СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой родной язык - русский!"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие позволит акцентировать внимание учащихся на необходимости говорить вежливо и писать грамотно. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по русскому языку "Мой родной язык - русский!"»

Внеклассное мероприятие «Мой родной язык – русский!»

ПРЕДМЕТ: русский язык.

ЦЕЛЬ: акцентировать внимание учащихся на необходимости говорить вежливо и писать грамотно

ЗАДАЧИ: образовательная: повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;

             воспитательная: воспитание патриотизма и чувства гордости за русское культурное наследие, осознания необходимости преемственности поколений, любви к родному языку;

             развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: соревнование, конкурсы, групповые задания, работа в парах, декламирование.


СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

Организационно-психологический этап

Музыка: Чайковский «Панорама» (звучит до чтения стихотворений о русском языке)


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!

Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева.

Русским языком восхищались, перед ним преклонялись, его воспевали многие писатели и поэты, ученые и философы.

Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.

Чтение стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отправляй его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить,

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.

Сценка «Загадочный сундук».

Олег (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!

Андрей: Ты чего это, Вася кричишь?

Олег: Я не кричу, я слово подбираю.

Андрей: Какое слово?

Олег: Какое, какое… Нужное!

Андрей: А зачем оно тебе?

Олег: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!

Андрей: А почему?

Олег: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?

Андрей: Ничего ты мне не говорил.

Олег: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!

Достаёт письмо, читает:

«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,

В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.

Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,

Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!

В памяти поройся – может быть, припомнится,

Только скажешь ты его, и сундук откроется! »

Андрей: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?

Олег: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.

Андрей: И не открывается?

Олег: ни в какую!

Андрей: А ты попробуй ещё раз!

Олег: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!

Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.

Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!

Андрей: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.

Олег: Что же ты молчишь! Говори!

Андрей: Я тебе на ушко скажу.  (Шепчет)

Олег: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.

Андрей: А этого не говорил. Попробуй!

Олег: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!

Андрей: Вот видишь, как всё просто!

Олег: Спасибо тебе, Андрей, угощайся!

Андрей: Спасибо.


Ведущий: Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Но ведь русский язык -  это наш с вами мир, наша жизнь. Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся. Вашему вниманию художественная миниатюра «Русь»

Художественная миниатюра «РУСЬ»

Русь. Короткое – в один слог всего!  - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.

Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На  севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.

Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.

Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.

- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.

- На русь? – ахнул я.

- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.

Осторожно спрашиваю:

- Анна Ивановна, а что такое русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко.  Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?

Я слова вымолвить не могу.

Русь – светлое место! Русь – страна света.

Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!


Ведущий: Поэтому сегодня мы проведем соревнования между старшеклассниками и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий.

Оценивать работу команд будет компетентное жюри, в составе которого учителя русского языка и литературы и представители администрации.

Первый конкурс. «Словарный запас».

Проверим словарный запас наших игроков. Кто подберет больше слов определенной части речи на тему «Русский язык»? На выполнение дается минута! Музыка: Делиб «Сильвия» (звучит, пока команды выполняют задание).        

Подобрать существительные на тему «Русский язык»

Подобрать глаголы на тему «Русский язык»

Существительное

Читать

Глагол

Говорить

Прилагательное

Склонять

Причастие

Спрягать

Деепричастие

Писать

Числительное

Сочинять

Местоимение

Декламировать

Наречие

Учить

Точка

Рассказывать

Запятая

Исправлять

Словарь

Переписывать

Книга

Излагать

Второй конкурс «Орфоэпия».

На карточках игроков пишутся следующие слова:

Алфавит. квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур (ударение на последнем слоге), бармен, свекла (yдapeние на первом слоге), арахис, феномен (ударение на втором слоге), баржа, творог (ударение может быть как на первом, так и на втором слоге).

Пока команды выполняют задание, проводится игра с болельщиками и зрителями.

Игра со зрителями «Лексическое значение слова».

Слова, лексическое значение которых нужно объяснить:

Адекватный – соответствующий, совпадающий.

Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие

Аномалия – отклонение от нормы, закономерности

Банальный – лишенный оригинальности, избитый

Бартер – обмен товарами или услугами

Бомонд – высший свет, элита, привилегированные круги общества

Визажист- косметолог, художник – гример

Дайджест – периодическое издание, перепечатывающее материалы других изданий

Деградация – постепенное ухудшение, упадок

Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны

Дисплей- экран, монитор

Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара

Драйвер – управляющая программа

Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.

