СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Права человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по правам человека. Может быть использован на уроках истории, обществознания и как материал на внеклассное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему "Права человека"»

Классный час

по теме: «Права человека»


Цели классного часа:

Образовательная: объяснить значение Всеобщей Декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира; закрепить знания о правовом статусе личности согласно Конституции Украины и сформировать правовую компетентность старшеклассников в части защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией.

Развивающая: развивать у учащихся навык обоснования и выражения собственного мнения, взглядов на различные события и процессы, а также формирования выводов относительно усвоенного материала;

Воспитательная: сформировать уважительное отношение учащихся к правам и свободам человека, а также понимания человека как высшей социальной ценности.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: права и свободы; Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока


I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний (опрос).

- что такое право?

- каковы признаки права?

- в чем единство и различие понятий «человек», «личность», «гражданин»?

- вспомните последствия Второй мировой войны.

III. Изучение нового материала.

1. Принципы прав человека

Любое явление имеет свои принципы – исходные идеи или установки, что отличает это явление или процесс от другого. Так и права человека имеют свои принципы. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Права человека неотчуждаемы и нерушимы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени, несмотря на пол, возраст, расу, этническую и религиозную принадлежность носителя данных прав.

Вопрос: О каких принципах прав человека было упомянуто? Что означает слово «принцип»?

2. История принятия Декларации

Испокон веков люди пытались обрести свободу и узаконить свои права. Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Огромное количество человеческих жертв, унесенных Второй мировой войной, окончательно заставило задуматься мыслящее человечество о ценности человеческой жизни. Вскоре после окончания мирового конфликта, в 1945 году, была образована ООН, целью которой является поддержание мира и безопасности между народами.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая вдовой Президента США Франклина Рузвельта Элеонорой Рузвельт, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, провозглашающий права, которые должен иметь каждый человек в мире - Всеобщую Декларацию прав человека.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН этот документ был одобрен и принят. После этого данная декларации получила статус юридического документа, обязательного для выполнения всеми странами-участницами ООН. В ней были указаны базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ, текст которого насчитывает всего 30 статей, стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Вопрос: какое событие подтолкнуло человечество к принятию Декларации? Почему?


3. Классификация прав и свобод

Права человека охватывают все стороны человеческой жизнедеятельности, поэтому их можно условно разделить на несколько групп: личные, гражданские, политические, социальные, экономические, культурные.

1) Личные права принадлежат человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать его физическое и социальное существование.

2) Гражданские права – это возможность человека быть огражденным от нежелательного и незаконного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир.

2) Политические права дают человеку возможность в разных формах участвовать в управлении государством и общественной жизни, иметь и выражать свои взгляды.

3) Социально-экономические права – это права на социальное обеспечение, на достойный материальный уровень жизни и возможность своим трудом его обеспечить.

4) Культурные права включают свободу творчества, доступ к культурным ценностям, право на образование.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод. Декларация носит рекомендательный характер, однако многие страны, которые стоят на демократических принципах государственного строительства, учитывают текст Декларации при создании собственных Конституций, законов, актов и кодексов.

Украина также отметилась в данном ключе. Принятая в 1996 году Конституция Украины в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» прямо указывает перечень тех прав и свобод, которые присущи членам украинского гражданского общества. Многие из них ссылаются на текст Декларации.

Вопрос: какие существуют виды прав и свобод?


4. Значение Декларации

Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав. Ее положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека. Кроме того, на основании Декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (оба приняты в 1966 г.).

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений. По различным оценкам, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею. Необходимо отметить, что в 1950 году ООН было решено ежегодно отмечать день принятия Декларации как День прав человека. Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что воплощение положений Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Наша задача – знать, уважать и соблюдать основные положения, изложенные в данном документе. Ведь именно от нашего с вами отношения и действий зависит наша правовая культура, как личная, так и общественная. А высокий уровень правовой культуры обеспечивает нормальное, стабильное и положительное развитие государства, а, следовательно, и того общества, в котором мы проживаем.


  1. Подведение итогов занятия

- Учащиеся формулируют выводы на основе услышанного материала;

- Учащиеся излагают собственную точку зрения относительно необходимости соблюдения прав и свобод человека;

- Учитель подводит общий итог урока, выставляет и комментирует оценки, полученные учащимися на уроке.


  1. Домашнее задание

  1. Ознакомиться с текстом Всеобщей декларации прав человека;

  2. Ознакомиться с текстом Конституции Украины раздела II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»;

  3. Сравнить положения Декларации и Конституции Украины, указать общие положения и отличия;

  4. Написать сочинение-рассуждение на тему «Необходимость соблюдения прав и свобод человека в современном мире».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!