СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутренняя политика Екатерины II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Особенности внутренней политики Екатерины. На внутреннюю политику Екатерины оказывали влияние разные обстоятельства.

  • Социально-экономическое развитие Российской империи. Много экономических проблем: упадок крестьянского хозяйства, отсутствие рынка свободной рабочей силы для развития мануфактур, нехватка денег. Все это требовало таких мер, как ослабление гос. влияния в экономике, расширение свободы предпринимательства, свободная экономическая деятельность населения. Эти модные на тот момент явления были близки Екатерине. Они проникли в Россию из Европы вместе с идеями Просвещения.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Екатерины II»

Тема: «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Особенности внутренней политики Екатерины. На внутреннюю политику Екатерины оказывали влияние разные обстоятельства.

  • Социально-экономическое развитие Российской империи. Много экономических проблем: упадок крестьянского хозяйства, отсутствие рынка свободной рабочей силы для развития мануфактур, нехватка денег. Все это требовало таких мер, как ослабление гос. влияния в экономике, расширение свободы предпринимательства, свободная экономическая деятельность населения. Эти модные на тот момент явления были близки Екатерине. Они проникли в Россию из Европы вместе с идеями Просвещения.

  • Идеи Просвещения. Просветители — Монтескьё, Дидро, Руссо, Вольтер критиковали феодализм, сословный строй, проповедовали свободу личности. В трудах Монтескьё провозглашался принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную как средство сдерживания пагубной для общества тирании власти. Право человека на жизнь, частную собственность, свободы (слова, передвижения и т. д.) необходимо было, по мысли просветителей, защитить законами, а все граждане — от монарха до простолюдина — должны быть равны перед этими законами.

Просвещенная часть европейского общества стремилась искоренить прогнившие устои старого феодального мира, но не допустить революции. Народный бунт был им страшен. Поэтому все большее распространение получает идея просвещенного абсолютизма. Именно просвещенный монарх должен провести реформы в стране, убрать с дороги все, что мешает нормальному и естественному развитию, распространить просвещение.

Екатерина II была умна и хорошо образована, внимательно следила за общественной и культурной жизнью Европы. Она прекрасно понимала неотвратимость перемен, вела активную переписку с такими просветителями, как Дидро и Вольтер, разделяя их основные идеи и даже считая себя их ученицей. Но…

  • Отсутствие у Екатерины законных прав на престол. Ей было необходимо избежать нового дворцового переворота, а поэтому ей приходилось действовать в интересах дворянства. Могла она отменить крепостное право? Она была вынуждена поддерживать настроения консервативного в массе своей дворянства. А пример Французской революции и казни монарха способствовал еще большему ужесточению политики.

  • Нарастание народного недовольства, которое вылилось в крестьянскую войну. Революция во Франции, свободолюбивые идеи русских просветителей Новикова и Радищева- все это способствовало ужесточению политики.

Следовательно, во внутренней политике прослеживаются 2 противоречивых направления:

  • «просвещенный абсолютизм»

  • усиление репрессивных мер (репрессия - наказание, применяемое государством).


Д.з. заполнить схемы. § 24.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!