Конспект урока по географии в 5 классе
Тема: Внутреннее строение Земли.
Цели:
образовательные:
сформировать представление о внутреннем строении Земли;
ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро;
дать представление о способах изучения земной коры.
развивающие:
продолжить развитие умения работать с картами атласа;
работать с текстом учебника;
самостоятельно мыслить;
добывать знания путем сравнения, формировать умение строить схемы.
воспитывающие:
Оборудование: атласы, Физическая карта мира, таблица «Внутреннее строение Земли».
План урока.
Организационный момент; определение темы урока; формулировка целей урока; знакомство с планом проведения урока.
1. Активизация знаний за 5 класс. 2.Изучение нового материала.
3.Закрепление учебного материала.
4.Домашнее задание.
1. Геосфера (построение схемы «Строение Земли»)
Вступительное слово учителя. Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из несколько вложенных друг в друга геосфер (оболочек; от греч. «гео» - «земля» и «сфера» - «шар»)
СХЕМА на доске и в тетради.
Геосферы
литосфера биосфера
(земная кора; от (область Земли, где
греч. «литос» - «камень») развивается жизнь;
«биос» - «жизнь»)
гидросфера атмосфера
(водная оболочка Земли; (воздушная оболочка
от греч. «гидро» - «вода») Земли; от греч.
«атмос» - «пар»)
2. Изучение нового материала
Внутреннее строение Земли. (Работа с таблицей, рисунком учебника, заполнение таблицы)
Невозможно познать Землю, не изучив ее оболочек. Первая оболочка, которую будем изучать – это литосфера.
Литосфера – земная кора.
В земной коре выделяют три основных слоя.
| Земная кора | Мантия | Ядро |
Размеры | 5-75 км | 2900 км | 3500 км |
Составные части | Материковая Океаническая | Верхняя мантия Нижняя мантия | Внешнее ядро Внутреннее ядро |
Состояние | твердая | Особое (вязкое) | Внешнее – жидкое Внутреннее - твердое |
Температура | небольшая | Высокая – 2000 °С | Очень высокая – 2000-5000 °С |
Способы изучения | Наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин | Геофизические Сейсмология | |
Ребята, давайте составим определение новому понятию, что мы назовём
ЛИТОСФЕРОЙ? (после вариантов детей. На доске учитель предлагает свой)
Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.
Литосфера – это твердая оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии.
Физкультминутка
Строение земной коры
«Что это такое – земная кора?
Ну как объяснить вам доходчиво, точно?
Её представляю я пенкой молочной
На кухне кастрюлька для каши стоит,
А в ней молоко вместе с манкой кипит
От центра кастрюлькиного тонкого днища
Идёт теплота, теплотища, жарища.
А в центре планеты ядро наблюдаем
Оно фантастическим жаром пылает
Вот булькает вязкая манная каша
По ней пузырьки беспокойные пляшут.
А ведь на поверхности нашей Земли
Такие события быть бы могли
Когда мы кастрюльку свою выключаем,
Процесс остывания в ней наблюдаем,
Вот каша остыла, и , значит, - ура-
Получится пенка – (земная кора)
Но если включить потихоньку опять,
То можно такое подчас наблюдать:
Кора, то есть пенка, разорвана снова,
И тут создаётся потолще основа
А рядом с разорванным пенкинным краем
Вулканчики каши мы вновь наблюдаем»
Земная кора
материковая океаническая
толщина толщина
1. до 70км в горах 1. 5-10км под океанами
30-40км под равнинами
2. 3 слоя: 2. 2 слоя:
осадочный чехол осадочный чехол
слой гранита слой базальта
слой базальта
3. более старая 3. более молодая, формируется в районе вершин океанических хребтов.
Изучение земной коры. Работа с рис. 24 стр.40, текстом учебника.
Бурение Кольской сверхглубокой скважины началось в 1970году, ее глубина до 12-15км. Подсчитайте, какую часть земного радиуса это составляет.
R Земли = 6378км (экваториальный)
=6356 км (полярный) или меридиональный
530-531 часть экваториального.
Глубина самой глубокой в мире шахты в 4 раза меньше. Несмотря на многочисленные исследования, мы еще очень мало знаем о недрах собственной планеты.
3.Закрепление нового материала (Тест)
Определите, о какой оболочке Земли идет речь:
а/ ближе всего к центру Земли
б/ толщина от 5 до 70км
в/ в переводе с латыни “покрывало”
г/ температура вещества +4000 С+5000 С
д/ верхняя оболочка Земли
е/ толщина около 2900км
ж/ состояние вещества особое: твердое и пластичное
з/ состоит из материковой и океанической частей
и/ основной элемент состава – железо.
Ключ проверки:
1. б, д, з,
2. в, е, ж,
3. а, г, и.
1.Укажите верное определение: литосфера – это… (оболочка, состоящая из земной коры и верхней части мантии).
2. Землю по ее внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
3. Зачем нужно изучать земную кору?
4. Какими способами это можно делать?
Итог урока
4.Домашнее задание: § 16, тетрадь, вопрос 5.