СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку «За страницами учебника»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:

1)     опираясь на полученные знания по фонетике, расширить круг знаний обучающихся по этому разделу русского языка

2)     формировать бережное отношение к русскому языку, чувствовать красоту родной речи

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку «За страницами учебника»»

Внеклассное мероприятие по русскому языку

«За страницами учебника»

(для 5 – го класса)

Цель мероприятия:

  1. опираясь на полученные знания по фонетике, расширить круг знаний обучающихся по этому разделу русского языка

  2. формировать бережное отношение к русскому языку, чувствовать красоту родной речи


Оборудование: оформить книжную выставку литературы о русском языке, высказывания великих людей о русском языке.

«... Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело... Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо, надо», — писал в книге «Письма о добром и прекрасном» ученый современности, академик Д. С. Лихачев.

Действительно, как гласит народная мудрость — не учась и лаптя не сплетешь. Чтобы находить знания, научиться распознавать буквы и звуки, части слова, уметь строить предложения, правильно писать слова и многое другое, мы отправимся с вами в путь. Мы отправимся в путешествие по сказочной стране. Страна эта огромна, состоит из отдельных княжеств, которые населяют необычные жители.

Первое княжество, в котором мы с вами придем, называется Фонетика. Там живут звуки нашей речи. Они шумят, звенят, свистят, поют, иногда, правда, спорят, но ... никогда не ссорятся. Надо вам сказать, что «жители» всех княжеств очень дружны между собой. Так и в гостях у Фонетики мы не увидим ссор: все звуки хорошо знают, что жить друг без друга не смогут. Действительно, подумайте сами, могут ли быть словами снгргк, слнмк, дмчк, еуоа, оыо, юоа. А если они сядут рядком да поговорят ладком, то получатся слова, которые вы хорошо знаете: Снегурочка, солнышко, Дюймовочка.


Звуки речи и значение слова:


1.У кого хвост длиннее?

Заменяйте в каждом последующем слове, начиная с первого, один звук (гласный или согласный) так, чтобы получилось новое слово.


Образец: бок-сок-док и т.д. Выигрывает тот, чей «хвост» окажется длиннее.



I команда

II команда

Кора




кочка

ДОК

лом


Звуки и буквы. Алфавит.

1.Поиграем в догонялки.

1.записать 10-15 слов, в которых больше букв, чем звуков (например, конь).

2.записать 10-15 слов, где больше звуков, чем букв (например, еж).

3.записать по одному слову на каждую букву алфавита (буквы Ъ, Ь, Ы могут быть в середине или в конце слова).


2. Кто больше? (игра - соревнование)

Запишите за определенное время как можно больше слов, в которых:

1.все буквы соответствуют звукам.

2.одна буква не соответствует звуку.

3. Не ошибитесь! Чтобы прочитать закодированные слова, достаточно записать алфавит и пронумеровать буквы.

I команда


II команда


9,1,4,1,5,12,1


2,21,12,3,29

9,3,21,12,10


22,16,15,6,20,10,12,1


«Это интересно» (работа со зрителями)

Оказывается, слова в русском языке могут начинаться с любой» звука: гласного или согласного, за исключением звука [ы].

По фонетическим и орфографическим признакам можно легче определить иноязычного слова, пришедшие в русский язык из других языков:

  1. С буквы и звука [а] начинаются, как правило, заимствованные слова. Русских слов на [а] очень мало: аляповатый, авоська, архаровец, ахинея; междометия: ага, агу, аи, ау, ох; частица: авось. Некоторые из русских слов употребительны лишь в просторечном стиле: аж, ось — или являются устаревшими: ахти, они.

  2. Иноязычные слова явно «предпочитают» начальную букву Э. Междометие Э, ЭЙ, а также ЭКИЙ, ЭТАК, ЭТОТ— вот почти все русские слова с начальной Э.

  3. Слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению, за очень небольшими исключениями (фыркнуть, филин), являются нерусскими.

  4. Зато, если слово начинается с буквы Щ, знайте, это слово общеславянское: щавель, щадить, щука, щель и др.


Вопросы-шутки (зрителям):

1.Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

2.В каком слове три «О»? (трио)

3.В каком слове сорок гласных? (сорока)

4.Можно ли превратить страницу в населенный пункт? (станица)

5.Можно ли на башне посеять пшеницу? (пашня)

6.Прочитайте слова: 100ляр, 7я, ви3на, 3буна, При5, о5.

