Преподаватель Обоянская Т.Н. Группа 16 ОУП.05 Дата 07.05.20 Время 13:10-14-30
Тема :
«Внутренняя политика России в середине — второй половине
XVIII века»
Эпиграф
«Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории»
В.М. Васнецов
«Знать историю в строгом смысле слова – это значит знать ВСЁ»
С.И. Танеев
«Не любить историю может только человек, совершенно не развитый умственно » Н.Г. Чернышевский
Цели:
- Охарактеризовать личность и основные направления внутренней политики Екатерины Второй.
- Сформировать образ эпохи , применяя умения и навыки воспроизводить и систематизировать , полученную информацию , обобщать , делать выводы.
- Уметь работать с презентацией , рефератом, историческими источниками, интернет- ресурсами ,учебником .
- Гордиться культурным наследием России.
Планируемые результаты.
- Объяснять значимость реформ и преобразований во внутренней политике Екатерины Второй.
- Использовать умения работать с мультимедийной презентацией, рефератом , историческими источниками , интернет –ресурсами , учебником.
Актуализация знаний
- Петр I (1682-1725) Екатерина I (1725-1727 г) Петр II (1727-1730) Анна Иоановна (1730-1740) Анна Леопольдовна, Иван Антонович (1740-1741) Елизавета Петровна (1741-1761) Петр III (1761-1762) Екатерина II (1762-1796)
- Петр I (1682-1725)
- Екатерина I (1725-1727 г)
- Петр II (1727-1730)
- Анна Иоановна (1730-1740)
- Анна Леопольдовна, Иван Антонович (1740-1741)
- Елизавета Петровна (1741-1761)
- Петр III (1761-1762)
- Екатерина II (1762-1796)
7
1.Изучите материал презентации План
- 2 Политика «просвещенного абсолютизма».
- 3 Уложенная комиссия.
- 4Реформы Екатерины Великой.
Ответьте на проблемный вопрос
- Какое историческое значение имели преобразования Екатерины II для будущего Российской империи?
1. Личность Екатерины II.
1 Личность Екатерины II.
2.Политика «просвещенного абсолютизма».
- « Просвещенный абсолютизм» – это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.
- Работа со словарем исторических терминов, интернет –ресурсами .
Идеи французских просветителей
- Непримиримый противник деспотизма. Сторонник свободы. Свобода – право делать то , что не запрещено законом. Разработал учение о разделении властей – исполнительная, законодательная, судебная.
- Главное дело короля – наблюдать за исполнением законов, осуществлять исполнительную власть.
- Предлагал заменить абсолютную власть на конституционную.
- Суды должны быть независимы от короля и от парламента.
Шарль Луи Монтескье
(1689 – 1755)
- Считал, что абсолютная монархия- это тирания и рабство.
- Самое большое счастье для людей, когда государь –философ.
- Идеал общественного устройства – просвещённая монархия во главе с королём-философом. Реформы королевской власти – вот путь к свободе, равенству, собственности.
(1694 - 1778)
- Народ – источник власти, то есть верховная власть принадлежит только народу.
- Уравнять крайности бедности и богатства – вот задача законодателя.
- Идеал общественного устройства- демократическая республика мелких собственников, где каждая семья производит всё необходимое для себя.
- Источник неравенства в обществе и всех бедствий – частная собственность.
Жан Жак Руссо
(1712 - 1778)
Ответьте на вопрос
- Почему правители 18 века использовали политику «просвещенного абсолютизма»
3.Уложенная комиссия.
- Задание: Как вы думаете, почему участники Уложенной комиссии не могли прийти к общему мнению ?
- . способствовать расцвету государства;
- просвещение нации;
- учредить хорошую полицию;
- ввести порядок в государстве, который поддерживается законом.
3.Наказ основы внутренней политики .
Прием «пометки на полях или инсерт»
Задание : открыть § 46на странице 56-57 и проработ вопрос:« Уложенная комиссия»
прочитать текст, помечая соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения :
V «галочкой» помечается то, что уже известно;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V + - ?
представить графы таблицы преподавателю
Ответьте на вопросы:
- Чьи мысли легли в основу «Наказа» Екатерины II?
- Почему Уложенная комиссия не смогла прийти к общему мнению?
- Какие сословия участвовали в работе Уложенной комиссии.
4 .Реформы Екатерины Великой.
- 1764- указ о секуляризации церковных земель.
- 1765- учреждение Вольного экономического общества.
- 1775- введено право на открытие предприятий без разрешения правительства.
- 1771- запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.
- 1783- разрешение созданий вольных типографий.
- 1786- начало проведения школьной реформы.
4 .Реформы Екатерины Великой .
- Секуляризация – это передача в государственное управление монастырских и церковных земель.
- Записать определение в словарь исторических терминов.
4 .Реформы Екатерины Великой .
- 1767 –начало работы Уложенной комиссии.
- 1783 –Присоединение Крыма
- 1783-»Учреждение о губерниях»
- 1785-Жалованные грамоты дворянству и городам.
4. Экономическое развитие в 1762-1796 годах.
- Особенности развития экономики:
Начало разложения феодально-крепостнической системы:
1.Ослаблена натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйства.
2.Появляются ростки новой экономической системы, основанной на наемном труде.
3.Рост налогов, барщина увеличена до 4-6 дней, государственный оброк вырос в 3-5 раз.
4. Разорение и упадок переживало крестьянское хозяйство.
2.Выполните задания:
- Укажите события:
- 1762 -
- 1767 –.
- 1783 –
- 1785-.
3.Выполните тестовые задания:
- 1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?
- А) политика «сильной руки»
- Б) «следование западному образцу»
- В) политика «просвещенного абсолютизма»
- 2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?
- А) деспот и тиран
- Б) демократ на троне
- В) философ на троне
- 3.Что такое секуляризация?
- А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей
- Б) упразднение патриаршества
- В) передача церковных и монастырских земель государству
- 4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?
- А) для разработки реформ в области образования
- Б) для создания нового свода законов
- В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»
3.Выполните тестовые задания:
- 5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?
- А) купечество
- Б) дворянство
- В) окружение императрицы
- 6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):
- А) отмена прежних привилегий дворян
- Б) подтверждение прежних привилегий
- В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний
4.Индивидуальное задание.
(по выбору и по желанию)
Синквейн :
« Екатерина Вторая»
Кластер:
«Внутренняя политика Екатерины Второй»
Синквейн .
это стихотворение, состоящее из пяти строк
Задание: составить пятистишие.
Правила написания синквейна:
первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным;
вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило,
именами прилагательными;
третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами;
четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;
пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Например: Екатерина Вторая
Великая , образованная.
Правит, философствует , подавляет.
Проводит в России реформы
Императрица.
Кластер « Внутренняя политика Екатерины 2 »
Задание: составить кластер (кластеры).
I этап: Посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
II этап: Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
III этап: По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Кластер Ваша задача будет заключаться в том, чтобы записать основные направления внутренней политики Екатерины 2.
Екатерина 2
Подведение итогов занятия
Что нового узнали из презентации темы ?
Что понравилось в презентации данной теме?
Что не понравилось?
Срок выполнения задания: до следующего занятия по учебному расписанию Форма представления отчета: Выполнив задания в рабочей тетради, сделайте фото и отправьте работу преподавателю. Для обратной связи с преподавателем отправляйте выполненные задания на электронную почту [email protected]