка антител |
Эритроциты | Г. Участвуют в образовании тромба |
| Д. Гемоглобин |
| Е. Группа крови |
| Ж. Лимфатический узел |
| З. Нет ядра |
| И. Фагоцитоз |
IV. Домашнее задание.
§17, индивидуальные сообщения «Иммунитет», «СПИД».