СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная школа № 23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Рассмотрено

на заседании МО

учителей

начальных классов

Протокол №__

от «__»_________2017г.

_____М.А Емельянова

Согласовано

_____ заместитель

директора

М.А. Гущина

«__» ________2017г.

Рассмотрено

на заседании

педагогического

совета

Протокол № __

от «__»______2017г.

Утверждено

Приказом МБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ»

№ ______

от «__» ______2017г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Здоровячок»

1 «А» дополнительный класс














Составитель: Гребнева Надежда Александровна,

учитель













2017/ 2018

учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения. Данная проблема наблюдается и у детей с нарушениями слуха, так как нарушения слухового анализатора приводит к уменьшению объема получаемой информации, что сказывается на развитии всех познавательных процессов, и тем самым влияет в первую очередь на процесс овладения всеми видами двигательных навыков.

Приоритетность и актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики, через деятельные формы взаимодействия. Смысл воспитания здорового образа жизни у школьников с нарушениями слуха сводится к эффективной мотивации, причем конечной целью должен становиться не столько текущий благоприятный образ жизни, сколько формирование и ведение здорового образа жизни.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья с обучающимися с ограниченной возможностью. Она включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся. Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве о культуре здоровья.

В программу включены различные подвижные игры. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Рабочая программа «Здоровячок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Цель рабочей программы «Здоровячок» направлена на формирование основ здорового образа и выполнение элементарных правил здоровьесбережения.


Задачи:

  • Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

  • Прививать навыки соблюдения правил личной гигиены.

  • Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

  • Познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга.

  • Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности - содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности - содержание курса составлено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Коллективности – ребёнок получает опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, с одноклассниками.

Рабочая программа «Здоровячок» рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 дополнительного класса, данная программа реализуется 1 год и составляет 132 часа. Занятия проводятся 4 раза в неделю. Срок проведения 2017/2018 учебный год.

Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника.

Формы занятий:

  • беседы,

  • игры,

  • практические занятия.


  1. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗДОРОВЯЧОК»


Результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трем уровням.

На первом уровне: приобретение младшими школьниками знаний об основах здорового образа жизни; об основных нормах гигиены; о технике безопасности при занятии спортом; об играх разных народов.

На втором уровне: развитие ценностных отношений младшего школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

На третьем уровне: применение на практике приобретенных знаний о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание.



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1: «Вот мы и в школе»

Определение понятия «здоровье». Что такое здоровый образ жизни? Факторы, укрепляющие здоровье. Личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма.

1. Я – ученик. 

2. Дорога к доброму здоровью».

3. Здоровье в порядке - спасибо зарядке.

4. Дорога от дома до школы и от школы до дома. 

5. Перемена с увлечением.

Раздел 2: «Я и мое здоровье в моих руках»

 Первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене и отношения к своему телу как к ценности, ознакомление режимом отдыха и труда. Влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, направлено на формирование потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных представлений и убеждений.

1. Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим. 

2. Познай и оцени себя. 

3. Времена года» «Что я знаю об одежде; собираемся на прогулку». 

4. Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». 

5. Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим, все болезни победим.

Раздел 3: «Я и мой организм»

Профилактика нарушений зрения, закаливание организма.

1. Глаза – главные помощники человека. 

2. Друзья – Вода и Мыло.

3. «Красивая осанка – это красиво.

4. «Ухаживай за своими руками и ногами». 

5. «Чтобы зубы были крепкими».

6. «Закаливание, самомассаж от простуды». 

Раздел 4: «Обеспечим безопасность»

Правила поведения в случае болезни, чрезвычайных ситуациях.

1. «Откуда берутся болезни, почему заболели ребята.

2. Правила поведения в случае болезни. Лекарства – друзья, лекарства – враги. 

3. «Будь осторожен дома. Когда тебе грозит опасность». 

4. «Берегись пожара». 

5. Правила дорожные знать каждому положено.

Раздел 5: «Правильное питание»

Основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи. Знания об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразно питаться; о полезных и не очень полезных для здоровья продуктах.

1. Как и зачем мы питаемся. 

2. Культура питания. Полезные и вредные продукты?»

3. Витаминная тарелка на каждый день. Коллективное составление панно «Кладовая витаминов». 

Раздел 6: «Спорт – это здоровье»

В содержание этого раздела включается проведение игр. Народные игры необыкновенно разнообразны не только по своему содержанию, но и по своим формами источникам. Народные игры, кроме воспитания двигательных навыков, отражают местные условия труда и быта, что очень важно для возрождения национального самосознания. Игры несут огромный эмоциональный заряд, что способствует быстрому отдыху от умственной учебной деятельности.

1 Что такое спорт?

2. Спортивный инвентарь.

3. Спорт и вредные привычки.

4. Народные подвижные игры.

5. Волшебный мяч.

6. Доктор природы.

Раздел 7: «Вот и стали мы на год взрослей»

Первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

1.Опасность летом.

2. Вредные и полезные растения.

3.Сохраним здоровье летом.



Реализация программы:

- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация питания учащихся;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,

- организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

- организация и проведение профилактической работы с родителями;

- организация встреч родителей с медицинскими работниками;

- организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, викторины, конкурсы и т.д.) в рамках программы;

- организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

- проведение физкультурных минуток, утренней зарядки, организация игр на переменах.



2. Планируемые результаты освоения обучающимися

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» является формирование следующих умений:

  1. Регулятивные УУД:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

2. Познавательные УУД:

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

3. Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе.

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести

обучающиеся в процессе реализации

программы внеурочной деятельности



В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячок» обучающиеся должны знать:

  • основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;

  • особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;

  • особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

  • основы рационального питания;

  • правила оказания первой помощи;

  • способы сохранения и укрепление здоровья;

  • свои права и права других людей;

  • соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;

  • влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

  • знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.

уметь:

  • составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

  • выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

  • различать «полезные» и «вредные» продукты;

  • использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;

  • определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

  • заботиться о своем здоровье;

  • отвечать за свои поступки.

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающиеся в процессе реализации программы

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств:

  • отношение к самому себе;

  • отношение к другим людям;

  • отношение к вещам;

  • отношение к окружающему миру.

Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие

качества личности как:

  • товарищество,

  • уважение к старшим,

  • доброта,

  • честность,

  • трудолюбие,

  • бережливость,

  • дисциплинированность,

  • соблюдение порядка,

  • любознательность,

  • любовь к прекрасному,

  • стремление быть сильным и ловким.



4. МАТЕРИАЛЬНО ­- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Учебные пособия:

  • натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы,) овощи, фрукты, солнце, вода, аптечка, строение глаза, тела виды грибов, зубные щетки, и др.;

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы): картины русских художников; плакаты: «Мое тело», «Правильно чистим зубы», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз», «Хорошие манеры»; схемы: витаминная тарелка, профилактика инфекционных заболеваний и др.;

Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:

  • компьютер, проектор, экран.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и внеучебной деятельности, что позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию знаний о социальной, психологической и соматической составляющей здоровье и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.



Диагностика и мониторинг результатов

физической подготовленности детей

с ограниченными возможностями здоровья



Для комплексной оценки физического состояния детей необходимы учет и анализ данных физической подготовленности, которая характеризуется степенью сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Диагностику физической подготовленности детей и развития физических качеств детей проводим в соответствии с методическими рекомендациями Тарасовой Т.И.

У детей с ограниченными возможностями здоровья в каждой возрастной группе 2 раза в год проводится диагностика развития основных видов движений (в сентябре – на начало учебного года и в мае – на конец учебного года). Тесты на каждой возрастной группе аналогичные и на начало и на конец учебного года, чтобы можно было оценить динамику развития движений. Анализ результатов позволяет сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка, выявить реальный уровень его развития и степень соответствия возрастным нормам, а также определить общегрупповую тенденцию развития детей каждой возрастной категории. Результаты тестирования являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и подбора оптимального содержания обучения движениям, средств и приемов адекватного педагогического воздействия.

