СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа. Межпредметная викторина "Счастливый случай"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассная работа

Проект межпредметной викторины по химии

«Золото, золотой, позолоченный…»

    Умение учителя вызвать интерес к предмету  одно из условий успешного обучения.  Это особенно актуально в последнее время, когда, по мнению большинства школьников, образование стало занятием, не сулящим сиюминутной выгоды, но требующим значительного  умственного напряжения.  Учащиеся перегружены огромным  потоком информации:  большим количеством терминов, формул, определений.

  В решении проблемы развития интереса к предмету,   ведущая роль будет за нестандартными формами  проведения уроков – играми, викторинами, конкурсами и т.д.  Игра во всех его формах развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление, способствует  реализации потенциальных возможностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа. Межпредметная викторина "Счастливый случай"»

Внеклассная работа

Проект межпредметной викторины по химии

«Золото, золотой, позолоченный…»

Умение учителя вызвать интерес к предмету одно из условий успешного обучения. Это особенно актуально в последнее время, когда, по мнению большинства школьников, образование стало занятием, не сулящим сиюминутной выгоды, но требующим значительного умственного напряжения. Учащиеся перегружены огромным потоком информации: большим количеством терминов, формул, определений.

В решении проблемы развития интереса к предмету, на мой взгляд, ведущая роль будет за нестандартными формами проведения уроков – играми, викторинами, конкурсами и т.д. Игра во всех его формах развивает самостоятельность обучающихся, их творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление, способствует реализации потенциальных возможностей учащихся.

Как на уроке, так и во внеурочное время можно проводить викторины, например, по типу известных телевизионных игр: «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Великолепная семерка», «Звездный час» и т.д. Ребята с удовольствием играют в них и подчас раскрывают свои способности совершенно с неожиданной стороны. Вот сценарий викторины, составленной по правилам игры «Счастливый случай».

Ведущий. Звучат медные колокола, приглашая нас заглянуть за страницы учебника. Дорогие друзья! Сегодня мы проводим викторину, которая поможет нам узнать много интересного, совершить увлекательное путешествие по стране «Химии», стать свидетелями необычайных открытий.

Золото - металл ювелиров и банковских кладовых, его не оставляют без внимания инженеры и химики, врачи и фотографы. Это красивый и самый знаменитый металл. Древние алхимики говорили: «Золото есть тело совершенное».

( Ведущий представляет жюри, объявляет составы команд. Знакомит с правилами игры.)

1 гейм «Гонка за лидером»

Команды по очереди отвечают на вопросы. По результатам ответов определяется лидер игры.

Вопросы командам

  • Что означает выражение «золотое руно» и какова его история?

Ответ. Золотое руно, иначе – шкура золотого барана. Его старались заполучить аргонавты – участники легендарного похода на корабле «Арго». Согласно древнегреческому мифу Язон и его товарищи отправились в Колхиду добывать золотое руно, которое охраняли злой дракон и быки.



  • Золотое руно – это продукция простейшего способа добычи золота. Как добывали золото в Колхиде?

Ответ. Баранью шкуру помещали на дно ручья, который протекал через золотоносную жилу, и выдерживали ее там некоторое время. В нее набивался золотой песок. Шкура действительно становилась золотой.

  • Золото – мягкий металл и в чистом виде используется редко. Сплавы золота с какими металлами вам известны и где они применяются?

Ответ. Для придания золоту твердости его сплавляют с серебром, медью, иногда с палладием и платиной. Сплавы применяют в ювелирном деле, стоматологии, химической, радиотехнической промышленности.

  • Что называют «самородным золотом» и как золото извлекают из руды?

Ответ. Самородное золото находится в природе в основном в свободном состоянии в виде россыпей или слитков. Оно может содержать от 5 до 43% серебра, до 20% меди, реже – платиновых металлов. Процесс извлечения золота из руд – цианирование - основан на взаимодействии последнего с цианидами щелочных металлов. Другой способ – хлоринация – взаимодействие золота с хлором.



Ведущий. Сегодня у нас не просто викторина, а шоу -викторина. Предоставляем слово любителям поэзии. Вы сможете убедиться в том, что и поэтам довольно часто приходится использовать знания химии, чтобы сделать свои поэтические образы более яркими и выразительными.

Задание командам.

Прослушайте поэтические строки и догадайтесь, кто их автор.

(Ведущий по очереди читает командам стихи и варианты ответов. Правильный ответ подчеркнут.)

Не знаю, что будет со мною…

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь. (С.Есенин, А.Блок, И.Сельвинский)



Видишь мрамор?

Это просто кальций.

Химия. Породистый металл. (А.Ахматова, М.Матусовский, И.Сельвинский)



Облил булыжники

Лунный никель. (В.Маяковский, А.Вознесенский, Е.Винокуров)





Торговали мы булатом,

Чистым серебром и златом. (М.Лермонтов, А.Пушкин, Ф.Тютчев)



Трава молодая,

Степной малахит. (А.Блок, М.Светлов, В.Маяковский)



Здесь в дробильнях, бункерах,

В жерновах небесных пугал

Превращаются во прах

Известь, марганец и уголь. (В.Маяковский, А.Ахматова, П.Антокольский)



Поэзия – та же добыча радия:

В грамм добыча, в год труды. (А.Вознесенский, В.Маяковский, А.Блок)



И квакуши, как шарики ртути,

Голосами сцепляются в шар. (А.Пушкин, О.Мандельштам, М.Лермонтов)



А за окошком, в первом инее

Лежат поля из алюминия. (А.Вознесенский, Ф.Тютчев, М Светлов)



Свинцовою тяжестью всею

Легли на дворы небеса. (А.Ахматова, Б.Пастернак, А.Блок)



На рукомойнике моем

Позеленела медь… (М.Светлов А.Ахматова, С.Есенин)





Ведущий. Какие имена… Есенин, Маяковский, Ахматова, Пушкин, Пастернак, Мандельштам! Мы их справедливо называем мастерами слова. Прозвучавшие поэтические строки убедили нас в том, что химия - предмет романтический. Эта ее особенность побуждает многих писателей использовать в своих произведениях образы, навеянные этой наукой.

А слова «золото», «золотой», «позолоченный» можно с уверенностью назвать любимыми словами поэтов. Предлагаю игру для зрителей. Прочтите поэтические строки, в которых встречаются указанные слова.

Как отблеск славного былого,

Выходит купол золотой. Ф.Тютчев

Ночевала тучка золотая

На груди утеса – великана. М.Лермонтов

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне. С.Есенин

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду. С.Есенин

Кто видел Кремль в час утра золотой,

Когда лежит над городом туман. М.Лермонтов

Отделкой золотой блистает мой кинжал

Клинок надежный, без порока. М.Лермонтов

Золото холодное луны,

Запах олеандра и левкоя. С.Есенин

Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком. С.Есенин

«Золото, золото падает с неба!»-

Дети кричат и бегут за дождем. А.Майков

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят. И.Никитин

Братний в золоте кафтан,

В серебре мой сарафан. А.Блок

Когда взойдет денница золотая,

Горит эфир. Е.Баратынский

Блажен в златом кругу вельмож

Пиит, внимаемый царями. А.Пушкин

«Все мое», - сказало злато;

«Все мое», - сказал булат.

«Все куплю», сказало злато;

«Все возьму», - сказал булат. А.Пушкин

Близ мест, где царствует Венеция златая,

Один, ночной гребец, гондолой управляя,

При свете Веспера по взморию плывет,

Ринальда, Годфреда, Эрминию поет. А.Пушкин



2 гейм «Ты – мне, я - тебе»



Члены команд задают по 1-3 вопроса соперникам. Жюри оценивает правильность ответов и присуждает дополнительный балл за наиболее интересный вопрос по теме викторины.

