СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Рады мы вас видеть..." по музыкальному народному творчеству в рамках школьного музея традиционной культуры Курского края

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по теме "Рады мы вас видеть..." можно использовать на уроках музыки и музыкального народного творчества. Проводилось в рамках школьного музея традиционной культуры Курского края.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Рады мы вас видеть..." по музыкальному народному творчеству в рамках школьного музея традиционной культуры Курского края»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МУЗЫКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСКОГО КРАЯ


1 ВЕДУЩИЙ:

Народные песни! Какие они разные!

Если в песне слышна неприкрытая грусть-

Грустью, кажется, полнится воздух.

Если удаль теснит молодецкую грудь –

Пляшут вечер и синие звезды.

И старушка Земля все никак не поймет,

В чем же кроется тайна России.

То ли песня прекрасна, то ли народ,

Распевающий песни такие.


В исполнении Сошиной Ксении, ученицы 6 класса звучит народная песня «Села кукушка»


2 ВЕДУЩИЙ: Ребята, вам понравилась песня? Как вы думаете, она народная или композиторская? Да, народная. Поэтому мы, сегодня здесь – в школьном музее традиционной культуры Курского края.

Здесь представлены разные экспозиции. Это и традиционный костюм Курской области, ткачество, есть и уголок певицы, прославившей Курский край на весь мир – Надежды Плевицкой.

А в центре музея располагается стенд с русскими народными музыкальными инструментами. С этим стендом мы познакомимся сегодня ближе. Ребята, а какие музыкальные народные инструменты вам знакомы? (Ответы учащихся)


1 ВЕДУЩИЙ: Птица – свиристелка!

Звонкая поделка!

Свистят свистульки-утки,

Свистит петух-проказник!

Ой, вы гости дорогие,

Заходите к нам на праздник!

 Ребята, как называется этот музыкальный инструмент? У нас на Руси инструменты такого типа народ просто называл свистульками. А во всем мире он известен как окарина, что в буквальном переводе с итальянского означает гусенок. (Первоначально по форме окарина действительно напоминала гусенка.)

Большинство духовых инструментов делали из дерева, а из чего делали свистульки? (Из фарфора или глины, из пшеничного теста). В разных районах страны они имеют самую разнообразную форму и окраску, а вот свистульки Курской области, деревни Кожля, города Суджи – это кулики, кошки, играющие на гармони, петухи, катающиеся верхом на баранах, всадники на трехглавом коне, барыни.

Игрушки разные, но суть его всегда оставалась одна: это полые игрушки со свистковым устройством, в корпусе которых проделаны три-четыре пальцевые отверстия, при помощи которых меняется высота их звучания.

Игра в ансамбле с учителем на свистульках


2 ВЕДУЩИЙ: А эти инструменты привезли в музей из деревни Саморядово и Дряблово Курской области. Называются они рубель.

Этот ударный инструмент изначально заменял утюг. Белье наматывали на круглый валик и сверху проглаживали рубелью. Иногда в ручке рубели делали отверстие, куда насыпали мелкие камушки или высушенные горошины. Когда хозяйка гладила белье, то рубель в такт ее движениям издавала близкий погремушечному звук, тем самым помогая работать.

Музыкальная рубель отличается тем, что в его центральной части сделана прорезь, играющая роль резонатора.

Как вы думаете, как играют на рубели? (Варианты детей, их показ). При игре инструмент держат в левой руке за ручку, а правой рукой проводят вверх и вниз по рабочей поверхности деревянной ложкой или колотушкой- специальной палочкой с шариком на конце. Скользящие удары сочетаются с ударами палочкой по оборотной стороне инструмента. На рубели можно сымитировать голоса утки, поросенка, дятла, перестук лошадиных копыт и др.

(Просмотр видеосюжета)


1 ВЕДУЩИЙ: Ребята, а какие еще ударные инструменты есть в выставочном стенде? Трещотка и ложки.

Ложки – как бы просто они не выглядели, требуют большого мастерства в исполнении. Убедитесь сами.


Просмотр видеосюжета в исполнении ложечников


Трещотку по-другому называют трескотухой. Почему? Потому что этот ударный инструмент обладает трескучим звуком. В Курской области трещотки состояли из 10-25 пластин, сделанных из дуба, клена или ореха, которые нанизывались на два ремешка или шнур.

