СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по физике "Физический поединок"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дает возможность провести интнресное мероприятие в командах 7 - 11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по физике "Физический поединок"»

МБОУ СОШ с.п. «Село Лончаково»











Внеклассное мероприятие по физике:

"Физический поединок"

Подготовила: учитель физики Синичина Е.С.



2015 год



Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в  предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных  применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;

  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;

  • научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;

  • продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;

  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища.

Оборудование: два компьютера, два видеопроектора, приборы для эксперимента(зеркала), карточки с заданиями..

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют две команды .

  2. Игрой руководит учитель-организатор. Членами жюри могут быть как учителя.

  3. После каждого тура идет подсчет баллов членами жюри.

Предварительная подготовка: формируются две команды учащихся 7, 8, 9, 10, 11 классов. За неделю до проведения мероприятия даётся задание: подготовить эмблему, придумать название команды.

Ход игры

Вводное слово учителя:

Физика - наука о природе. Физика - наука экспериментальная. Физика-это фундаментальные исследования. Но в изучение физики, как и в спорте, часто важно участие, а не результат. Сегодня мы будем говорить о физических явлениях, явлениях природы, о людях делавших историю, о будущем науки и техники. Итак, начнем наш поединок.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.

Команды по очереди представляют название, эмблему, девиз.

Конкурс №1. “Блиц-опрос”.
Девиз: “Торопись, да не ошибись”.

Каждой команде поочередно задаются вопросы, на которые они дают ответы. Ответы вы должны давать быстро. Если какая-то команда на вопрос не ответила, то ответить имеет право другая команда.

Вопросы к 1 туру:

1. Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте?

а) магний; б) кремний; в) фосфор; г) сера.

2. Орбита какой из этих планет находится по соседству с земной?

а) Венеры; б) Меркурий; в) Плутона; г) Урана.

3. Какое из этих чисел является наибольшим общим делителем чисел 16 и 24?

а) 4; б) 6;в) 12.

4. Какой прибор служит для измерения скорости?

а) термометр; б) спидометр; в) ареометр; г) вольтметр.

5. В каких единицах выражают объем?

а) метр; б) литр; в) кг; г) час.

6. Какое из приведенных слов означает вещество?

а) книга; б) линейка; в) свинец; г) мензурка.

7. Что из приведенного является физической величиной?

а) инерция; б) взаимодействие; в) молния; г) вес.

8. Кто является изобретателем радио?

а) Попов; б) Галилей; в) Ломоносов; г) Курчатов.

9. Какая из единиц массы самая большая?

а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.

10. Какой из материалов имеет наибольшую плотность при нормальных условиях?

а) водяной пар; б) вода; в) бензин; г) алюминий

11. Назовите наибольшую единицу времени.

а) век; б) год; в) минута; г) час.

12. Назовите самую большую кратную приставку.

а) кило- ; б) мега- ; в) тера- ; г) гекто-

13. Назовите единицу веса тела.

а) ньютон ; б) кг; в) тонна ; г) паскаль.

14. Какое из приведенных слов не является явлением?

а) инерция; б) диффузия; в) дождь; г) капля воды.

15. Какую часть от Па составляет один кило- Па?

а) миллионную; б) тысячную; в) десятую; г)сотую

16. При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем отклонится:

а) влево; б) вперед; в) назад; г) вправо.

Конкурс №2. «ТРИ ПОДСКАЗКИ »

Нужно угадать физическое понятие, выслушав 3 подсказки-определения. Те, кто дал верный ответ после первой подсказки, получает 3 балла, после второй – 2 балла, после третьей – 1. Вопросы задаются командам по очереди. Если команда не отвечает право отгадывать переходит к следующей команде.

  • для его измерения используется повторяющийся физический процесс

  • основная единица измерения — секунда;

  • делу это — потехе час. (Время).



  • действует на дно и стенки сосуда

  • увеличивается с глубиной:

  • нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (Давление).



  • Происходит при определенной температуре

  • и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;

  • интенсивное парообразование с поверхности жидкости. (Кипение).



  • Можем притягивать и отталкивать

  • бывает и красного, и синего цвета;

  • у него два полюса (Магнит)



  • Обладают хорошей теплопроводностью

  • хорошо проводят ток;

  • железо, никель, алюминий (Металлы);



  • Мера инертности тела

  • основная единица измерения — килограмм;

  • у бегемота больше, чем у осла (Масса).



  • Скорость выполнения работы

  • важнейшая характеристика всех двигателей;

  • у КамАЗа больше, чем у ВАЗа .(Мощность)



  • бывает спиртовой и ртутный;

  • Прибор для определения температуры

  • то же, что и градусник. (Термометр)



  • Их основная часть — стержень — коромысло

  • бывают лабораторные, технические, медицинские;

  • помощник продавца (Весы).

  • Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.

  • Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.

  • У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. (Скорость.)



  • Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.

  • Она не вещь и не сохраняется.

  • «Давай поборемся», — говорят те, у кого ее много. (Сила.)

  • У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела.

  • У алюминиевой ложки и у алюминиевой кружки она одна и та же.

  • Эта величина скалярная. Изучается в VII классе. (Плотность.)

  • Оно изменяется с изменением погоды.

  • Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.

  • Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики. (Атмосферное давление.)

  • Она большая у полных и высоких людей, малая — у худых и маленьких.

  • Но у всех она направлена в одну точку.

  • Эта величина — векторная. А точка находится в центре Земли. (Сила тяжести)

  • Она сохраняется неизменной, если кастрюльку со свежесваренной картошкой укутать одеялом или шубой.

  • У всех здоровых людей она почти одинакова.

  • Единица ее измерения - градус (Температура)



  • Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.

  • От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.

  • А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше. (Энергия)



  • Из-за этого типа сплошь и рядом нарушается закон сохранения механической энергии.

  • Его часто ругают. Но часто и благодарят.

  • Без него мы даже сдвинуться с места не можем. (Трение.)

  • Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

  • Ее весь день определяют продавцы.

  • Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса.)



  • Прозрачен, бесцветен, легок

  • Водород, кислород, неон;

  • Еще одно название машины «Волга» (Газ).



  • Это то, что имеется у «снарядов» духового ружья и рогатки, готовых выстрелить.

  • У сжатой пружины и тела, поднятого над землей, она называется одинаково.

  • У летящей пули она называется по-другому. (Потенциальная энергия.)



  • Это — очень важный закон. Он выполняется даже тогда, когда действует сила трения.

  • Этот закон пока ни разу не нарушался. Нарушается он лишь в сказках.

  • Многие в прошлом веке думали, что его можно «обойти», и поэтому пытались построить очень привлекательные устройства. А некоторые недоучки строят их и в наше время. (Закон сохранения и превращения энергии.)



Конкурс №3. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют. Задание выполняется на карточках. (время 2 минуты). Для проверки сдается жюри.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №3:

  • динамометр – сила;

  • метр – длина;

  • спидометр – скорость;

  • барометр – атмосферное давление;

  • манометр – давление;

  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;

  • электрометр – электрический заряд;

  • амперметр – сила тока;

  • вольтметр – напряжение;

  • ваттметр – мощность и  др.

Конкурс №4. «УГАДАЙ ЛИШНЕЕ»

3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы): РЕНАВЕ, НУПЛОТ, ТЮРЕПИ, МЕЛЯЗ, НОСЦЕЛ. (Ответ: НОСЦЕЛ – СОЛНЦЕ.)

Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)

  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)

  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)

  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)

  5. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)

  6. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)

  7. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)

  8. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)

  9. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)

  10. …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №6. «ПРОЧТИ СЛОВО» (ответ приносит 1 балл команде)

Нужно с помощью зеркала отгадать слова, изображенные на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова.

