СЦЕНАРИЙ ФЕСТИВАЛЯ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
«Объединил нас всех язык могучий».
Ведущий:
Мы поздравляем всех с праздником – фестивалем дружбы народов. Северный Кавказ – это родина чеченцев, ингушей, осетин, адыгейцев, карачаевцев и черкесов, аварцев и кумыков, даргинцев и лезгинов и еще многих - многих народов.
Чистым сердцем мы встречаем
Дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем
Щедро угощаем их!
Золотит колосья русые
Солнце спелое вдали
Поклонитесь хлебу русскому,
Поклонитесь до земли (Вручают каравай почетным гостям).
Хлебом солью и радушьем
Знаменит наш милый край,
Здесь для ВАС и песни русские
И медовый каравай.
Ведущий:
Уже около пяти веков на Кавказе живут казаки. Терские казаки искусно владеют шашкой и джигитовкой, носят газыри и танцуют свою казачью лезгинку. «Между серыми камнями, По ущельям среди скал Серебристыми волнами Бурный Терек пробегал. Начинаясь у Казбека, Наверху среди снегов, Он уж больше чем три века, Поит терских казаков». Гимн терских казаков Опыт горцев Поселившись на Кавказе, казаки быстро приспособили для себя горскую одежду и оружие. А такое холодное оружие как шашка, взятая на вооружение от кавказцев, стало ассоциироваться с казачеством. Один из известных исследователей терского казачества Иван Попко отметил: «Вообще, все черкесское пользуется уважением и предпочтением между казаками. Да оно и справедливо: «что хорошо выдумано, то полезно и перенимать»».
Терское казачье войско было сформировано в 1860 году, однако, первое появление казаков на Тереке относится к 1520 году, когда здесь появились казаки-поселенцы во главе с атаманом Андреем Шандрой. Поселившиеся возле рек стали называться «терскими» казаками, а которые поселились ближе к Кавказским горам – «гребенскими». С появлением казаков на важных торговых путях, Турция и Персия обратилась к Московским властям с жалобой, что казаки дорогу закрыли, с купцов берут оброк, а иных грабят. На что Москва отвечала: «Сами знаете, что на Тереке и на Дону живут воры, беглые люди, без ведома Государева, не слушают они никого, и нам до казаков какое дело».
25 августа в день святого Варфоломея, который считается покровителем терских казаков, можно услышать терскую казачью песню «полно вам, снежочки», которая так отчетливо напоминает о кавказских казаках: «С песней разудалой мы пойдем на смертный бой, Служба наша, служба – чужедальня сторона. Служба наша, служба – чужедальня сторона, Буйная головушка казацкая судьба».
Много уже написано о казаках. Я вам немного расскажу о женщинах-казачках. Казаки знали, что их жены – «кость от костей их и плоть от плоти» их казачьего роду. И казачки гордились своим происхождением. Есть поговорка: «Не боли болячка – я Казачка!»
В начале июня 1774 года крепость Моздок потрясло известие: сильный турецкий корпус с множеством примкнувших к нему горских отрядов вышел в поход с целью выжечь все русские поселения по Тереку. Моздокский гарнизон приготовился к бою. Из соседних станиц для обороны крепости стали прибывать казаки. Их жены и дети, со всем имуществом, которое можно было увезти, выехали в Наур. Туда же с малыми силами отправился полковник Савельев, чтобы успокоить семьи казаков и защитить их в случае нападения незначительных вражеских отрядов, которые могли действовать отдельно от основных сил.
11 июня был Духов день. Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты во главе с полковником Савельевым находились в церкви. Вдруг со стороны пикетов прогремели выстрелы. Полковник выбежал во двор и столкнулся с казаком, прибывшим из крепости Моздок.
- Что стряслось? - тихо, дабы не наводить лишней паники, спросил Савельев.
- Турки с горцами к крепости подошли, осадили. Однако большие силы выдвинулись к Науру. Примерно через час будут здесь.
Но враг появился быстрее, чем ожидали. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском. Полковник Савельев, опытный, закаленный в военных походах офицер, еще за несколько дней до нападения приказал обнести поселение большим валом с колючим терновником, разместить на нем редут и четыре орудия, а также укрепить ров рогатинами.
Когда началась атака, Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу солдат и казаков, не успев переодеть праздничные сарафаны и платья, на вал, вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки.
- Так, бабоньки, - прогремел голос Савельева, - ваша задача - поддерживать костры, варить смолу и лить ее на головы басурман.
Перепачканные сажей, нередко раненые, казачки бегали от котла со смолой ко рву, обливая очередную волну наступавших. Но вскоре на дне котла не осталось ничего, а неприятель снова пошел на штурм.
- Девки, - закричала одна из старейших жительниц станицы Федотья, - тащите щи праздничные, что казакам понаготовили, авось турки эти и не пробовали еды казачьей.
Хитроумная выдумка казачки была сразу же подхвачена станичницами, и в котел, где некогда варилась смола, полились щи.
- Ой, бабы, - смеясь и подбадривая землячек, кричала Федотья, - и побьют же нас мужья, узнав, кого мы кормили сегодня.
Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, она напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела "бабью рать" с косами и серпами на вал, другим приказала перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки.
Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала ему горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель.
Двенадцать часов шел бой. Осажденные ждали подмоги, но она не шла. К Моздоку подходили большие силы чеченцев, кумыков, и ослабление защиты крепости привело бы к полному уничтожению всех русских поселений. Дорога из Кизляра также была перекрыта. Защитникам Наура приходилось рассчитывать только на свои силы.
К вечеру бой стал затихать. Турки отвели войска ото рва.
- Нельзя дать им отдохнуть, - сказал Савельев. - Необходимо сделать ночную вылазку.
На рискованную операцию вызвался казак по имени Перепорх, с ним пошли и его друзья. Взяв с собой орудие, они заползли в камыши и остановились напротив ставки турок.
Посреди ночи громыхнул пушечный выстрел, после которого с турецкой стороны началась беспорядочная ружейная пальба...
Смельчаки к рассвету не вернулись. Савельев построил у вала оставшихся защитников станицы, чтобы помянуть героев. Он говорил о подвиге казаков, пожертвовавших жизнями ради Отечества, когда речь его была прервана смехом станичников. Сорви-головы вернулись целыми и невредимыми, с казенной пушкой и с плененным турком.
После допроса иноземца оказалось, что Перепорх удачным выстрелом убил племянника Калги - турецкого полководца - и нескольких уважаемых мурз.
Наутро турки сняли осаду и направились прочь от Терека. По пути они были еще раз обстреляны из крепости Моздок.
В ознаменование этого события в наурской церкви был достроен особый предел во имя апостолов Варфоломея и Варнавы, и день 11 июня праздновался в моздокском полку до 1917 года.
Многие жительницы Наура были награждены медалями, учрежденными императрицей Екатериной II за турецкую войну 1769 - 1774 годов.
Традиции и обычаи казаков
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны - они философы и поэты в душе - часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя - МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Казак и родители
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.
Крестная мать помогала родителям готовить к будущей замужней жизни девочку-казачку, приучала ее к домашнему хозяйству, рукоделию, бережливости, труду.
На крестного отца возлагалась главной обязанностью подготовка казачонка к службе, причем за военную подготовку казака спрос с крестного отца был большим, чем с родного отца.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Характерно, что этот обычай сохранен в казачьих патриархальных семьях до сегодняшнего дня. Артист-певец с мировым именем Шахматов рассказывает, что у его 90-летнего отца 8 сынов, которые начинают свой рабочий день с получения родительского благословения.
Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату».
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.
Отношение к старшим
Уважение старшего - одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя - казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего - Я Господь Бог ваш».
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать - казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более - непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.
Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.
При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим и требовалось немедленное его исполнение.
Вообще у казаков уважение к старшему являлось внутренней потребностью на Кубани даже в обращении редко можно услышать - «дед», «старый» и прочее, а ласково произносится «батько», «батьки».
Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Казачья кухня
Потомки кубанских, терских, донских, хоперских казаков, выходцев с Украины, с незапамятных времен чтут и признают кухню не только украинскую, но и родственные белорусскую и польскую. Что же у них в меню, каков рацион, как они готовят?
1.Почти во все мясные и овощные блюда добавляется в большом количестве чеснок, до 10 зубчиков, а то и целая головка.
2.В современной казачьей кухне первостепенное значение придается свиному салу с толченым чесноком. Шпик, смалец, шкварки – все идет в дело!
3. Многие станичники держат на подворье свиней, различную птицу. Поэтому в рационе первое место занимает свинина, затем говядина, баранина и птица. Охотятся казаки на дичь и блюда из диких голубей, куликов, перепелов умеют приготовить. Казаки и рыбаки знатные! Вот и рыбные блюда у них хороши!
