« История в лицах М.В. Ломоносов – самородок земли русской»
Внеклассное мероприятие
9 класс
подготовила
учитель истории
Комарова О.В.
Цель: знакомство с истинным гражданином Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Задачи:
1.Обучающие
Расширение кругозора учащихся;
Формирование ценностных ориентиров учащихся;
Актуализация знаний учащихся из истории, географии, физики, химии, литературы об особенностях эпохи Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове – человеке и гражданине.
2.Коррекционно-развивающие:
Совершенствование навыков связанной речи;
Развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;
Развитие поэтических способностей учащихся;
Развитие познавательного интереса через использование разнообразных форм работы.
Формирование информационной компетенции
3. Воспитательные:
Осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;
Воспитание трудолюбия, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.
Методы проведения:
1. Репродуктивный
2. Творческий
Форма проведения – комбинированный классный час:
1. Элементы устного журнала
2. Поэтический монтаж
3. Конкурс
Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, мозаика
Ход внеклассного занятия:
Учитель:«2021 год объявлен Годом науки. Много славных имен оставил наш народ мировой науке. И среди них первым по праву стоит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов — это целая эпоха в жизни российской науки, литературы, образования, наконец в судьбе самой России. В 18 веке не было почти ни одной области науки, техники и культуры, где бы он не сделал своего открытия, не внёс бы свой вклад. 19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения великого русского ученого. Именно ему, великому мужу земли русской, человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшего в разных областях науки посвящается наше занятие.
Показ слайда 1: «Михаил Васильевич Ломоносов – самородок земли русской»
- Кто уже слышал это имя и фамилию?
1 ученик
С детства всем знакомо имя – Ломоносов…
Сей великий человек опередил века!
Он – поэт, художник и философ,
Это гений - и ему сравненья нет пока!
2 ученик: В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.
Показ слайда 2: «Родина М.В. Ломоносова».
Учитель:Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.
В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).
“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.
Показ слайда 3: «Первые учебники»
Василий Дорофеевич сначала поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.
В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша, которому на тот момент было 19 лет, против воли отца, покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Москвы, где находилась Славяно-греко-латинская академия, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”. Желание учиться было так велико, что отсутствие какой-либо поддержки и средств к существованию не изменило намерений.
Показ слайда 4: «Путь в Москву».
3 ученик
На тихом острове он жил,
Наукой с детства дорожил,
И вот однажды в январе
В Москву поехал Михаил.
Учитель: В январе 1731 года Ломоносова зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение. Он выдал себя за сына холмогорского дворянина.«Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.
Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.Он писал о несказанной бедности: “...имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”.
Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.
В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.
Показ слайда 5: «В славяно-греко-латинской школе».
5 ученик
Науки жадно изучает,
Даётся всё ему легко.
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.
Но сила воли и стремленье
Постичь всё множество наук
Воспитывали в нём терпенье,
И он отправлен в Петербург.
Преподаватели не могли ни обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.
В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.
Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.
Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…
Показ слайда 6: «Учёба за границей».
Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.
В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию ив 1742 году его, зачисляют в штат сотрудников Академии наук, а в 1745 году утверждают в звании профессора химии. Он открыл в Академии наук первую в России химическую лабораторию, где создавал различные краски и клей. Их затем стали использовать в промышленности. В Петербургской академии наук Ломоносов служил до конца своей жизни.
Показ слайда 7: «Химическая лаборатория».
М.В Ломоносовым сделаны открытия в химии, физике, астрономии.
Показ слайда 8: «Открытия Ломоносова».
Ломоносов первым стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества, причины возникновения молнии.
Увлекался Ломоносов и изучением небесных планет. Он доказал, что поверхность Солнца представляет собой огненный океан. По инициативе ученого в стране было построено несколько десятков обсерваторий (лаборатория по изучению звезд) для наблюдений за звездами и планетами.
6 ученик
Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал.
Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватило сил!
