СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочный курс: Актульные вопросы истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочный курс по истории, рссчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю. Во время проведения занятий по курсу, дети могут готовиться к ЕГЭ. Восполнять пробелы в знаниях, также расширить кругозор.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочный курс: Актульные вопросы истории»

Пояснительная записка


Программа разработана на основе:


  • Федеральным законом «Об образовании РФ» № 273 от 29.12.12 г.;

  • Федеральный государственный стандарт от 31.12.15 г.;

  • СанПиН  2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года N 189 с изменениями на 22 мая 2019 года;

  • СанПиН  3.1/2.4.98-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения короновирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16».

  • ООП СОО МАОУ «СОШ № 24».


Курс рассчитан на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю. По итогам года ставится зачет или не зачет по курсу.

Цель:

Систематизировать знания учащихся по истории, научить описывать исторические

события, выделять причинно-следственные связи, анализировать исторический

источник, работать с хронологией.

Задачи:

- показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён, выдающихся памятников культуры;
- владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий).
- давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
В программу заложено использование следующих видов контроля: тесты, доклады, тестирование.

Актуальность программы определяется важностью изучения персоналий для понимания образа изучаемой эпохи, а также имеет прагматическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, содержание которого предполагает сформированность данных знаний.

В результате обучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

  • периодизацию отечественной и всемирной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

уметь

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов;

  • учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
































Календарно-тематическое планирование

Тема

Историческая проблема

Дата

план

Дата

факт

1.

Предыстория народов России

Чем обусловлены особенности исторического пути России?



2.

Образование Древнерусского государства

«Откуда есть пошла русская земля?»

Возможно ли возникновение государства извне?




3.

Киевская Русь

1.Деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам государства?

2.Какие изменения произошли в Древнем государстве к 11в ? Что сохранилось как пережитки племенного строя?.




4.

Расцвет Древнерусского государства

Что даёт основание историкам говорить о расцвете Древнерусского государства?.



5

Русь в начале удельного периода

1.Какие альтернативы политического развития проявились в период раздробленности?



6

Русь и Орда

1.Как повлияло ордынское владычество на развитие Руси



7

Возвышение Москвы

Какие факторы обусловили превращение Московского княжества в центр объединения и централизации русских земель?



8

Создание Державы

В чём заключалась особенность процесса формирования территории единого государства при Иване III и Василии III?

Происходило «забирание» или «собирание» земель?




9


Иван III-«государь всея Руси»

Докажите, что в 15 веке образовалось единое централизованное государство?.



10

Политическая борьба в царствовании Ивана IV

Какое влияние на процесс централизации оказало «боярское правление», правление Е.Глинской, реформы «Избранной рады»?



11

Ливонская война и опричнина

1.Согласны ли вы с мнением историка В.Б. Кобрина: «Путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны….»

2.Какие альтернативы развития страны существовали? Какая модель развития и почему взяла верх?



12

Россия в конце 16 в

Особенности и последствия развития России в конце16в.



13

Смутное время в московском государстве

Кто спас Россию в Смутное время?

Какова роль Смутного времени в истории России?




14

Внутренняя политика первых Романовых

Что дало основание историкам относить становление абсолютизма к 17 веку?



15

Внешняя политика России в 17 в

1.Сравние международное положение России в начале и в конце 17 в.Какие можно сделать выводы?

2.Что позволило России перейти от этапа улаживания отношений с соседними государствами к этапу активной внешней политики?

3.Была ли эффективной внешняя политика России в этот период?




16

Социальные конфликты

1.Почему современники назвали 17 в «бунташным»?

2.Какую роль играли народные выступления в истории России; как они влияли на законодательство и политику государства?




17


Культура и быт в 17 в


1.Почему 17 в – последний век древнерусской культуры?

2.Какие изменения произошли в культуре 17 в. по сравнению с предшествующим периодом?




18

Предпосылки преобразований

Историк С.М.Соловьёв сказал: «Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился». В чём же выражалась готовность страны «отправиться в дорогу»?



19

Начало правления Петра 1

1.Почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение в истории России?

2.Почему А.С.Пушкин сказал: «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни»?




20

Внешняя политика Петра 1

Что преобладает во внешней политике Петра1- преемственность или новаторство?

Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра1?




21

Реформы Петра1

До какой степени вы согласны с высказыванием В.О.Ключевского: «реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным, и, однако, непроизвольным и необходимым»?



22

Россия после Петра1

Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?



23

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины 11

1.В чём сходство и различие внутриполитического курса двух Великих Петра1 и Екатерины II?

2.Воцарение Екатерины II большинством современников расценивалось как благо для России, спасение страны от бед и зол. Согласны ли вы с такой точкой зрения?




24

Внешняя политика России в 17 в

1.В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса при преемниках Петра1?

2.Имперская политика – это зло или благо для России?




25


Правление Павла 1


Почему Павел1 остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель? Соответствуют ли реальности эти представления о личности императора?



26

Основные черты социально-экономического развития России 1725-1800г

Как соотносились модернизация и традиционализм в экономике России в этот период.?



27

Массовое движение и зарождение общественного движения в России 17 в

1.Современники говорили о пугачёвщине как о «трагедии, с которой одна часть населения связывала несбыточные надежды, другим же были уготованы безмерные страдания». Согласны ли вы с такой оценкой?

2.Как вы считаете, Е.Пугачёв – народный герой или государственный преступник?




28

Внутренняя политика Александра1 и Николая1

1.Что дало основание А.С. Пушкину сказать: «Дней Александровых прекрасное начало»?

2.Почему М.М.Сперанский сказал:

«Император слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силён. Чтобы быть управляемым»




29

Внешняя политика России в 1801 – 1855г

1.Отечественная война 1812г: мифы и факты.

2.Уместно ли сравнивать Крымскую войну и Русско-турецкую?

3.Почему успехи во внешней политике сменились поражениями?




30

Общественное движение в России в первой половине 19 в

1.Почему Александр1 не смог использовать реформаторский потенциал прогрессивных настроений офицерства?

2.Какие направления общественной мысли развивались в Николаевской России?




31

Социально-экономическое развитие империи в первой пол. 19 в

Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?



32

Внутренняя политика Александра 2 и Александра 3

Согласны ли вы с высказыванием: «Александр III повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец» С.Ольденбург.



33

Великие реформы. Их значение и судьба

1.Насколько соответствовали реформы принципам модернизованного государства?

2.Урок – суд над реформами.

3.В чём двойственность реформ? Как эта двойственность сказывалась на дальнейшем развитии страны?




34

Внешняя политика России в 1860 – 1880г.

Общественное движение в России в 1860 – 1880-е г.

Как и почему меняется место и роль России в международных отношениях? К чему стремилось государство и каких результатов достигло?

Какие слои населения и организации проявляли в сер.50-х г.-80-х г. наибольшую социально-политическую активность и почему?



35

Николай II. Падение монархии в России.

  1. Какие ошибки допустил Николай II в феврале 1917?

  2. Можно ли было сохранить монархию в марте 1917 г?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!