СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа по иностранному языку. Доклад.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует также расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по иностранному языку. Доклад.»

Внеклассная работа по иностранному языку


Доклад на м\о учителей

иностранного языка

Алёшина О.В..


Главная задача любого педагога – это заинтересовать учащихся своим предметом, снять напряжение и тревогу перед неизвестным и пока неведомым.


Удивление, высокий интерес учащихся, и даже радость на их лицах можно не часто наблюдать на уроках в процессе обучения иностранным языкам. Дети часто не могут преодолеть языковой барьер, собственное стеснение, комплексы. Наряду с этим широкие возможности создания атмосферы творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся таят различные виды внеклассной работы по иностранным языкам. Внеклассные занятия не являются обязательными и в тоже время в них могут заниматься все желающие.


Основные задачи, которые ставит учитель во внеклассной работе: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к иностранным языкам; вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.


Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по иностранному языку, но и способствует также расширению кругозора школьников, развитию их творческой активности, и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Внеклассные мероприятия имеют огромное значение для усвоения школьниками учебного материала и овладение дополнительными знаниями по иностранному языку с использованием доступных и интересных методов.


При организации и проведении внеклассной работы от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов учащихся, учет их возрастных и психологических особенностей, их интересов.


Обучение иностранному языку является более эффективным, если во внеклассном мероприятии задействованы не только знания и навыки учащихся, но средства обучения, находящиеся в кабинете иностранного языка и используемые на уроках.


Внеклассная работа по ИЯ решает такие задачи:


1) усовершенствование знаний и умений, приобретенных на уроках ИЯ;


2) расширение мировоззрения учеников;


3) развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;


4) воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.


Важно учитывать психолого- педагогические особенности при обучении ИЯ на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по ИЯ.

Учащиеся начальных классов в силу своих возрастных особенностей являются самыми активными участниками образовательного процесса. Часто учителя говорят «впитывает как губка» и это сказано именно про малышей. Большинство видов внеклассной работы ориентированно именно на этот возраст. Это и кружок «Давай споем по-английски» и внеклассные мероприятия, спектакли и конкурсы.


На среднем уровне (7-9 классы) подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой.

Подростки требуют искреннего и серьезного отношения к своим интересам, не любят ограничения своей самостоятельности со стороны взрослых.


На старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленного усвоения знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается.

Большое значение для юношей приобретает общение со своими сверстниками.

Общение для них - неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, е процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников.


Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по ИЯ необходимо учитывать, как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.


Знание психологических особенностей учеников - необходимая предпосылка успешного выбора соответствующих форм внеклассной работы, определение содержания этих форм, организации и проведение внеклассного мероприятия.


Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.


Основными отличиями внеклассной работы от учебной являются:


1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями


узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.


Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.


2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.


3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности,

творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.


Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку.


Принципы внеклассной работы по ИЯ - исходные положения, которые определяют требования к ее содержанию, методов и организационных форм. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной работы по ИЯ в школе и иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы.


Основными организационными принципами внеклассной работы по ИЯ являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками (В.И.Шепелева).[2]


Принцип добровольности состоит в том, что ученики включаются в внеклассную работу по собственному желанию. Этот принцип имеет свою особенность: ученик, который сам определил свое участие в том или другом виде внеклассной деятельности, берет на себя добровольное обязательство продолжать изучение ИЯ, что будет требовать от него дополнительных усилий.

Принцип массовости предусматривает активное участие в внеклассных мероприятиях наибольшего количества учеников с разным уровнем владения иностранным языком. Принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников предусматривает учет в контексте деятельности учеников их собственного опыта, интересов, желаний, наклонностей, мировоззрения, эмоционально-чувственной сферы и статуса личности в коллективе. Принцип связи внеклассной работы с уроками прежде всего состоит в том, чтобы обеспечить единство практических, развивающих и воспитательных целей внеклассных занятий и уроков. Он также предусматривает связь учебных материалов, которые используются во внеклассной работе, с материалом действующих учебно-методических комплексов по ИЯ.


Внеклассная работа базируется на владении учениками привычками и умениями, приобретенными на уроках ИЯ, поэтому очень важным есть то, чтобы ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность учеников по иностранному языку.

Г.И.Мокроусова и Н. Ю. Кузовлева дополняют вышеупомянутые принципы принципами комплексности, увлеченности и развития инициативы и самодеятельности. Принцип комплексности может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетичного, трудового и физического воспитания.

