Информационная культура. «Мои помощники словари»
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
- Здравствуйте, ребята! и сегодня на занятии мы отправимся в библиотеку! Давайте рассмотрим зал. Что вы видите? (стеллажи, книги, растения, стулья, столы).
-А посмотрите, на столе лежит книга! Приблизим её. Кто её автор? – А.С.Пушкин.
-Совершенно верно! Это сборник его стихотворений! А вы знали, что в 2024 году Александру Сергеевичу Пушкину исполнилось бы 225 лет? (нет)
-Этот писатель подарил для нам огромное количество произведений, которые мы изучаем в школе, и перечитывает каждый взрослый!
- Давайте откроем этот сборник и посмотрим, что там написано? (да)
На странице книги текст – с устаревшими словами…
…Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке…
-Прочитайте текст – читают.
-О чем это стихотворение?
-Какие слова вам были непонятны? - бразды, кибитка, ямщик, облучок, тулуп и кушак.
-Какие это слова? Знаем ли мы их значение? (это старые слова, мы не знаем их значение).
- Как вы думаете, при помощи чего мы может узнать значение этих слов? (при помощи словарей, интернета и т.д.)
-А чем мы можем воспользоваться из перечисленного, если мы с вами находимся в библиотеке? (словарями).
-Правильно! В библиотеке есть целая полка, посвященная им. Они-то нам и помогут!
-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего нашего занятия? (словари, словари помощники).
ТЕМА: «Мои помощники словари».
-Какую цель поставим перед собой? (узнать, как словари помогают нам в жизни).
- СОСТАВИМ ПЛАН НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Узнаем, какие бывают словари.
2. Выясним значение известных словарей.
3. Создадим иллюстрации для картинного словаря.
Сегодня мы будем с вами работать на интерактивной доске и планшетах, вспомним правила работы с ними.
Отлично! Также, сегодня вы поработаете совместно! Вспомним правила в парах и группах!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-Вспомним, что же такое словарь? (Словарь — это книга, место в котором, перечисляются слова в алфавитном порядке с толкованием их значения, переводом, историей и другими функциями).
-Какие словари вы знаете? (толковый, орфоэпический и т.д.)
-Отлично! В этой библиотеке есть следующие словари:
Выводит на слайд полку со словарями
Толковый словарь, словарь фразеологизмов, словарь антонимов и синонимов, орфоэпический словарь, словарь иностранных слов, орфографический словарь и словообразовательный словарь.
-Как вы думаете, для чего нам нужны словари? (отвечают на вопрос)
-Словари – это наши помощники и чем раньше мы заведем с ними дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, наши знания будут расти.
-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНИЛИ? (ПЕРВЫЙ). ОТЛИЧНО, ПРИСТУПИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ПУНКТУ.
-Кто-нибудь знает для чего нужен тот или иной словарь? (кто-то может быть ответит)
-У каждого словаря есть свое назначение! Предлагаю ознакомиться с несколькими словарями поподробнее!
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
Это «царь» всех словарей! Толковый словарь содержит в себе слова и объясняет их лексическое и фразеологическое значение.
Oдним из caмыx извecтныx и пoпyляpныx тoлкoвыx cлoвapeй cчитaeтcя «Toлкoвый cлoвapь вeликo pyccкoгo языкa», cocтaвлeнный Bладимиром Ивановичем Дaлeм.
-Кто-то работал с этим словарем? (да, работали на уроке).
- Благодаря этому словарю мы можем найти значения слов из стихотворения А. С. Пушкина. Посмотрите на слайд.
- бразды – от слова - «борозда», длинная канавка на почве.
-кибитка – Крытая дорожная повозка.
-ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
- То-есть это человек, перевозящий почту или пассажиров на повозке, запряженной лошадьми.
-облучок – передок повозки, где сидит возница, кучер.
- Обратите внимание на переднюю часть повозки. Это место ямщика.
-тулуп – длинная, обычно не крытая сукном меховая шуба из овчины без перехвата в талии с высоким воротником.
- кушак - пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура).
- Как мы уже проговорили, эти слова не используются в нашей речи, но существуют синонимы этих слов. Давайте ознакомимся со следующим интересным словарем!
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
-Это словарь, который содержит более 1000000 слов и состоит из двух частей: словаря синонимов. Мы можем найти в нем синоним, почти, к любому слову!
-А что такое синоним? Кто помнит?
-Совершенно верно!
-Синоним — это слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом.
-Давайте проверим ваши знания о синонимах, выполнив работу в парах, на планшетах:
Ваша задача: подобрать синонимы к словам - задание в группах: Текст с пропущенными словами: ребята, подумайте, какие слова-синонимы можно вставить в стихотворение Александра Сергеевича заместо устаревших слов!
НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ И НА ПЛАНШЕТАХ
бразды — борозды,
кибитка — повозка,
ямщик — кучер,
облучок —сиденье,
тулуп — шуба,
кушак — пояс.
СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
-Кто скажет, что такое фразеологизм? (это устойчивое выражение и т.д.)
-Отлично! Вы все сказали правильно! Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.
-Давайте заглянем в него и посмотрим на его страничку! Что вы видите на ней?
Задание в группах на интерактивной доске: соотнести фразеологизмы с их значениями.
Бить баклуши, водить за нос, море по колено, вилами по воде писано, жить как кошка с собакой, волосы дыбом.
-С какими фразеологизмами вы работали? (ответы детей).
-Вы отлично справились с заданием!
-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНИЛИ? (ВТОРОЙ) Отметим его!
-У НАС ОСТАЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ ПЛАНА.
-Сегодня мы создадим настоящий картинный словарь! ВЫ будете выполнять это задание индивидуально. У вас у каждого на парте лежит карточка с окошком для рисунка и подписано слово, которое вы должны нарисовать. На выполнение у вас будет полторы минуты.
-Теперь, каждый выйдет и при помощи магнита разместит свою страничку на доске.
- Какие замечательные рисунки устаревших слов у вас получились! Все молодцы!
-Мы скрепим их и у нас получиться целый словарь.
-Ребята, сейчас существует большое количество словарей и с каждым годом появляются все новые и новые! Они наши помощники в жизни.
РЕФЛЕКСИЯ
- Подведем итоги нашего занятия. О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (О словарях, о том, как они помогают нам).
-Предлагаю вам оценить свою деятельность при помощи известных вам фразеологизмов, дополнив ими свое высказывание о работе на занятии:
-Работать спустя рукава – работать, делать что-либо небрежно, кое-как.
-Доводить до ума- довести до готовности, привести в удовлетворительное состояние.
- Работать не покладая рук - трудиться много, кропотливо, с большой самоотдачей.
-Молодцы! Спасибо! Наше занятие подошло к концу!
Узнаем, какие бывают словари.
Выясним значение известных словарей.
Создадим иллюстрации для картинного словаря.
…Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке…
…Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке…
…Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке…