СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Сохраним Крымские можжевельники"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Сохраним Крымские можжевельники" для учащихся 9-х классов

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Сохраним Крымские можжевельники"»


Внеклассное мероприятие

«Сохраним можжевельники Крыма»

«…ощущение сувенира исчезает через пару недель, а дерево ты не вернёшь никогда. За свои деньги ты уничтожаешь уникальный растительный мир Крыма…»

(Из записки отдыхающей).

Цель: обсудить с учащимися проблему сохранения можжевельника в Крыму, познакомить с давней историей его участия в жизни человека, интересными фактами о можжевельниках.

Задачи:

1.Привлечь внимание учащихся к изучению крымских можжевельников, изменить отношение к можжевельникам.

2. Познакомить учащихся с видами можжевельника, произрастающими в Крыму и методами его размножения.

3. Продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, обобщать её и делать выводы.

4. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся, знакомя с удивительными формами можжевельников и их ролью в ландшафтах Крыма.

5. Прививать интерес и любовь к уникальной природе Крыма.

Meтоды:

I. По источнику знаний.

1. Объяснительно-иллюстративные: сообщения, беседа, самостоятельная работа с дополнительной литературой.

2. Репродуктивные: работа с компьютером, наблюдение.

II. По характеру деятельности учителя: проблемные.

III. По характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские.

Оборудование:  интерактивная доска, самодельные таблицы, рисунки, листовки, справочный материал, дополнительная литература, ягоды.

Класс разбит на 4 группы. В каждой группе работают консультанты – из числа подготовленных учеников, которые заранее подготовили материал по соответствущим вопросам. Участие принимают двое ведущих-помощников: Ученик и Ученица.

План мероприятия.

  1. Вступление учителя.

  2.  «А знаете ли, вы?» ( Факты о можжевельниках – презентация)

  3. Заседание творческих экспертных групп по вопросам:

А) Ботаническое описание Можжевельника обыкновенного.

Б) Химический состав и свойства можжевельника. Легенды и мифы о можжевельнике.

В) Фармакологические свойства можжевельника.

Г) Крымские можжевельники.

4. Подведение итогов мероприятия. ( Выводы и обращение к жителям Крыма)

Ход мероприятия

  1. Вступление учителя:

Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик -… (МОЖЖЕВЕЛЬНИКА)

Наступающий 2017год объявлен президентом России В.В.Путиным - годом экологии. И этот год мы начинаем сегодня проведением экологического мероприятия «Сохраним можжевельники Крыма».

Ребята, какое растение имеет столько имён: вереск, верес, верест, вересовое дерево, тетеревиный куст, арча? ( Можжевельник). А что мы знаем о можжевельнике и почему его нужно спасать?

Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается. Так произошло в 19 веке с тисом ягодным. Человек ради древесины истребил леса этого реликтового дерева, а теперь мы видим его только в ботанических садах и некоторых парках.

Ученик: Знаете ли вы? За одни сутки один можжевельник выделяет 30 кг фитонцидов с 1га, что может очистить атмосферу целого крупного города от болезнетворных организмов. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто.

Ученица: Можжевельник - родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике

Ученик: Время появления его на Земле о более, чем на 50 миллионов лет. В Крыму произрастает 5 видов: высокий, колючий, или красный, казацкий, вонючий и полушаровидный. О можжевельнике высоком, или древовидном, у которого чешуевидная сизовато-зеленая хвоя и черно-фиолетовые в зрелом состоянии плоды С. С. Станков писал так: «...древовидный можжевельник, прекрасные высокоствольные, крепкие деревья с характерной лентовидно-потрескавшейся буро-красной корой и с ветвями, покрытыми кипарисовидной мягкой хвоей.

Учитель. «Мозжуха» — это ещё одно из русских названий можжевельника. Можжевельник красный называли еще красным кедром, кедровым вересом, испанским можжевельником. Растет он чаще всего 6-8 метровым деревцем с распростертыми ветвями, покрытыми колючими иглами, за что получил еще одно название — можжевельник колючий.

Ученица. Все крымские можжевельники светолюбивы, засухоустойчивы, не боятся морозов и крайне неприхотливы к почвам. «Цветут» они поздно, незадолго до «цветения» сосны. Мужские «цветки» в виде желтых колосков, женские похожи на зеленоватые почечки, на месте которых со временем созревают плоды. Долгожитель можжевельник отменный. Живет можжевельник очень долго до 600лет а то и до 1000 лет.

В Крыму есть около десяти деревьев можжевельника колючего, которым почти по тысяче лет. Это большая редкость: старые можжевельники в Крыму обычно поражает гниль, и они гибнут.

Ученик. В Крыму можжевельники в культуру введены Никитским ботаническим садом еще при X. X. Стевене в первой четверти XIX в. Наиболее красивы из них красный, казацкий и древовидный. Первые два имеют несколько садово-декоративных форм, различающихся по окраске, форме хвои и плодов (кипарисовидная, крупноплодная, тамарисковидная и др.).

Ученица. Очень быстро сгорает можжевельник при пожарах а ещё быстрее истребляется человеком не только для лечения. Уникальная древесина идёт на изготовления различных сувениров. Это делает крайне уязвимыми те остатки можжевеловых лесов, которыми в настоящее время располагает Крым. Особое внимание должно быть уделено можжевельнику вонючему и высокому: они внесены в Красную книгу СССР. Первый на полуострове крайне редок, малочислен.

Учитель. Пришло время, когда сохранение редких, исчезающих с лица Земли растений должно стать личным делом каждого, а гибель даже одного-единственного деревца должна рассматриваться как собственная, сугубо личная потеря на этом свете. В противном случае сберечь находящиеся на грани уничтожения крымские можжевельники не удастся.

II. Организация самостоятельной работы в группах.

Председатель экологической лаборатории: (учитель биологии).

Представим себе, что мы работаем в экологической лаборатории. В лабораторию поступили вопросы: Что мы знаем о можжевельнике? Почему сокращается его численность в Крыму? Изменится ли экологическая обстановка после проведения акции «Сохраним можжевельник»? Для ее решения сформируем 4 временные творческие экспертные группы. Каждая группа после изучения вопроса представит на заседании отчет о своей работе.

III. Заседание творческих экспертных групп.

На заседании при обсуждении вопроса все "научные сотрудники” выступают со своими сообщениями, предложениями, замечаниями и выводами.

IV. Анализ работ экспертных групп.

Заключение

Учитель. Все творческие экспертные группы пришли к выводам, о значимости можжевельника для Крыма, как курорта, о его фармакологических свойствах и проблеме сокращения численности можжевеловых лесов. В ходе реализации акции были проведены в школе конкурсы рисунков и листовок, подготовлены сообщения по классам, обсуждалась с вами программа сохранения можжевельника и сегодня выводы каждой группы будут положены в основу обращения к жителям Крыма и его гостям (зачитывает выводы, записывает их на доске).

Ученик и Ученица готовят обращение к жителям Крыма:

1. Можжевельники – это лекарственные растения, способные излечить человека от многих недугов.

2. Можжевельники заслужили, чтобы к ним относились с уважением.

3. Можжевельники - это растения, которые радуют взор, освежают дыхание и исцеляют душу.

  1. Учитесь размножать можжевельники, а не уничтожать их.

5. Запомни, что радуются сувениру всего несколько дней, а губят жизнь растения, которое росло годы.

Будем вместе сохранять можжевельники Крыма!

(Начальная информация для каждой экспертной группы должна прилагается, как и основной вывод от каждой группы).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!