Решим простую математическую задачу. Сторона куба | 1 см | 2 см | 3 см | Площадь поверхности (S) | | | | Объем (V) | | | | S/V | | | | Какую математическую закономерность вы здесь увидели? В биологии отношение площади к объему называют относительной площадью поверхности. Для живых организмов она играет огромную роль: через поверхность тела у них происходит потеря тепла и влаги. На столах находятся карточки с изображенными на них животными. Разделите животных на группы. По какому признаку вы разделили животных? В каждой систематической категории расставьте животных в определенной последовательности. Какую биологическую закономерность вы здесь увидели? Сейчас вы сформулировали экологическое правило Бергмана: «Размер тела теплокровных животных в холодном климате больше, чем в теплом» Какой физиологический процесс будет у Алисы идти быстрее, если она будет увеличиваться в размерах пропорционально? А что делать в обратной ситуации: если ты большой, а тепло надо не сохранять, а отдавать? Иными словами: как увеличить площадь поверхности, не меняя объема. Возьмем кусочек пластилина. Сделаем из него шарик. Сделаем фигурку вытянутой формы. Что произошло с объемом? С площадью поверхности? Теперь давайте попробуем слепить фигуру животного – лапы, уши, хвост. На каждом этапе лепки площадь поверхности увеличивалась, а объем – не изменялся. То, что мы сейчас с вами сделали с кусочком пластилина – это демонстрация еще одного экологического правила – «правила ушей и хвостов». Правило Аллена: «Выступающие части тел теплокровных животных (уши, ноги и хвосты) в холодном климате меньше, чем в теплом» На слайде изображены представители одного семейства: лисица обыкновенная (рыжая) и лисица фенек. Какое экологическое правило работает в данном случае? Вывод: эти правила работают вместе. |