МКОУ Кадыйская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Четвертного Кадыйского муниципального района Костромской области
Внеклассное занятие по окружающему миру
Тема: «Осторожно, животные!»
Цель: помочь учащимся осознать необходимость осторожного обращения с дикими и домашними животными.
Задачи:
- сформулировать правила безопасного поведения с животными.
Материалы и оборудование: презентация в программе POWER POINT, карточки с заданием для работы в группах, интерактивные тесты.
Участники: 3 класс.
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.).
- 1,2,3
Слушай и смотри,
3, 2, 1
Мы начнем сейчас.
- Давайте протянем наши руки друг другу
- Ребята посмотрите пожалуйста, у нас сегодня гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Ребята, а вы любите кроссворды? Хотите разгадать кроссворд. Я предлагаю не просто разгадать кроссворд, но и определить тему (СЛ 1)
1.Он огромный и усатый,
И ( к тому же) полосатый.
Если встретишь, не до игр!
Потому что это - ….(Тигр)
2. У меня нет рук и ног,
Сам я тонкий, как шнурок.
Для любого рыбака
Я наживка для крючка.
Фрукты – вот моё жильё,
И они же – пища!
Червоточиной зовут
Вход в моё жилище. (Червяк)
3. Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
4. С солнышком встает он вместе,
Будит всех веселой песней.
На макушке — гребешок.
Кто же это? (Петушок)
5. Хвостик крючком,
Нос пятачком,
В грязи валяется,
Как зверь называется? Свинья
6. Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. Рыба
7. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит, А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? … (Медведь).
- О ком были все эти загадки?
- О чем пойдет речь на уроке?
- Мы уже знаем, что животные бывают дикие и домашние. Как вы думаете, могут ли возникнуть опасности при встрече с ними? (Ученики высказывают различные мнения.)
-А хотите выяснить, а правы ли вы?
2. Целеполагание
- Мы сегодня будем работать над темой «Осторожно – животные»?
- Что же мы сегодня узнаем? Какие цели поставим на занятии? (сл2)
(я узнаю… Как себя вести при встрече с животными
я научусь…. осторожно вести себя с животными)
III. Поиск решения проблемы.
- В мире существует множество диких животных. Однако большинство из них люди видят только в зоопарке.
- Как вы думаете почему?
- Люди редко видят их, ведь животные опасаются человека и избегают встреч с ним, только опытные натуралисты замечают присутствие диких зверей и птиц. Исключение составляют те дикие животные, которые живут рядом с человеком. Он их подкармливает, поэтому они человека не боятся. Но обращаться с дикими животными нужно осторожно. Нельзя подходить к ним близко и трогать их.
- Ребята вы хотите побывать в роли исследователей?
- А кто такие исследователи? (Тот, кто занимается научным исследованием чего-либо)
- А я предлагаю вам исследовать животных
V. Применение нового знания. Работа с карточками
- 1 группа получает карточку ГОЛУБИ, 2 группа получает карточку ЕЖИ, 3 группа – ЗМЕИ, 4 группа – НАСЕКОМЫЕ.
-Вспомним правила работы в группе.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Давайте определим шаги выполнения ИССЛЕДОВАНИЯ.
Прочитайте, чем же опасны эти животные, каковы будут действия при заражении, и что делать, если случилась беда? Послушайте друг друга, и заполните опорные схемы.
Животные | Какая опасность? | Что делать? |
| | |
– Кому было трудно выполнить это задание?
- Кто с ней справился легко?
– Чему научились?
- Какие выводы вы сделали?
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок, Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой — косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят.
- Ребята посмотрите животные могут клюнуть, заразить болезнью, напасть и загрызть, испугать, уколоть, укусить и отравить ядом,
- Так давайте же составим памятку как надо вести себя с дикими животными (СЛ 3)
• не подходить к диким животным; верно ли это?
• не брать на руки диких животных;
• быть осторожными с незнакомыми домашними животными.
• при укусе, обработать рану, срочно обратиться к взрослым, к врачу;
• не трогать змей, дать им спокойно уползти;
- Какие правила остались?
Работа с учебником
- Ребята, а как вы думаете домашние животные могут быть опасны?
- Собака – домашнее животное, с которым мы общаемся чаще всего.
- Как вы думаете почему?.
- Давайте посмотрим видео.
- А как правильно поступать, если вас укусила собака?
- Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
А щенята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Ну и хвостиком вильнуть
И конечно спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
Очень любят поиграть
Прыгать, бегать и считать:
«Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова,
Три – налево поворот» –
И помчаться до ворот,
А потом вздохнуть и сесть:
Все конец пора присесть
- А только ли собаки могут быть опасны? А другие домашние животные могут быть опасными?
- Скажите какую из незнакомых собак вы бы погладили?
- А какого из незнакомых котов вы бы накормили?
- Какую из незнакомых коров вы бы погладили?
- Какой из этих незнакомых птиц, вы бы налили воды?
Итог. Рефлексия.
- Как же может и должен себя обезопасить человек? (Должны быть какие-то правила поведения с животными.)
- Почему не следует прикасаться к диким животным?
- Как следует вести себя по отношению к незнакомым домашним животным?
Закончите фразу
1. Сегодня я узнал…..
2. Я научился ………
- Что было трудно…
- Что удивило…
- Что было интересно?
Карточки для групповой работы
Больные голуби могут заразить человека опасным заболеванием – орнитозом. Эта болезнь напоминает воспаление легких: у больного высокая температура, кашель, боль в груди. Лечить её можно только в больнице, поэтому при первых признаках болезни надо вызвать врача.
Животные | Какая опасность? | Что делать? |
| | |
Многие дикие животные, например ежи, переносят бешенство. Человек тоже может заболеть этим страшным недугом, при котором поражается мозг, возникают судороги и водобоязнь. После укуса дикого животного следует немедленно обратиться к врачу. Он назначит уколы, которые вылечат человека от этого заболевания.
Животные | Какая опасность? | Что делать? |
| | |
Особенно опасны ядовитые животные, и прежде вcero змеи. Правда, они никогда не нападают первыми и всегда стремятся избежать встречи. Змея может укусить лишь в том случае, если на неё нападают или случайно наступают. Поэтому не следует ходить по лесу в открытой обуви.
Что же делать, если тебя всё же укусила змея? Прежде всего надо разыскать взрослых, рассказать им о случившемся и срочно вызвать врача. Только он может дать противоядие от укуса. До приезда доктора следует лечь в постель и выпить тёплого чая. Если змея укусила в руку или ногу, они должны быть неподвижны.
Животные | Какая опасность? | Что делать? |
| | |
Следует опасаться и некоторых пауков, и насекомых. К счастью, ядовитых пауков в наших краях нет. А вот укусы ос, пчёл и их «родственников» могут быть очень опасны, особенно если они приходятся на область лица и шеи.
При укусе насекомого надо удалить жало, а ранку промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода.
Животные | Какая опасность? | Что делать? |
| | |