СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по русскому языку "Ты мой друг, русский язык!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие по русскому языку в виде игры с экологической направленностью.  

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по русскому языку "Ты мой друг, русский язык!"»

Тема: Ты наш друг, русский язык!

Форма проведения: брейн-ринг – интеллектуальная игра.

Цель: развитие интеллектуальных способностей учащихся по русскому языку.

Оборудование: листы с заданиями для команд, чистые листы для решений, ручки, табло для баллов, эмблемы своих команд, презентация.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Ведущий.

-Сегодня у нас необычное занятие по русскому языку, которое пройдёт в виде игры. (Слайд 1)

-Класс разделен на две команды. Каждая команда сидит за своим столом. В каждой команде выбирается капитан, название команды участники угадают после определения темы игры.

Правила игры: за каждый правильный и быстрый ответ команда получает 2 очка, команда, ответившая второй, получает 1 очко. Очки, полученные командами, будет фиксировать жюри. Позвольте его представить….. .  По итогам брейн-ринга выявится победитель.

Ведущий:

-Мы весёлые ребята и не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами сейчас попробуем играть.

-Отгадайте ребус. (Слайд 2) Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? На какую тему? (Слайд 2, щелчок ) (Экология)

Э ,,, 3



- Что означает слово «Экология»? (Слайд 3)( Эколо́гия  — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. )

-Угадайте теперь названия своих команд, состоящие из двух слов и объединённых темой экология. (Расшифровать названия команд «Хранители природы», «Зелёные спасатели», прочитав справа налево)

ыдорирп илетинарх



илетасапс еынёлез

-Наденьте эмблемы своих команд. (На доске вывешиваются эмблемы команд)



2. Разминка.(Слайд4)

-Перед трудными состязаниями давайте разомнёмся.

Закончи рифмовки

1. Уг, уг, уг- береги природу…(друг)

Ут, ут, ут- будет всё красиво …(тут).

2. Ес, ес, ес- ты люби природу, …( лес).

Ес, ес, ес- вырастет он до…( небес)!

3. Я, я, я- будем мы беречь, …(друзья)

Я, я, я- зайца, птицу, …(муравья)!

4. Ица, ица, ица- дерево, трава, цветы и …(птица )
Иться, иться, иться- не всегда умеют… ( защититься),
Ни, ни, ни- если будут уничтожены …(они),
Ни, ни, ни- на планете мы останемся …(одни).

-Какой темой объединены чистоговорки? (Правила отношения к природе)

-Как же надо вести себя в природе?(Не обижать животных, не убивать их, не губить растения)

-Итак, начнём игру. Команды, пожелайте друг другу удачи, пожав руки. Я тоже желаю обеим командам удачи.

Первый тур.

1 задание. «Составь слова»(Слайд 5) (по баллу за слово)

- Я предлагаю вам за 1 минуту составить как можно больше слов из букв слова ЭКОЛОГИЯ.

-Жюри подсчитает, сколько баллов набрала каждая команда. А вы пока посмотрите на слайд, какие слова можно было составить.

2 задание. «Придумай слово»(Слайд 6)(по баллу за слово)

- На каждую букву придумать слово, чья команда быстрее.

Э________________

К________________

О_________________

Л_________________

О_________________

Г__________________

И_________________

Я________________

-Пока жюри оценивает ваши ответы, посмотрите на слайд, какие слова можно было придумать.

Второй тур – «Эколото» (по 1баллу за правильный ответ) (Слайд 7)

-Народные пословицы и поговорки экологического содержания. Вам нужно собрать пословицы и поговорки. По очереди каждой команде подобрать конец к началу пословицы, объяснить её смысл. 2 балла за верное выполнение заданий, 1 балл-за составленную только пословицу.

  1. Пчелка маленькая…(и та трудится)

  2. Враг природы тот…(кто лес не бережёт)

  3. За комаром…(не ходи с топором)

  4. Лес и вода….(родные брат и сестра)

  5. Без корня и……(трава не растет)

  6. Увидел скворца…….(весна у крыльца)

  7. Подкорми птиц зимой…..(они отплатят тебе добром летом)

Пчелка маленькая

родные брат и сестра.

Враг природы тот

трава не растет.

За комаром

весна у крыльца.

Лес и вода

они отплатят тебе добром летом.

Без корня и

кто лес не бережёт.

Увидел скворца

не ходи с топором.

Подкорми птиц зимой

и та трудится.

-.Каким правилам поведения в природе нас учат эти пословицы?

Динамическая пауза.

-Встали, отдохнём. С помощью жестов и мимики изобрази следующую ситуацию.

*Ты сидишь на лавочке. Вдруг к тебе подлетел комар. Ты делаешь всё возможное, чтобы он от тебя отстал.

*Ты с помощью лопаты выкапываешь ямку, сажаешь в неё маленькое деревце, поливаешь. Ты хорошо поработал и очень доволен собой.

Третий тур – « Пернатые друзья» (Слайд 8-15)

О какой птице идет речь? ( 2 балла за угаданное слово-название птицы+1 балл за верно вставленные в слово буквы)

1.Эта птица поедает массу вредных насекомых, подбирает различные отбросы. Полезна она еще и тем, что в местах обитания дикого зверя, завидя его, громко кричит, чем нередко и пользуются охотники. А еще она ежегодно строит новое гнездо, оставляя старое другим птицам. (Сорока)

с


р


к


-Что за птица? Какие буквы вставили?

2.У этой птицы нет своих песен, но она прекрасный звукоподражатель и часто распевает песни зябликов, дроздов, а то и заквакает лягушкой или залает собакой, а потом снова запоет попурри из чужих песен. Очень хорошо это у нее получается. Эта птица питается семенами культурных растений, однако своих птенцов она выкармливает насекомыми, среди которых много вредителей. ( Скворец).



