Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №__ от «__»_________2017г. _____М.А Емельянова | Согласовано _____ заместитель директора М.А. Гущина «__» ________2017г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № __ от «__»______2017г. | Утверждено Приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ» № ______ от «__» ______2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Здоровячок»
1 «А» дополнительный класс
Составитель: Гребнева Надежда Александровна,
учитель
2017/ 2018
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Данная проблема наблюдается и у детей с нарушениями слуха, так как нарушения слухового анализатора приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.
Приоритетность и актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики, через деятельные формы взаимодействия. Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников с нарушениями слуха сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование и ведение здорового образа жизни.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья с обучающимися с ограниченной возможностью. Она включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве о культуре здоровья.
В программу включены различные подвижные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Рабочая программа «Здоровячок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель рабочей программы «Здоровячок» направлена на формирование основ здорового образа и выполнение элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи:
Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
Прививать навыки соблюдения правил личной гигиены.
Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга.
Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Данная программа строится на принципах:
Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.
Рабочая программа «Здоровячок» рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного класса, данная программа реализуется 1 год и составляет 132 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Срок проведения 2017/2018 учебный год.
Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.
Формы занятий:
беседы,
игры,
практические занятия.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЯЧОК»
Результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трем уровням.
На первом уровне: приобретение младшими школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; об играх разных народов.
На втором уровне: развитие ценностных отношений младшего школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.
На третьем уровне: применение на практике приобретенных знаний о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: «Вот мы и в школе»
Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.
1. Я – ученик.
2. Дорога к доброму здоровью».
3. Здоровье в порядке - спасибо зарядке.
4. Дорога от дома до школы и от школы до дома.
5. Перемена с увлечением.
Раздел 2: «Я и мое здоровье в моих руках»
Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене и отношения к своему телу как к ценности, ознакомление режимом отдыха и труда. Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.
1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим.
2. Познай и оцени себя.
3. Времена года» «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку».
4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек».
5. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.
Раздел 3: «Я и мой организм»
Профилактика нарушений зрения, закаливание организма.
1. Глаза – главные помощники человека.
2. Друзья – Вода и Мыло.
3. «Красивая осанка – это красиво.
4. «Ухаживай за своими руками и ногами».
5. «Чтобы зубы были крепкими».
6. «Закаливание, самомассаж от простуды».
Раздел 4: «Обеспечим безопасность»
Правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях.
1. «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята.
2. Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги.
3. «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность».
4. «Берегись пожара».
5. Правила дорожные знать каждому положено.
Раздел 5: «Правильное питание»
Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах.
1. Как и зачем мы питаемся.
2. Культура питания. Полезные и вредные продукты?»
3. Витаминная тарелка на каждый день. Коллективное составление панно «Кладовая витаминов».
Раздел 6: «Спорт – это здоровье»
В содержание этого раздела включается проведение игр. Народные игры необыкновенно разнообразны не только по своему содержанию, но и по своим формами источникам. Народные игры, кроме воспитания двигательных навыков, отражают местные условия труда и быта, что очень важно для возрождения национального самосознания. Игры несут огромный эмоциональный заряд, что способствует быстрому отдыху от умственной учебной деятельности.
1 Что такое спорт?
2. Спортивный инвентарь.
3. Спорт и вредные привычки.
4. Народные подвижные игры.
5. Волшебный мяч.
6. Доктор природы.
Раздел 7: «Вот и стали мы на год взрослей»
Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
1.Опасность летом.
2. Вредные и полезные растения.
3.Сохраним здоровье летом.
Реализация программы:
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация питания учащихся;
-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
- организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация встреч родителей с медицинскими работниками;
- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, викторины, конкурсы и т.д.) в рамках программы;
- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- проведение физкультурных минуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
2. Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать «полезные» и «вредные» продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
отвечать за свои поступки.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие
качества личности как:
4. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Учебные пособия:
натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,) овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, тела виды грибов, зубные щетки, и др.;
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Диагностика и мониторинг результатов
физической подготовленности детей
с ограниченными возможностями здоровья
Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Диагностику физической подготовленности детей и развития физических качеств детей проводим в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т.И.
