Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС ООО
Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 16
Рагозина Наталья Анатольевна
- «Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление».
Павел Петрович Блонский
- Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Цели внеурочной работы по русскому языку
- развить интерес к русскому языку как к учебному предмету;
- привить любовь к великому русскому языку;
- повысить общую языковую культуру.
Задачи внеурочной работы по русскому языку
- расширить, углубить и дополнить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями, подбирать материал на нужную тему;
- сформировать творческую активность учащихся;
- выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся;
- воспитывать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, в возможность преодолеть отставание по русскому языку.
Принципы внеурочной деятельности
1. Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка.
2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.
3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся
4. Принцип занимательности
5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.
6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.
7. Принцип добровольности.
8. Принцип массовости
Содержание внеурочной деятельности
1)вопросы, связанные
с программным материалом,
направленные на углубление
знаний учащихся
по русскому языку;
2) вопросы, не связанные
с учебным материалом,
предусмотренные
программой,
способствующие
расширению
общего кругозора
учащихся.
Формы внеурочной деятельности
- по способу подачи языкового материала — устные и письменные;
- по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);
- по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.
Формы внеурочной деятельности
Письменные формы внеурочной деятельности по русскому языку:
- стенгазета,
- листки русского языка,
- стенды.
Формы внеурочной деятельности
систематические (постоянные):
- кружки,
- клубы,
- консультации,
- элективные курсы,
- журналы,
- стенная печать,
- информационный
стенд.
Формы внеурочной деятельности
Эпизодические (разовые):
- викторины,
- конкурсы,
- вечера,
- олимпиады,
- КВНы,
- экскурсии,
- конференции, телепередачи, диалоги, (исследование, комментарии, интервью, репортаж, диспут, турнир, регламентированная дискуссия).
Формы внеурочной деятельности
Комбинированные формы внеурочной работы:
- День русского языка (неделя, декада Русского языка):
- конкурсы,
- доклады,
- викторины,
- лекции,
- беседы,
- вечера.
Формы внеурочной деятельности
Индивидуальные формы работы:
- заучивание наизусть стихотворений и прозаических отрывков,
- работа над ролью,
- подбор языкового материала,
- индивидуальные консультации,
- чтение детских книг,
сказок
Формы внеурочной деятельности
Групповые формы:
кружок русского языка,
элективные курсы,
консультации,
экскурсии,
викторины.
Формы внеурочной деятельности
Массовые формы работы:
- праздники русского языка (например, праздник сказки, праздник детской книги),
- выставки (например, выставка детских книг, выставка детских рисунков),
- конкурсы (например, на лучшую тетрадь, на лучшую творческую работу, на лучшего чтеца),
- олимпиады,
- Дни русского языка.
Методическая литература
- Методические рекомендации по внеурочной деятельности издательства «Просвещения» ( http ://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16622 ).
- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. организаций / авторы-составители: Ю. Ю. Баранова, А. В. Кисляков, М. И. Солодкова и др. – М. : Просвещение, 2013. – 96 с.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.
Методическая литература
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование : учебное издание / под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с.
«Каждый ребёнок хочет играть, т.е. жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом «не нашли
себя, своего лица,
своего таланта,
либо не научились
жить и трудиться,
не развили таланта».
Василий Белов «Лад»
Творческих успехов вам, уважаемые коллеги !
Спасибо за внимание!