Тема | Чтение графической информации |
Цель | Расширить представления детей об объемных геометрических телах. |
Задачи | - научить читать заданную геометрическую информацию в схемах и рисунках, представлять информацию в моделях и схемах. - научить различать многогранники и тела вращения, выявлять сходство и различие объемных геометрических тел; - проверить умение видеть геометрические формы в окружающих предметах; - развивать внимание, мышление, наблюдательность; - содействовать развитию пространственного воображения учащихся; - формировать коммуникативные умения, умение группового взаимодействия; - развивать самостоятельность учащихся; - воспитывать интерес к предмету. |
Формируемые УУД | Предметные: Метапредметные : Регулятивные универсальные учебные действия • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей; • анализировать ошибки и определять пути их преодоления; • различать способы и результат действия; • адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя. Познавательные универсальные учебные действия • анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам; • анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи; • находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов; • выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию; • строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах; • устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями. Коммуникативные универсальные учебные действия • принимать участие в совместной работе коллектива; • вести диалог, работая в парах, группах; • допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение; • совершенствовать математическую речь; • высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания. Личностные: • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения частной задачи; • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности; • понимание причин успеха в учебной деятельности. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
УУД |
I. Организационный этап. Создание мотивации успеха. Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу | I. Приветствие. Начинаем наше занятие в клубе любознательных математиков. А что означает слово «ГЕОМЕТРИЯ»? Родоначальником геометрии был Фалес Милетский. Он жил в 6 веке до нашей эры в Древнем Египте. Чем знаменит Египет с точки зрения геометрии? Что за сооружения там построены? Он изучал и измерял пирамиды и удивил фараона тем, что используя обычную палочку – мерку мог измерить высоту любой пирамиды. (ориентируясь по тени этой палочки). Отвечая на вопросы фараона, он отвечал так: - Что есть больше всего на свете? - Пространство. - Что быстрее всего? - Ум. - Что мудрее всего? - Время. - Что приятнее всего? - Достичь желаемого. | Дети дают ответы. | Дети опираютя на свои знания о математике и геометрии. | Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха. |
II. Целеполагание и мотивация Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач занятия. | II. Целеполагание. Сообщение темы и задач занятия.
- А вы чего желаете достичь? Сформулируйте цели нашего занятия: Повторить…. Учиться сравнивать …. и читать…. . Развивать… -А где знания о геометрических фигурах в жизни вам могут пригодиться? Какой вывод сделаем?
Сегодня нам предстоит очень интересная работа. А работать будем в группах. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны, доброжелательны по отношению друг к другу и творчески отнеслись к выполнению заданий. | А наш девиз – Хочу все знать!
- Знания геометрических фигур важны при планировке городов, строительстве зданий, сооружений. - Геометрия важна для изучения, так как её темы присутствуют во всех классах и на выпускных экзаменах. | | Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД Умение работать в малых группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог. |
III. Актуализация опорных знаний учащихся Цель: обобщение знаний, полученных на предыдущих занятиях. | III. Повторение основных теоретических понятий. Выполнив первое задание, вы узнаете названия ваших групп. Задание №1. Работа с конвертами. На партах ваших лежат конверты. - Выложите фигуры на парте и предложите вариант работы с ними. - Распределите фигуры на 2 группы. - Как вы это сделали? - Что вы знаете о плоских фигурах? - Об объёмных? ПЛОСКИЕ ОБЪЁМНЫЕ - Какие плоские и объемные фигуры дружат? - круг и шар; - куб и квадрат; - прямоугольник и параллелепипед; - конус и круг. - Объёмные фигуры распределите еще на 2 группы. Какие? - У какой объемной фигуры стороной является треугольник? (пирамида); - У какой объемной фигуры нет углов (шар, цилиндр, конус); - У какой объемной фигуры основание - круг? (конус, цилиндр). Поучают названия групп: «Многогранники» и «Тела вращения». | Распределяют фигуры Ответы детей Распределяют Получают названия своих команд. | Задание в конвертах: - Выложите фигуры на парте и предложите вариант работы с ними. - Распределите фигуры на 2 группы.
