СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Николая I

Нажмите, чтобы узнать подробности

По учебнику под редакцией Торкунова

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Николая I»

История России. 9 класс Внутренняя политика  Николая I Главная задача — укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат. Михайлова Надежда Михайловна

История России. 9 класс

Внутренняя политика

Николая I

Главная задача — укрепление власти дворян с опорой на армию и бюрократический аппарат.

Михайлова Надежда Михайловна

Состояние Российской империи к 1825 году в экономике- крепостное право, мало крупных промышленных предприятий, железных дорог; в политике- самодержавие, отсутствие Конституции; в общественном устройстве- сохранение сословного строя,  отсутствие  свободы слова и  организаций; в культуре- большая  часть населения  страны безграмотна,  велико влияние  религии Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Состояние Российской империи к 1825 году

  • в экономике- крепостное право, мало крупных промышленных предприятий, железных дорог;
  • в политике- самодержавие, отсутствие Конституции;
  • в общественном устройстве- сохранение сословного строя,

отсутствие

свободы слова и

организаций;

  • в культуре- большая

часть населения

страны безграмотна,

велико влияние

религии

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Павел I Николай I Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Павел I

Николай I

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Николай I: новый император Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны . Воспитатель Ламздорф в строгости воспитывал младших сыновей Павла.  « Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков

Николай I: новый император

Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1796 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны . Воспитатель Ламздорф в строгости воспитывал младших сыновей Павла.

« Одним словом, страх и искание, как избегнуть от наказания, более всего занимали мой ум. В учении видел я одно принуждение и учился без охоты. Меня часто, и, я думаю, без причины, обвиняли в лености и рассеянности, и нередко граф Ламздорф меня наказывал тростником весьма больно среди самых уроков".

Николай I

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4

Николай I: новый император Франц Крюгер Русская гвардия  в Петергофе В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Николай I: новый император

Франц Крюгер

Русская гвардия

в Петергофе

В три года мальчик впервые надел военный мундир. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Николай I: новый император Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская )  - супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Николай I: новый император

Александра Фёдоровна (урождённая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская )  - супруга российского императора Николая I, мать Александра II, императрица российская

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний». Фрейлина А.Ф. Тютчева  Какие черты характера выработались у будущего императора?  Какая организация была идеалом для Николая I?  Что император требовал от своих подчинённых? Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей.

Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Фрейлина

А.Ф. Тютчева

  • Какие черты характера выработались у будущего императора?
  • Какая организация была идеалом для Николая I?
  • Что император требовал от своих подчинённых?

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Правление Николая I При Николае I был осуществлён ряд реформ. Но первоочередную задачу своего правления он видел в укреплении существующих порядков. Поэтому разработка реформ проходила в ещё большей секретности, чем при Александре I. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Правление Николая I

При Николае I был осуществлён ряд реформ.

Но первоочередную задачу своего правления он видел в укреплении существующих порядков.

Поэтому разработка реформ проходила в ещё большей секретности, чем при Александре I.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Преобразования в стране: Укрепление государственного аппарата Кодификация законов Решение крестьянского вопроса Решение проблемы государственных финансов Укрепление социальной базы самодержавия Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Преобразования в стране:

  • Укрепление государственного аппарата
  • Кодификация законов
  • Решение крестьянского вопроса
  • Решение проблемы государственных финансов
  • Укрепление социальной базы самодержавия

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственное управление при Николае I Император Собственная Его Императорского Величия канцелярия Сенат Госсовет Синод Комитет министров Министерства Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21» 7

Государственное управление при Николае I

Император

Собственная Его Императорского Величия канцелярия

Сенат

Госсовет

Синод

Комитет министров

Министерства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7

Государственное управление при Николае I СОБСТВЕННАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ (1826 г.) III отделение (1826 г.)- орган высшей политической полиции 1 отделение- готовило бумаги для докладов императору  II отделение (1826 г.) создано для кодификации (упорядочения) законов корпус жандармов IVотделение (1826 г.) создано для руководства учебными заведениями ведомства Марии Федоровны и благотворительными организациями V отделение (1836 г.) создано для проведения реформы государственных крестьян VI отделение (1842 г.)  создано для решения вопросов управления Закавказья Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственное управление при Николае I

СОБСТВЕННАЯ ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КАНЦЕЛЯРИЯ (1826 г.)

III отделение (1826 г.)-

орган высшей

политической полиции

1 отделение-

готовило бумаги

для докладов

императору

II отделение

(1826 г.) создано

для кодификации

(упорядочения)

законов

корпус жандармов

IVотделение (1826 г.)

