СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Лесные пожары"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать понятие о лесных пожарах, причинах возникновения, последствия. Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Лесные пожары"»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Республики Хакасия «Школа – интернат для детей с нарушениями слуха»








Выполнил:

преподаватель-организатор ОБЖ

Боровых О.А



Абакан, 2016 г.

Тема: « Лесные пожары».

Цель: познакомить с основными правилами поведения в случае возникновения лесных пожарах.

Задачи:

  • расширить представления о лесных пожарах;

  • выяснить причины возникновения пожара;

  • закрепить понятия о лесной зоне;

  • расширять словарный запас учащихся;

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные слуховые аппараты, тесты, мультимедийная установка, картинки с лесными пожарами.

Словарь: низовой или беглый, верховой пожар, подземный пожар, слабые, средние и сильные пожары, зона бедствия.

Подготовительная работа: рисунки по теме «Пожары» дети готовят на уроках рисования, вместе с родителями (воспитателем) готовят сообщение по теме «Что такое пожар?», на уроках природоведения повторяют тему «Природная зона лесов».

Ход занятия

  1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Учитель:

- Добрый день, ребята.

Сегодня тему занятия мы с вами узнаем, отгадав загадки.

В шубе – летом,

А зимой – раздетый. (Лес).

Правильно, но чтобы узнать тему занятия, нам необходимо отгадать еще несколько загадок:

С языком – не лает,

Без зубов, а кусает.

Без рук, без ног, а бушует,

Шипит и злится, а воды боится. (Огонь).


Без рук, без ног к небу ползет. (Дым).


Кто опасен всей округе

Знойным днем, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый! (Пожар).

(По мере отгадывания всех загадок на доске должен появиться лес, объятый пламенем).

Учитель:

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Дети:

- О лесе и о пожаре.

Учитель:

- Будем говорить о лесных пожарах.


II. «Сказка об огне».

Реферат учеников, подготовленный вместе с родителями или воспитателем.

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

- Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

- Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

Учитель:

- А какая может прийти беда?

Дети:

- Пожар.

Учитель:

- А что мы называем пожаром?

(Объяснение учащихся).

Учитель:

- А теперь прочитаем, что такое пожар.

На экране появляется запись:

«Пожаром» – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

III. Беседа о причинах возникновения пожаров.

Учитель:

- Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары.

(Причины лесных пожаров называют дети, после ответов детей на экране появляются причины возникновения пожаров.)

- брошенная горящая спичка, окурок;

- непогашенный костер;

- люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

- осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

- при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

- выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель:

- Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего?

Дети:

- Человек.

Учитель:

- Когда начинается сезон лесных пожаров?

(Ответы детей.)

Учитель:

- Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия, (карточка крепится на доску).

- Почему?

(Объяснения детей).

IV. Беседа «Пожар в Хакасии».

V. «Как спасать лес от пожара».

В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 101 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.

Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.

Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха, а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.

VI. «Какие бывают пожары?»

Рассказ учителя с показом картинок на экране мультимедиа.

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета. Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.

При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.

VIII. Итог занятия.

- Рефлексия

-Что нового вы узнали сегодня на занятии?

IX. Домашние задание

Выпустить листовки по темам «Пожары», «Какие бывают пожары», «Лес и его обитатели», «Правила поведения при пожарах».

На следующем занятии мы их рассматриваем, еще раз закрепляем тему. А потом вы на выходных поедите домой, и расклеите их рядом со своим домом (Боградский, Усть-Абаканский, Аскизский районы).










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!