СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренние воды. Реки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внутренние воды. Реки»

Технологическая карта урока географии на тему «Внутренние воды. Реки»



Учитель

Баранова Татьяна Леонидовна

Тема урока

Внутренние воды. Реки.

Предмет, класс

География, 8 класс

Цель урока

расширение понятийной базы о реках России за счет включения в нее новых элементов (речной сток, падение и уклон реки).

Предметные задачи

  • определить взаимосвязь компонентов природы с реками,

  • развивать умение находить реки на карте России,

  • определить влияние рельефа местности на характер реки,

  • сформировать умение вычислять падение и уклон рек

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные: структурировать знания; анализировать текст и рисунки; формировать гипотезы, выявлять причинно-следственные связи, представлять информацию в виде схем.

Личностные: участвовать в творческой работе, сотрудничать с учителем и сверстниками, ответственно относятся к выполнению учебных задач

Регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе, договариваться о совместной деятельности, приходить к общему решению.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Результат урока

Ученик должен знать:

- источники пресной воды (внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота)

-понятийную базу о реках,

-речной сток,

-влияние рельефа на характер реки, падение и уклон рек,

-использование рек в хозяйстве с учетом их характера.

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология деятельностного обучения, ИКТ, проблемно-поисковая технология, метод наблюдения и умение читать текстовую и нетекстовую информацию (работа с нетекстовой информацией: схемы, географические тематические карты), проблемно-диалоговая технология, технология оценивания.

Оборудование и ресурсы урока

Компьютер проектор, физическая карта России, раздаточный материал, бланк ответов, лист самооценки.

Учебник: В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе «География России. Природа. Население. Хозяйство. 1 часть



Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Организационный момент


Цель: привлечь внимание учащихся, настроить на работу.





1 минута

Создание благоприятной рабочей обстановки.

-Здравствуйте, ребята. Зовут меня Нина Анатольевна. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я надеюсь на вашу активность и на наше сотрудничество в течение урока.


Давайте проверим, что нам потребуется на уроке.

Учебник, атлас, бланк ответов, карточка-тест, оценочный лист.

Подпишите бланк ответов и оценочный лист

Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание


Цель: уточнить имеющиеся знания и установить связь между новым материалом и ранее изученными темами;

создать условия через побуждающий диалог для постановки проблемного вопроса








5 минуты

























Итог: Формулирование ответа в виде гипотезы


Могут ли разные реки иметь одинаковый характер? От чего это зависит?

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Быстро мобилизовать учащихся на работу. Побуждение к формулированию темы урока

Проводит подводящий диалог:

О чем говорит Антуан де Сент – Экзюпери? Слайд 1

«…у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

А какая именно нам нужна вода?

Можно ли заменить пресную воду каким либо другим ресурсом?

Где в основном сосредоточены пресные воды?

К каким водам относятся эти объекты?

Найдите в тексте учебника на стр.108 какое место занимает Россия по запасам пресной воды? Запишите в бланк ответов. Сегодня мы посветим наш урок самому распространенному компоненту внутренних вод.

Отгадайте, пожалуйста загадку, разгадка которой нам и подскажет что это за компонент внутренних вод.

Течет, течет – не вытечет; Бежит, бежит – не выбежит.


Определите тему урока: (записать в бланк ответов) Слайд 2

Тема реки для вас новая? А все ли мы знаем о реках?

Ответьте на вопросы.

1. Главная река со всеми ее притоками

2. Углубление, по которому течет река

3. Начало реки

4. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море

5. Устье реки разбитое на рукава

6. Количество воды, проходящее через русло реки за определенный промежуток времени.

7. Превышение истока над устьем

8. Отношение падения реки к ее длине.

Получается, что не все мы еще знаем о реках, нам многое предстоит узнать.

Какие учебные задачи урока определим? Слайд № 3

Слайд № 4

Рассмотрите фотографии рек. Чем они отличаются?

Как называется это свойство рек?

Ответ на какой проблемный вопрос мы будем искать сегодня на уроке?

Слайд № 5

Отвечают на вопросы.

Вспоминают ранее изученный материал.


Предполагаемые ответы




О воде

Пресная.


Нет.

Реках, озерах, ледниках и др.

Внутренним.


второе





Река.


Внутренние воды. Реки.

