Внеклассное мероприятие
«Сохраним можжевельники Крыма»
«…ощущение сувенира исчезает через пару недель, а дерево ты не вернёшь никогда. За свои деньги ты уничтожаешь уникальный растительный мир Крыма…»
(Из записки отдыхающей).
Цель: обсудить с учащимися проблему сохранения можжевельника в Крыму, познакомить с давней историей его участия в жизни человека, интересными фактами о можжевельниках.
Задачи:
1.Привлечь внимание учащихся к изучению крымских можжевельников, изменить отношение к можжевельникам.
2. Познакомить учащихся с видами можжевельника, произрастающими в Крыму и методами его размножения.
3. Продолжать развивать у учащихся умение самостоятельно получать информацию из различных источников, обобщать её и делать выводы.
4. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся, знакомя с удивительными формами можжевельников и их ролью в ландшафтах Крыма.
5. Прививать интерес и любовь к уникальной природе Крыма.
Meтоды:
I. По источнику знаний.
1. Объяснительно-иллюстративные: сообщения, беседа, самостоятельная работа с дополнительной литературой.
2. Репродуктивные: работа с компьютером, наблюдение.
II. По характеру деятельности учителя: проблемные.
III. По характеру деятельности учащихся: поисковые, исследовательские.
Оборудование: интерактивная доска, самодельные таблицы, рисунки, листовки, справочный материал, дополнительная литература, ягоды.
Класс разбит на 4 группы. В каждой группе работают консультанты – из числа подготовленных учеников, которые заранее подготовили материал по соответствущим вопросам. Участие принимают двое ведущих-помощников: Ученик и Ученица.
План мероприятия.
Вступление учителя.
«А знаете ли, вы?» ( Факты о можжевельниках – презентация)
Заседание творческих экспертных групп по вопросам:
А) Ботаническое описание Можжевельника обыкновенного.
Б) Химический состав и свойства можжевельника. Легенды и мифы о можжевельнике.
В) Фармакологические свойства можжевельника.
Г) Крымские можжевельники.
4. Подведение итогов мероприятия. ( Выводы и обращение к жителям Крыма)
Ход мероприятия
Вступление учителя:
Я не чудо-ёлочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне.
Не деревья ельника,
Кустик -… (МОЖЖЕВЕЛЬНИКА)
Наступающий 2017год объявлен президентом России В.В.Путиным - годом экологии. И этот год мы начинаем сегодня проведением экологического мероприятия «Сохраним можжевельники Крыма».
Ребята, какое растение имеет столько имён: вереск, верес, верест, вересовое дерево, тетеревиный куст, арча? ( Можжевельник). А что мы знаем о можжевельнике и почему его нужно спасать?
Люди очень обижают это растение. Так уж, к сожалению, повелось: чем исправнее и безотказней служит человеку растение, тем безжалостнее им уничтожается. Так произошло в 19 веке с тисом ягодным. Человек ради древесины истребил леса этого реликтового дерева, а теперь мы видим его только в ботанических садах и некоторых парках.
Ученик: Знаете ли вы? За одни сутки один можжевельник выделяет 30 кг фитонцидов с 1га, что может очистить атмосферу целого крупного города от болезнетворных организмов. Но вот только жаль, что можжевельник никак не хочет расти в городах. Он гибнет от загрязненного машинами и заводами воздуха. Да к тому же лесные пожары наносят большой вред можжевельнику: от искры огня дерево вспыхивает и сгорает начисто.
Ученица: Можжевельник - родственник кипариса. Он любит расти на каменистой почве, на склонах гор. Ветви его причудливо изогнуты, как будто в узлы завязаны. Потому и получил можжевельник свое имя: «можжа» на старорусском языке означает «узел». Распростертые ветви можжевельника покрыты очень колючими иглами. Зато хвоя можжевельника мягка на ощупь. Есть у можжевельника шишкоягоды, в зрелом состоянии они черные. Под можжевеловыми деревьями хорошо живется грибам боровикам, душистой землянике
Ученик: Время появления его на Земле о более, чем на 50 миллионов лет. В Крыму произрастает 5 видов: высокий, колючий, или красный, казацкий, вонючий и полушаровидный. О можжевельнике высоком, или древовидном, у которого чешуевидная сизовато-зеленая хвоя и черно-фиолетовые в зрелом состоянии плоды С. С. Станков писал так: «...древовидный можжевельник, прекрасные высокоствольные, крепкие деревья с характерной лентовидно-потрескавшейся буро-красной корой и с ветвями, покрытыми кипарисовидной мягкой хвоей.