Сила – алис, весы – ысев, давление – еинелвад, индукция – яицкудни, ускорение – еинероксу.

Конкурс №7.«Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (время для раздумья 5 минут)

(каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

Команда 1:

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)

  2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)

Команда 2:

    1. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)

    2. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)

Конкурс № 8. «ПУТАНИЦА»

В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно исправить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде)

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое - 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха.

Конкурс №9. «Кто – кого?»

Разгадать ребусы. (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде)

Команда 1:

- экран; - вакуум; - масса

- ток; - сила; - скорость.

Команда 2:

- ампер; - вольт; - динамометр; - опыт; - резонанс; -градус



Конкурс № 10 «Дальше, дальше…»

Командам по очереди задаются вопросы, на которые необходимо сразу давать ответ. Если затрудняются, то нужно сказать «Дальше». (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде)

Команда 1:

1.      Имя первой женщины-космонавта? (Валентина Терешкова)

2.      Когда был запущен первый космический спутник? (1957)

3.Каким прибором измеряют давление? (барометр)

 4.По легенде, ему принадлежит возглас «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным открытием? (Архимед)

 5.Как ускорить процесс диффузии в твёрдых телах? (нагреванием)

 6.Почему  после дождя грунтовая дорога скользкая? (вода является смазкой).

 7.Переход вещества из жидкого состояния в твёрдое? (кристаллизация или отвердевание)

 8.Каким прибором измеряют работу тока? (счётчик)

 9.Почему воспламеняется спичка при трении её головки о коробок? (при трении увеличивается внутренняя энергия, т.е. температура).

 10.Космический аппарат, который вращается вокруг Земли? (спутник)

  11.Кто говорит на всех языках? (эхо)

  12.Какая планета была открыта только в 1930 году? (Плутон)

  13.В каких единицах в СИ измеряется масса атома? (кг)

  14.Изменится ли масса воды, когда часть её превратится в лёд? (нет).

  15.Сколько протонов в молекуле воды? (18)

Команда 2:

 1.Гирю опустили в сосуд с водой. Изменилась ли масса гири? (нет).

  2.Как звали Ломоносова? (Михаил Васильевич)

  3.В воде не тонет и в огне не горит? (лёд)

  4.Какую геометрическую фигуру представляет Земля? (шар)

  5.На какое число надо разделить 2, чтобы получилось 4? (0.5)

  6.Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (испарение)

7.Основной астрономический прибор для наблюдения? (телескоп)

  8.Одно яйцо при нормальных условиях варят до состояния «крутого»  4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

 9.Что идёт не двигаясь с места? (время)

  10.Какая планета самая большая? (Юпитер)

  11.Мировое пространство? (Вселенная)

  12.Естественный спутник Земли? (луна)

  13.Летательный аппарат с реактивным двигателем? (ракета)

  14.Общее название 12 созвездий? (зодиак)

 15.Кто в полёте машет чаще крыльями: шмель или комар? (комар)

Подведение итогов.

Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.

Заключительное слово учителя. Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.













































Конкурс №4. «УГАДАЙ ЛИШНЕЕ»



РЕНАВЕ, НУПЛОТ, ТЮРЕПИ, МЕЛЯЗ, НОСЦЕЛ.


Конкурс №5. «Согласны ли вы с тем, что... »

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов?

  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина?

  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток?

  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном?

  5. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде?

  6. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома?

  7. ...гигрометром измеряют влажность воздуха?

  8. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны?

  9. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность?

  10. …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины?

Конкурс №6. «ПРОЧТИ СЛОВО»

Алис, ысев, еинелвад, яицкудни, еинероксу.



Конкурс №7.«Знатоки физики»

Команда 1:

    1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой?

    2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему?





Команда 2:

1. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным?

2.Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды?



























Конкурс №9. «Кто – кого?»



Команда 1:

Команда 2:

Номер конкурса

Команда 1

Команда 2

1



2



3



4



5



6



7



8



9



10







16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!