Нет.


1. Речная система

2. Русло

3. Исток

4. Устье

5. Дельта

6. ----

7. ----

8. ----

систематизировать знания о реках и крупных речных системах России

расширить знания о реках, сформировать новые понятия.


Одни бурные стремительные, другие широкие спокойные.

Характер, горные и равнинные








Могут ли разные реки иметь одинаковый характер? От чего это зависит?











П:

-систематизация знаний;

- учатся строить высказывания;

анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.


К:

-планирование учебного сотрудничества;

- уметь точно и грамотно выражать свои мысли


Р:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения.




3. Усвоение новых знаний и способов действий.

1 этап: Общая характеристика речного стока России

Цель: сформировать понятие речной сток, установить рекорды рек.


Самостоятельная работа по учебнику





5 минут

















Итог: сформировали понятие речной сток, определили показатели рек.


Россия страна многочисленных рек.

Работая с текстом учебника на стр.108, ответьте на вопросы и впишите в бланк ответов.

Сколько в России рек?

Какова их общая протяженность?

Сколько в России крупных рек?

Но для хозяйственного использования рек важны не только их общее количество, но и их полноводность.

Она определяется показателем речного стока.

Что такое речной сток? Работа с учебником стр.108

Что определяется показателем речного стока?

Сколько % мирового годового речного стока приходится на долю российских рек? Уникальность России.

Ответ впишите в бланк ответов.


А куда несут свои воды российские реки? Основным вашим помощником будет карта внутренних вод России в атласах на стр. 4-5. И карта на экране Слайд №6


Выпишите в таблицу, к бассейнам каких океанов относятся реки России.

Проверьте свои работы. Слайд № 7

Все ли выполнили работу правильно? Где могли допустить ошибку?

Почему крупнейшие реки России текут на север?


Установите рекорды рек России. Впишите в таблицу, работая с учебником на стр.109. Ответы впишите в бланк ответов.

Какая река России самая длинная? Показать

Какая река самая полноводная? Показать

У какой реки самый крупнейший по площади речной бассейн? Показать

Предполагаемые ответы:



2,5 млн.

10 млн км.

120 тыс.




Прочитать правило в учебнике.

Полноводность рек


10 %



Работа с таблицей


















Большая территория России имеет уклон к северу



Лена

Енисей

Обь

















П:

- учатся ориентироваться в тексте, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием,

- учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К:

Уметь точно и грамотно выражать свои мысли

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи



Усвоение новых знаний и способов действий.

2 этап: определить влияние рельефа местности на характер реки


Цель: установить взаимосвязь рельефа местности и характера рек.


Самостоятельная работа по учебнику





5 мин




Итог: научились вычислять падение и уклон рек.

Покажите на карте крупную реку Дальнего Востока.

Слайд № 8 характера рек, определить характер по фото

Что влияет на их характер? Впишите ответ в бланк.

Главными показателями характера рек являются падение и уклон.

Определите, что такое падение? (стр.110)

Составьте формулу падения реки. Запишите в бланк ответов. Слайд № 9

Покажите реку Ангару на карте. Используя формулу, рассчитайте падение реки Ангары. Проговорите алгоритм действий. Данные найдите на листе ответов. Проверьте ответ.

Слайд № 10


Величина падения влияет на ее другую важную характеристику – уклон реки. Найдите формулу уклона реки. Запишите в бланк ответов. Слайд № 11

Рассчитайте уклон реки Ангары. Проговорите алгоритм действий. Проверьте ответ. Слайд № 12

ФИЗМИНУТКА !!!!!!

АМУР!!! Показывают на карте.

рельеф












Чтение правила

П= Ни – Ну


Исток оз. Байкал, 456 м

Устье впадение в реку Енисей 76 м

П= 456 – 76=380 м



Чтение правила

У= П(см) : ДЛ (км)

У=38000:1826=20,8 см/км


4. Использование в практической работе приобретённых знаний.


Самостоятельная работа по использованию приобретённых знаний


4 мин






















Итог: отработали навык вычисление падения и уклона рек

Самостоятельно рассчитайте величину падения и уклона реки Волга. Данные даны в бланке оветов.

