Курс рассчитан на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю. По итогам года ставится зачет или не зачет по курсу.
источник, работать с хронологией.
- показать знание основных исторических фактов, событий, явлений, процессов, дат, имён, выдающихся памятников культуры;
- владеть элементами исторического анализа, и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей между историческими явлениями и событиями; сравнение, определение сущности событий).
- давать оценку историческим явлениям и событиям, обосновывать своё отношение к историческим событиям, их участникам, творениям культуры
- называть и высказывать суждения о дискуссионных проблемах российской истории.
В программу заложено использование следующих видов контроля: тесты, доклады, тестирование.
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических явлений и процессов;
учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
№ | Тема | Историческая проблема | Дата план | Дата факт |
1. | Предыстория народов России | Чем обусловлены особенности исторического пути России? | | |
2. | Образование Древнерусского государства | «Откуда есть пошла русская земля?» Возможно ли возникновение государства извне? | | |
3. | Киевская Русь | 1.Деятельность какого правителя Древней Руси наиболее полно соответствовала задачам государства? 2.Какие изменения произошли в Древнем государстве к 11в ? Что сохранилось как пережитки племенного строя?. | | |
4. | Расцвет Древнерусского государства | Что даёт основание историкам говорить о расцвете Древнерусского государства?. | | |
5 | Русь в начале удельного периода | 1.Какие альтернативы политического развития проявились в период раздробленности? | | |
6 | Русь и Орда | 1.Как повлияло ордынское владычество на развитие Руси | | |
7 | Возвышение Москвы | Какие факторы обусловили превращение Московского княжества в центр объединения и централизации русских земель? | | |
8 | Создание Державы | В чём заключалась особенность процесса формирования территории единого государства при Иване III и Василии III? Происходило «забирание» или «собирание» земель? | | |
9 | Иван III-«государь всея Руси» | Докажите, что в 15 веке образовалось единое централизованное государство?. | | |
10 | Политическая борьба в царствовании Ивана IV | Какое влияние на процесс централизации оказало «боярское правление», правление Е.Глинской, реформы «Избранной рады»? | | |
11 | Ливонская война и опричнина | 1.Согласны ли вы с мнением историка В.Б. Кобрина: «Путь централизации через опричнину, по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны….» 2.Какие альтернативы развития страны существовали? Какая модель развития и почему взяла верх? | | |
12 | Россия в конце 16 в | Особенности и последствия развития России в конце16в. | | |
13 | Смутное время в московском государстве | Кто спас Россию в Смутное время? Какова роль Смутного времени в истории России? | | |
14 | Внутренняя политика первых Романовых | Что дало основание историкам относить становление абсолютизма к 17 веку? | | |
15 | Внешняя политика России в 17 в | 1.Сравние международное положение России в начале и в конце 17 в.Какие можно сделать выводы? 2.Что позволило России перейти от этапа улаживания отношений с соседними государствами к этапу активной внешней политики? 3.Была ли эффективной внешняя политика России в этот период? | | |
16 | Социальные конфликты | 1.Почему современники назвали 17 в «бунташным»? 2.Какую роль играли народные выступления в истории России; как они влияли на законодательство и политику государства? | | |
17 | Культура и быт в 17 в | 1.Почему 17 в – последний век древнерусской культуры? 2.Какие изменения произошли в культуре 17 в. по сравнению с предшествующим периодом? | | |
18 | Предпосылки преобразований | Историк С.М.Соловьёв сказал: «Народ собрался в дорогу; ждали вождя; вождь появился». В чём же выражалась готовность страны «отправиться в дорогу»? | | |
19 | Начало правления Петра 1 | 1.Почему результаты борьбы за власть имели исключительно важное значение в истории России? 2.Почему А.С.Пушкин сказал: «Начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни»? | | |
20 | Внешняя политика Петра 1 | Что преобладает во внешней политике Петра1- преемственность или новаторство? Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра1? | | |
21 | Реформы Петра1 | До какой степени вы согласны с высказыванием В.О.Ключевского: «реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным, и, однако, непроизвольным и необходимым»? | | |
22 | Россия после Петра1 | Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов? | | |
23 | «Просвещённый абсолютизм» Екатерины 11 | 1.В чём сходство и различие внутриполитического курса двух Великих Петра1 и Екатерины II? 2.Воцарение Екатерины II большинством современников расценивалось как благо для России, спасение страны от бед и зол. Согласны ли вы с такой точкой зрения? | | |
24 | Внешняя политика России в 17 в | 1.В чём проявилась преемственность внешнеполитического курса при преемниках Петра1? 2.Имперская политика – это зло или благо для России? | | |
25 | Правление Павла 1 | Почему Павел1 остался в исторической памяти как деспотичный и взбалмошный правитель? Соответствуют ли реальности эти представления о личности императора? | | |
26 | Основные черты социально-экономического развития России 1725-1800г | Как соотносились модернизация и традиционализм в экономике России в этот период.? | | |
27 | Массовое движение и зарождение общественного движения в России 17 в | 1.Современники говорили о пугачёвщине как о «трагедии, с которой одна часть населения связывала несбыточные надежды, другим же были уготованы безмерные страдания». Согласны ли вы с такой оценкой? 2.Как вы считаете, Е.Пугачёв – народный герой или государственный преступник? | | |
28 | Внутренняя политика Александра1 и Николая1 | 1.Что дало основание А.С. Пушкину сказать: «Дней Александровых прекрасное начало»? 2.Почему М.М.Сперанский сказал: «Император слишком слаб, чтобы управлять, и слишком силён. Чтобы быть управляемым» | | |
29 | Внешняя политика России в 1801 – 1855г | 1.Отечественная война 1812г: мифы и факты. 2.Уместно ли сравнивать Крымскую войну и Русско-турецкую? 3.Почему успехи во внешней политике сменились поражениями? | | |
30 | Общественное движение в России в первой половине 19 в | 1.Почему Александр1 не смог использовать реформаторский потенциал прогрессивных настроений офицерства? 2.Какие направления общественной мысли развивались в Николаевской России? | | |
31 | Социально-экономическое развитие империи в первой пол. 19 в | Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики? | | |
32 | Внутренняя политика Александра 2 и Александра 3 | Согласны ли вы с высказыванием: «Александр III повёл русский государственный корабль иным курсом, чем его отец» С.Ольденбург. | | |
33 | Великие реформы. Их значение и судьба | 1.Насколько соответствовали реформы принципам модернизованного государства? 2.Урок – суд над реформами. 3.В чём двойственность реформ? Как эта двойственность сказывалась на дальнейшем развитии страны? | | |
34 | Внешняя политика России в 1860 – 1880г. Общественное движение в России в 1860 – 1880-е г. | Как и почему меняется место и роль России в международных отношениях? К чему стремилось государство и каких результатов достигло? Какие слои населения и организации проявляли в сер.50-х г.-80-х г. наибольшую социально-политическую активность и почему? | | |
35 | Николай II. Падение монархии в России. | Какие ошибки допустил Николай II в феврале 1917? Можно ли было сохранить монархию в марте 1917 г? | | |