Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. ШекпээрБарун-Хемчикскогокожууна».
Разработку составила:
Саая Анжела Чаай-оолловна,
учитель начальных классов.
Категория: 1-я квалификационная.
Стаж работы: 25 лет.
Март, 2916 год.
Аннотация.
Программа кружка «Занимательная математика».в 1-4 классах относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Актуальность программы:определена тем, чтомладшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цель:
-развивать математический образ мышления.
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- -учить правильно, применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимания на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Из 33 часов в 1-м классе 2 часа отведены на тему «Из истории математики». Данное занятие проводилось в рамках этих часов.
Тема занятия: Из истории математики. Старинные меры длины в Туве.
Цель занятия
Дети узнают названия и характеристику старинных тувинских национальных мер длины.
Задачи:
-уточнить какие меры длины использовались в давние времена в Туве.
- практическое сравнение старинных мер длины с современными.
Ход занятия:
Мотивация к работе.
Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки,
Но могли предмет любой измерять самим собой:
Ткани мерили локтями, землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять - щели в доме измерять.
В общем, жили - не тужили, не хлебали лаптем щей
И всему на свете были люди мерою вещей.
2.Целопологание.
С самого зарождения жизни на земле человеку приходилось измерять какие-то расстояния: маленькие и большие. Строил ли древний человек себе жилище, изготовлял простейшие орудия труда или шил одежду. Линейки в то время не было, поэтому приходилось пользоваться тем, что было под руками. В самом прямом смысле: руками и ногами. У каждого народа и у наших предков были единицы измерения, связанные с этими частями тела.
Работа по теме. Из истории математики.
В старину тувинский народ использовал такие метрические соотношения:
1 илиг (2 см.) – толщина указательногопальца.
2. 2 илиг (4 см.)– толщина двух пальцев.
Мычак (2.5-3 см.) – ширина большого пальца.
4. Мугурсөөм (20 см.)– длина между вытянутым большим и согнутым
Карыш (15-20 см.)– длина между вытянутыми большим исредним пальцами.
Узун сөөм (22 см.)– длина между вытянутым и большим и указательным пальцами.
Кыры дурту (40-45 см.) –длина от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.
Кулаш (180-190 см.)– длина между вытянутыми
горизонтально (на уровне плеч) руками.
8. Чартыккулаш (70-80 см.)– половина кулаша
9.Базым (1 м.)– широкий шаг.
10. Биркышкы (один крик), но крик пронзительный, он означал расстояние, на котором можно услышать этот крик.
-Вот мы рассмотрели старинные меры длины, которые использовали наши предки. Меры очень удобные, так как всегда при себе, но люди ведь очень разные по росту, руки соответственно тоже, поэтому и меры измерений не совпадали. Именно поэтому старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире. А точнее развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства
3. Закрепление изученного.
В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими
величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные
вычисления. С современными единицами измерения длины мы
знакомы. Они удобны и понятны.
-А какие современные меры длины вы знаете ребята? (сантиметр, дециметр)
-Ребята, постарайтесь вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);
- рост человека с помощью специального ростомера (в медицинском кабинете школы, в поликлинике);
- длину обложки для учебника с помощью линейки (в магазине);
- объём (длину) талии, груди и др. для пошива одежды с помощью метра на тканевой основе (швеи);
- длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки
(в магазине);
- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;
- длину деревянных реек при постановке ограждения около дома с помощью рулетки.
4. Практическое сравнение старинных мер длины с современными.
Бирилиг – 2 см.
Ийиилиг – 4 см.
Мычак -2.5-3 см.
Мугурсөөм- 20 см.
Карыш- 15-20 см.
Узун соом – 22 см.
Кыры дурту – 40-45 см.
Чартыккулаш – 70-80 см.
Кулаш - 180-190 см.
Бирбазым – 1 м.
4. Что можно узнать в энциклопедиях, справочниках?
Мы попытались найти нужную информацию и выяснить «Что такое МЕРА?»
Из разных источников мы узнали:
МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;
мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,
линейная мера служит для означенья расстояний или величины линий.
В. И. Даль
МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка.
С. А. Кузнецов
МЕРА - единица измерения протяжения.
Д. Н. Ушаков
МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь.
С.И. Ожегов
С помощью изученной литературы, мы можем сказать, что мера – это
определённая единица измерения.
Рефлекция.
-Что узнали нового? Чему научились? Что было интересно на занятии?
Можете верить или не верить,
Но всё на свете можно измерить:
Время помогут измерить часы,
Размеры – линейка, тяжесть – весы.
Есть масса приборов – для измеренья
Скорости, шума, объёма, давленья.
Море измерит до дна эхолот,
Температуру – градусник.
И – при желании – каждый найдёт
Величину своей радости…
Вы думаете, это – бред?
А мы откроем секрет:
Простой линейкой – без ошибки –
Измерьте ширину улыбки!
Литература:
Байыр А.М. «Тыва хемчээлдер», 1993 ч.
Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2007
3. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000
4. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
5.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988
6. Потапов А.П. «Очерки народного быта тувинцев»