Ни – Валдайская возв. – 210м. Ну – Каспийское море, а именно Прикаспийская низменность – 27 м. Длина реки Волга 3531 км

Покажите реку на карте. Проверьте правильность ответа. Слайд № 13 Рассчитайте падение и уклон реки Терек. Ни Кавказских хребет вблизи Казбека, 2713 м; Ну Каспийская низменность -27м. Длина 623 км

Покажите реку на карте. Проверьте правильность ответа. Слайд № 14

Слайд № 15

Реки

Падение

Уклон

Ангара

380м

20,8 см/км

Волга

237м

7 см/км

Терек

2740м

440 см/км

Сравните падение и уклон данных рек.

Можно ли по этим данным сразу определить характер реки?

У каких рек горных или равнинных величина падения и уклона будет больше?

Какие реки равнинные? А у этих рек одинаковые падение и уклон?

Значит, даже равнинные реки будут иметь разный характер.


Какой вывод мы можем сделать, свяжите с проблемный вопросом урока: Слайд № 16

Могут ли разные реки иметь одинаковый характер? От чего это зависит?

Мы ответили на проблемный вопрос урока?

Для чего необходимо знать и уметь рассчитывать падение и уклон рек?

Как используются реки в хозяйстве страны в зависимости от характера?

Выполняют работу.

Волга

П = 210 – (-27) = 237 м

У = 237 х 100 : 3531 = 7 см/ км


Терек

П = 2713 - (-27) = 2740 м

У = 2740 х 100 : 623 = 440 см/км
















Нет, все реки имеют разный характер, это зависит от величины падения и уклона рек, которые определяет рельеф местности, по которому протекают реки.


Для хозяйственного использования.

Судоходность, получение электроэнергии и др.

П:

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи




5. Подведение итогов

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели по теме и оценить собственную учебную деятельность

2 мин.



Итог: определили степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяет меру продвижения к цели учащимися

Подводящий диалог

- Давайте подведем итоги урока.

Какие задачи стояли в начале урока? Слайд № 18


- выполнили ли мы их?


Мы так же ответили и на проблемный вопрос урока.

А теперь в рабочих листах подсчитайте общее количество баллов. Критерии оценки даны в бланке. Поставьте каждый себе оценку, в зависимости от вклада в общую работу.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

систематизировать знания о реках и крупных речных системах России.

расширить знания о реках, сформировать новые понятия.


Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.    

П:- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

К: - учатся  выражать свои мысли.

Р: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности

6. Домашнее задание.

Цель: задать домашнее задание, пояснить его.

1 мин.





Итог: осмысление задания на дом

Слайд № 19

1. Параграф 24 чтение стр.107-111.

2. Найти на карте реки, вычислить падение и уклон рек по исходным данным:

Река Лена:

Исток – Байкальский хребет – 930 м; Устье – море Лаптевых – 0 м

Длина реки Лена 4400км

Река Печора:

Исток – Северный Урал – 416 м; Устье – Баренцево море – 120 м

Длина реки 1809 км.

осмысливают задание на дом

Р:

- мобилизуют свои силы к выполнению домашнего задания

7. Введение новых знаний в систему знаний и повторения

(тест с взаимопроверкой по эталону)

Цель: определить степень усвоения новых знаний по понятийной базе рек.


4 мин


Итог: определили степень усвоения темы урока

Вам предлагается выполнить задания теста.

Тест:

1. Главная река со всеми ее притоками

А) Русло Б) Дельта В) Речная система

2. Количество воды проходящее через русло за определённый промежуток времени

А) Падение реки Б) Речной сток В) Уклон

3. Отношение падения реки к ее длине.

А) Дельта Б) Губа В) Уклон реки

4. От чего зависит характер реки

А) Климат Б) Рельеф В) Почвы

5. Превышение истока над устьем

А) Устье Б) Падение реки В) Исток

6. Установи соответствие:

1. Ни – Ну А) Уклон реки

2. П(см) : ДЛ (км) Б) Падение реки

Слайд № 17

Отвечают на тест

Соотносят полученный результат с предположениями (осуществляют взаимопроверку), корректируют записи. Оценивают соседа по парте.




Взаимопроверка по образцу на слайде.

1. В 4. Б

2. Б 5. Б

3. В 6. 1Б, 2А

Критерии оценки в тесте.

П:

- учатся использовать нужную информацию.

К: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

Р:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!