с

к

в


р


ц

-Что за птица? Какие буквы вставили?

3. Этих птиц, как и грачей, ждут с нетерпением, ведь они вестники весны. Но никакие, даже образные выражения и самые точные слова не могут передать эту музыку, льющуюся из поднебесья. Они всеядны, питаются растительной пищей и разнообразными насекомыми. Больше всего любят злаковые культуры. Особое предпочтение отдают овсу и пшенице. Животной пищей для них служат разнообразные насекомые и их личинки – саранча, муравьи, листогрызущие гусеницы, всевозможные жуки. Этим птицы приносят пользу сельскохозяйственным культурам.

( Жаворонок)

ж


в


р


н


к

-Что за птица? Какие буквы вставили?

4. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество этих птиц слетаются на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум. В основе питания лежит растительная пища. Насекомых поедают только весной, да при вскармливании птенцов. Однако ж, без помощи этих птиц от насекомых было бы сложно отделаться.( Воробей).



в


р


б


й








-Что за птица? Какие буквы вставили?

-К сожалению, птицам грозит беда – они могут быть уничтожены полностью. За последние 400 лет на земном шаре вымерло более 200 видов птиц, а в настоящее время каждый второй вид птиц находится под угрозой исчезновения.

-Как защитить пернатых друзей? Предложите свои меры по охране птиц.

1. Не разорять гнёзд.
2. Не кричать в лесу.
3. Соблюдать правила отстрела.
4. Не брать яйца и птенцов из гнезда.
5. Устраивать кормушки.
6. Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.

-Для охраны животного и растительного мира используют разные меры.

  1. Международные организации:
    ГРИНПИС;
    МСОП – Международный союз охраны природы и природных ресурсов, 1948 год.
    СИПО – Международный совет охраны птиц, 1922 год Лондон.

  2. Красная Книга – список животных и растений, нуждающихся в охране.

  3. Заповедники.



Четвёртый тур. «Расшифруй пословицы» (Слайд 16)

Задание 1.

-Чья команда быстрее 2 балла, медленнее-1 балл.

е

г

к

в

а

и

т

д

м

о

ц



,

.

(Где цветок, там и медок.)

-Объясните смысл пословицы. Как мы должны относиться к пчёлам? Как их уберечь?

(Причина-следствие. Не уничтожать цветы)



-Задание 2.

-Расшифруй пословицу, используя стрелки. (Слайд 17)

-Чья команда быстрее.

е

в

р

г

б

ю

й

ц

у

к

н

л

о

с

ф

ы

ф

в

а

п

я

ж

ь

я

с

ч

с

м

и

т

п

т

е

н

о

а

л

д

е

ж

э

ъ

б

ё

й

ц

с

у

у

я

к

е

я

ё

с

ь

и

у

к

м

ш

е

ё

т

с

д

у

о

к

т

н

р

с

у

к

а

п

р

щ

а

к

ч

з

у

п

ь

к

р

и

е

ю

с

и

а

э

м






1












3

















2












4






















































(Всякая птичка сети боится.)

-Объясните смысл пословицы. (Всякий человек чего-то боится)

-Как надо защищать птиц?

-Леса, луга, реки, озера - это наш общий дом, а животные и растения - наши соседи на планете Земля. Надо жить в мире и согласии со своими соседями. Много-много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки, и даже целое море - Аральское. Поэтому каждый человек, от детей до взрослых, должен делать все, чтобы сберечь наш мир. Экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

-Тур пятый. «Исправь орфографические ошибки» (Слайд 18)

-Чья команда быстрее. (Максимум 13 ошибок)

1. Немусорить;
2. Не рвать дикорастущие цвиты.
3. Не ламать диревя.
4. Не принасить дамой диких жывотных.
5. Не загрязнять водоемы;
6. Правильно собирать гребы и ягады.
7. Не жечь влису кастры. (2 раза кликнуть мышью)

1. Не мусорить.
2. Не рвать дикорастущие цветы.
3. Не ломать деревья.
4. Не приносить домой диких животных.
5. Не загрязнять водоемы.
6. Нравильно собирать грибы и ягоды.
7. Не жечь в лесу костры.

- Какие правила защиты и охраны природы вы бы добавили?



-Тур шестой. «Дешифрофщик» (Слайд 19-20)

- Природоохранную работу выполняют Национальные парки, памятники природы, заказники, заповедно-охотничьи хозяйства. Расшифруйте название национального парка Смоленщины и природного парка Гагаринского района Смоленской области.

(Национальный парк «Смоленское поозерье», природный парк «Гагаринский»)

- Мы с вами уже не первый год участвуем в экологических конкурсах «Зеркало природы», «Покормите птиц зимой», «Зимующие птицы нашего края», заботимся о птицах, подкармливая их зимой.

-Заказники создаются на определённое время, для охраны лишь некоторых видов животных и растений. Национальные парки выполняют природоохранную работу и служат местом отдыха людей. Главное помнить, что природа нашего края красива и привлекательна. Но она нуждается в надёжной вашей защите.

Ученик читает стихотворение М.Скребцовой «Моя природа» (Слайд 21-22)

-Итак, наша игра подходит к концу.

- Пока жюри подводит итоги, закончите предложения(Слайд 23):

*Природа радуется, когда люди…

*Природа сердится, когда люди…

*Природа плачет и болеет, когда люди…

-Нарисуйте сердце человека, любящего природу.

-Подведение итогов.

-Что важного вы для себя можете взять с сегодняшнего занятия?

Капитаны подсчитайте очки, набранные вашими командами. А победителем сегодняшней игры будет не тот, кто набрал больше очков, а тот, кто больше добрых дел по охране природы совершит, выйдя за стены школы.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!