создано для руководства

учебными заведениями

ведомства Марии Федоровны

и благотворительными

организациями

V отделение (1836 г.)

создано для проведения

реформы государственных

крестьян

VI отделение (1842 г.) создано для решения вопросов управления

Закавказья

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Государственное управление при Николае I Собственная Его Императорского Величия канцелярия Орган центрального управления Подменяла центральные учреждения Связующее звено между царём и правительством

Государственное управление при Николае I

Собственная Его Императорского Величия канцелярия

Орган центрального управления

Подменяла центральные учреждения

Связующее звено между царём и правительством

 Укрепление государственного аппарата Кодификация(упорядочение) законов Соборное Уложение 1649 г. единственный свод законов 1. Выявил в архиве все  законы; 2. Расположил в  хронологической  последовательности  после 1649 г.; 3. Расположил по  отраслям права; 4. Выявил устаревшие  законы. Устарел Затруднено рассмотрение уголовных и гражданских дел. Сперанский М.М. (глава II отделения) В 1830 г. опубликовано «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах, куда вошло законодательство с 1649 по 1825 гг. (30 тысяч законов) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Укрепление государственного аппарата

Кодификация(упорядочение) законов

Соборное Уложение

1649 г. единственный

свод законов

1. Выявил в архиве все

законы;

2. Расположил в

хронологической

последовательности

после 1649 г.;

3. Расположил по

отраслям права;

4. Выявил устаревшие

законы.

Устарел

Затруднено

рассмотрение

уголовных и

гражданских дел.

Сперанский М.М.

(глава II отделения)

В 1830 г. опубликовано «Полное собрание законов

Российской империи» в 45 томах, куда вошло

законодательство с 1649 по 1825 гг. (30 тысяч законов)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

НО Надо выявить устаревшие законы + надо отредактировать все имеющиеся законы, т.е. устранить противоречия между ними. (если законов не хватало, то Сперанский «дописывал» их на основе норм зарубежного права). В 1832 г. издается «Свод законов Российской империи» в 15 томах, куда вошли только действующее законы. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

НО

Надо выявить устаревшие законы

+

надо отредактировать все имеющиеся законы,

т.е. устранить противоречия между ними.

(если законов не хватало, то Сперанский

«дописывал» их на основе норм зарубежного права).

В 1832 г. издается «Свод законов Российской империи» в 15 томах, куда вошли только действующее законы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ст.1: Император Всероссийский  есть монарх самодержавный  и неограниченный…. Значение кодификации законов: - устранила противоречия в  законодательстве;  создала стройную систему законов;  уменьшила хаос в управлении  и произвол чиновников. 19.01 1833 г. Свод законов был одобрен Государственным Советом Николай I Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ст.1: Император Всероссийский

есть монарх самодержавный

и неограниченный….

Значение кодификации законов:

- устранила противоречия в

законодательстве;

  • создала стройную систему законов;
  • уменьшила хаос в управлении

и произвол чиновников.

19.01 1833 г.

Свод законов был

одобрен

Государственным

Советом

Николай I

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Борьба с революционным движением Создание Третьего отделения (1826 г.)  система политического сыска с  целью наблюдения за политической  благонадежностью отдельных лиц. предотвращать заговоры; борьба со злоупотреблениями местных  властей; 3. следить за подозрительными иностранцами; 4. расследовать особо опасные дела; 5. следить за деятельностью религиозных сект; 6. предотвращать крестьянские восстания; 7. театральная цензура; 8. ежегодные отчеты царю о состоянии  общественного мнения и мерах, принятых для охранения порядка. Бенкендорф А.Х. (руководил до 1844 г.) В подчинении было 40 человек. Личный друг императора. Участник Отечественной войны 1812 года. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Борьба с революционным движением

Создание Третьего отделения (1826 г.)

  • система политического сыска с

целью наблюдения за политической

благонадежностью отдельных лиц.

  • предотвращать заговоры;
  • борьба со злоупотреблениями местных

властей;

3. следить за подозрительными иностранцами;

4. расследовать особо опасные дела;

5. следить за деятельностью религиозных сект;

6. предотвращать крестьянские восстания;

7. театральная цензура;

8. ежегодные отчеты царю о состоянии

общественного мнения и мерах, принятых для охранения порядка.

Бенкендорф А.Х.

(руководил до

1844 г.)

