СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России в начале XIX века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить, обобщить полученные знания по теме «Отечественная война 1812 года».

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России в начале XIX века»







Тема:

«Внешняя политика России в начале XIX века»











Подготовила материал:

Учитель истории МБОУ гимназии №1 г. Ишимбай

Калинич Гузель Искаковна

















Ишимбай - 2017 г.

Цель урока: Повторить, обобщить полученные знания по теме «Отечественная война 1812 года».

Оборудование:

  1. Табло с портретами;

  2. Табло с характеристикой исторических деятелей;

  3. Карта;

  4. Схема «Бородинского сражения»;

  5. Магнитофон (запись текста из документов).























Ход урока:

Учитель. Добрый день, ребята!

Мы завершили изучение темы: «Отечественная война 1812 года», сегодня должны повторить, обобщить полученные знания.

Предлагаю провести урок в форме игры.

В состязании примут участие две команды: «Северные амуры» и «Кутузов и компания».

В ходе игры командам будут предложены следующие задания:

  1. Исторический портрет;

  2. Свидетельства современников;

  3. Хронологическая последовательность;

  4. Вопросы к размышлению;

  5. Блиц-турнир;

  6. Домашнее задание.

За каждый правильный ответ команда получит жетон, подсчитав общее количество жетонов в конце урока мы определим победителя; ответ каждого игрока будет оцениваться.

1 задание. «Исторический портрет».

Вся тяжесть ведения военных действий в ходе войны легла на народные массы. Их действиями руководили опытные и талантливые военачальники.

Представитель 1 команды должен определить портреты героев Отечественной войны 1812 года (соотнести изображения и фамилии).

Представитель 2 команды должен догадаться о ком идет речь. (соотнести фамилии и характеристики).

1 табло (портреты + таблички с фамилиями).

  1. Багратион П.И.

  2. Барклай де Толли М.Б.

  3. Раевский Н.Н.

  4. Кутузов М.И.

  5. Уваров Ф.П.

  6. Курин Г.

  7. Дурова Н.А

  8. Давыдов Д.В.

  9. Наполеон

2 табло (таблички с фамилиями + таблички с характеристикой).

  1. Багратион

  2. Барклай де Толли

  3. Раевский

  4. Кутузов

  5. Уваров

  6. Курин

  7. Дурова

  8. Давыдов

  9. Кожина

а) Ученик Суворова, из своих 67 лет – 50 провел в боевых походах.

б) Кавалерист – девица, служила в качестве офицера, стала прототипом ряда литературных героинь.

в) Крепостной крестьянин, руководитель партизанского крестьянского отряда.

г) 27 летний генерал, командир объединенной кавалерийской армии.

д) «О вождь несчастливый

Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчанье шел один ты с мыслию великой,

И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,

Своими криками преследуя тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобой,

Ругался над твоей священной сединою».

е) Наполеон говорил о нем «Лучший генерал русской армии», главнокомандующий 2 Западной армии, погиб в ходе Бородинской битвы.

ж) Под Могилевом во время схватки с частями маршала Даву, взяв за руки двух своих сыновей 10 и 17 лет бросился в атаку на врага, увлекая солдат.

з) Поэт – партизан, командир партизанского отряда гусар и казаков. Родоначальник проекта партизанской войны.

и) В мундире французского полковника она участвовала в боях во главе партизанского отряда.

Учитель. Пока ребята работают у доски, команды выполняют

2 задание на месте (5 минут).

Русской разведкой были перехвачены 2 депеши противника. На мой взгляд, в них авторы допустили ряд ошибок.

Ваша цель: найти их и исправить.

1 депеша (звучит кассета).

Посол Наполеона в России (Коленкур) о состоянии дел в начале военной компании 1812 года:

«26 августа 1812 года 200 тысячная французская армия форсировав Березину, вступила на территорию Российской империи. Вторжение Наполеона было неожиданным для русского командования. Компания началась столь блестяще для французской армии, что обещала молниеносную победу».

2 депеша

Из донесения генерала Даву об итогах Бородинского сражения:

«Основную цель, стоявшую перед сражением 28 октября 1812 года – полный разгром русской армии нам удалось добиться, несмотря на то, что в военном Отношении русские войска под руководством главнокомандующего Барклая де Толли были более обученными. Наполеону улыбалась перспектива вступления в Петербург. Мы замечали, что император весел и доволен».

Учитель. Время вышло. Проверяем задание у доски (ребята зачитывают ответы, за каждый правильный ответ – жетон).

Заслушаем депеши и исправим ошибки (выступают представители от команд, за ответ – жетон).

С заданием справились великолепно.

3 задание – необходимо у доски представителям команд восстановить хронологическую последовательность событий войны 1812 года. (у доски работают с помощью табличек с событиями).

1 команда

а) Бородинское сражение

б) Пожар Москвы

в) Совет в Филях

г) Приезд Кутузова в армию

д) Тарутинский маневр

е) Бой за Малоярославец

ж) Оставление Москвы Наполеоновской армией

2 команда

а) Гибель Багратиона

б) Бой за Малоярославец

в) Соединение 1 и 2 армий

г) Тарутинский маневр

д) Начало отступления Наполеона по Смоленской дороге

е) Отъезд Наполеона из армии в Париж

ж) Переправа через Березину



4 задание

Учитель. Команды имеют возможность заработать дополнительные очки, дав достаточно полные ответы на заданные вопросы (вопросы задаются по очереди командам).