4.В борщи, помимо основных кореньев (свеклы, моркови, петрушки, сельдерея), обязательно кладется пастернак. Хозяйки-казачки поговаривают даже: «Да я и борщ варить не стану, если у меня в доме нет пастернака!»
5.Любят в казачьих станицах заправлять первые и вторые блюда пассеровкой из обжаренных в перекаленном масле продуктов.
6. Из круп популярно пшено. Фасоль кладут в винегреты, варят с ней борщи, делают закуски.
7.Очень распространены блюда из тыквы. Ее как отдельно готовят, так и добавляют в каши.
Свекла – не менее любимый продукт в казачьей кухне.
Это лишь небольшая часть того, что мы можем предложить нашим читателям для ознакомления с этой темой.
Традиция хорошо поесть самим и достойно накормить гостей испокон веков живет у казаков Терека
Переступая порог казачьего куреня, знаешь, что на столе будет вкусное угощение… Ну, и чарка, само собой – за Терек, за гостей. Казаки, как известно, славятся не только гостеприимством, но и умением вкусно поесть. А казачья кухня – это как казачья песня.
В старину казачья кухня не была такой изысканной, как сейчас. Умение готовить считалось не главным для казачки. Да и когда женщине было заниматься разносолами, когда на ее плечах лежало все хозяйство. К тому же нужно было досматривать за родителями мужа и воспитывать детей. Хозяин-то постоянно был то на службе (с 18 до 38 лет), то в походах.
(выступление 3 школы и фольклорной группы)
Ведущий:
Народы Кавказа всегда уважительно относятся к старшему поколению. На Кавказе говорят: «Наказ старшего послушаешь – больше в жизни увидишь». А какие поговорки о гостеприимстве и уважении к старшим вы знаете? А каким народам они принадлежат?
«Кто старшего не послушался, в большую яму упал» (чеченская),
«Ослушавший голоса старшего с воплем уходит» (кавказская),
«Речи старшего бесполезно не валяются»,
«Просим на избу: красному гостю – красное место»(русская),
«Нежданный гость лучше жданых двух».
Дружба народов Северного Кавказа и русского народа уходит своими корнями в далекое прошлое. Все вы слышали о царе Иване Грозном. Так вот второй женой Ивана Грозного была дочь кабардинского князя Темрюка Мария Темрюковна. Князь просил Ивана Грозного взять его народ под свою опеку и охранять людей от врагов.
Ведущий:
Когда к руинам Вавилона
Пути назад пришлось забыть
Тогда Господь меж племенами
Задумал землю разделить.
Все встали в очередь надеясь
Получше отхватить кусок.
Кому Господь давал долины
Кому-то малый островок.
Судил Господь в своем деленье
По справедливости небес.
Кто жаден был – живи в пустыне,
Кто злобен – отправляйся в лес.
Но был народ, что на судейство
Забыл в нарочный час прибыть.
Он праздник богу приготовил
Столы спешил ему накрыть.
И в спешке явств приготовлений
В хмелю веселья и вина
Прошло отмеренное время
И вот закончилась Земля.
И молвил бог: - за щедрость вашу
Благословенный край ждет вас
Что думал для себя оставить,
И имя той земле – Кавказ.
Ведущий:
С тех пор в горах Кавказа, где, по преданию, был прикован к скале Прометей, жил и живет сейчас народ – нохчи, более известный под именем чеченцы.
Чеченцы.
С глубокой древности чеченцы приурочивали начало сельскохозяйственного года ко дню весеннего равноденствия – 22 марта. Этот день был важным весенним праздником. В ходе подготовки к нему в хозяйстве наводили особую чистоту. Женщины все тщательно чистили, мыли, белили дом изнутри и снаружи, убирали во дворах. Всю бронзовую и медную посуду натирали до блеска и выставляли во двор, считая, что красный цвет меди призывает солнце. В сам праздничный день все, включая грудных детей, поднимались до рассвета и выходили во двор, навстречу восходящему солнцу.
Этот праздник предполагал обилие еды для всех. Накормлены должны были быть не только домашние, но и сироты, одинокие старики. В этот день особенно сытно кормили скотину, на улице рассыпали зерно для птиц, на чердаке и во всех темных углах дома бросали крошки. Считалось также, что если обновить на праздник одежду, то это поможет весь год ходить в новом.
Танец. Включается лезгинка и на сцену выходят танцующие без приглашения.
Заря алела на востоке, Неописуемой красой.
Стоял, прощаясь на пороге
С родными, горец молодой.
Он уходил служить отчизне
В минуты бедствия её,
И конь, соратник его жизни,
С ним разделить готов был всё.
Старик-отец в черкеске белой,
Держал с ним строгий разговор:
- Смотри, мой сын, в бою будь смелым,
Не стань пятном кавказских гор.
Запомни, честь не обменяешь,
И не своруешь ты нигде,
Она подарок, понимаешь?!
Который делаешь себе.
И в самом яростном сраженье
Когда решается судьба,
Не забывая на мгновенье
Храни её, а не себя! –
Взглянул на старца сын с любовью,
Адаты горские храня
И обернулся на дорогу,
Держа за повод скакуна.
Лишь мать-старушка не скрывала,
Всё лила слёзы по нему,
И напоследок прошептала:
- Будь верен долгу своему
- И жизнь пошла своей тропою,
В недосягаемую даль,
Повсюду разнося с собою
И радость людям, и печаль,
А через время, в то селенье,
Джигиты воина внесли,
Он на щите лежал с раненьем,
Не в силах более идти.
В его глазах ещё искрилось
Тепло скупого бытия,
Но видно было, что смирилась,
Со смертью витязя душа.
И та, что слёзно провожала
Родного сына на войну,
Спросила: - где зияет рана?
- Пред тем, как дверь открыть ему.
- Коль грудь пробита, заносите,
Ему я сердцем помогу,
Но коль спина - то уносите,
Я видеть труса не хочу! –
- В груди его, - друзья сказали,
- Багрится храбрости родник,
И в двери вашей древней сакли,
Позора ветер не проник
. - А вечером когда больного,
Отец проведывать пошёл,
Его, почти полуживого,
В углу стоявшего нашёл.
Не мог, мужчина на постели
Перед отцом своим лежать
И, даже, под покровом смерти,
Законы предков нарушать.
И старец вымолвил гортанно,
Скрывая горести комок:
- Жаль, расстаёшься с жизнью рано,
Достойным стал бы ты сынок!
- На утро вынесли героя,
Того, кто из последних сил,
Забыв о счастье и покое,
И честь, и имя сохранил.
Заря алела на востоке,
Неописуемой красой...
Лежал, закрыв глаза на веки очи
Под буркой горец молодой.
Ведущий:
В ставропольском крае проживает более 96 национальностей, миграция этих народов привела к тому, что все они стали изучать русский язык, а все традиции, обычаи ушли на второй план. А через культурные традиции, преемственность поколений осуществляется связь времен, оберегающие общество и цивилизации от катастрофы.
Нет на земле ни одного государства, где жило бы столько разных народов, как в России. На многих десятках языках говорит население нашей великой Родины. На многих десятках различных языков учатся дети в школах, поются песни, печатаются книги.
И каждому народу хочется рассказать обо всем этом в песнях, сказках, героических сказаниях и легендах. И каждый народ делает это по-своему.
Но самый главный вопрос, на который мы постараемся найти ответ, звучит так: “Что объединяет все народы России?” Ваши версии и ответы мы предлагаем помещать в специальный конверт дневника фестиваля.
В нашем современном мире как никогда важна толерантность, она означает уважение, принятие и понимание богатств и многообразий культур наших народов, их обычаев, главным из которых является гостеприимство.
. Обычай гостеприимства, дающие право страннику найти приют в любом доме, известен многим народам. “Гость – посланник бога”, – говорят адыги. Гостя приглашают в дом и предлагают все лучшее. Встречали его со словами: “Ваше прибытие счастливым да будет, добро пожаловать!”
Кухня.
Щедрый душой русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, сытно, а главное – полезно и продукты вполне доступны.
Дорогие гости, как вы думаете, какой продукт был самым главным и почитаемым? Без него не обходился ни один прием дорогого гостя, ни встреча молодых на свадьбе, брали с собой в дорогу. К хлебу в старину относились свято, ведь он доставался тяжелым трудом. Ни один русский праздник не обходился без румяных пирогов: пироги с капустой, с луком, мясом, яблоками. Их подавали к первым блюдам и отдельно к закуске.
Ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Традиционно их пекли из гречневой муки. Ели блины с мясом, со сметаной, с икрой, с маком, медом, вареньем – всего не перечислишь. Пекли блины на Масленицу – пожалуй, самый веселый праздник. Любимой едой славян были так называемые первые блюда. Это супы, борщи, рассольники и конечно, щи из капусты. Говаривали: “Щи да каша – мать наша”.
Без каши на Руси не обходились рождественские праздники, свадьба, крестины, похороны и многие другие события в жизни народа. Самой почитаемой среди круп считалась гречка. Недаром Россия признавалась первой в мире гречишной державой.
Каждая русская сказка заканчивается словами: “И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”. Что же пили наши предки? А пили они не только мед да пиво, но и квас, кисель, морс, сбитень. Освежающим напитком считался квас. Квас был клубничный, клюквенный, шиповниковый и др.
Армяне.
Армяне, хай (самоназвание), народ, основное население Армении (3083,6 тыс. человек), говорят на армянском языке, образующем отдельную группу индоевропейской семьи, имеются два варианта литературного языка – восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. Письменность на основе армянского алфавита. Верующие армяне – главным образом монофиситы, часть – армяно-католики, католики и протестанты.
Присоединение Восточной Армении к России в 1801–28 способствовало развитию товарных отношений и консолидации армян. В 19 – начале 20 века интенсивно шёл процесс развития современной армянской профессиональной культуры, в основном в городских центрах за пределами собственно Армении: у западных Армян в Стамбуле и других городах Османской империи, у восточных армян, прежде всего в Тифлисе, отчасти в Баку и других городах Азербайджана.
Среди ремёсел развиты ковроткачество, вышивка, плетение кружев, камнерезное и ювелирное искусства (чеканка, филигрань, эмаль).
Основной тип традиционного жилища – глхатун (тун) – наземное или полуподземное квадратное в плане сооружение, без окон, со стенами из дикого камня и пирамидально – венценосным перекрытием (деревянным с земляной засыпкой), опирающимся на внутренний столбовой каркас, с дымоходом в центре. В одних районах жилая и хозяйственная части помещались под одной кровлей, в других, более тёплых,– раздельно. Глхатун освещался через дымоход, имел вмазанные в пол глиняные печи (тониры) и стенные камины (бухари). В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого. В районах отгонного скотоводства появлялись сезонные поселения
Кухня.
Из всех компонентов традиционной культуры наиболее полно сохраняется кухня. В основе традиционной пищи – зерновые продукты. Из пшеничной (в прошлом и ячменной) муки в тонирах выпекают тонкий хлеб – лаваш, делают сдобные печенья и другие мучные блюда, в том числе лапшу – аршта. Из круп варят каши, делают плов, заправляют ими супы. Распространены молочные продукты: сыры, масло, кислое молоко – мацун и пахта – тан, употребляющийся и как прохладительный напиток, и как основа для приготовления супов. Многообразен набор смешанных овощных, крупяных и мясных блюд: ариса – каша с разваренным до волокон мясом, кюфта – мясо – крупяные тефтели в супе, толма – овощные голубцы с мясом и крупой и т.д. Очень широк набор консервантов, приготовляемых из винограда и фруктов. Характерно широкое использование пряных трав в свежем и сушёном виде.
Фольлор.
Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл “Сасунские богатыри”). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами – гусанами.
(выступление ансамбля «Гарун»)
Дагестанцы.
“Дагестан” переводится как “страна гор”. Но Дагестан еще и “гора языков”: одних лишь коренных, веками живущих здесь народов насчитывается около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят на языках тюркской группы. Языки, на которых говорят аварцы и четырнадцать родственных им небольших народов, а также лакцы, даргинцы, кайтаги и кубачинцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры, лезгины, относятся к нахско-дагестанской языковой семье.
Дагестанские народы – мусульмане. Основные национальные обычаи и традиции. Это почитание родного очага, аула, уважение к старшим, целомудренность, умеренность в пище, трезвость. Гостя принимают в любое время дня и ночи. Они щепетильны, если дело касается человеческого достоинства, фамилии, национальной принадлежности, республики. Даже шутка может вызвать конфликтную ситуацию.
Трудно не согласиться с тем, что культура Кавказа складывается из обычаев многих народов, живущих на этой земле. Я думаю, именно в этом и заключается великая сила искусства, сила которая объединяет и дарит гордость жизни. Вот, например, в Дагестане существовал такой старинный обычай: в долгие зимние ночи собираются молодые люди в чьей – нибудь сакле, какая по просторнее и заводят разные игры. Посадят, например, на стул парня. Вокруг него ходит девушка и поет. А он должен ей отвечать. Потом девушку посадят на стул, а парень ходит и поет. Эти песни не совсем похожи на частушки, но есть что-то общее. Разные велись между ними песенные разговоры. Но под конец диалог посвящался Дагестану.
- Ты где, Дагестан?
- На высокой скале, у реки Койсу.
- Что ты делаешь, Дагестан?
- Закручиваю усы.
- Ты где, Дагестан?
- В долине ищи меня.
- Ты кто, Дагестан?
- Олень, что пьет речную струю.
- Ты кто, Дагестан?
- Я река, я оленя пою.
- Ты какой, Дагестан?
- Я маленький, весь умещусь в горсти.
В Дагестане развиты народные промыслы по изготовлению ковров.
Своеобразно в Дагестане монументально-декоративное искусство селения Кубачи. Здесь жили ремесленники по металлу, они славились главным образом – производством прекрасного оружия, занимались ювелирным делом. Сейчас кубачинское серебро славится на всю Россию. Секреты изготовления изделий из серебра передаются по наследству. Кубачинцы женятся только на кубачинках, потому что у кубачинцев существует особый уклад, язык, обряды, привычки, одежда. Гордостью дагестанской культуры стало творчество поэтов Сулима Стальского, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой.
Кухня.
Пища дагестанцев разнообразна. Еда горцев была простой: лепешка, брынза, сушеное мясо и родниковая вода. Из горячих блюд готовили хинкал: куски пресного теста из кукурузной, просяной, пшеничной муки, сваренные в мясном бульоне или на воде. Самое популярное повседневное блюдо – хинкал – это пирог из пресного теста с толстым слоем начинки (из мяса, творога, тыквы, зелени).
(выступление дагестанского ансамбля)
Ведущий:
Не зря, не зря седой Кавказ
Всегда слыл благодатным краем
И все, кто здесь не побывал,
Земным его считали раем!
И жизнь кипела здесь всегда:
Цвели поля, паслись стада,
Зрел виноград на склонах гор.
И мирной жизнью вдохновленный,
Народ здесь песни сочинял,
В которых красоту природы
И свое счастье воспевал.
Ведущий:
Сколько прекрасных песен и стихов сложено нашим народом – не сосчитать! Какие красивые танцы у нас! Наверное только на Кавказе из-за его многонациональности, бывают песни, которые слушаешь и забываешь обо всем, и танцы, когда при первых звуках ноги сами просятся в пляс. И это потому, что несмотря на то, что нас много и у каждого своя жизнь и мировосприятие, мы уважаем друг друга.
Ведь недаром говорят, что Кавказ – это колыбель человеческой культуры. Говорят, чем больше на небе звезд, тем небо ярче. Радуга потому и красива, что собрала в себе все земные цвета. Чем разнообразнее цветы, тем красивее букет из них. Так и народы на Кавказе. У каждого свой язык, своя биография, опыт жизни, свои стихи и песни. Но у всех одно стремление: нести свет.
И пока в свои стихи и песни мы будем вкладывать душу, будет расцветать Россия, будет расцветать Кавказ!
Ведущий:
Наша Родина большая
И на свете лишь одна
Где же есть ещё такая
Необъятная страна.
Жизнь у нас, в стране свободы
Светлой радости полна
Крепкой дружбою народов
Наша родина сильна
На просторах российской страны
Много разных народов живут
Все народы как братья равны
Всем народам – любовь и почёт
Пусть по-разному песни поют
Украинец, таджик и якут
Все народы России - моя
Трудовая большая семья.
Были годы суровой войны
Как за мать заступается сын
Все народы российской страны
На врага поднялись как один.
И в атаку с отвагой в глазах
Вместе с русским бросался казах
С белорусом бросался узбек
Потому что мы братья навек!
В наши светлые мирные дни
Дружно родине служат они
И никто не разрушит мою
Трудовую большую семью.
Азербайджанцы мы и русские
Грузины и карелы
Мы чёрные и русые
Мы смуглые и белые
Ведущий:
Перед вами – карта России.
Сейчас мы проведем игру “Кто где живет”. Представителям каждой национальности по сигналу нужно найти и занять своё место на карте.
Ведущий 2. Ребята, давайте возьмемся за руки – это и будет символом единства и дружбы народов, а значит – могущества России.
Ведущий:
Кавказ – это красота и гордость России.
Это слияние породило великую Землю, на которой тесно сплелись жизни и судьбы людей. Родина, Россия, Северный Кавказ, Ставрополье – эти слова так взаимосвязаны и так не разделимы.
(Звучит песня “Я, ты, он, она”.)