План-конспект внеурочного занятия трека «ОРЛЁНОК - ЭРУДИТ»
Тема 1
3 класс
«Кто такой эрудит?»
Цель: формирование понятия об эрудите как всесторонне развитой личности.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к треку «Орлёнок – Эрудит».
Метапредметные (развивающие):
− коммуникативные: комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
− познавательные: применять базовые логические универсальные действия: классификация (группировка), обобщение;
− регулятивные: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их.
Предметные (обучающие): формулировать утверждения (выводы), строить логические рассуждения.
Форма организации детей: фронтальная, групповая.
Оборудование и наглядные пособия: комплект карточек (внутри плана-конспекта), файлы, ручки для детей, конверткопилка «Эрудита».
Педагог: Грачева В.М., МКОУ «СОШ №7» г. Аши Челябинской области.
Учитель: Здравствуйте, ребята, приветствую вас на нашем занятии из цикла «Орлята России»!
Учитель: Сегодня вам предстоит работать в группах. Каждая группа должна выбрать командира, который будет представлять свою команду!
Ученики получают 1 минуту на обсуждение и выбор капитана.
Учитель: Тема нашего занятия зашифрована. А что это за тема, вы сами определите в процессе занятия! Прошу вас обратить внимание, что на доске у нас висит конверткопилка. Наша задача: в конце занятия заполнить конверткопилку знаниями, которые вы сможете добыть.
Учитель: Сейчас я попрошу капитана каждой команды подойти ко мне, выбрать карточку и вернуться к своей команде. (Карточка с известной личностью)
Капитаны берут любую карточку и идут на место.
Учитель: Прочитайте текст на вашей карточке, обсудите с командой высказывание известного человека, а задача капитанов - высказать общее мнение, как вы поняли значение высказывания.
Дети работают с карточками.
Учитель: Итак, как каждая команда поняла своё высказывание?
Капитаны команд дают ответ.
Учитель: А Вы обратили внимание, что за люди достались вам в карточках? Кто они?
Дети: ученые, писатели, умные и образованные люди.
Учитель: Хорошо, а что нужно делать, чтобы стать таким человеком?
Дети высказывают свои предположения.
Одновременно с этим учитель показывает детям карточки с характеристиками на доске.
Учитель: Хорошо, а теперь посмотрим, будете ли вы такими в нашей игре!
Учитель: Прошу капитанов подойти ко мне и выбрать конверт с заданием!
Капитаны берут конверты и возвращаются на место.
Учитель: Капитаны, достаньте задание под номером 1. Команде нужно как можно быстрее собрать пазл. Начали!
Команды собирают пазл, поднимают руки, когда закончили.
Учитель: Здорово, вы все справились, но первыми закончили……
Учитель вручает фишки тем командам, которые закончили первыми.
Учитель: Капитаны, достаньте задание под номером 2. Команде нужно прочитать телеграмму от сказочного персонажа и догадаться, что за персонаж её отправил! Начали!
Команды выполняют задание, поднимают руки, когда есть ответ.
Учитель: Хорошо, справились! Первыми закончили…….
Учитель вручает фишки тем командам, которые закончили первыми.
Учитель: Капитаны, достаньте карточку под номером 3. Команде нужно подобрать антонимы к словам. Вспомните, что такое антонимы. Начали!
Команды выполняют задание, поднимая руку, когда закончили.
Учитель сразу подходит и проверяет правильность выполнения задания, либо просит капитанов зачитать их варианты выполнения карточки вслух.
Учитель: Молодцы! Первыми были…..
Учитель вручает фишки командам, которые закончили раньше других.
Учитель: Капитаны, достаньте карточку под номером 4. Команде нужно посчитать, сколько раз в тексте встречается слово «осень» и записать число в пустое окошко на карточке.
Команды выполняют задание, поднимают руку, когда закончили.
Учитель: Так держать! Первыми были….
Учитель вручает фишки командам, которые справились быстрее остальных.
Учитель: Ребята, какие качества в процессе игры вы использовали? Какими вы были? (Возвращаемся к карточкам на доске.)
Учитель: А Вам понадобилось много знаний, чтобы справиться?
