СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие по русскому языку "Чудесные превращения слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие по русскому языку "Чудесные превращения слов"»

Чудесные превращения слов

(Занятие по внеурочной деятельности по русскому языку, 1 класс)

учитель Гиль В.В.



Несколько занятий по образовательной программе внеурочной деятельности «В царстве слов» посвящены различным «метаморфозам», происходящим со словами, если в них заменять буквы, и слово «чудесные» здесь не случайно. Такие превращения для первоклассников действительно чудо. Чудо жизни слов, чудо родного языка.

Мои дети любят словесные шутки, скороговорки, небылицы, считалки. Слова для них — предмет игры, а через игру дети узнают язык, его законы. Словесная игра приучает детей любить слово, понимать душу слова.

Дети не только с удовольствием слушают забавные стихи, просят их повторить, заучивают наизусть, но и сами нередко затевают игры на перестановку звуков в словах, подбор созвучных слов и т.п., поражаясь при этом тому, как меняется их смысл.

Игры на превращение слов позволяют предупредить некоторые ошибки первоклассников, которые иногда пишут ком, вместо кол, бал вместо дал, цель вместо щель, пот вместо тот, был вместо бил и т.п., смешивая на письме похожие по начертаниям буквы.

Все занятия по русскому языку, в том числе и это, способствуют более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, содействуют развитию речи детей, совершенствованию навыка лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития школьников, воспитывают у них интерес к русскому языку.

Оформление доски


















Р

Нарисованы буквы М и Л,

(перевёрнутые обратной

стороной)

исунок вороны, перевёрнутый обратной стороной

Чудесные превращения слов



БОЧКА ПАЛКА КОТ

ЛАПКА УМ КОЗА










ДОМ


БУЛКУ




БУДКУ


КОЗЁЛ




КОТЁЛ


СОМ




ЦАПЕЛЬ


ЖУК




ЛУК


КАПЕЛЬ




Б_К

Д_М

Л_К

СО_

С_Н

СЫ_


(На внутренней стороне доски — 2 колодца)


Ход занятия

(Дети сидят полукругом на стульях у доски)


  1. Физкульт минутка на внимание.


  1. - Ребята, а для чего мы изучаем буквы русского алфавита?

- Сколько букв в русском алфавите?

- А зачем так много?

- Какая буква главная?

(учитель предлагает вернуться к этому вопросу еще раз в конце занятия).


  1. Учитель предлагает отгадать загадку:

«Носят серенький жилет,

Но у крыльев — черный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар,

И кричат: «Кар! Кар! Кар!»

и собрать из букв слово «ворона».

- А вот дети 1 «А» вместо «О» в первом слоге написали «а» и считают, что подумаешь одна буква ворона или варона, какая тут разница. А может и нет никакой разницы в замене одной буквы?

- Давайте посмотрим, что получим, если заменим хотя-бы одну букву этого слова.

(Дети самостоятельно меняют «в» на «к» - корона, «н» на «т» - ворота)

    • Поняли, что может случиться, если вдруг на место одной буквы встанет другая?


  1. Читает учитель:

Неизвестно, как случилось:

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться.

(Далее дети читают по карточкам)

      1. Говорят один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

    • Какое слово должно быть в стихотворении?

    • Какая буква встала не на свое место?

дом

сом


(Дети ставят пару рядом


Далее работа строится аналогично).

      1. Жучка будку не доела.

Неохота. Надоело.

будку

булку




      1. Забодал меня котел.

На него я очень зол.

котел

козел




      1. Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном

цапель

капель




      1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме.

- Там ползет зеленый лук

С длинными усами.

лук

жук





  1. - И таких слов, которые отличаются лишь одной буквой, в русском языке очень много. Вы в этом убедитесь выполнив несколько заданий-игр.


Замените букву в слове (игра в мяч)

бочка (точка, дочка, ночка, кочка, почка)

лапка (папка, тапка, шапка)

ум (ус, уж, уй, ух)

полка (палка, пилка)

кот (кок, коп, кол, ком, кон)

коза (кожа, кора, коса)


Какое слово я задумала

(На доске записаны слова с пропущенной буквой. Пытаясь найти нужное слово дети называют бак, бок, бык. Учитель каждый раз отрицает. Поиск заканчивается, если дети называют слово. Если никто не может назвать нужное слово, учитель сам называет)


Б _ К


Д _ М


СО _


С _ Н



СЫ _



Футбол

(Дети по одному забивают мячи)


Полученные слова читают хором. Учитель читает стихотворение И.Токмаковой

Если штангой сделать м,

Если штангой сделать л

И забить в ворота е

Будет мел (хором).

Если о забить как гол,

Будет мол (хором).

У забьем — вратарь уснул!

Будет мул (хором),

И — мил (хором),

Ы — мыл (хором),

А — мал (хором),

Я — мял (хором),

Ё — мёл (хором).

Молодцы! 8 : 0

(Значение слов «мол» и «мул» разбирается)

(Далее работа в 3 группах)

I гр. Отгадайте загадку, в которой зашифрованы слова, различающиеся одной буквой. Найдите эти слова.

«Я пышно красуюсь на клумбе в саду,

Захочешь — поставь меня в вазу...

Н с буквой К в огород я пойду,

И, если капусту на грядке найду,

Капусте достанется сразу». (роза — коза)

(Н. Найденова)

II, III гр. - Прочитайте стихи ( В. Викторова) и найдите ошибки в них. Скажите, почему появились эти ошибки.

«На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи.

А о чем они кричат,

Вы спросите у врачат».


«Пустили щуку в печку,

Пирог спустили в речку.

Часок подержали

И вынули в срок

Горелую щуку

И мокрый пирог».


Игра «Два колодца»

(команда девочек, команда мальчиков)

    • Выберите тот колодец, чтобы буква на ведре подошла к буквам, что написаны на срубе колодца.

(На ведрах буквы а, у)





























  1. Подведение итогов занятия.

- Мы заканчиваем занятие.

Какая же буква самая главная?

Можно ли заменять буквы?

Помните, что буквы любят твердый порядок. Не заменяйте в словах буквы. Помогайте буквам соблюдать правила русского языка.

- Понравились ли вам стихи, которые мы читали на занятии?

(Учитель рекомендует детям почитать книги А. Шибаева «Буква заблудилась», «Озорные буквы», «Много с буквами хлопот»)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!