  • Надпись на фрагменте старинной алхимической книги гласит: «Семь металлов создал свет по числу семи планет». О каких семи металлах идет речь? Ответ. Золото, серебро, ртуть, железо, свинец, медь, олово.

  • Продолжим знакомство с трудами алхимиков. Заглянем в их лабораторию. Какими тремя способами алхимики могли превратить любой металл в золото? Ответ. Изменением поверхности неблагородного металла действием химикатов или покрытием из тонкой пленки благородного металла; окраской специальными лаками или красками; изготовлением сплавов, похожих по внешнему виду на золото.

  • Уголок старой Руси. Церкви…Иконы…Купола…Церкви в России строились на самом высоком и красивом месте. Венчал строение позолоченный купол.



В синем небе. Колокольнями проколотом, -

Медный колокол, медный колокол, -

То ль возрадовался,

То ли осерчал…

Купола в России

Кроют чистым золотом –

Чтобы чаще господь замечал. В. Высоцкий

Как наносилось золотое покрытие на купола?

Ответ. Наносили тестообразную амальгаму золота (сплав с ртутью), затем накаливали докрасна, при этом ртуть испарялась, а слой золота оставался. Такое золочение через огонь давало очень прочную позолоту. В 1835-1843 гг. при золочении куполов Исаакиевского собора в Петербурге от отравления погибли 60 рабочих.

  • Балы. Военные парады. Сверкание златотканых мундиров с лентами и орденами, одежд, расшитых золотыми нитями. Что понимают под термином «швейное золото»?

Ответ. Швейное золото - это шелковая нить, обвитая тончайшей битью – позолоченной и сплющенной серебряной проволокой. Такие нити вплетались в ткани.

  • Путешествуя по улицам Древней Руси, мы могли бы встретить среди прохожих золотаря и выжигу. Кого так называли?

Ответ. Золотарь - это старатель, золотодобытчик или ювелир, изготовитель золотых изделий. Выжига – человек, выжигающий золото со старых мундиров, расшитых золотом.



3 гейм «Темная лошадка»



Этот гейм проводит не ведущий, а кто-то из гостей викторины, например учитель по другому предмету. Он может задавать любые вопросы, имеющие отношение к теме, но в начале и в конце гейма он должен, по своему усмотрению, рассказать интересную историю, спеть песню, показать фокусы и т.п.

  • В газете «Известия» (от 24.11.1990г., №328) в рубрике «Курсы для простаков» была помещена заметка «Обручальные гайки». В ней рассказывалось о кольцах из бериллиевой бронзы, которые продаются под видом обручальных колец 583-й пробы. Эти кольца - точные копии колец золотых. Они не отличаются от последних ни по цвету, ни по весу и, подвешенные на нитку, при ударе о стекло издают мелодичный звук. Предложите способ, с помощью которого кольца из бериллиевой бронзы можно отличить от колец золотых.

Ответ. Пробу изделия из золота проверяют на пробирном камне. Это брусок углисто-кремнистого сланца, на котором рядом проводят две небольшие черты проверяемым изделием и образцом с известной пробой. На обе черты капают раствор азотной кислоты, через несколько секунд с помощью фильтровальной бумаги жидкость убирают и сравнивают цвета получившихся пятен. Можно повторить метод Архимеда, которым он испытывал золотую корону царя Сиракуз – Гиерона.

  • Не исключено, что кто-то из присутствующих здесь закончит школу с золотой медалью. Главная цена такой награды - полученные знания. Но все-таки интересно, есть ли в составе материала, из которого она сделана, золото?

Ответ. С 1946 по 1954 г. выпускники награждались медалями диаметром 32мм, изготовленными из золота 583-й пробы; с 1954 по 1960 г. - из золота 375-й пробы, дополнительно покрытыми золотом более высокой пробы; с 1960 г. диаметр медали увеличили до 40 мм, но изменили ее состав: стали использовать специальный вид латуни – томпак (90% меди и 10% цинка). Сверху медаль покрывают очень тонким слоем (5мкм) золота массой 0,3 г.