Внеклассная работа по ИЯ должна воспитывать искреннего гражданина, который с уважением относится к своей стране и стране, язык которой он изучает.

Этот гражданин должен быть честным, порядочным, понимать людей, с которыми общается, уважать и понимать ИЯ. На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты, изготовлять костюмы и разный реквизит к спектаклям.

Принцип увлеченности связан с выбором конкретных интересных приемов, которые оказывают содействие эффективному достижению поставленных задач, а также с содержанием учебных материалов, которое может быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом. Самодеятельность - это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее.

Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.

Все вышеназванные принципы дополняют друг друга и в комплексе обеспечивают целенаправленное, последовательное, систематическое и вместе с тем разностороннее влияние на развитие личности.


Формы внеклассной воспитательной работы по иностранному языку


В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно- структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов-литературно-переводческие и страноведческие. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.


В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внеклассной работы» (Т.М.Калечиц, З.О. Кейлина). К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы веселых и находчивых.

Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых

Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.


I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.

Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов. Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене и т.п.


II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.



III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников. Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы. Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем, во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы является «Школьный почтамт», который помогает учащимся в переписке, предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Как показывает практика, виды внеклассной работы, которые обеспечивают оптимальные результаты, должны иметь такие характеристики:

1. информативность и содержательность, которые оказывают содействие реализации практических и общеобразовательных целей внеклассной работы;

2. коммуникативная направленность: все виды внеклассной работы должны обеспечивать пользование иностранным языком как средством получения и передачи информации в типичных естественных ситуациях общения;

3. ситуативность: подавляющее большинство видов внеклассной работы должно включать "набор" ситуаций, которые являются предметным фоном и стимулом к целенаправленным языковым поступкам;

• ориентация задач на повышение языковой активности учеников;

эмоциональность форм и способов реализации, которая оказывает содействие повышению интереса учеников к иноязычной деятельности.


Самостоятельная работа учащихся, и работа под руководством учителя в кабинете иностранного языка во внеурочное время на основе опыта учителей.


Приобщать учащихся к работе в кабинете следует уже на начальном этапе учебного процесса. Тем более, что младших школьников легче заинтересовать во внеурочной работе, чем учащихся старших классов.

Интерес учащихся к самостоятельной работе может формироваться и поддерживаться разными средствами. Особое внимание заслуживает использование ТСО. При использовании лингафонного оборудования или магнитофона в самостоятельной работе во внеурочное время они могут усовершенствовать свое произношение, научиться лучше понимать звучащую речь, в зависимости от того, в чем они испытывают трудности. Также лингафонная аппаратура может служить средством для подготовки домашнего задания. Чтобы учащиеся не потеряли интерес к самостоятельной работе, учителю следует говорить об их результатах, напоминать, что работа со звукозаписью и другими дополнительными пособиями в самостоятельности вносит большой вклад в процесс обучения, делая его при этом более разнообразным.

Одним из современных видов ТСО является компьютер, который позволяет использовать сеть Интернет. С помощью Интернета учащиеся могут осуществлять следующие виды деятельности:

1. Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формированию или совершенствованию грамматических, лексических навыков.

В настоящее время в сети много возможностей организовать индивидуальную самостоятельную деятельность школьников по совершенствованию тех или иных знаний, умений, навыков в овладении иностранным языком.

Большую помощь могут оказать ребятам выпускаемые в настоящее время компакт-диски. Правда, далеко не все они одинаково эффективны, поскольку далеко не во всех рекламируемых курсах хорошо продумана и реализована методическая сторона курса.

2. Проектная деятельность учащихся является распространенным видом работы с использованием Интернет.

Это наиболее эффективная деятельность учащихся во внеурочное время.

Однако сразу следует оговориться, что ее эффективность в полной мере зависит от организации и координации со стороны педагогов. Так чем же так привлекательна проектная деятельность для учебного процесса по иностранному языку? Ответ вполне очевиден. Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду и поставить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самого разного жанра, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка. Это, пожалуй, наиболее эффективная возможность формирования социокультурной компетенции на основе диалога культур. В Интернете школьники и учителя могут найти любую необходимую для проекта информацию: о музеях и их экспонатах по всему миру, статистические данные по самым разнообразным вопросам, информацию о текущих событиях в разных уголках мира и реакцию людей на эти события, информацию об экологической ситуации в разных районах мира, о национальных праздниках и т.д. Можно побеседовать в режиме on-line (в режиме реального времени), пользуясь услугами IRC (Internet Relay Chat) со сверстниками или со специалистами интересующей профессии из разных стран мира. Вот почему совместные международные проекты с носителями языка столь привлекательны для изучения иностранных языков. Олимпиады, викторины на иностранном языке могут также вносить свою лепту в совершенствование иностранного языка, но они касаются, в основном, продвинутых учащихся. В проектах же участвуют все.

