СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внклассное мероприятие "История в лицах. М.В.Ломоносов"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассказывается о жизненном пути выдающегося ученого М.В.Ломоносова, его научных открытиях и творческом наследии.

Просмотр содержимого документа
«Внклассное мероприятие "История в лицах. М.В.Ломоносов"»








« История в лицах М.В. Ломоносов – самородок земли русской»




Внеклассное мероприятие



9 класс








подготовила

учитель истории

Комарова О.В.
















Цель: знакомство с истинным гражданином Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи:

1.Обучающие

  • Расширение кругозора учащихся;

  • Формирование ценностных ориентиров учащихся;

  • Актуализация знаний учащихся из истории, географии, физики, химии, литературы об особенностях эпохи Петра I, Михаиле Васильевиче Ломоносове – человеке и гражданине.

2.Коррекционно-развивающие:

  • Совершенствование навыков связанной речи;

  • Развитие умений выделять главное, развивать мышление, память;

  • Развитие поэтических способностей учащихся;

  • Развитие познавательного интереса через использование разнообразных форм работы.

  • Формирование информационной компетенции

3. Воспитательные:

  • Осуществление эстетического и нравственного воспитания учащихся на примере жизни и деятельности великого русского мыслителя, ученого и гражданина М.В. Ломоносова;

Воспитание трудолюбия, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.


Методы проведения:

1. Репродуктивный

2. Творческий


Форма проведения – комбинированный классный час:

1. Элементы устного журнала

2. Поэтический монтаж

3. Конкурс


Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, мозаика

Ход внеклассного занятия:


Учитель:«2021 год объявлен Годом науки. Много славных имен оставил наш народ мировой науке. И среди них первым по праву стоит имя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов — это целая эпоха в жизни российской науки, литературы, образования, наконец в судьбе самой России. В 18 веке не было почти ни одной области науки, техники и культуры, где бы он не сделал своего открытия, не внёс бы свой вклад. 19 ноября исполняется 310 лет со дня рождения великого русского ученого. Именно ему, великому мужу земли русской, человеку-романтику, исследователю, многого достигнувшего в разных областях науки посвящается наше занятие.


Показ слайда 1: «Михаил Васильевич Ломоносов – самородок земли русской»


- Кто уже слышал это имя и фамилию?

1 ученик

С детства всем знакомо имя – Ломоносов…

Сей великий человек опередил века!

Он – поэт, художник и философ,

Это гений - и ему сравненья нет пока!

2 ученик: В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.


Показ слайда 2: «Родина М.В. Ломоносова».


Учитель:Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.

В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).

“То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.


Показ слайда 3: «Первые учебники»


Василий Дорофеевич сначала поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Однако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.

В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша, которому на тот момент было 19 лет, против воли отца, покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайла пристроился к нему, чтобы добраться до Москвы, где находилась Славяно-греко-латинская академия, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”. Желание учиться было так велико, что отсутствие какой-либо поддержки и средств к существованию не изменило намерений.


Показ слайда 4: «Путь в Москву».


3 ученик


На тихом острове он жил,

Наукой с детства дорожил,

И вот однажды в январе

В Москву поехал Михаил.


Учитель: В январе 1731 года Ломоносова зачислили с жалованьем 3 копейки в день в Славяно-греко-латинскую академию. Академия была высшим учебным заведением, которое готовило образованных людей. Прием крестьянских детей был категорически запрещен. Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение. Он выдал себя за сына холмогорского дворянина.«Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.

Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.Он писал о несказанной бедности: “...имея один алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет и наук не оставил”.

Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.

В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои познания.


Показ слайда 5: «В славяно-греко-латинской школе».


5 ученик

Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.


Преподаватели не могли ни обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.

В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.

Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.


Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…


Показ слайда 6: «Учёба за границей».

Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию ив 1742 году его, зачисляют в штат сотрудников Академии наук, а в 1745 году утверждают в звании профессора химии. Он открыл в Академии наук первую в России химическую лабораторию, где создавал различные краски и клей. Их затем стали использовать в промышленности. В Петербургской академии наук Ломоносов служил до конца своей жизни.

Показ слайда 7: «Химическая лаборатория».



М.В Ломоносовым сделаны открытия в химии, физике, астрономии.


Показ слайда 8: «Открытия Ломоносова».

Ломоносов первым стал изучать природу тепла и холода, тайны электричества, причины возникновения молнии.

Увлекался Ломоносов и изучением небесных планет. Он доказал, что поверхность Солнца представляет собой огненный океан. По инициативе ученого в стране было построено несколько десятков обсерваторий (лаборатория по изучению звезд) для наблюдений за звездами и планетами.

6 ученик

Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.


Учитель Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносов в своей лаборатории занимался изготовлением цветного стекла. Из маленьких квадратных кусочков стекла можно было выкладывать картины. Такое изображение называлось мозаикой.

Самая первая мозаика, набранная самим Ломоносовым, была Икона Нерукотворного Спаса. (Иконка - размером 11,2 на 9 см рассчитана на освещение свечами и лампадами и на восприятие с определенного расстояния.)