- Объёмные фигуры распределите еще на 2 группы. С помощью этих заданий дети получают названия команд. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
|
IV. Повторение изученного Самостоятельная работа в группах с последующей проверкой.
Работа в тетради
| На предыдущих занятиях мы познакомились с пространственными геометрическими фигурами и отметили, что в жизни нас окружает много предметов, объектов, которые имеют форму геометрических тел. И следующее задание для вас: Задание №2. Работа с таблицей. а) Каждая группа за 2 минуты должна найти как можно больше различных предметов, объектов, их частей, имеющих форму геометрического тела и заполнить таблицу. Можно воспользоваться стр. 20-21 тетради. - Сколько нашла первая группа? Вторая? - Начнём с той группы, которая нашла меньше. А вы внимательно слушайте, чтобы не повторяться. б) Даны геометрические тела. Стр. 14-15. Найдите “лишнее”. Обоснуйте ответ. Задания дублируются и на слайде. Задание №3 Игра “Ромашка”. А сейчас мы проведём игру, название которой вы узнаете, отгадав загадку. Золотая серединка и лучи идут кругом. Это, может быть, картинка солнца в небе голубом? Нет, ни солнце на бумажке – это расцвела… ромашка! | Читают задание и его выполняют, заполняя таблицу.
Коллективная проверка. (Дети называют и показывают на иллюстрациях в тетради предметы, объекты, части объектов).
Читают задание и его выполняют Взаимопроверка.
Дети отгадывают. Читают задания на лепестках и отвечают по очереди.
| Работа с таблицей по группам. Игра «Ромашка» | Коммуникативные УУД Умение обсуждать вопросы со сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог; Умение работать в малых группах, формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога и обосновывать свое мнение.
Регулятивные УУД Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. |
Физминутка Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | - Представьте себе большой шар, погладьте его со всех сторон. Он большой, гладкий. - А теперь представьте себе конус, дотроньтесь до его вершины. Конус растёт вверх, вот он уже выше вас. Допрыгните до его вершины. - Представьте, что вы внутри цилиндра, похлопайте по его верхнему основанию, потопайте по нижнему, а теперь руками по боковой поверхности. | Выполняют физминутку.
| Смена деятельности (Развитие воображения, пространственного мышления, смена статической позы, снятие мышечного напряжения.) | |
V. Практическая работа в группах с последующим творческим заданием. Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения материалом. | Конструирование объемных тел по развертке. Каждая группа готовит листы с развертками, выполняют задание в группах. 1 группа: Конструирует тела вращения. 2 группа: Конструирует многогранники Работаете по инструкции: Пошаговая инструкция. 1.Аккуратно вырежьте развертку. 2. Согните вырезанный шаблон по линиям. 3.Смажьте затемненные участки клеем и соберите всю модель. 4. Пофантазируйте! | Самостоятельно выполняют задание в группах.
Представляют свои работы. | Конструируют фигуры |
Познавательные УУД Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |
VI. Итог. Рефлексия. Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. | - Что можно изготовить. с помощью развертки? - Как можно применить модель куба, конуса, цилиндра в жизни? - Где мы в будущем применим эти знания? - Имя какого великого человека узнали? Где он жил? РЕФЛЕКСИЯ Я узнал... Мне было интересно… Что получилось… Были ли ошибки в группах? Есть ещё чему учиться? - Благодарю за работу. Занятие окончено. | Ответы детей.
(изготовить модель любой объемной фигуры) (подарочная упаковка, новогодняя игрушка) Фалес Милетский, жил в Древнем Египте, изучал пирамиды. | Опрос детей по итогам занятия | Личностные УУД: Ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня занятие? Что дало занятие? Регулятивные УУД: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. |