СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по математике "Из истории математики. Старинные меры длины в Туве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Занимательная математика».в 1-4 классах относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы:определена тем, чтомладшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Цель:

-развивать математический образ мышления.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- -учить правильно, применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимания на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Из 33 часов в 1-м классе 2 часа отведены на тему «Из истории математики».  Данное занятие проводилось в рамках этих часов. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по математике "Из истории математики. Старинные меры длины в Туве"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. ШекпээрБарун-Хемчикскогокожууна».




























Разработку составила:

Саая Анжела Чаай-оолловна,

учитель начальных классов.

Категория: 1-я квалификационная.

Стаж работы: 25 лет.





Март, 2916 год.







Аннотация.

Программа кружка «Занимательная математика».в 1-4 классах относится к интеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Актуальность программы:определена тем, чтомладшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Цель:

-развивать математический образ мышления.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

- -учить правильно, применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимания на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Из 33 часов в 1-м классе 2 часа отведены на тему «Из истории математики». Данное занятие проводилось в рамках этих часов.










































Тема занятия: Из истории математики. Старинные меры длины в Туве.

Цель занятия

Дети узнают названия и характеристику старинных тувинских национальных мер длины.

Задачи:

-уточнить какие меры длины использовались в давние времена в Туве.

- практическое сравнение старинных мер длины с современными.


Ход занятия:

  1. Мотивация к работе.

Не имели наши предки ни линейки, ни рулетки,

Но могли предмет любой измерять самим собой:

Ткани мерили локтями, землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять - щели в доме измерять.

В общем, жили - не тужили, не хлебали лаптем щей

И всему на свете были люди мерою вещей.



2.Целопологание.

С самого зарождения жизни на земле человеку приходилось измерять какие-то расстояния: маленькие и большие. Строил ли древний человек себе жилище, изготовлял простейшие орудия труда или шил одежду. Линейки в то время не было, поэтому приходилось пользоваться тем, что было под руками. В самом прямом смысле: руками и ногами. У каждого народа и у наших предков были единицы измерения, связанные с этими частями тела.

  1. Работа по теме. Из истории математики.

В старину тувинский народ использовал такие метрические соотношения:

  1. 1 илиг (2 см.) – толщина указательногопальца.



2. 2 илиг (4 см.)– толщина двух пальцев.



  1. Мычак (2.5-3 см.) – ширина большого пальца.





4. Мугурсөөм (20 см.)– длина между вытянутым большим и согнутым



  1. Карыш (15-20 см.)– длина между вытянутыми большим исредним пальцами.



  1. Узун сөөм (22 см.)– длина между вытянутым и большим и указательным пальцами.





  1. Кыры дурту (40-45 см.) –длина от конца вытянутого среднего пальца руки до локтевого сгиба.



  1. Кулаш (180-190 см.)– длина между вытянутыми

горизонтально (на уровне плеч) руками.

8. Чартыккулаш (70-80 см.)– половина кулаша











9.Базым (1 м.)– широкий шаг.

10. Биркышкы (один крик), но крик пронзительный, он означал расстояние, на котором можно услышать этот крик.

-Вот мы рассмотрели старинные меры длины, которые использовали наши предки. Меры очень удобные, так как всегда при себе, но люди ведь очень разные по росту, руки соответственно тоже, поэтому и меры измерений не совпадали. Именно поэтому старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и были заменены на единицы измерения принятые во всём мире. А точнее развитием торговых отношений между иностранными государствами потребовалось создание эталонов. В разные века предпринимались попытки ввести эталоны. За это время система мер претерпела множество изменений. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц. С 1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства

3. Закрепление изученного.

В повседневной жизни мы сталкиваемся с математическими

величинами ежедневно. Не задумываясь, производим различные

вычисления. С современными единицами измерения длины мы

знакомы. Они удобны и понятны.

-А какие современные меры длины вы знаете ребята? (сантиметр, дециметр)

-Ребята, постарайтесь вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:

- чертят линии, отрезки, фигуры на уроках с помощью линейки (в школе);

- рост человека с помощью специального ростомера (в медицинском кабинете школы, в поликлинике);

- длину обложки для учебника с помощью линейки (в магазине);

- объём (длину) талии, груди и др. для пошива одежды с помощью метра на тканевой основе (швеи);

- длину, высоту, ширину при покупке мебели с помощью рулетки

(в магазине);

- длину, высоту, ширину стройматериалов во время постройки дома с помощью рулетки;

- длину деревянных реек при постановке ограждения около дома с помощью рулетки.


4. Практическое сравнение старинных мер длины с современными.

Бирилиг – 2 см.

Ийиилиг – 4 см.

Мычак -2.5-3 см.

Мугурсөөм- 20 см.

Карыш- 15-20 см.

Узун соом – 22 см.

Кыры дурту – 40-45 см.

Чартыккулаш – 70-80 см.

Кулаш - 180-190 см.

Бирбазым – 1 м.


4. Что можно узнать в энциклопедиях, справочниках?

Мы попытались найти нужную информацию и выяснить «Что такое МЕРА?»

Из разных источников мы узнали:

МЕРА - способ определенья количества по принятой единице;

мера вообще прилагается к протяженью и к пространству… Погонная,

линейная мера служит для означенья расстояний или величины линий.

В. И. Даль

МЕРА - 1. Единица измерения. Метрическая система мер… Метр мера длины. 2. То, чем измеряют; мерило. Мерою служит метровая линейка.

С. А. Кузнецов

МЕРА - единица измерения протяжения.

Д. Н. Ушаков

МЕРА – 1. Единица измерения. 2. Предел, в котором осуществляется, проявляется что-нибудь.

С.И. Ожегов

С помощью изученной литературы, мы можем сказать, что мера – это

определённая единица измерения.

  1. Рефлекция.

-Что узнали нового? Чему научились? Что было интересно на занятии?


Можете верить или не верить,

Но всё на свете можно измерить:

Время помогут измерить часы,

Размеры – линейка, тяжесть – весы.

Есть масса приборов – для измеренья

Скорости, шума, объёма, давленья.

Море измерит до дна эхолот,

Температуру – градусник.

И – при желании – каждый найдёт

Величину своей радости…

Вы думаете, это – бред?

А мы откроем секрет:

Простой линейкой – без ошибки –

Измерьте ширину улыбки!









Литература:

  1. Байыр А.М. «Тыва хемчээлдер», 1993 ч.

  2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.: Эксмо, 2007

3. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. – М.: Норинт, 2000

4. Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005

5.Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи.- М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 1988

6. Потапов А.П. «Очерки народного быта тувинцев»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!