СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное развивающее занятие-игра для младших школьников "Путешествие Керамушки"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-развивающая игра о народном традиционном гончарстве, его развитии и его особенностях на основе народных традиционных промыслов Центральной России.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное развивающее занятие-игра для младших школьников "Путешествие Керамушки"»

Игра «Путешествие Керамушки»

Цели:

Дидактическая:  расширить кругозор, активировать познавательную деятельность, формировать необходимые умения и навыки, способствать усвоению необходимого учебного материала, проверить результативность и уровень знаний и умений.

Развивающая: способствать развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения. Активировать развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

Воспитательная: формировать определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывать чувство коллективизма, и в то же время, ярче выражаются личностные качества. Развивать навыки коммуникативности.

Социализирующая: приобщать к нормам и ценностям общества, адаптировать к условиям среды, обучать навыкам саморегуляции, стрессового контроля, психотерапии.



Ход игры

Учитель: Размял гончар в ладонях глину, Отмерил ровно половину И поработав от души, Красивый вылепил кувшин. И через несколько часов Другой такой же был готов. Затем сказал: «Извольте, братцы, Вот в этой печке обжигаться».

Ребята, а в каком месте может происходить эти чудеса в нашей школе?

Обучающиеся: В гончарной мастерской.

Учитель: Правильно, сегодня к нам пришел необычный гость – Керамушка. Вы когда-нибудь слышали такое имя? Можете предположить, откуда он к он нам пришел? (ответы детей)

Учитель: Ваши предположения очень интересны. Я попрошу Керамушку, чтобы он сам о себе рассказал.

Керамушка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Керамушка. Я к вам пришел из далеких времен и древних стран. Меня зовут Керамушка потому, что я осколок древнего керамического или глиняного кувшина. Слово «керамика» обозначает глиняная посуда. Мне очень многое хочется вам рассказать об истории глиняных изделий. А начну я свой рассказ с мультфильма о зарождении глиняных изделий, смотрите внимательно, ведь потом я вам буду задавать вопросы, за каждый правильный ответ вы получите керамический осколок, у кого их соберется больше, тот и будет победителем. Вам нужно разделиться на две команды, выберете командиров и придумайте название командам, связанные с гончарством.

Просмотр мультфильма.

Вопросы по мультфильму:

  1. Что такое керамика? (это глиняная посуда)

  2. Сколько примерно тысяч лет назад появилась первая посуда? (7 тысяч лет)

  3. Каким способом делали первую глиняную посуду (из глиняного жгута)

  4. Что такое орнамент? (рисунок)



Задание: Археолог – это ученый, который занимается изучением прошлого человечества по найденным вещам и предметам. Эти вещи и предметы называются «находками».

Содрать кувшин из осколков.



Задание:

Соединить таблички с названиями и картинки, объяснить выбор

Мастер-гончар, подмастерье, художник, торговец (коробейник)



Учитель: В ролике вам рассказывали, что первые горшки делали из глиняных жгутиков: сначала делали донышко, потом катали жгутик и наматывали по спирали, с каждым кольцом горшок становился все выше, кольца заглаживали.

Задание: выбираем по 2 человека из команды, которые будут лепить горшки.

Остальные отгадывают загадки.

  • Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи. (Гончар)

  • Посуды нет такой давно,

Всё металл и стекло,

А в старину у всех была

Чаще посуда … (Глиняная)

  • Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу (Глина)


  • Пластик, глину, пластилин

Мы в поделки превратим.

Когда мы форму придаем,

То как процесс тот назовем?

Название то метко —

Процесс зовется... (Лепка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.

Краски и кисточка


Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (Ответ: Вода)





Задание: Соедини название и картинку, объясни назначение посуды

Кувшин махотка цветник кружка плошка копилка

Учитель: Сейчас Керамушка вам покажет, как рождается дроняевский кувшин в нашей гончарной мастерской.

Учитель: Как вы понимаете фразу «Для нации нет большего богатства, чем ее традиции»

Учитель: Ребята, а еще Керамушка хотел бы вам рассказать о том, что у гончаров есть свой святой покровитель, как у каждого из нас есть ангел хранитель, так у гончаров покровитель - Святой Георгий Победоносец. 6 мая православная церковь почитает память великомученика Георгия Победоносца, в народе этот день прозван Юрьевым или Егорьевым. Верующие считали святого Георгия покровителем воинов. Также он защищал поля, домашний скот. Крестьяне в этот день читали особую молитву, ее слова оберегали коров, коней, овец от болезней и прочих напастей и приносили удачу в гончарном деле. В этот день в деревне Кожля проходила раньше всегда ярмарка, где кожлянские игрушечницы и дроняевские гончары продавали свои изделия.

Сегодня мы с вами поговорили о гончарстве – жемчужине нашего Курского края, о народном промысле, который прославляет наш край, который рассказывает нам, как жили наши предки.

Кто из вас узнал, что-то новое, расскажите.

Гончарное ремесло – древний вид народного творчества, изучая его, мы изучаем, как жил и развивался нащ народ, какие национальные особенности и традиции, именно в большей степени по осколкам гончарных изделий археологи изучают древние поселения. Поэтому я каждому из вас пожелаю больше интересоваться историей своего народа и своего края, чтобы вас не называли Иван Непо́мнящий (Иван не помнящий родства) — это крылатое выражение, обозначающее человека, который не думает, как он живет, и не помнит традиций своего народа.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!