Проекты могут выполняться, как на уроке, так и во внеурочное время.

Проектная деятельность наиболее эффективна, если ее удается связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания учащихся в процессе работы над проектом. В основе проекта всегда лежит какая-то проблема. Если проблема решается в совместной деятельности с носителями языка, нет возможности обсуждать эту проблему на родном языке. Необходимо донести свои мысли до партнеров и точно понять ход их мыслей. Всю работа по обсуждению проблемы, поиску ее решения лучше проводить на уроке в группах с тем, чтобы ребята вели все обсуждения, дискуссии на иностранном языке, готовили материал совместно, распределяя роли для каждого участника проекта с нашей стороны. Также можно воспользоваться web-страничками своих школ или даже личными страничками, сообщив потенциальным партнерам адреса. Тогда можно познакомиться поближе, увидеть друг друга на фотографиях, показать свою школу и т.д. После знакомства можно договориться о подгруппах- партнерах с каждой стороны, распределив между этими подгруппами задачи общего проекта. Далее приступают к обсуждению плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов. Договариваются в случае необходимости об онлайновых чатах, конференциях. Можно создать совместную web-страничку, на которой будут размещаться итоговые материалы совместного проекта, результаты дискуссий.

Все необходимые письма, материалы обсуждаются в классе. Проект идет как бы внутри класса и вне его, в Интернете. Письма партнеров также могут обсуждаться в группах на уроках.

Очень интересны межпредметные проекты, также организуемые вокруг определенной проблемы. Это могут быть международные проекты по экологии, географии, демографические проекты, исторические, творческие, пр. Но если они международные, значит они должны проводиться на иностранном языке. В любом случае в проектной деятельности с носителями языка иностранный язык выступает в своей основной функции - средства формирования и формулирования мысли, средства общения. Причем общение происходит с носителями другой культуры, язык которой изучается школьниками. Следовательно, овладение языком естественным образом происходит на социокультурном фоне. Ребята не только решают проблему совместно, они знакомятся с национальными и культурными особенностями стран-партнеров, узнают массу интересных вещей друг о друге, о которых порой и не догадывались. И что особенно важно и ценно, они учатся понимать друг друга и осознавать тот факт, что все мы живем на одной планете, что делить нам нечего. Значит надо научиться уважать друг друга. В настоящее время проектная деятельность стала наиболее популярным видом деятельности школьников в сетях.


В за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные путч поиска нужной информации. Ожидать, что это обсуждение происходит на иностранном языке - верх наивности, разумеется, на родном языке. Но сама информация, необходимая им для тех или иных: целей проекта должна быть на иностранном языке или предполагается ее использовать в задании на иностранном языке.

Важным средством повышения интереса у школьников к самостоятельной работе является проблемный характер заданий. Пример такой самостоятельной работы предлагает нам Р. П. Бормашенко. Она считает, что большой воспитательный эффект заключает в себе газета. В газете содержится информация о текущих событиях, о том, что знакомо учащимся. Она формирует у школьников умение самостоятельно ориентироваться в газетном тексте, работать с ним. При рассказе какой-либо статьи они овладевают необходимыми речевыми образцами:


. I’ve read the article …


. The article carries material about…


. The writer pays attention to …

В организации самостоятельной работы, в частности при работе с газетой, очень важно учитывать принцип последовательности и посильности. Н. Г.

Кривоносенко начинает знакомить учащихся с газетой уже в 7 классе. В начале ребята рассматривают фотографии, читают подписи к ним. Из класса в класс задания постепенно усложняются. Важно, чтобы сами дети испытывали желание читать журнал или газету. Для этого в кабинете следует использовать журнальный столик, чтобы каждый желающий смог найти себе интересующий материал. При чем журналы следует обновлять.


Недостатком в организации внеурочной работы является то, что школьникам нередко даются задания или упражнения, к выполнению которых они не подготовлены в классе. Чтобы избежать этого, необходимо давать учащимся образцы или примерные фразы для последующих ответов на вопросы учителя о прочитанном материале.