В подчинении

было 40 человек.

Личный друг императора.

Участник Отечественной войны 1812 года.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При Третьем отделении был создан корпус жандармов как специальная военно-политическая сила, выполняющая охранные функции. Вся страна разбита на пять жандармских округов, во главе которых стоял жандармский генерал Дубельт Л.В. первый начальник корпуса жандармов Была реорганизована система органов внутреннего порядка, придав ей всеобъемлющий характер. Николай I хотел уяснить слабые стороны политического режима, чтобы принять меры к их устранению. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

При Третьем отделении был создан

корпус жандармов как специальная

военно-политическая сила, выполняющая охранные функции.

Вся страна разбита на пять жандармских

округов, во главе которых стоял жандармский

генерал

Дубельт Л.В.

первый

начальник

корпуса жандармов

Была реорганизована система органов внутреннего порядка, придав ей всеобъемлющий характер. Николай I хотел уяснить слабые стороны политического режима, чтобы принять меры к их устранению.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Секретный Комитет для тайного надзора над цензурой   Любая рукопись и даже ноты  должны быть проверены  цензором Взять под контроль «распустившуюся печать» Не допускается  религиозное вольнодумство Цензурный Устав 1826 г. ( «чугунный»). В 1828 г. будет смягчен, но это не изменит ситуации. Нельзя высказываться о государственных преобразованиях Нельзя печатать философские книги Не должно быть в печати материалов «возмутительного характера против властей» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Секретный Комитет для тайного надзора над цензурой

Любая рукопись и даже ноты

должны быть проверены

цензором

Взять под контроль

«распустившуюся

печать»

Не допускается

религиозное

вольнодумство

Цензурный Устав

1826 г.

( «чугунный»).

В 1828 г. будет смягчен,

но это не изменит

ситуации.

Нельзя

высказываться

о государственных

преобразованиях

Нельзя печатать

философские книги

Не должно быть в печати

материалов «возмутительного

характера против властей»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дворянская политика Дворянство оставалось опорой российского самодержавия.  Но его положение заметно пошатнулось за I четверть XIX века. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Дворянская политика

Дворянство оставалось опорой российского самодержавия.

Но его положение заметно пошатнулось за

I четверть XIX века.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Укрепление социальной опоры самодержавия Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России. Меры по укреплению позиций дворянства Указ о майоратах Запрет на деление земли между наследниками (1845 г.)  Повышение чинов, дававших право на дворянское звание Усиление роли дворянских собраний с 1831 г. повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления (1845 г.) Ограничение доступа в дворянство Привилегии детям при поступлении в средние и высшие учебные заведения. По новому школьному уставу (1828 г.) в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Укрепление социальной опоры самодержавия

Правительство предприняло ряд мер по поддержке дворянства, что привело к повышению авторитета и роли дворян в России.

Меры по укреплению позиций дворянства

Указ о майоратах

Запрет на деление земли между наследниками

(1845 г.)

Повышение чинов, дававших право на дворянское звание

Усиление роли дворянских собраний с 1831 г. повышен имущественный ценз для участников выборов дворянских органов самоуправления

(1845 г.)

Ограничение доступа в

дворянство

Привилегии детям при поступлении в средние и высшие учебные заведения.

По новому школьному уставу (1828 г.) в средние и высшие учебные заведения принимались только дети дворян и чиновников

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Укрепление социальной опоры самодержавия Образование Большое внимание профессиональному образованию Увеличение количества гимназий и институтов Запрет на прием крепостных в средние и высшие учебные заведения Введение цензурного устава («чугунный») Сергей Семенович Уваров

Укрепление социальной опоры самодержавия

Образование

  • Большое внимание профессиональному образованию
  • Увеличение количества гимназий и институтов
  • Запрет на прием крепостных в средние и высшие учебные заведения
  • Введение цензурного устава («чугунный»)

Сергей Семенович Уваров

Идеология при Николае I Большое значение уделялось идеологическому обоснованию политики Николая I.   Ввиду этого появилась теория официальной народности.   Её автором стал граф Сергей Семёнович Уваров. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Идеология при Николае I

Большое значение уделялось идеологическому обоснованию политики Николая I.

Ввиду этого появилась теория официальной народности.

Её автором стал граф Сергей Семёнович Уваров.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория официальной народности Самодержавие Православие Народность Основа духовной жизни русского народа. Проводник идей самодержавия Гарантия нерушимости Российской империи Принцип единения русского монарха и народа Ограждение России от западных идей , гарантия спокойствия Условие сохранения устоев русской жизни Источник его нравственности Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Теория официальной народности

Самодержавие

Православие

Народность

Основа духовной жизни русского народа. Проводник идей самодержавия

Гарантия нерушимости Российской империи

Принцип единения русского монарха и народа

Ограждение России от западных идей , гарантия спокойствия

Условие сохранения устоев русской жизни

Источник его нравственности

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос От прежних правителей Николаю I достался нерешённый крестьянский вопрос.   К 30-м годам XIX века абсолютно всем было ясно, что положение крестьян России требует улучшения. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос

От прежних правителей Николаю I достался нерешённый крестьянский вопрос.

К 30-м годам XIX века абсолютно всем было ясно, что положение крестьян России требует улучшения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос «Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех очевидное, но прикоснуться к оному было бы злом еще более гибельным».   Николай I Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос

«Крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло для всех очевидное, но прикоснуться к оному было бы злом еще более гибельным».

Николай I

Николай прекрасно понимал, что главной проблемой российского общества оставался крестьянский вопрос.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос Император Николай I решил начать с государственных крестьян.  Реализовать этот план должен был граф П. Д. Киселёв.  Ему была поручена реформа управления государственными крестьянами. Киселев П.Д.- член Госсовета и министр государственных имуществ Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос

Император Николай I решил начать с государственных крестьян.

Реализовать этот план должен был граф П. Д. Киселёв.

Ему была поручена реформа управления государственными крестьянами.

Киселев П.Д.- член

Госсовета и министр

государственных

имуществ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос Реформа управления Государственными крестьянами 1837-1841 гг.  Инвентарная реформа 1847-1848 гг. Деятельность секретных комитетов по крестьянскому вопросу Киселев П.Д. Цели: Поднять благосостояние  крестьян. 2. Сделать крестьян исправными налогоплательщиками. 3. Показать помещикам  пример управления Разработка и внедрение мер по облегчению положения крестьян Инвентарная реформа в ряде губерний Западной Украины. В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупа на свободу и приобретать незаселенные земли и строения. 1842 г .- указ «Об обязанных крестьянах» Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Крестьянский вопрос

Реформа управления

Государственными

крестьянами

1837-1841 гг.

Инвентарная

реформа

1847-1848 гг.

Деятельность

секретных комитетов

по крестьянскому

вопросу

Киселев П.Д.

Цели:

  • Поднять

благосостояние

крестьян.

2. Сделать крестьян

исправными

налогоплательщиками.

3. Показать помещикам

пример управления

Разработка

и внедрение мер

по облегчению

положения крестьян

Инвентарная реформа в ряде губерний Западной Украины.

В 1847-1848 годах крестьяне получили права выкупа на свободу и приобретать незаселенные земли и строения.

1842 г .- указ

«Об обязанных

крестьянах»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Реформа в государственной деревне 1 . Ведение крестьянского самоуправления.  Избрание крестьянами должностных лиц  сельского управления ( старшин, сотских,  десятских). 2. Наделение малоземельных крестьян землей  за счет свободных земель ( особенно на востоке страны). 3. Упорядочение налогообложения. 4. Строительство дорог, школ, медпунктов. 5. Оставить «общественную запашку» на случай  неурожаев ( часто крестьян заставляли сажать картофель, что было непривычно и в начале1840-х гг. привело к «картофельным бунтам»). НО Помещики не довольны улучшением положения государственных крестьян, т.к. усилились различия в положении государственных и крепостных крестьян Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Реформа в государственной деревне

1 . Ведение крестьянского самоуправления.

Избрание крестьянами должностных лиц

сельского управления ( старшин, сотских,

десятских).

2. Наделение малоземельных крестьян землей

за счет свободных земель ( особенно на востоке страны).

3. Упорядочение налогообложения.

4. Строительство дорог, школ, медпунктов.

5. Оставить «общественную запашку» на случай

неурожаев ( часто крестьян заставляли сажать картофель, что было непривычно и в начале1840-х гг. привело к «картофельным бунтам»).

НО

Помещики не довольны

улучшением положения государственных

крестьян, т.к. усилились различия в положении

государственных и крепостных крестьян

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Помещик может заключать с крестьянином договор о предоставлении им земельных наделов в наследственное владение. За это крестьяне выполняют различные повинности в пользу бывших хозяев. (ОБЯЗАНЫ) Указ «Об обязанных крестьянах» 1842 г .  1841 г. Указ о запрещении продавать крестьян без земли. 1847 г. Указ о выкупе крестьян на свободу при продаже имения НО 1848 г. Указ о праве крепостных покупать  незаселенныеземли Помещики проигнорировали Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Помещик может заключать с крестьянином договор о

предоставлении им земельных

наделов в наследственное

владение.