Инаугурация- торжественное вступление в должность главы государства

Лаконичный – краткий

Мажорный – радостный, бодрый

Менеджер – профессиональный управляющий

Менталитет- мировоззренческие представления, характерные для личности или народа

Мультимедиа- технология, объединяющая данные, звук, анимацию, графики

Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса

Офис – представительская контора фирмы

Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы

Прайс-лист –список ценна товары, услуги какой-либо фирмы

Презентация- торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы

Принтер – устройство для печати информации из компьютера

Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо

Спонсор- лицо или организация, финансирующее что-либо или кого-либо (как правило с целью саморекламы)

Тинэйджер – подросток 13 до 19 лет

Триллер – книга или фильм, вызывающие нарастающее чувство напряжения или страха

Фанатизм- страстная увлеченность, преданность чему-либо.

Харизма- чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих

Эксклюзивный – предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде

Экстрасенс – человек, обладающий сверхчувствительными способностями, умеющий воспринимать биополя и воздействовать на них

Элита - привилегированная верхушка общества


Третий конкурс «Скороговорки».

Предлагаются следующие скороговорки:

1. Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон!

2. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.


Четвертый конкурс «Крылатые фразы».

1. Азбука ________ 1. Авгий

2. Близнецы ________ 2. Аладдин

3. Бочка ________ 3. Анюта

4. Верста ________ 4. Ариадна

5. Глазки ________ 5. Ахилл

6. Грамота ________ 6. Вавилон

7. Кафтан ________ 7. Гомер

8. Конюшни ________ 8. Гордий

9. Конь ________ 9. Домокл

10. Лампа ________ 10. Демьян

11. Ложе ________ 11. Диоген

12. Меч  ________ 12. Китай

13. Муки ________ 13. Коломна

14. Нить ________ 14. Мамай

15. Огонь ________ 15. Мономах

16. Побоище ________ 16. Морзе

17. Пята ________ 17. Пандора

18. Стена  ________ 18. Прокруст

19. Столпотворение ________ 19. Варфоломей

20. Узел ________ 20. Прометей

21. Уха  ________ 21. Сиам

22. Хохот  ________ 22. Тантал

23. Шапка  ________ 23. Тришка

24. Язык  ________ 24. Троя

25. Ящик  ________ 25. Филька

26. Ночь  ________ 26. Эзоп



Ответы

1. Азбука 16

2. Близнецы 21

3. Бочка 11

4. Верста 13

5. Глазки 3

6. Грамота 25

7. Кафтан 23

8. Конюшни 1

9. Конь 24

10. Лампа 2

11. Ложе 18

12. Меч 9

13. Муки 22

14. Нить 4

15. Огонь 20

16. Побоище 14

17. Пята 5

18. Стена 12

19. Столпотворение 6

20. Узел 8

21. Уха 10

22. Хохот 7

23. Шапка 15

24. Язык 26

25. Ящик 17

26. Ночь 19

Седьмой конкурс «Анаграмма».

Музыка: Вивальди «Весна» (звучит, пока игроки выполняют задание).

Задания:

1. С одним порядком букв его

              Увидеть можно в поле.

             Большое спелое зерно

К земле его там клонит.

С другим порядком - в высоте

Летит он хищной птицей,

И с ним в проворстве, быстроте

Едва ли кто сравнится.

(Колос - сокол)

      Со мною каша лучше станет,

    Оближет пальчики едок.

    Но буквы поменяй местами,

    Я превращусь в древесный сок.

    (Масло – смола)

Сокол (колос), ракета (карета), мать (тьма), арфа (фара), лето (тело), кайма (майка), баня (баян), куст (стук), масло (смола), веки (Киев), остров (Ростов), игра (Рига), дно (Дон), адрес (среда), фарш (шарф), липа (пила), сосна (насос), кит (тик).

Ведущая: Теперь я прошу жюри оценить конкурс.

Учитель: Мы с вами убедились, что мы знаем наш язык и  любим его.  Так какой он, наш язык?

Все участники команд говорят по очереди по одному слову: сильный, нежный, яркий, разноцветный, великий, могучий, добрый, сложный, легкий, прекрасный, могущественный, красивый, точный, неповторимый, эмоциональный, самый лучший.

Ученик: Так  давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык!

Дорожите Родным, милым словом!

Многоликим –Большим языком!

Нашей жизни Он – первооснова,

Всем народам планеты –знаком!

Берегите его от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток – от наречий ручьистых-

Не затмил родника родников!

В нем черпайте живящую силу:

Русских  говоров, песен, стихов… -

Все, что дорого сердцу, чтоб слилось

В языке - как основе основ!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!