5.Сказано-сделано: за условленное время запишите наибольшее количество слов со следующими признаками:

1.с начальной буквой, обозначающей согласный звук (эти слова желательно
записать по алфавиту).

2.с одинаковыми повторяющимися согласными (бобы, деды, мимо).

6. Кто больше?

Запишите слова со слогами, оканчивающимися на И, Ь, Ъ, разделяя их черточками для переноса (например: строй-ка, школь-ный, подъ-ем). Выигрывает тот, кто больше всех придумал оригинальных слов.


7. Шарады.

Знаете ли вы, что шарады — это загадки, заключающиеся в отгадывании слова, части которого (в данном случае слоги) могут быть самостоятельными словами?

I. Мой первый слог — число с нулями,

у всех людей — последних два,

а вместе — догадайтесь сами:

всем городам она глава.


II. Жилище — первый слог,

затем идет предлог,

а в целом я огромна

и называюсь...

  1. Два слога впереди — для освещения,

а третий — личное местоимение.

Все вместе — всемогущий царь,

страной древней управляющий встарь.

  1. В начале октября
    ищи слог первый мой,

в начале ноября ищи второй,

а в дом жилой войдешь —

там целое найдешь.

Вы не забывали, что слог, оканчивающимися на гласный звук, называются открытыми, а оканчивающийся на согласный — закрытым? Так слове стра-на оба слога открытые, а в слове кор-пус, а слове мо-тор, первый — открытый, второй — закрытый?


8. Кто больше?

Послушайте внимательно задание. Запишите слова:

1.с двумя закрытыми слогами.

2.с тремя открытыми слогами.

Работа с лексическим значением слов (беседа со зрителями)

Послушайте краткое толкование слов, определите ударение, придумайте

словосочетание или предложение.

1.скульптурное изображение человека — ста 'туя.

2.определение заболевания — диа 'гноз.

3.письменное или устное соглашение — догово 'р.

4.женщина, занимающаяся шитьем — швея'.

5.вымышленная фамилия писателя — псевдони'м.

6.существительное от глагола обеспечить — обеспе 'чение.

7.деловая, официальная бумага — докуме 'нт.

8.то, что изобретено — изобрете'ние.


9. Спрятанная буква.

К каждому слову с пропущенной, буквой, обозначающей безударный гласный, подберите проверочное слово по числу клеточек, и в вертикальных выделенных строках составится название таких гласных.


Од...брять Укреплять

Р...ЗВИТЬСЯ

Руб...жи Об...дрять Сокр... тить Угр...жать Обн...влять Вые... та Осл...пить







Укр…плять










Р…звиться










Руб…жи










Об…дрять











Сокр…тить











Угр…жать










Обн…влять











Выс…та









Осл…пить










Работа со зрителями.

Зри в корень.


Опасный призрак. В субботу ребята сажали деревья, чинили изгородь, приводили в порядок двор. Учитель попросил их записать названия этих работ в форме имён существительных.

Просматривая записи учащихся, учитель вдруг, шутя, заметил:

— Валеры в тетради появился опасный призрак. Он снизил ему оценку. Какую

орфографическую ошибку имел в виду учитель?


Как Зоя сделала дедушку вторично седым. Ученики писали диктант. В одном предложении речь шла о седом старичке, который присел на скамью немного отдохнуть. Проверив Зоину тетрадь, учительница ей с улыбкой заметила:

— А ведь дедушка уже до этого был седым!

В каком слове Зоя сделала ошибку?


Мите помогите! Ученику было дано задание: подобрать проверочные слова, чтобы определить правильность написания безударных гласных. Ученик добросовестно выполнил всё: подобрал слово, поставил в нём ударение, подчеркнул безударную гласную, которая теперь стала ударной. Прочитайте, верно ли выполнил Митя задание. Помогите ему исправить ошибки, Объясните, почему произошли такие ошибки.

Линять — ли'ния; известняк — изве'стие; мормышка — мо'ре; волна — во'л; деньга — де'нь, мохеровый (шарф) — мо'х.