Учитель. «Мозжуха» — это ещё одно из русских названий можжевельника. Можжевельник красный называли еще красным кедром, кедровым вересом, испанским можжевельником. Растет он чаще всего 6-8 метровым деревцем с распростертыми ветвями, покрытыми колючими иглами, за что получил еще одно название — можжевельник колючий.
Ученица. Все крымские можжевельники светолюбивы, засухоустойчивы, не боятся морозов и крайне неприхотливы к почвам. «Цветут» они поздно, незадолго до «цветения» сосны. Мужские «цветки» в виде желтых колосков, женские похожи на зеленоватые почечки, на месте которых со временем созревают плоды. Долгожитель можжевельник отменный. Живет можжевельник очень долго до 600лет а то и до 1000 лет.
В Крыму есть около десяти деревьев можжевельника колючего, которым почти по тысяче лет. Это большая редкость: старые можжевельники в Крыму обычно поражает гниль, и они гибнут.
Ученик. В Крыму можжевельники в культуру введены Никитским ботаническим садом еще при X. X. Стевене в первой четверти XIX в. Наиболее красивы из них красный, казацкий и древовидный. Первые два имеют несколько садово-декоративных форм, различающихся по окраске, форме хвои и плодов (кипарисовидная, крупноплодная, тамарисковидная и др.).
Ученица. Очень быстро сгорает можжевельник при пожарах а ещё быстрее истребляется человеком не только для лечения. Уникальная древесина идёт на изготовления различных сувениров. Это делает крайне уязвимыми те остатки можжевеловых лесов, которыми в настоящее время располагает Крым. Особое внимание должно быть уделено можжевельнику вонючему и высокому: они внесены в Красную книгу СССР. Первый на полуострове крайне редок, малочислен.
Учитель. Пришло время, когда сохранение редких, исчезающих с лица Земли растений должно стать личным делом каждого, а гибель даже одного-единственного деревца должна рассматриваться как собственная, сугубо личная потеря на этом свете. В противном случае сберечь находящиеся на грани уничтожения крымские можжевельники не удастся.
II. Организация самостоятельной работы в группах.
Председатель экологической лаборатории: (учитель биологии).
Представим себе, что мы работаем в экологической лаборатории. В лабораторию поступили вопросы: Что мы знаем о можжевельнике? Почему сокращается его численность в Крыму? Изменится ли экологическая обстановка после проведения акции «Сохраним можжевельник»? Для ее решения сформируем 4 временные творческие экспертные группы. Каждая группа после изучения вопроса представит на заседании отчет о своей работе.
III. Заседание творческих экспертных групп.
На заседании при обсуждении вопроса все "научные сотрудники” выступают со своими сообщениями, предложениями, замечаниями и выводами.
IV. Анализ работ экспертных групп.
Заключение
Учитель. Все творческие экспертные группы пришли к выводам, о значимости можжевельника для Крыма, как курорта, о его фармакологических свойствах и проблеме сокращения численности можжевеловых лесов. В ходе реализации акции были проведены в школе конкурсы рисунков и листовок, подготовлены сообщения по классам, обсуждалась с вами программа сохранения можжевельника и сегодня выводы каждой группы будут положены в основу обращения к жителям Крыма и его гостям (зачитывает выводы, записывает их на доске).
Ученик и Ученица готовят обращение к жителям Крыма:
1. Можжевельники – это лекарственные растения, способные излечить человека от многих недугов.
2. Можжевельники заслужили, чтобы к ним относились с уважением.
3. Можжевельники - это растения, которые радуют взор, освежают дыхание и исцеляют душу.
Учитесь размножать можжевельники, а не уничтожать их.
5. Запомни, что радуются сувениру всего несколько дней, а губят жизнь растения, которое росло годы.
Будем вместе сохранять можжевельники Крыма!
(Начальная информация для каждой экспертной группы должна прилагается, как и основной вывод от каждой группы).