За это крестьяне выполняют

различные повинности в пользу бывших

хозяев. (ОБЯЗАНЫ)

Указ «Об обязанных

крестьянах» 1842 г .

1841 г. Указ

о запрещении

продавать крестьян

без земли.

1847 г. Указ о

выкупе крестьян на

свободу при

продаже имения

НО

1848 г. Указ о

праве крепостных

покупать

незаселенныеземли

Помещики

проигнорировали

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Инвентарная реформа 1847-1848 гг.  В западных губерниях (помещики католики,  крестьяне православные)  составлены «инвентари» - описания помещичьих имений с точной фиксацией наделов и повинностей крестьян с целью их ограничения. НО Помещики проигнорировали Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Инвентарная реформа 1847-1848 гг.

В западных губерниях (помещики католики,

крестьяне православные)

составлены «инвентари» - описания

помещичьих имений с точной

фиксацией наделов и повинностей

крестьян с целью их ограничения.

НО

Помещики проигнорировали

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Решение крестьянского вопроса при Николае I Сокращение вдвое недоимок по налогам Итоги реформы Киселёва Увеличение дохода казны на 15 – 20%. Частичное решение проблемы «земельного голода» Улучшение быта крестьян (создание более 2,5 тыс. школ и 250 больниц)

Решение крестьянского вопроса при Николае I

Сокращение вдвое недоимок по налогам

Итоги реформы Киселёва

Увеличение дохода казны на 15 – 20%.

Частичное решение проблемы «земельного голода»

Улучшение быта крестьян (создание более 2,5 тыс. школ и 250 больниц)

Правление Николая I Политика Николая I, направленная на усиление централизации власти в России Необходимость значительного увеличения бюрократического аппарата Российской империи Разрастание чиновничьего аппарата с 16 тысяч до примерно 90 тысяч. «Россией правят столоначальники» Николай I Усиление роли и своевольства мелких чиновников на местах Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Правление Николая I

Политика Николая I, направленная на усиление централизации власти в России

Необходимость значительного увеличения бюрократического аппарата Российской империи

Разрастание чиновничьего аппарата с 16 тысяч до примерно 90 тысяч. «Россией правят столоначальники» Николай I

Усиление роли и своевольства мелких чиновников на местах

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рост бюрократического аппарата «Россией правят столоначальники»  Николай II Численность чиновников Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Рост бюрократического аппарата

«Россией правят столоначальники»

Николай II

Численность чиновников

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

О чиновниках Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России- гангрену, портившую ее соки и поглощавшую ее силы. При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора… Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … … канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом … Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … … канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом …

О чиновниках

  • Канцелярская наглость составляла исстари хроническую язву России- гангрену, портившую ее соки и поглощавшую ее силы.
  • При Николае эта наглость стала принимать правильные формы, несмотря на строгость императора…
  • Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству … канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину… Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом …
  • Прежде наглость действовала посредством нарушения законов, теперь она стала чертить законы, способствующие воровству …
  • канцелярские крысы, во тьме ночной, грызли государственную машину…
  • Николай Павлович служил России добросовестно, но ошибался в системе и был обманываем с отвратительным цинизмом …

Церковь при Николае I При Николае I возросла духовная роль православной церкви.  Император видел в этой религии:  хранителя национального прошлого;  защитника самодержавия;  нравственную силу общества. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Церковь при Николае I

При Николае I возросла духовная роль православной церкви.

Император видел в этой религии:

хранителя национального прошлого;

защитника самодержавия;

нравственную силу

общества.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Православная церковь при Николае I Меры по усилению роли православия Борьба с сектантством Усиление надзора за старообрядцами Перевод униатов в разряд православных Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Православная церковь при Николае I

Меры по усилению роли православия

Борьба с сектантством

Усиление надзора за старообрядцами

Перевод униатов в разряд православных

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях. Период правления Николая I называют  «Апогей самодержавия» , то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. Памятник Николаю I в Санкт - Петербурге Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление положения дворянства и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях. Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия» , то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России.

Памятник Николаю I в Санкт - Петербурге

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § 10, 11п.1 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 10, 11п.1

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!