«Утверждаю»
«рассмотрено» «Согласовано» директор
На заседании ШМО Зам. Директора по ВР ________________
Руководитель ШМО ________________ Бородина О.Е.
__________________ Власова Г.С.. «____» __________202
Лунева Е.В. «__» ________2021г
«___» ___________2021г
МКОУ «Орловская СОШ»
Программа дополнительного образования детей
Детское объединение
«По странам и континентам»
Направленность: Естественно-географическая
Вид: комплексная
Тип: модифицированная
Руководитель: Ситникова Т.И
Срок реализации: 1 год
Орлово
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по географии «По странам и континентам» предназначена для учащихся 7-х классов и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 45 минут.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы географического кружка «По странам и континентам» заключается не только в том, что участие в кружке позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.
Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.
Задачи:
Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к самолразвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.
Основное содержание программы
Введение – 1 час
Тема1. Мировой океан – 5 часов
роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли;
тайны глубин Мирового океана;
богатства Мирового океана;
человечество и океан;
Океания – острова затерянные в океане.
Тема 2. Африка – 7 часов
Египет – страна с древнейшей историей;
ЮАР – самая развитая страна материка – почему?
Танзания – уникальная природа.
Чад – жизнь в центре материка
Нигерия – на берегу Гвинейского залива
Намибия – между океаном и пустыней
Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости
Тема 3. Австралия - 3 часа
Тема 4. Южная Америка – 6 часов
Бразилия – самая…самая…самая…
Аргентина – по безбрежным пампасам
Чили – страна с «сумасшедшей географией»
Перу – страна древней цивилизации инков.
Венесуэла – «жемчужина для путешественников»
Колумбия – страна с «вертикальной географией».
Тема 5. Антарктида – 2 часа
Тема 6. Северная Америка – 3 часа
Канада – вторая по площади страна мира
Мексика – страна контрастов
США – страна не имеющая государственного языка.
Тема 7. Евразия – 6 часов
Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас.
Германия – «локомотив Европы»
Саудовская Аравия – страна двух святынь
Индия – таинственная и неповторимая
Норвегия – страна фьордов.
Россия – путешествия по стране
Тема 8. Обобщение курса – 1 час
Темы проектных работ:
Страна, в которой я мечтаю побывать
Этот континент меня удивил.
Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света».В течение года занятия кружка проводятся в различных формах: беседы за круглым столом, видео путешествия, презентации,
Тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Тема занятия | Форма проведения занятия | | |
1. | 1 | Введение – 1 час Организационное занятие. Знакомство с планом работы кружка | Круглый стол | | |
| Тема 1. Мировой океан – 5 часов | | |
2. | 1 | Роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли. | Занятие – викторина | | |
3. | 1 | Тайны глубин Мирового океана | Видео путешествие. | | |
4. | 1 | Богатства Мирового океана | Занятие-практикум | | |
5. | 1 | Человечество и океан | Занятие-конференция | | |
6. | 1 | Океания – острова, затерянные в океане. | Презентации учащихся | | |
| Тема 2. Африка – 7 часов | | |
7. | 1 | Египет – страна с древнейшей историей | Видео путешествие | | |
8. | 1 | ЮАР – самая развитая страна материка – почему? | Круглый стол | | |
9. | 1 | Танзания – удивительная природа | Видео путешествие | | |
10. | 1 | Чад – жизнь в центре материка | Презентации учащихся | | |
11. | 1 | Нигерия – на берегу Гвинейского залива | Презентации учащихся | | |
12. | 1 | Намибия – между океаном и пустыней | Видео путешествие | | |
13. | 1 | Кот-д̓ Ивуар – Берег Слоновой Кости | Презентации учащихся | | |
| Тема 3. Австралия – 3 часа | | |
14. | 1 | Австралия – страна-материк | Презентации учащихся | | |
15. | 1 | Национальные парки Австралии | Презентации учащихся | | |
16. | 1 | Большой Барьерный риф | Видео путешествие | | |
| Тема 4. Южная Америка – 6 часов | | |
17. | 1 | Бразилия – самая…,самая…, самая | Круглый стол | | |
18. | 1 | Аргентина – по безбрежным пампасам | Видео путешествие | | |
19. | 1 | Чили – страна с «сумасшедшей географией» | Занятие-практикум | | |
20. | 1 | Венесуэла – «жемчужина для путешественников» | Видео путешествие | | |
21. | 1 | Колумбия – страна с «вертикальной географией» | Презентации учащихся | | |
22. | 1 | Перу – страна древней цивилизации инков | Видео путешествие | | |
| Тема 5. Антарктида – 2 часа. | | |
23. | 1 | Ледяной купол планеты. | Видео путешествие | | | |
24. | 1 | Обитатели ледяных пустынь | Презентации учащихся | | | |
| Тема 6. Северная Америка – 3 часа. | | |
25. | 1 | Канада – вторая по площади страна мира | Презентации учащихся | | |
26 | 1 | Мексика – страна контрастов | Презентация. Круглый стол | | |
27. | 1 | США – страна, не имеющая государственного языка | Занятие-конференция | | |
| Тема 7. Евразия – 6 часов. | | |
28. | 1 | Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас | Круглый стол | | |
29. | 1 | Германия – «локомотив Европы» | Круглый стол | | |
30. | 1 | Саудовская Аравия – страна двух святынь | Презентации учащихся | | |
31. | 1 | Индия – таинственная и неповторимая | Видео путешествие | | |
32. | 1 | Норвегия – страна фьордов | Презентации учащихся | | |
33. | 1 | Россия – путешествия по стране | Презентации учащихся | | |
| Тема 8. Обобщение курса – 1 час. | | |
| | Проектные работы | Защита работ |
34. | 1 | Проектные работы | Защита работ | | |
| | | | | |
Список литературы
В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
Н.М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии», - «Корифей», Волгоград, 2000 г.
П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, 1981 г.
«По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
Интернет-ресурсы