СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие «Правило ушей и хвостов».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие «Правило ушей и хвостов ориентировано на учащихся 8-10 классов и рассчитано на 40-45 минут. Оно может проходить отдельно, в рамках общешкольных проектов или предметной недели

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие «Правило ушей и хвостов».»



Тема: Внеурочное занятие «Правило ушей и хвостов».

Пояснительная записка



Внеурочное занятие «Правило ушей и хвостов ориентировано на учащихся 8-10 классов и рассчитано на 40-45 минут. Оно может проходить отдельно, в рамках общешкольных проектов или предметной недели

Цель: формирование знаний обучающихся об основных законах экологии, на основе произведения Л.Кэролла « Алиса в стране чудес».

Задачи:

Обучающие.

  • Познакомить учащихся с основными экологическими правилами.

  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и на их основе формулировать выводы.

  • Способствовать самостоятельному поиску решения проблемы

  • Углубить и расширить знания учащихся по экологии.

Развивающие.

  • Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

Воспитательные.

  • Продолжить формирование целостного представления о мире; развитие экологического мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний.

Методический комментарий: данное внеклассное мероприятие способствует углублению, расширению и закреплению знаний по экологии. Является необязательным для учащихся и основывается исключительно на интересе ребят к изучаемому предмету. Мероприятие пройдет более живо и организовано, если ведущих – учителей будет несколько, и они будут курировать работу групп из 4-5 человек.

Правило ушей и хвостов.

Этап занятия


1)Доминанта

Просмотр мультфильма «Алиса в стране чудес» (увеличение Алисы в размере)

2) Целеполагание


Алиса изменялась в размерах непропорционально.

А с какими физиологическими трудностями могла бы столкнуться Алиса, если бы ее рост был пропорционален? (карточки на доске)


Пропорциональный рост

Карточки:



Физиологические трудности?




3)Выявление субъектного опыта


Вопрос: Как в биологии связаны объем и площадь поверхности?

(дети отвечают на вопрос в таблице, заполняют первую строчку)

Как в биологии связаны объем и площадь поверхности?

Знаю



Узнал





4)Событийная деятельность


Решим простую математическую задачу.

Сторона куба

1 см

2 см

3 см

Площадь поверхности (S)




Объем (V)




S/V





Какую математическую закономерность вы здесь увидели? В биологии отношение площади к объему называют относительной площадью поверхности.

Для живых организмов она играет огромную роль: через поверхность тела у них происходит потеря тепла и влаги.

  • На столах находятся карточки с изображенными на них животными. Разделите животных на группы. По какому признаку вы разделили животных?

  • В каждой систематической категории расставьте животных в определенной последовательности. Какую биологическую закономерность вы здесь увидели?


Сейчас вы сформулировали экологическое правило Бергмана: «Размер тела теплокровных животных в холодном климате больше, чем в теплом»

Какой физиологический процесс будет у Алисы идти быстрее, если она будет увеличиваться в размерах пропорционально?


А что делать в обратной ситуации: если ты большой, а тепло надо не сохранять, а отдавать? Иными словами: как увеличить площадь поверхности, не меняя объема.


Возьмем кусочек пластилина. Сделаем из него шарик. Сделаем фигурку вытянутой формы. Что произошло с объемом? С площадью поверхности? Теперь давайте попробуем слепить фигуру животного – лапы, уши, хвост.

На каждом этапе лепки площадь поверхности увеличивалась, а объем – не изменялся.

То, что мы сейчас с вами сделали с кусочком пластилина – это демонстрация еще одного экологического правила – «правила ушей и хвостов».

  • Используя карточки с животными (находящимися у вас на столе) попробуйте сформулировать это правило.

Правило Аллена: «Выступающие части тел теплокровных животных (уши, ноги и хвосты) в холодном климате меньше, чем в теплом»

  • На слайде изображены представители одного семейства: лисица обыкновенная (рыжая) и лисица фенек.

  • Какое экологическое правило работает в данном случае?

Вывод: эти правила работают вместе.


5)Подведение итогов деятельности


А сейчас давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале занятия. Как на него можно ответить?

Чем больше относительная площадь поверхности, тем быстрее проходят процессы потери тепла и влаги.


6) Постпозиция


Сегодня на занятии мы с вами рассмотрели физиологический процесс теплообмена и нарушения связанные с ним у Алисы.

А как вы думаете, это единственная трудность, с которой могла бы столкнуться Алиса при пропорциональном увеличении размеров своего тела? Ответы детей: газообмен, транспорт веществ, теплоотдача


7) Рефлексия


Написать письмо Алисе.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!