Дети: Да!
Учитель: Знания каких школьных предметов вам понадобились?
Дети: Русский язык, математика, литература.
Учитель: Как можно назвать человека, который много знает? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю таким активным, внимательным и умным ребятам сыграть в еще одну игру!
Учитель: Каждый играет сам за себя. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимайте руку, если знаете ответ! За каждый правильный ответ вы будете открывать одну букву слова.
1. Сколько подвигов совершил Геракл? (12)
2. Кто говорил, что он в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил? (Карлосон)
3. Какие растения выращивают для производства сахара? (Сахарную свеклу и сахарный тростник)
4. Как в старину называли глаз? (Око/очи)
5. Правда ли, что на Земле больше соленой воды, чем пресной? (Да, 97% - соленая, 3% - пресная)
6. Как называется подземная часть растения? (Корень)
Учитель: Какое слово у нас получилось?
Дети: ЗНАТОК!
Учитель: Кто такой знаток?
Дети: Тот, кто много знает!
Учитель: Как еще можно назвать знатока?
Учитель: Чтобы узнать, у вас есть последняя карточка! Капитаны, достаньте карточку под номером 5. У каждой клеточки есть свой адрес - цифра по вертикали и буква по горизонтали. Нужно закрасить клеточки по указанным адресам.
Команды выполняют задание.
Учитель: Что у вас получилось?
Дети: Буквы.
Учитель: Капитаны, возьмите карточки, подойдите ко мне и вместе составьте слово!
При необходимости учитель помогает детям.
Учитель: Какое слово получилось?
Капитаны: ЭРУДИТ!
Учитель: Эрудит! Значит, Знаток это по-другому?
Дети: Эрудит!
Учитель: Ребята, посмотрите на портреты известных людей на доске. Это те же люди, что и на ваших первых карточках. Кто они? (Ученый, писатель, математик и т.д.)
Учитель: Скажите, а что общего у этих людей?
Дети: Они много всего знают.
Учитель: А как называют людей, которые много знают?
Дети: Знаток, Эрудит!
Учитель: Значит, всех этих людей объединяет то, что они все - …
Дети: Эрудиты!
Учитель: Верно!
Учитель: Но кто же такой «эрудит». Капитаны, достаньте конверты. Внутри конвертов у вас три варианта определения слова, выберете правильное определение слова «эрудит».
Учитель: Чтобы не забыть значение слова эрудит и об известных эрудитах нашей страны, я предлагаю вам заполнить наш конверткопилку. Что мы можем поместить туда?
Дети: Определение слова «Эрудит», карточки с известными эрудитами нашей страны.
Учитель: Большое спасибо всем за участие в нашем занятии! До свидания!
Приложения
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Васильевич Ломоносов
Дмитрий Иванович Менделеев
Иван Петрович Павлов
Николай Иванович Лобачевский
1. Эрудит – это человек, обладающий огромным багажом знаний. Способен ответить практически на любой заданный вопрос.
2. Эрудит – это человек, который занимается перевозкой и сопровождением грузов и товаров.
3. Эрудит – это специалист по проведению экскурсий.
1. Эрудит – это человек, обладающий огромным багажом знаний. Способен ответить практически на любой заданный вопрос.
2. Эрудит – это человек, который занимается перевозкой и сопровождением грузов и товаров.
3. Эрудит – это специалист по проведению экскурсий.