1 команда

  1. Причины войны

  2. Планы русского командования

  3. Воевала ли Россия с Францией в начале 19 века до 1812 года? Когда?

  4. В чем сильные и слабые стороны русской армии

  5. Назовите 3 армии, командующих, места их сосредоточения в начальный период войны (карта)

  6. О ком писал Пушкин «Мятежной вольности наследник и убийца?» Почему?

  7. Когда и почему Наполеон пытается склонить Александра I к переговорам?

2 команда

  1. Планы французского командования

  2. Тарутинский марш – маневр

  3. Почему первые 2 месяца армия отступала

  4. Выделите 2 этапа в ходе войны

  5. Назовите 3-х главнокомандующих русской армии в ходе военной компании; 3 государства, захваченные Наполеоном до похода в Россию (карта)

  6. И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатом…

Да, жаль его: сражен булатом

Он спит в земле сырой.

О ком идет речь?

  1. В чем сила и слабость Французской армии?

5 задание – «Блиц – турнир»

Вы должны как можно быстрее дать ответы на вопросы (вопросы задаются по очереди).

1 команда

  1. Где соединились 1 и 2 армии?

  2. Кто из русских писателей, поэтов в своих произведениях прославил войну 1812 года?

  3. Кому принадлежат слова: «Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

  4. Сколько часов продолжалась Бородинская битва?

  5. Деревня, где французы были вынуждены штурмовать редуты перед Бородинской битвой, отсюда Наполеон вел позднее наблюдение за ходом битвы.

  6. Война за независимость, целостность родины, вызывающая невиданный энтузиазм и героизм граждан (термин).

  7. Искусственные земляные укрепления (флеши)

  8. Приехал… бить французов.

2 команда

  1. Последнее успешное сражение для французов

  2. Когда состоялся совет в Филях?

  3. Какие скульптурные памятники героям войны 1812 года воздвигнуты в Петербурге у Казанского Собора?

  4. Сколько крупных сражений состоялось в ходе войны 1812 года?

  5. Награда, учрежденная в честь войны 1812 года

  6. Сражение 2-х воюющих стран, окончательно решающее ход войны в пользу одной из них (термин)

  7. Как называли современники армию Наполеона?

  8. Отогрелся в Москве, а замерз на…

Учитель. Завершает нашу игру – домашнее задание (6). Использовав документы, карты вы должны были от имени участников событий рассказать: о Бородинской битве, Совете в Филях.

1 команда. «Бородинское сражение» (на доске – схема).

Кутузов: 26 августа в 110 км от Москвы, близ д. Бородино я решил дать генеральное сражение. В связи с превосходством противника (134 тыс. против 125 тыс.) мне пришлось избрать оборонительную тактику и в соответствии с этим я расставил свои войска.

Левый фланг защищала армия Багратиона, прикрытая искусственными земляными укреплениями – флешами.

В центре был насыпан земляной курган, где расположилась артиллерия генерала Раевского.

Армия Барклая де Толли находилась на правом фланге.

Наполеон: Я как всегда придерживался наступательной тактики и намеривался прорвать оборону русской армии на флангах, окружить ее и окончательно разгромить.

26 августа в половине шестого утра мы начали наступление на левом фланге.

Кутузов: Бой за флеши продолжался 5 часов. Обе стороны несли большие потери. От ран скончался Багратион. Французы захватили флеши, но левый фланг им не удалось прорвать.

Наполеон: После неудачной попытки прорвать левый фланг я решил нанести удар в центр.

Кутузов: Для помощи войскам генерала Раевского я приказал казакам Платова и Уварова совершить рейд в тыл французов. Батарея Раевского несколько раз переходила из рук в руки.

После 3 атаки батарея была захвачена, но центр французам прорвать не удалось.

Наполеон: Я не решился использовать свой последний резерв – императорскую гвардию и с наступлением темноты приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе и батарею Раевского, полагая на следующий день возобновить сражение.

2 команда. «Совет в Филях»

Автор: В селении Фили, в своей квартире, 1 сентября князь Кутузов принял собравшихся генералов для того, чтобы решить вопрос: Дать под стенами древней столицы еще одно сражение или отступить без боя?

Барклай де Толли: Позиция весьма невыгодна, дождаться в ней неприятеля весьма опасно, так как в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа.

Дохтуров: Но потеря Москвы будет чувствительною для государя.

Уваров: Мы должны решиться на очередное сражение.

Автор: Последнее слово было за Кутузовым.

Кутузов: С потерей Москвы еще не потеряна Россия, но с потерей армии будет потеряна и Москва, и Россия.

Автор: «Встал вопрос в какую сторону отступать».

Барклай де Толли: «Нужно идти к Волге, Волга, протекая по плодороднейшим губерниям, кормит Россию»

Кутузов: «Мы должны помышлять теперь не о краях, продовольствующих Россию, но о тех, которые снабжают армию, а посему нам следует взять направление на южные губернии».

Автор: Решено было идти по Рязанской дороге.

Кутузов: На этом работу Совета завершаем. Чтобы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством, армией.



Учитель. Пришло время подвести итоги (подсчитываются итоги). Со счетом … победу одержала команда ….












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!