Его стремление к учёбе
Дало прекрасные плоды
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.
Учитель Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносов в своей лаборатории занимался изготовлением цветного стекла. Из маленьких квадратных кусочков стекла можно было выкладывать картины. Такое изображение называлось мозаикой.
Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым, была Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка - размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.)
Самая большая картина фабрики Ломоносова -«Полтавская баталия».
(Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)
Самый любимый герой Ломоносова – Петр I
Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в Санкт - Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве.)
Показ слайда 9: «Мозаика».
Учитель: У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы. Класс делится на 3 команды. Каждой команде выдаются пазлы. Победителем является та команда, которая быстрее всех соберёт картинку из пазл.
Учитель:Ломоносов занимался изучением русской истории до эпохи Петра Первого. Он так же писал поэмы и стихи.Литературное наследие М.В. Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений. В. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв.
Прочитайте его стихи, адресованные потомкам.
Он ввёл в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.
Показ слайда 10 «Стихи Ломоносова».
Учитель:Еще одна важная заслуга Ломоносова перед своим Отечеством – это открытие в 1755 году университета. Он был создан в Москве по настоянию Ломоносова и в настоящее время университет носит его имя «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»
Показ слайда 11: «Московский университет».
В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.
Показ слайда 12: «Могила М.В. Ломоносова».
7 ученик.
Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел,
Добиться своей цели в жизни.
Эх! Не успел, достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил гений!
Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов.
Показ слайда 13: «Музей-заповедник в городе Ломоносов».
Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.
Показ слайда 14: «Памятники М.В. Ломоносову».
Учитель В нашей стране был учреждён орден имени Ломоносова. Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Показ слайда16: «награды имени Ломоносова».
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс.
И след в истории оставил
России сын великоросс!
Подведение итога
Что нового узнали?
А кем же он был М. В. Ломоносов?
Ломоносовым было создано множество картин, значит он … (художник).
Правильно, ребята, но не простой художник, а мозаичист.
Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом.
Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.
Всё, что делал учёный было направлено к одной великой цели — на благо своего Отечества.
Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.
Личность учёного, его труды — являются бесценным достоянием нации.
Мы — благодарные потомки, по праву гордимся нашим Великим соотечественником, Великим сыном России.
Литература
1. Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986. C. 224.
2. Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Архангельск: 2006. С. 192.
3. Интернет. Эл. адрес: [email protected] .
4.Карпеев Э.П. «Михаил Васильевич Ломоносов», Москва, «Просвещение»,1987 .
5. Лебедев Е.Н. «Ломоносов», Москва, 2008 г.
6. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников, суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост.: Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – 493 с.
7. Михаил Васильевич Ломоносов: разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 1986. – 80 с.
8. Николаев Э.И «Младшим школьникам о М.В.Ломоносове», Архангельск, Поморский университет, 2006 г
9. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.
10. Чецкая И. Б. Активные формы внеклассной работы, посвящённой М. В. Ломоносову : метод. пособие / И. Б. Чецкая. – Архангельск: ГОУ СПО "Архангельский техникум строительства и экономики", 2008. – 31 с.
С детства всем знакомо имя – Ломоносов…
Сей великий человек опередил века!
Он – поэт, художник и философ,
Это гений - и ему сравненья нет пока!
В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.
Науки жадно изучает,
Даётся всё ему легко.
Вот только бедность изнуряет,
Пытается сломить его.
Но сила воли и стремленье
Постичь всё множество наук
Воспитывали в нём терпенье,
И он отправлен в Петербург.
Казалось, не было науки,
Какую б он не изучал.
Он в совершенстве знал английский,
Французский, греческий, латынь,
Немецкий, польский и словенский.
Как у него хватило сил!
Его стремление к учёбе
Дало прекрасные плоды
Он постепенно стал учёным,
Создал научные труды.
Россию на весь мир прославил,
В науку вклад огромный внёс.
И след в истории оставил
России сын великоросс!