СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе "Слова-антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку во 2 классе "Слова-антонимы"»















Внеурочное занятие "Занимательная лингвистика" во 2 А классе

Тема: «Слова- антонимы»



















Учитель: Красникова И.Н.













Внеурочное занятие "Занимательная лингвистика", 2 класс

Тема: «Слова- антонимы»

Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

Задачи:

Обучающие:

  1. развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  2. пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  3. развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

  1. формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  1. развивать смекалку и сообразительность;

  2. развивать зрительную и слуховую память память ;

  3. развивать умение пользоваться словарями;

  4. учить организации личной деятельности .

Здоровьесберегающая:

  1. Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.



Планируемые результаты:

Личностные результат

  1. Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  2. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  1. пользоваться словарями, справочниками;

  2. строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  2. слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  3. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  4. задавать вопросы.

Оборудование:  на доске рисунок корабля, яблоко; мяч, карточки для работы в группах и парах, слайды на интерактивной доске.







































Ход внеурочного занятия:



1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.

-Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в небольшое путешествие.

(Сегодня мы вновь отправимся в увлекательное путешествие. Но на чём?)

Отгадайте загадку:

Это что за чудеса?

Дует ветер в паруса

Ни паром, ни дирижабль,

По волнам плывёт …

(корабль)

- Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый

- Кто может отправиться в такое путешествие? Только настоящая команда. А мы с вами и есть команда. а это значит

-Уважаемые гости! Сегодня вы пассажиры нашего корабля. Вам необходимо приобрести билет, а платой за него будет ваша улыбка и доброе слово. (Дети раздают всем гостям билеты, и они рассаживаются по местам) Вместе с билетом вы получаете рисунок кораблика, чтобы в конце занятия смогли поучаствовать вместе с нами в рефлексии и написать ответное слово, оценив нашу работу(рисунки кораблика).





2. Теоретическая часть.

- Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и мы тоже в своем бортовом журнале будем делать отметки о выполненном задании, раскрашивая паруса на ваших корабликах. (Приложение, инструкция на доске).

Итак, полный вперед!

Поиск решения, наблюдение, открытие нового

что там на нашем корабле происходит

спор возник

Сценка. (Двое ребят)

1.- Ну и жара! (Серёжа)

2.-Да ты что! Холод то какой! (Егор)

1.-А ты что сегодня такой кислый? (Серёжа)

2.- А ты что сладкий что ли? (Егор)

1.- Нее, я бодрый. Слушай, а что это мы все спорим и спорим? (Серёжа)

2. – Да это не мы, это слова наши спорят. Кстати , а интересные пары получились : жара-холод, кислый – сладкий. (Егор)

1. Слова- спорщики, ну как мы с тобой. (Серёжа)



Учитель: Ребята, что же это за слова такие слова-спорщики?

Можно назвать их синонимами?

Почему?

( -ДА, тк отвечают на один вопрос

НЕТ, тк не близки по значению)


Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Какой возникает вопрос?

-Что предстоит выяснить на занятии? Какова цель?


( -Есть новые слова в рус.языке, отличные от синонимов, надо узнать о них побольше)


- Составим план нашей аботы


Совместное составление схемы, плана действий (на доске)


СЛОВА « НАОБОРОТ» - ______________


Значение -?

место обитания- ?



1)-Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения

(читает подготовленный ученик)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко.

А Мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А Улитка – далеко.

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое? Зачем оно?

-Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.


Работа в парах


- У вас на столах лежит текст этого стихотворения.

Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.

Проверим, зачитайте эти слова

Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок, Котёнок и Червячок?


- Что вы можете сказать об этих словах? (низко – высоко, близко – далеко…)

(Слова с противоположным значением)

-Кто догадался, какая сегодня тема нашего занятия?

Слова с противоположным значением


-Правильно, ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров , куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске)

Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- часть, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название.





- Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок

3. Практическая часть

- Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

- Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? если мы не можем подобрать антоним? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)

-Это словарь – антонимов. (учитель показывает словарь) Мы спрашиваем: «Океан большой или маленький??», «Корабль плывет быстро или медленно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, Автор словаря – М. Р. Львов.)

- Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу ),



2) Найдите к словам из первого столбика слова из второго с противоположным значением. Раскрасьте одним цветом.

великан

просторный

помогать

глупый

оправдывать

большой

вред

обвинять

маленький

мешать

умный

карлик

бледный

интересно

тесный

румяный

скучно

польза



- Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок.

Физ. минутка. «Игра наоборот»

1.     Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.

2.     Вперед – назад

3.     Вниз – вверх

4.     Назад – вперед

5.     Присел – подпрыгнул

6.     Подпрыгнул – присел



- А сейчас работа в группах.

Продолжаем работу. Вы получите листочки

-1группа,

Найдите антонимы, подчеркните. Определите жанр (что за предложения)

Ученье свет, а не ученье - тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай. (пословицы)


_____________________________________

2 группа

Найдите антонимы, подчеркните. Определите жанр (что за произведение)



Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.___________


Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнул вокруг,

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что – нибудь прибьёт. ____________ (загадки)


_______________________________________



3 группа:

Несколько лет назад я посадил деревья: берёзу, тополь и липу. Все они выросли по – разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу. Какое из этих деревьев оказалось самым высоким, а какое самым низким? __________________________


Недавно мы собрались на каток. Решили встретиться около школы. Игорь пришёл раньше Олега, а тот пришёл позже меня. Алёша появился раньше всех. Кто пришёл последним? (задачи)





- Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок



4)Ребята, а для этого сыграем в игру «Скажи наоборот». (Игра с мячом)



Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья

оделся – разделся

умный-глупый

тихо громко

мама-папа

говорит-молчит

чистый-грязный

мокрый-сухой

смех-плач

добрый-злой




5) Доска соединить картинки

 - Молодцы! Оцените свою работу в бортовом журнале. Раскрасьте флажок.



.6. Рефлексия

.- Наше путешествие завершилось. Давайте подумаем, какие знания, полученные на этом занятии пригодятся вам для дальнейшей учебы?

- Выразите своё мнение: Оцените свою работу на занятии. Раскрасьте флажок на верхушке мачты тем цветом, каких флажков у вас больше на ваших листах самооценки

-Уважаемые гости! Предлагаю вам тоже поучаствовать в рефлексии и написать отзыв на ваших корабликах, а мы с ребятами их прочитаем на следующем занятии.

-Ребята, кто хочет показать свой кораблик

- Занятие закончено. Спустить якорь! Спасибо за работу. вы были сплоченной и дружной командой . Спасибо всем!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!