СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие "Дети войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии ученики узнают о жизни детей во время Великой отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие "Дети войны"»

Цель:

Познакомить обучающихся с жизнью детей во время великой отечественной войны. Расширить знания детей о Великой отечественной войне.

Формирование УУД:

Личностные:

признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные:

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать).

Коммуникативные:

слышать и слушать друг друга;

полно и точно выражать свои мысли;

аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.



Средства обучения: флипчарты,



Ход занятия:
 Учитель:  Скажите, ребята, какой праздник мы будем скоро отмечать?

Правильно День Победы. В этом году мы с вами отмечаем 73 года со дня освобождения нашей страны  от фашистско-немецких захватчиков.

Мы живем в замечательном, красивом городе, но как же легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Это и случилось в июне 1941 года.

В этот день люди проснулись, ожидая новый чудесный летний день, но война перечеркнула все планы, судьбы, жизни.  



Звучит сообщение Левитана о начале Великой отечественной войны. Флипчарт №1


Учитель:  Вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Война, которая продлилась 4 долгих года,1418 дней и ночей. Вся страна поднялась на борьбу с врагом.



Клип «Вставай страна огромная». Флипчарт №2

Одновременно с музыкой С. Давыденко читает стих «22 июня»

22 июня
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
(Т. Лаврова)©



Учитель:  Война оставила неизгладимый след в судьбах миллионов людей. Война уничтожила надежды, лишила жизней. Не пощадила и детей Во время II мировой войны погибло 13 млн. детей.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство?

Что помнят они? Что могут рассказать?

-Кому будет посвящено наше занятие?

Правильно, наше занятие будет посвящено детям Великой Отечественной войны.

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны.

В 1941 фабрики и заводы страны остались без рабочих. 

-Почему на фабриках и заводах стало мало рабочих?

 Учитель:  В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.
Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. 
Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки Ужасы концлагерей могли пережить не все взрослые, голод, холод, непосильный труд, а зачастую пытки ждали детей в плену. 

Флипчарт №3

Вдумайтесь в эти цифры:
Каждый день теряли 9168 детей,
Каждый час – 382 ребенка,
Каждую минуту – 6 детей,
Каждые 10 секунд – ребенок.
 



Флипчарт №4 Фотографии

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  В боевых действиях во время Великой Отечественной войны, по разным данным, принимали участие до нескольких десятков тысяч несовершеннолетних. "Сыновья полка", пионеры-герои - они сражались и гибли наравне со взрослыми. За боевые заслуги награждались орденами и медалями.  Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - званий Героев СССР. Все – посмертно



Звучит музыка, Флипчарт №5

А. Шеков под музыку читает стихотворение «Мальчики»



Мальчики  (И. Карпов)

Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели, 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где – не знали сами... 
Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте, 
Не продали мальчики совести и чести... 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. 
Повидали мальчики – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали мальчики за четыре года, 
Кто такие мальчики нашего народа.



Учитель:  Сегодня мы вспомним некоторых юных героев войны.


Флипчарт № 6 Тексты выразительно читают подготовленные ученики.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

Вы дома читали рассказ Юрия Королькова «Лёня Голиков».

Каким вы себе представили Лёню?

Что запомнилось вам больше всего?

Вы бы смогли повторить подвиг Лёни?

Флипчарт №7

Валя Котик

Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.

Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.

Флипчарт №8

Зина Портнова

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

 

 Флипчарт №9

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

 


Учитель:  Дети войны прошли все испытания и боль наравне со взрослыми. Дети были в эвакуации, попадали под обстрелы. Умирали в застенках концлагерей. Дети умирали от голода в блокадном Ленинграде.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы. Немцам удалось разбомбить продовольственные склады, в результате чего Ленинград оказался без запасов.

Единственным путем снабжения города в зимний период оставалось Ладожское озеро. Этот маршрут, по которому днем и ночью в любую погоду ходили тихоходные баржи летом или мчались грузовики в зимнюю пору, был неизбежно уязвим для воздушных налетов немцев. Тем не менее, именно он получил название «дороги жизни». Флипчарт №10 фотографии

Проверяя ленинградцев на прочность, фашисты лишили их всего, еды, электричества, водоснабжения, город постоянно подвергался обстрелам. Люди ходили за водой к Ладожскому озеру, грелись в своих квартирах около печек буржуек. Особенно тяжело было детям. Флипчарт №11 фотографии

Дома вы прочитали рассказ Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова»

Васильевский остров это район Ленинграда, именно там и жила Таня Савичева.

Флипчарт №12 фотографии

-Что вы узнали о Тане из рассказа

-Почему умирали родственники Тани?

-Зачем Таня вела дневник?

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Но что, же сталось с блокадным дневником девочки?

Дневник Тани - не единственный документ подобного рода. В разных музеях Санкт-Петербурга хранятся блокадные летописи ленинградских ребятишек: школьные тетрадки, записные книжки, блокноты. Только именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным. Дневник Тани Савичевой вместе с многочисленными документами, в том числе и "Книгами учёта захоронений на Пискарёвском кладбище" - списками, которые составлялись в годы блокады и хранились в архиве Музея обороны Ленинграда, оказались в Музее истории города.

Флипчарт №13 фотографии Полина Васильева под музыку читает стихотворение «Дети блокады»


Дети блокады

Их теперь совсем немного –
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но ТАКОЕ надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Автор: Лев Зазерский


-Ребята, подвиг этих детей мы должны сохранить в нашей памяти, как вы думаете, что бы вы могли сделать во имя памяти этих ребят? (ценить мир, дружбу, бережно относится к тому, что имеем, уважительно относится к ветеранам)

-Можно ли разбрасываться хлебом, зная, что 74 года назад, такой кусочек хлеба мог бы продлить жизнь какому-нибудь ребёнку?



- Ребята, о ком мы сегодня говорили?
- Так было ли детство у тех ребят, которые росли в годы войны?
- В какой день они были по - настоящему счастливы?
- Почему эти дети, чьи отцы и матери погибали на войне, не чувствовали себя одинокими, обездоленными?
- Ребята, приближается Праздник Победы. Флипчарт №14

Этот праздник очень дорог нашему народу. Участников сражений почти не осталось в живых. Но живы еще люди, у которых война отобрала детство, молодость, здоровье. Сейчас эти пожилые люди, ветераны. Они живут с нами рядом и нуждаются в нашем внимании и уважении. Не забудьте поздравить их с Днем Победы.


 

 

 

 

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!