Так, например, Л. А. Прокопьева в своем учебном процессе использует переписку школьников со школьниками, являющимися носителями языка. В ее кабинете оформлен специальный стенд. Здесь даны рекомендации по внешнему оформлению письма, приведены образцы его начала и концовки, выражения просьбы к партнеру по переписке, выражения благодарности и извинения. Чтобы придать переписке целенаправленный характер, учитель рекомендует темы.

Например, в 4 классе: расскажи другу по переписке о своей школе, расспроси об этом своего друга и тому подобные. А на уроках она использует выдержки из писем при повторении изученных речевых образцов, при обучении восприятию текста письма на слух и умению вести беседу по его содержанию. Иногда благодаря этой переписке, школьники осознают, что им нужно научиться читать, понимать написанное, то есть знания и умения, которые они приобрели в ходе работы по теме, могут пригодиться им в жизни.


Большое значение самостоятельной работе придает Р. Л. Кадыкова.

Различные мероприятия, ставшие традиционными, - результат большой внеклассной работы по иностранному языку и доверие старших к младшим.

Учащиеся шестых классов приглашают пятиклассников на подготовленный ими вечер. Для этого они подбирают материал, готовят выступление.


Учителя И. М. Мольберг, О.В. Стригновская при изучении иностранных языков обращаются к театру, как одной из форм активной внеклассной работы.

Все актеры – учащиеся младших и средних возрастных групп. Часто они объединяют несколько маленьких пьес с общей тематикой в единый сценарий.

Разбор пьесы не занимает много времени, но оказывается очень полезным: дети входят в мир своих героев, им становятся понятны характеры всех персонажей.

Участие в театре учащимся помогает совершенствовать навыки письма и говорения. Отмечается такой феномен как то, что школьники во время репетиций выучивают не только свою роль (иногда очень большую), но и роль своих товарищей. Видимо, этому способствуют условия коллективного творчества. У детей возникает естественное желание понять и запомнить слова своих партнеров, глубже осмыслить свои реплики на сцене.


Кабинет для различных вечеров может быстро превращаться в зрительный зал и сцену, путем перестановки столов. Хорошо на этот случай иметь в кабинет специальную ширму. А для более выразительного представления учащиеся могут сами изготовить оформление для сцены.


Итак,

Привлечение учащихся к внеурочной работе обеспечивает у них интерес в изучении данного языка;


Вырабатывает навыки в письме и говорении;


Формирует общеучебные умения (само- и взаимоконтроль, планирование своей учебной деятельности и так далее).




Заключение.


Основным отличием внеклассной работы от учебной деятельности является:


1) Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе, в отличие от обязательности учебных занятий.


2) Внеурочный характер занятий, который выражается, в отсутствии строго урочной регламентации, касающейся времени, места и формы их поведения.


3) Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений.


Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранных языков, внеклассная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой предмета. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубления знаний, совершенствование навыков и умений по данному предмету; во-вторых, организация свободного времени учащихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания. Внеурочная работа по иностранному языку решает эти задачи средствами иностранного языка и в соответствии с практическими, общеобразовательными и воспитательными целями и задачами обучения ему в школе. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, совершенствованию их практических навыков и умений в нем, расширению их культурного кругозора и общеобразовательного уровня.





























Литература.



1. Бибиков В.Г. Об использовании дополнительных материалов при обучении английскому языку в старших классах. //Иностранные языки в школе. – 1981. - №1.



2. Горчев А.Ю. Самостоятельная работы школьников по иностранному языку; условия эффективности. //Иностранные языки в школе. –

1988. - №4.


3. Куликова Р.А. Использование Интернета на уроке немецкого языка.

/Иностранные языки в школе. – 2001. - №5.


4. Об использовании кабинета и другого учебного оборудования на уроках иностранного языка. //Иностранные языки в школе. – 1986.

- №3.


5. Маслыко Е.А. Бабинская Г.К. Настольная книга преподавателей иностранного языка.


6. Паршина И.В. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1987. - №2.



7. Решетникова З.Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. /Иностранные языки в школе. – 2003. – №2.



8. Савина С.Н. Воспитание учащихся старших классах на внеклассной работе. //Иностранные языки в школе. – 1987. - №1



9. Харламов И.Ф. «Педагогика», изд-во «Юрист», - М., 1997.



10. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы.

//Иностранные языки в школе. – 1975. - №5



11. Якушина Л.З. Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. //Иностранные языки в школе. – 1975. - №5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!