Самая большая картина фабрики Ломоносова -«Полтавская баталия».

(Размер мозаики 6.5 на 5 метров, работали 7 помощников Ломоносова, уложили 1300 000 кубиков смальты.)

Самый любимый герой Ломоносова – Петр I

Картины Ломоносова хранятся в художественных музеях, например, в Эрмитаже и Русском музее в Санкт - Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве.)


Показ слайда 9: «Мозаика».


Учитель: У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы. Класс делится на 3 команды. Каждой команде выдаются пазлы. Победителем является та команда, которая быстрее всех соберёт картинку из пазл.

Учитель:Ломоносов занимался изучением русской истории до эпохи Петра Первого. Он так же писал поэмы и стихи.Литературное наследие М.В. Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений. В. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Поэзия Ломоносова оказала влияние на Державина, Пушкина, Тютчева и многих других русских поэтов XVIII-XIX вв.

Прочитайте его стихи, адресованные потомкам.


Он ввёл в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт.


Показ слайда 10 «Стихи Ломоносова».

Учитель:Еще одна важная заслуга Ломоносова перед своим Отечеством – это открытие в 1755 году университета. Он был создан в Москве по настоянию Ломоносова и в настоящее время университет носит его имя «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова»


Показ слайда 11: «Московский университет».

В 1765 году, 28 января, последний раз присутствовал на заседании Академического собрания. 4 апреля 1765 года в пять часов вечера Михаил Васильевич Ломоносов скончался.


Показ слайда 12: «Могила М.В. Ломоносова».

7 ученик.

Когда не стало света мысли,

Казалось, мир осиротел,

А Ломоносов так хотел,

Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел, достичь всего!

Но навсегда его ученья

Нам будут символом того,

Что с нами на земле жил гений!


Имя Ломоносова осталось не только в памяти учёных, которые до сих пор удивляются его научной прозорливости, пользуются его открытиями, но и в географических названиях: его родное село носит имя Ломоносова, Город Ораниенбаум в Ленинградской области тоже назван Ломоносов.


Показ слайда 13: «Музей-заповедник в городе Ломоносов».

Его имя – в названиях улиц, проспектов, библиотек, школ, лицеев, университетов, театров и так далее. Ему посвящают свои произведения поэты и писатели, драматурги и кинорежиссёры, художники пишут картины. О нём помнят и говорят с гордостью и восхищением как о великом русском учёном, гении и как о сильной личности, незаурядном человеке.


Показ слайда 14: «Памятники М.В. Ломоносову».

Учитель В нашей стране был учреждён орден имени Ломоносова. Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.


Показ слайда16: «награды имени Ломоносова».

Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!


Подведение итога


Что нового узнали?

А кем же он был М. В. Ломоносов?

Ломоносовым было создано множество картин, значит он … (художник).

Правильно, ребята, но не простой художник, а мозаичист.

Ломоносовым было сделано множество открытий в разных науках: физике, химии, геологии, минерологи, астрономии, значит он еще и…(ученый), а также он был и философом, и историком, и поэтом.

Да, этот гений успел за свою жизнь сделать много открытий в разных областях науки, ведь не даром говорят, что талантливый человек талантлив во всем.

Всё, что делал учёный было направлено к одной великой цели — на благо своего Отечества.

Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Личность учёного, его труды — являются бесценным достоянием нации.

Мы — благодарные потомки, по праву гордимся нашим Великим соотечественником, Великим сыном России.











Литература



1. Белявский М.Т. ...Всё испытал и всё проник. Изд-во Московского университета. - М.: 1986. C. 224.


2. Большакова Л.В. Младшим школьникам о М.В.Ломоносове. - Поморский университет. - Архангельск: 2006. С. 192.

3. Интернет. Эл. адрес: [email protected] .

4.Карпеев Э.П. «Михаил Васильевич Ломоносов», Москва, «Просвещение»,1987 .


5. Лебедев Е.Н. «Ломоносов», Москва, 2008 г.


6. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников, суждения потомков. Стихи и проза о нём / сост.: Г. П. Павлова, А. С. Орлов. – М.: Современник, 1989. – 493 с.


7. Михаил Васильевич Ломоносов: разрезной фотоальбом. – М. : Планета, 1986. – 80 с.


8. Николаев Э.И «Младшим школьникам о М.В.Ломоносове», Архангельск, Поморский университет, 2006 г

9. Некрасова Е.А. Ломоносов - художник. М.: Искусство, 1988. C. 144.

10. Чецкая И. Б. Активные формы внеклассной работы, посвящённой М. В. Ломоносову : метод. пособие / И. Б. Чецкая. – Архангельск: ГОУ СПО "Архангельский техникум строительства и экономики", 2008. – 31 с.





С детства всем знакомо имя – Ломоносов…

Сей великий человек опередил века!

Он – поэт, художник и философ,

Это гений - и ему сравненья нет пока!



В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели,
И пышным Севера сияньем озарен.


Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.


Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.








Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!