У детей с ограниченными возможностями здоровья в каждой возрастной группе 2 раза в год проводится диагностика развития основных видов движений (в сентябре – на начало учебного года и в мае – на конец учебного года). Тесты на каждой возрастной группе аналогичные и на начало и на конец учебного года, чтобы можно было оценить динамику развития движений. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.
Критерии оценки качественно-количественных результатов диагностики детей в развитии движений представлены в приложении.
Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы по возрастным группам. Оценка уровня овладения детьми основными видами движений в начале конце учебного года производится следующим образом: по каждому из указанных параметров в столбце с фамилией и именем ребенка выставляются полученные им баллы; по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель (сумма балов в столбце делится на количество параметров, полученный результат округляется до десятых долей).
Полученный показатель на начало учебного года:
выявляет трудности в обучении движениям на предыдущем году обучения (или у вновь пришедших детей); определяет уровень актуального развития; фиксирует характер отклонений в двигательном развитии; выявляет личностный ресурс ребенка, определяет зону ближайшего развития и помогает в разработке плана конкретных мероприятий на текущий учебный год, направленных на решение выявленных проблем.
Полученный показатель на конец учебного года:
показывает эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка и помогает в составлении прогноза относительно дальнейшего физического развития ребёнка.
Итоговый показатель мониторинга результатов:
помогает описать общегрупповые тенденции развития движений детей, ведения учета результатов освоения программы по разделу «Физическое воспитание», а также для подготовки к административно-групповым совещаниям, где все специалисты, работающие на данной возрастной группе, обсуждают и анализируют полученные результаты по каждой образовательной области.
Приложение
Качественно-количественные оценки
результатов диагностики обучающихся
1 балл /низкий уровень/
Обучающийся не демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель той или иной образовательной области; либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая; либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна; ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа учителя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.
1,5 балла /уровень ниже среднего/
Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель только в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима обучающая (объяснение способа выполнения задания) или организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; либо ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен.
2 балла /средний уровень/
Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки, незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания), либо организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; владеет главными элементами техники большинства движений; способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа; иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх; увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат; в играх - активен.
2,5 балла /уровень выше среднего/
Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима эмоционально-регулирующая (положительная или отрицательная оценка деятельности), либо стимулирующая (активизация собственных сил ребенка) помощь.
3 балла /высокий уровень/
Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях требуется стимулирующая помощь («подумай» и т.д.); ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх; наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.
Тесты для обследования мелкой и общей моторики младшего школьника
(Ф.И.О.)______________________________________________________________
Дата обследования: ____________20___года
Тесты для обследования | Результаты выполнения тестов |
1. Ходьба (особенности движения) | | |
2. Манипуляции кистью: | ведущая рука – |
| | |
– резко ограничены; | | |
– частично ограничены; | | |
– не ограничены. | | |
– сжать пальцы в кулак | | |
– поднять кисти вверх | | |
– опустить кисти вниз | | |
– хватательные движения пальцами (сжать с силой указательные пальцы инструктора в кулачках) | | |
| |
| |
3. Манипуляции руками: | | |
– вытянуть руки в стороны | | |
– поднять руки вверх | | |
– согнуть руки в локтях, кисти к плечам | | |
4. Тест на ручную умелость (намотать | | |
верёвку длиной 2 метра, с кеглей на конце, | | |
на палку, поворачивая палку пальцами рук | | |
5. Бросать мяч, подвешенный на резинке, | | |
о стену двумя руками от груди и ловить его | | |
после броска. | | |
6. Поворот туловища, лёжа на коврике | с живота на спину – |
| со спины на живот – |
7. Приседания, руки на поясе | | |
8. Наклоны туловища вперёд-вниз из | | |
положения стоя, руки подняты вверх – | | |
достать руками пальцы ног | | |
9. Ползание по скамейке, лёжа на животе | вперёд, подтягиваясь руками – |
10. Подъём и спуск по гимнастической лестнице | назад, толкаясь руками – |
| |