Как же играют на трещотке? (Показы детей). Держат трещотку перед собой, как гармошку, и играют, резко сжимая и разжимая ладонями пластины (прием игры «Удар»). Совершая плавные, волнообразные движения руками, получают скользящие, щелкающие удары (прием игры «Волна»). Довольно сложные ритмические рисунки можно воспроизводить на курской трещотке, подсекая ребрами ладоней боковые стороны инструмента (прием игры «Подсечка»).

Часто свадебные, плясовые песни сопровождались игрой на трещотке, иногда в ансамбле с гармошкой.


ВЕДУЩИЙ 2: Посмотрите, ребята, какие гармошки есть в нашем музее. Гармонь или гармоника - разновидность баяна, музыкальный инструмент с двумя кнопочными клавиатурами и мехами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанирования: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой клавиатуре играется мелодия.

Где именно впервые была изобретена ручная гармоника, утверждать точно нельзя. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в начале XIX века в Германии. Однако существует и другое мнение. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году.

Русские гармони разнообразны, особенно популярны «хромки» и «тальянки».

ВЕДУЩИЙ1: Я поеду в город Шую

и куплю гармонь большую,

как приеду на село,

заиграю весело!

Нечего народ скучать,

выходи скорей плясать!


В исполнении ученика 10 класса, Переверзева Артема, звучит русская народная плясовая мелодия (баян), танцевальная импровизация учащихся и игра на трещотках


ВЕДУЩИЙ 1: Ребята, а сейчас для вас прозвучит музыкальная загадка. Как вы думаете, какой это инструмент? (Варианты детей).

Этот инструмент есть у нас в музее, называется он жалейка, а в Курской области его называют рожок. Состоит рожок из специально обработанного коровьего рога и вставленной в него кленовой палочки с пятью отверстиями. В эту трубку вставлялся пищик («пипка») из дерева, камыша или гусиного пера. Звук рожка сильный, резкий.

В состав инструментального ансамбля, под звуки которого танцевали в курском регионе входили не только жалейки, рожки, дудки, но и кугиклы. Вот они. Что это за инструмент?

Духовой инструмент, в Курской области – это пять тростниковых дудочек разной длины, ничем не связанных между собой. Исполнительница держит их в руках, выравнивая верхние концы дудочек. Они отличаются друг от друга по длине – ровно на ширину большого пальца исполнительницы, которая чаще всего одновременно и мастерица по изготовлению кугикл. Звук кугикл нежный, тускловатый. 

Наиболее распространенные наигрыши на кугихлах — «Тимоня», «Батюшка», «Под мельничкой».

Просмотр видеосюжета игры на кугиклах

ВЕДУЩИЙ 2:

Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!..


Ты и нынче зря робеешь!

Ты одна на всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!


С удалым народным сердцем

Ты сроднилась неспроста!

В золотых руках умельцев

Ты не смолкнешь никогда!


Ребята, какие русские народные инструменты имеют «три заливистых струны»? (Домра, балалайка)

Балалайка – старинный струнный щипковый инструмент, входил в состав традиционного курского инструментального ансамбля. В XVI—XVII вв.. искусством игры на балалайке владели профессиональные музыканты — скоморохи. А в народе широкое распространение балалайка получила в конце XIX —начале XX вв..


В исполнении учащегося 3 класса Зубкова Артема звучит пьеса



ВЕДУЩАЯ 2: Экскурсия в музей традиционной культуры Курского края подходит к концу. И нам бы хотелось услышать, как вы запомнили те музыкальные инструменты, которые звучали сегодня.


Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Есть в Курске глиняные игрульки –

Это музыкальные… (свистульки).

С валиками инструмент, поверь,

Называется … (рубель).

Из пластинок состоит

И трещит, трещит, трещит.

Эта русская находка

Называется… (трещотка).

Кашу съели мы из плошки,

Заиграли дружно…(ложки).

Заиграл дружок Тимошка

Эх, на русской на …(гармошке).

Коров позвал он на лужок –

Яркий, пронзительный… (рожок).

В Брянске их называют кувиклы,

В Курске «Тимоню» играют …(кугиклы).

«На трех струнах ты сыграй-ка», -

Звонко просит…(балалайка).

ВЕДУЩАЯ 1: Молодцы, ребята!

Как вы дружно отвечали,

Все инструменты нам назвали.

Теперь скажите без стыда:

Занятие понравилось вам? ..


ВЕДУЩАЯ 1: Если вы узнали что-то новое, интересное, если вам хочется познакомиться с другими экспозициями музея, то положите карточку с музыкальным инструментом в желтое окошко с улыбкой, если вы остались равнодушны – в голубое окошко, если вам не понравилось занятие – в черное.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!