«Это интересно» (работа со зрителями)

Правописание безударных гласных в некоторых словах проверить ударением нелегко. Это удается только после вдумчивого рассмотрения состава слова. Например: в первом слоге слова столица пишем о потому, что в древней Руси слово стол употреблялось в значении княжение (сравни: престол – трон). Говорили: Ярослав сел на стол отца своего Владимира. Отсюда древний Киев, где княжили великие князья, назывался стольным градом, т. е. столицей.

Одолеть, долой, долина. Слово дол означает «низ, нижний край». Мы говорим: горы и долы. Долина — это низина между горами; подол — нижний край платья. Одолеть врага (всадника). Первоначально значило сразить его, повергнуть в дол (вниз). А слово долой образовалось от дол так же, как домой от дом. Теперь вы знаете, что в этих родственных словах следует писать о, а не а.

Сновать, основной. Сновать — значит двигаться в одну и другую сторону. Снуют по улице пешеходы, снует из угла в угол зверь в клетке. Слово сновать родственно слову основа. Основа — нечто неподвижное, незыблемое, служащее опорой остальному, а сновать имеет как будто противоположный смысл — быстрое движение. Как же основа образовалась от сновать?

При тканье первоначально надо было двигаться взад и вперед, набрасывая продольный ряд нитей на специальные колышки,— сновать. Наброшенные (основанные) таким образом продольные нити назывались основой. Между нитями основы с помощью челнока протягивались поперечные нити, и получалась ткань. Позже стали говорить о всякой мелькающей взад-вперед вещи, что она снует,

Смородина. Название этой ягоды (первоначально, вероятно, чёрной смородины) происходит от сильного, не каждому приятного запаха, который она источает при созревании. Смород — древнее слово, обозначавшее дурной запах, вонь, смрад (сравните укр. сморид, просторечное смердеть).

Любопытно, что слово вонь в старину обозначало вообще всякий запах, а слово вонять одного корня со словом нюхать (древняя форма — ухать, т. е. пахнуть). Сравните слова благовоние, благоухать. Между прочим, хороший запах, аромат, благовоние по-чешски — вуне.

Оказывается, слова гореть, горячий и горький одного происхождения. Первоначально горький обозначало «жгучий, неприятный на вкус». Зная это, вы не напишете эти слова через а.

По мнению некоторых языковедов, слово желудок родственно слову жёлудь: так древние лекари назвали орган пищеварения по его сходству с плодом дуба.

Поролон, этот легкий эластичный материал, назван в своей первой части по характерному свойству — пористости, обилию пор, а пенопласт — по способу приготовления вспениванию, образованию пены.

Слова французского происхождения сервант, сервиз, сервировать (накрывать стол, расставляя на нём посуду) родственны английскому слову сервис (обслуживание), так как все они происходят от латинского «сервис» — служу.

По-гречески космос — «устройство, порядок; мир, вселенная». Слово косметика — приведение в порядок кожи, волос, лица человека — восходит к другому греческому слову: косметике по-гречески значило искусство «украшать».


10. Полминутки для шутки

«Грустные вести». Поэт А. Шибаев написал стихотворение под таким названием. Прочитайте его, и вы сразу поймете, почему автор так назвал его. Исправьте все ошибки. Объясните их причину.

Пришло письмишко мне,

Гляжу —

Из лагеря, от Мишки...

Здесь чудный лук, и я лижу.

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса!

Наверно, шутит плут...

Читаю дальше:

Здесь — лиса, красивый длинный плут.

И что такое он плетет —

Не разберусь, хоть тресни:

Когда отряд идет в поход, я запиваю песни...

На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен...

Нет, нет не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен.

Вернется — надо подлечить:

Заставить правила учить…


11.Мудрено сотворено?

Прочитайте слова. Сделайте их фонетическую запись и произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились наоборот.


I команда

II команда

лен

мок

лоб

араб

дог

код


Лен, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шел, шей, араб.

12.Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Прочитайте и запишите слова. Совпадает ли количество букв и звуков во всех словах?



I команда

II команда

[р'ап']

[л’аск]

[р’из'ба']

[каз’ба']

Так вот, жители населяющие это княжество, бережно хранят все богатство нашего языка и с удовольствием разрешают пользоваться им любому человеку, если, конечно, этот человек так же бережно и аккуратно обращается со словами.

Почему же надо обращаться с ним бережно? На этот вопрос ответил известный русский писатель В. Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысля, того чувства, той доля истины или вдохновенья, которыми он обладает, другим людям!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!