Ниже представлены карточки к буквам «Э, Р, У, Д, И, Т»
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
Б-6, В-6, Г-5, Г-4,Г-3, В-4, В-2, Б-2 |
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
Б-6, Б-5, Б-4, Б-3, Б-2, В-5, В-3, Г-5, Г-4, Г-3 |
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
Б-6, В-6, Г-5, В-4, Г-4, Б-3, Б-2, Г-3, Г-2 |
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
А-6, Б-5, Б-4, Б-3, В-5, В-2, Г-5, Г-4, Г-3, Д-6 |
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
А-6, А-5, А-4, А-3, А-2, Б-5, В-4, Г-3, Д-6, Д-5, Д-4, Д-3, Д-2 |
| | А | Б | В | Г | Д | Е |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
6 | | | | | | | |
7 | | | | | | | |
Б-2, В-2, В-3, В-4, В-5, В-6, Г-2 |
Сообразительные |
Любознательные |
Активные |
Творческие |
Внимательные |
Оригинальные |
Размышляющие |
Трудолюбивые |
Терпеливые |
Дружные |
Остроумные |
Аккуратные |
Настойчивые |
Уверенные |
Ключ достал, азбуку купил, нос подпилил, скоро буду! |
Я приеду, вы только апельсинов побольше купите и позовите в гости крокодила! |
Не могу приехать, не знаю адрес, не знаю время, не знаю, где моя шляпа…я совсем ничего не знаю! |
Помогите! Мой братец Иванушка превратился в козлёнка! |
Ребята, еду в гости, только давайте жить дружно! |
Не могу приехать, занят фотоохотой, надо ещё коту помогать корову доить! |
Ребята, не могу приехать, очень занят, надо вылечить всех животных в Африке! |
Подбери синонимы: | | Подбери синонимы: | |
Холод - | | Врач - | |
Грусть - | | Автомобиль - | |
Друг - | | Школьник - | |
Фильм - | | Храбрый - | |
Подбери антонимы: | | Подбери антонимы: | |
Любить - | | Ссориться - | |
Строить - | | Приезжать - | |
Брать - | | Мусорить - | |
Грустить - | | Молчать - | |
ОСЕНЬПЕРОСЕНЬДЫШОСЕНЬЛМОСЕНЬ АДНШОСЕНЬЛЫОСЕНЬМУЦОСЕНЬТРЭ ОСЕНЬЩЕНШОСЕНЬЧБОСЕНЬЯКОСЕНЬ ООСЕНЬБЮОСЕНЬТАОСЕНЬЦУОСЕНЬЙ ЫОСЕНЬХЯОСЕНЬДЫОСЕНЬЧЗОСЕНЬЭ ФОСЕНЬМАОСЕНЬПЮОСЕНЬРБОСЕНЬА | |
ОСЕНЬПЕРОСЕНЬДЫШОСЕНЬЛМОСЕНЬ АДНШОСЕНЬЛЫОСЕНЬМУЦОСЕНЬТРЭ ОСЕНЬЩЕНШОСЕНЬЧБОСЕНЬЯКОСЕНЬ ООСЕНЬБЮОСЕНЬТАОСЕНЬЦУОСЕНЬЙ ЫОСЕНЬХЯОСЕНЬДЫОСЕНЬЧЗОСЕНЬЭ ФОСЕНЬМАОСЕНЬПЮОСЕНЬРБОСЕНЬА | |
ОСЕНЬПЕРОСЕНЬДЫШОСЕНЬЛМОСЕНЬ АДНШОСЕНЬЛЫОСЕНЬМУЦОСЕНЬТРЭ ОСЕНЬЩЕНШОСЕНЬЧБОСЕНЬЯКОСЕНЬ ООСЕНЬБЮОСЕНЬТАОСЕНЬЦУОСЕНЬЙ ЫОСЕНЬХЯОСЕНЬДЫОСЕНЬЧЗОСЕНЬЭ ФОСЕНЬМАОСЕНЬПЮОСЕНЬРБОСЕНЬА | |
Иван Петрович Павлов —
русский и советский учёный, лауреат Нобелевской премии.
«Никогда не думайте, что вы уже всё знаете.»
Михаил Васильевич Ломоносов —
первый русский выдающийся учёный, профессиональный исследователь природы.
«А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит.»
Дмитрий Иванович Менделеев –
гениальный русский ученый, профессор, обладатель энциклопедических знаний.
«Все дается только труду.»
Александр Сергеевич Пушкин —
русский поэт, историк, журналист.
Ещё при жизни заработал репутацию величайшего национального русского поэта.
«Учиться, учиться, и учиться! Никогда не бросай учебы!»
Лобачевский Николай Иванович –
российский математик, создатель неевклидовой геометрии.
«Ученый должен идти по непроторенным путям, несмотря на препятствия.»
Примеры фишек, которые получают команды: