СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие Пушкин»

Информационная культура. «Мои помощники словари»

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

- Здравствуйте, ребята! и сегодня на занятии мы отправимся в библиотеку! Давайте рассмотрим зал. Что вы видите? (стеллажи, книги, растения, стулья, столы).

-А посмотрите, на столе лежит книга! Приблизим её. Кто её автор? – А.С.Пушкин.

-Совершенно верно! Это сборник его стихотворений! А вы знали, что в 2024 году Александру Сергеевичу Пушкину исполнилось бы 225 лет? (нет)

-Этот писатель подарил для нам огромное количество произведений, которые мы изучаем в школе, и перечитывает каждый взрослый!

- Давайте откроем этот сборник и посмотрим, что там написано? (да)

На странице книги текст – с устаревшими словами…

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке…

-Прочитайте текст – читают.

-О чем это стихотворение?

-Какие слова вам были непонятны? - бразды, кибитка, ямщик, облучок, тулуп и кушак.

-Какие это слова? Знаем ли мы их значение? (это старые слова, мы не знаем их значение).

- Как вы думаете, при помощи чего мы может узнать значение этих слов? (при помощи словарей, интернета и т.д.)

-А чем мы можем воспользоваться из перечисленного, если мы с вами находимся в библиотеке? (словарями).

-Правильно! В библиотеке есть целая полка, посвященная им. Они-то нам и помогут!

-Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего нашего занятия? (словари, словари помощники).

ТЕМА: «Мои помощники словари».

-Какую цель поставим перед собой? (узнать, как словари помогают нам в жизни).

- СОСТАВИМ ПЛАН НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Узнаем, какие бывают словари.

2. Выясним значение известных словарей.

3. Создадим иллюстрации для картинного словаря.

Сегодня мы будем с вами работать на интерактивной доске и планшетах, вспомним правила работы с ними.

Отлично! Также, сегодня вы поработаете совместно! Вспомним правила в парах и группах!

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Вспомним, что же такое словарь? (Словарь — это книга, место в котором, перечисляются слова в алфавитном порядке с толкованием их значения, переводом, историей и другими функциями).

-Какие словари вы знаете? (толковый, орфоэпический и т.д.)

-Отлично! В этой библиотеке есть следующие словари:

Выводит на слайд полку со словарями

Толковый словарь, словарь фразеологизмов, словарь антонимов и синонимов, орфоэпический словарь, словарь иностранных слов, орфографический словарь и словообразовательный словарь.

-Как вы думаете, для чего нам нужны словари? (отвечают на вопрос)

-Словари – это наши помощники и чем раньше мы заведем с ними дружбу, научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, наши знания будут расти.

-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНИЛИ? (ПЕРВЫЙ). ОТЛИЧНО, ПРИСТУПИМ К СЛЕДУЮЩЕМУ ПУНКТУ.

-Кто-нибудь знает для чего нужен тот или иной словарь? (кто-то может быть ответит)

-У каждого словаря есть свое назначение! Предлагаю ознакомиться с несколькими словарями поподробнее!

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Это «царь» всех словарей! Толковый словарь содержит в себе слова и объясняет их лексическое и фразеологическое значение.

Oдним из caмыx извecтныx и пoпyляpныx тoлкoвыx cлoвapeй cчитaeтcя «Toлкoвый cлoвapь вeликo pyccкoгo языкa», cocтaвлeнный Bладимиром Ивановичем Дaлeм.

-Кто-то работал с этим словарем? (да, работали на уроке).

- Благодаря этому словарю мы можем найти значения слов из стихотворения А. С. Пушкина. Посмотрите на слайд.

- бразды – от слова - «борозда», длинная канавка на почве.

-кибитка – Крытая дорожная повозка.

-ямщик – возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.

- То-есть это человек, перевозящий почту или пассажиров на повозке, запряженной лошадьми.

-облучок – передок повозки, где сидит возница, кучер.

- Обратите внимание на переднюю часть повозки. Это место ямщика.

-тулуп – длинная, обычно не крытая сукном меховая шуба из овчины без перехвата в талии с высоким воротником.

- кушак - пояс (обычно из широкого куска ткани или связанный из шнура).

- Как мы уже проговорили, эти слова не используются в нашей речи, но существуют синонимы этих слов. Давайте ознакомимся со следующим интересным словарем!

СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ

-Это словарь, который содержит более 1000000 слов и состоит из двух частей: словаря синонимов. Мы можем найти в нем синоним, почти, к любому слову!

-А что такое синоним? Кто помнит?

-Совершенно верно!

-Синоним — это слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом.

-Давайте проверим ваши знания о синонимах, выполнив работу в парах, на планшетах:

Ваша задача: подобрать синонимы к словам - задание в группах: Текст с пропущенными словами: ребята, подумайте, какие слова-синонимы можно вставить в стихотворение Александра Сергеевича заместо устаревших слов!

НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ И НА ПЛАНШЕТАХ

бразды — борозды,

кибитка — повозка,

ямщик — кучер,

облучок —сиденье,

тулуп — шуба,

кушак — пояс.



СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

-Кто скажет, что такое фразеологизм? (это устойчивое выражение и т.д.)

-Отлично! Вы все сказали правильно! Фразеологический словарь — это словарь, содержащий устойчивые выражения и словосочетания. Сюда же относятся крылатые фразы, пословицы и поговорки.

-Давайте заглянем в него и посмотрим на его страничку! Что вы видите на ней?

Задание в группах на интерактивной доске: соотнести фразеологизмы с их значениями.

Бить баклуши, водить за нос, море по колено, вилами по воде писано, жить как кошка с собакой, волосы дыбом.

-С какими фразеологизмами вы работали? (ответы детей).

-Вы отлично справились с заданием!

-КАКОЙ ПУНКТ ПЛАНА МЫ С ВАМИ ВЫПОЛНИЛИ? (ВТОРОЙ) Отметим его!

-У НАС ОСТАЛСЯ ПОСЛЕДНИЙ ПУНКТ ПЛАНА.

-Сегодня мы создадим настоящий картинный словарь! ВЫ будете выполнять это задание индивидуально. У вас у каждого на парте лежит карточка с окошком для рисунка и подписано слово, которое вы должны нарисовать. На выполнение у вас будет полторы минуты.

-Теперь, каждый выйдет и при помощи магнита разместит свою страничку на доске.

- Какие замечательные рисунки устаревших слов у вас получились! Все молодцы!

-Мы скрепим их и у нас получиться целый словарь.

-Ребята, сейчас существует большое количество словарей и с каждым годом появляются все новые и новые! Они наши помощники в жизни.

РЕФЛЕКСИЯ

- Подведем итоги нашего занятия. О чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (О словарях, о том, как они помогают нам).

-Предлагаю вам оценить свою деятельность при помощи известных вам фразеологизмов, дополнив ими свое высказывание о работе на занятии:

-Работать спустя рукава – работать, делать что-либо небрежно, кое-как.

-Доводить до ума- довести до готовности, привести в удовлетворительное состояние.

- Работать не покладая рук - трудиться много, кропотливо, с большой самоотдачей.

-Молодцы! Спасибо! Наше занятие подошло к концу!









Узнаем, какие бывают словари.

Выясним значение известных словарей.

Создадим иллюстрации для картинного словаря.















Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке…

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке…

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке…








Скачать

© 2024, 34 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!