Классный час
по теме: «Права человека»
Цели классного часа:
Образовательная: объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира; закрепить знания о правовом статусе личности согласно Конституции Украины и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.
Развивающая: развивать у учащихся навык обоснования и выражения собственного мнения, взглядов на различные события и процессы, а также формирования выводов относительно усвоенного материала;
Воспитательная: сформировать уважительное отношение учащихся к правам и свободам человека, а также понимания человека как высшей социальной ценности.
Тип урока: комбинированный
Основные понятия: права и свободы; Всеобщая Декларация прав человека.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний (опрос).
- что такое право?
- каковы признаки права?
- в чем единство и различие понятий «человек», «личность», «гражданин»?
- вспомните последствия Второй мировой войны.
III. Изучение нового материала.
1. Принципы прав человека
Любое явление имеет свои принципы – исходные идеи или установки, что отличает это явление или процесс от другого. Так и права человека имеют свои принципы. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Права человека неотчуждаемы и нерушимы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени, несмотря на пол, возраст, расу, этническую и религиозную принадлежность носителя данных прав.
Вопрос: О каких принципах прав человека было упомянуто? Что означает слово «принцип»?
2. История принятия Декларации
Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Огромное количество человеческих жертв, унесенных Второй мировой войной, окончательно заставило задуматься мыслящее человечество о ценности человеческой жизни. Вскоре после окончания мирового конфликта, в 1945 году, была образована ООН, целью которой является поддержание мира и безопасности между народами.
В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая вдовой Президента США Франклина Рузвельта Элеонорой Рузвельт, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, провозглашающий права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую Декларацию прав человека.
10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН этот документ был одобрен и принят. После этого данная декларации получила статус юридического документа, обязательного для выполнения всеми странами-участницами ООН. В ней были указаны базовые права человека.
Этот небольшой по объему документ, текст которого насчитывает всего 30 статей, стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.
Вопрос: какое событие подтолкнуло человечество к принятию Декларации? Почему?
3. Классификация прав и свобод
Права человека охватывают все стороны человеческой жизнедеятельности, поэтому их можно условно разделить на несколько групп: личные, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные.
1) Личные права принадлежат человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать его физическое и социальное существование.
2) Гражданские права – это возможность человека быть огражденным от нежелательного и незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.
2) Политические права дают человеку возможность в разных формах участвовать в управлении государством и общественной жизни, иметь и выражать свои взгляды.
3) Социально-экономические права – это права на социальное обеспечение, на достойный материальный уровень жизни и возможность своим трудом его обеспечить.
4) Культурные права включают свободу творчества, доступ к культурным ценностям, право на образование.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Декларация носит рекомендательный характер, однако многие страны, которые стоят на демократических принципах государственного строительства, учитывают текст Декларации при создании собственных Конституций, законов, актов и кодексов.
Украина также отметилась в данном ключе. Принятая в 1996 году Конституция Украины в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» прямо указывает перечень тех прав и свобод, которые присущи членам украинского гражданского общества. Многие из них ссылаются на текст Декларации.
Вопрос: какие существуют виды прав и свобод?
4. Значение Декларации
Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав. Ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба приняты в 1966 г.).
Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею. Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено ежегодно отмечать день принятия Декларации как День прав человека. Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что воплощение положений Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.
Наша задача – знать, уважать и соблюдать основные положения, изложенные в данном документе. Ведь именно от нашего с вами отношения и действий зависит наша правовая культура, как личная, так и общественная. А высокий уровень правовой культуры обеспечивает нормальное, стабильное и положительное развитие государства, а, следовательно, и того общества, в котором мы проживаем.
Подведение итогов занятия
- Учащиеся формулируют выводы на основе услышанного материала;
- Учащиеся излагают собственную точку зрения относительно необходимости соблюдения прав и свобод человека;
- Учитель подводит общий итог урока, выставляет и комментирует оценки, полученные учащимися на уроке.
Домашнее задание
Ознакомиться с текстом Всеобщей декларации прав человека;
Ознакомиться с текстом Конституции Украины раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»;
Сравнить положения Декларации и Конституции Украины, указать общие положения и отличия;
Написать сочинение-рассуждение на тему «Необходимость соблюдения прав и свобод человека в современном мире».