Критерии оценки качественно-количественных результатов диагностики детей в развитии движений представлены в приложении.

Результаты мониторинга заносятся в специальные таблицы по возрастным группам. Оценка уровня овладения детьми основными видами движений в начале конце учебного года производится следующим образом: по каждому из указанных параметров в столбце с фамилией и именем ребенка выставляются полученные им баллы; по каждому ребенку подсчитывается итоговый показатель (сумма балов в столбце делится на количество параметров, полученный результат округляется до десятых долей).

Полученный показатель на начало учебного года: 

выявляет трудности в обучении движениям на предыдущем году обучения (или у вновь пришедших детей); определяет уровень актуального развития; фиксирует характер отклонений в двигательном развитии; выявляет личностный ресурс ребенка, определяет зону ближайшего развития и помогает в разработке плана конкретных мероприятий на текущий учебный год, направленных на решение выявленных проблем.

Полученный показатель на конец учебного года: 

показывает эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы ребенка и помогает в составлении прогноза относительно дальнейшего физического развития ребёнка.

Итоговый показатель мониторинга результатов:

помогает описать общегрупповые тенденции развития движений детей, ведения учета результатов освоения программы по разделу «Физическое воспитание», а также для подготовки к административно-групповым совещаниям, где все специалисты, работающие на данной возрастной группе, обсуждают и анализируют полученные результаты по каждой образовательной области.























































Приложение

Качественно-количественные оценки

результатов диагностики обучающихся



1 балл /низкий уровень/

Обучающийся не демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель той или иной образовательной области; либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая; либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна; ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа учителя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

1,5 балла /уровень ниже среднего/

 Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель только в единичных случаях, или это носит случайный характер; необходима обучающая (объяснение способа выполнения задания) или организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; либо ребенок сам постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен.

2 балла /средний уровень/

 Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки, незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания), либо организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) помощь; владеет главными элементами техники большинства движений; способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа; иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх; увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат; в играх - активен.

2,5 балла /уровень выше среднего/ 

Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов или программных требований и необходима эмоционально-регулирующая (положительная или отрицательная оценка деятельности), либо стимулирующая (активизация собственных сил ребенка) помощь.

3 балла /высокий уровень/

 Обучающийся демонстрирует умение, или наблюдаемое качество, или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях требуется стимулирующая помощь («подумай» и т.д.); ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям; осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх; наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.




Тесты для обследования мелкой и общей моторики младшего школьника

(Ф.И.О.)______________________________________________________________



Дата обследования: ____________20___года



Тесты для обследования

Результаты выполнения тестов

1. Ходьба (особенности движения)



2. Манипуляции кистью:

ведущая рука –




– резко ограничены;



– частично ограничены;



– не ограничены.



– сжать пальцы в кулак



– поднять кисти вверх



– опустить кисти вниз



– хватательные движения пальцами (сжать с силой указательные пальцы инструктора в кулачках)







3. Манипуляции руками:



– вытянуть руки в стороны



– поднять руки вверх



– согнуть руки в локтях, кисти к плечам



4. Тест на ручную умелость (намотать



верёвку длиной 2 метра, с кеглей на конце,



на палку, поворачивая палку пальцами рук



5. Бросать мяч, подвешенный на резинке,



о стену двумя руками от груди и ловить его



после броска.



6. Поворот туловища, лёжа на коврике

с живота на спину –


со спины на живот –

7. Приседания, руки на поясе



8. Наклоны туловища вперёд-вниз из



положения стоя, руки подняты вверх –



достать руками пальцы ног



9. Ползание по скамейке, лёжа на животе

вперёд, подтягиваясь руками –

10. Подъём и спуск по гимнастической лестнице

назад, толкаясь руками –





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!