4 гейм «Дальше, Дальше, Дальше….»

За минуту команда должна ответить на возможно большее число вопросов.

Вопросы командам

  • Где в России впервые была обнаружена золотая жила? (В Екатеринбурге)

  • С каким неметаллом при сильном нагревании реагирует золото? (С хлором)

  • Какая кислота, кроме царской водки, растворяет золото? (Селеновая)

  • Что такое золотая макрель? (Рыба отряда окунеобразных)

  • Что такое сусальное золото? (Пленки из золота или сплавов, имитирующих золото, наклеиваемые на изделия)

  • Что понимали в Греции под названием «электрон»? (Сплав золота с серебром)

  • Что такое черное золото? (Нефть)

  • Что такое мягкое золото? (Пушнина)

  • Что означает выражение «золотой век»? (Счастливая, беспечная жизнь)

  • Что означает выражение «золотая середина»? (Принятие решения, лишенного риска)

  • С какими металлами сплавляют золото для придания сплаву твердости? (С медью, платиной, палладием)

  • Сколько граммов составляет золотник? (2,266г.)

  • Какие два металла алхимики называли больным золотом? (Железо, свинец)

  • В каком году в России была обнаружена первая золотая жила? (В 1724г.)

  • Что можно сказать о химической стойкости соединений золота? (Они нестойкие)

  • Как называется смесь двух кислот, растворяющая золото? (Царская водка)

  • Что такое золотое дерево? (Род растений семейства кизиловых, иначе - аукуба)

  • Что такое Золотая Рыба? (Созвездие Южного полушария)

  • Что такое золототысячник? (травянистое растение)

  • Какой металл из-за его огромного стратегического значения военные называют золотом ХХ века? (Плутоний)

  • Что такое белое золото? (Сплав золота с серебром и платиной)

  • Что такое красное золото? (Сплав золота с медью)

  • Что такое живописное золото? (Сплав ртути, олова, серы)

  • Что означает выражение «червонное золото»? (Золото высшей пробы, содержащее на 1000г сплава 986 г чистого золота)



Игра со зрителями

(Ведущий организует «Аукцион поговорок и пословиц о золоте». Для этого он делит зал на правую и левую половины и предлагает по очереди называть вспомнившиеся пословицы и поговорки. Побеждает та часть зала, за которой останется последнее слово)

  • Добро – серебро, а золото лучше.

  • Слово – серебро, а молчание – золото.

  • Не все то золото, что блестит.

  • Время дороже золота.

  • Мал золотник, да дорог.

  • Золото добывают из земли, а знания из книги.

  • Знания дороже золота.

  • Много звезд на небе, да высоко, много золота в земле, да далеко.

  • Шелк не рвется, булат не гнется, а красное золото не ржавеет.

  • Богатый и на золото слезы льет.

  • Дорого, да не золото.

  • Золото не тонет в воде, а человек - в труде.

  • Правда дороже золота.

  • Злато не говорит, да много творит.

  • Золото моем, а сами голосом воем.

  • Золото веско, а кверху тянет.

  • И правда тонет, коли золото всплывет.

  • Золотой молоток и железные ворота прокует.

  • Через золото слезы льются.



Ведущий. Вот и подошла к концу наша викторина. Подведены итоги, определены победители. Вы узнали много нового о золоте. С одной стороны, в сознании человека золото ассоциируется со светом, счастьем, богатством, Солнцем, а с другой – золото часто бывает причиной лжи, алчности, жадности, да, это так, но не будем расставаться на печальной ноте. Сегодня вы убедились в том, что вы умны, трудолюбивы, талантливы, и в этом – ваше главное богатство.

Спасибо за внимание.

До новых встреч!!


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!