СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ИЛИ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ИЛИ УРОК ВЕЖЛИВОСТИ»





Конспект внеурочного мероприятия по педагогике в 6 «в» классе


Речевой этикет или урок вежливости







Класс: 8.

Тип мероприятия: внеурочное мероприятие.

Цели мероприятия:

  • образовательные: знакомство детей с правилами речевого этикета в игровой форме; усвоение учащимися одного из нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди - быть вежливыми;

  • развивающие: способствовать развитию у учащихся чувства ответственности, дружбы, взаимовыручки;

  • воспитывающие: способствовать воспитанию вежливого отношения к окружающим людям;

Форма проведения мероприятия: игра.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки, экран.

Программные средства: Microsoft PowerPoint для демонстрации презентации.

План мероприятия

Этап

Время

  1. Организационный момент

5 мин

  1. Основная часть

35 мин

  1. Заключительная часть

5 мин

Ход и содержание мероприятия

Здравствуйте, ребята! Наш классный час сегодня будет посвящён очень важной и полезной теме. О чём именно мы будем говорить, вам предстоит догадаться самим. На слайде представлен ребус, разгадав его, вы узнаете тему сегодняшнего урока. (Разгадывают ребус). (Слайд1)

Итак, тема сегодняшнего классного часа: «Речевой этикет или урок вежливости». (Слайд 2)

«Приветливость – это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец», - гласит восточная пословица.

«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Это выражение мы знаем с детских лет. Но сами не так часто следим за собой, что мы говорим, как мы произносим и каким тоном.

А ведь от того, как мы говорим, мы можем поднять настроение, можем вызвать улыбку, а можем наоборот – испортить человеку день и настроение. Стихотворение С. Маршака нам ясно показывает, что такое вежливость. Послушайте его.


Читает ученик

Если вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В автобус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с другом

И с дедушкой и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, то вам, то вам товарищ, надо

Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.

Не тратить же товарищам, явившимся заранее,

Минуты на собрание, часы на ожидание!

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я, гулял он с важной нянею.

Она давала важное ребёнку воспитание.

Был вежлив мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил: «Спасибо», - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без разрешения не берите!


Так как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого нужно пользоваться теми словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе.

Если человек разговаривает вежливо, говорит добрые слова, то хочется ответить ему тем же и с ним хочется общаться, дружить. Найти с кем-то общий язык не так-то просто. Иногда случаются и споры и раздоры. Но даже в споре должны царить деликатность и мягкость. А ещё есть слова, которые мы обязательно должны все знать и применять их в разговоре.

Давайте проведём небольшую игру, где каждый тур будет иметь своё название и будет иметь свои задания.


Класс делится на 3 команды. Каждый тур оценивается.


Учитель: А сейчас небольшая разминка. Закончить фразу, которую я буду читать.

1. Зазеленеет старый пень

Когда услышит… (добрый день)

2.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … (спасибо)

3.Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте)

4.Когда нас бранят за шалости,

Говорим… (простите нас пожалуйста)

5.И во Франции и в Дании

На прощанье говорят всем… (до свидание)


Начинаем наш турнир.


Первый тур «Культура поведения»


За каждый верный ответ 1 балл

1 команда (Слайд 3)

--- Вашему вниманию предлагаются слова вежливости, которые произносят, чтобы подчеркнуть своё расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребимы?

1.Доброе утро.

2.Здорово.

3.Привет.

4.Здравствуйте.

5.Хелло.

Верный ответ: 1 и 4

2 команда (Слайд 4)

--- Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

1.Позовите Катю.

2.Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.

3.Здравствуйте, позовите Катю.

4.Здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать её к телефону?

Верный ответ: 4

3 команда (Слайд 5)

--- Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

1.Скажите, сколько сейчас часов?

2.Вы не подскажете, который час?

3.Скажите, пожалуйста, который час?

4.Эй! Сколько времени?

Верный ответ: 3

1 команда (Слайд 6)

--- Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы при этом?

1.Простите меня, я выхожу!

2.Разрешите пройти.

3.Извините, можно пройти?

4.Раступись, я иду.

Верный ответ: 3

2 команда (Слайд 7)

--- Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться ещё раз при встрече?

1.Да.

2.Нет.

3.Можно, но не обязательно.

4. Можно, заменить слова улыбкой.

Верный ответ: 4

3 команда (Слайд 8)

--- В школе вы стали свидетелем неприятной ситуации. Два мальчика столкнулись в дверях и не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?

1.Тот, кому 8 лет.

2.Тот, кому 11 лет.

3. Тот, кто вежливее.

4.Уступать дорогу необязательно.

Верный ответ: 3

1 команда (Слайд 9)

--- Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведёшь себя ты?

1.Заявлю, что мы больше не друзья.

2.Выскажу своё отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.

3. Скажу, что не заметил.

4. Промолчу.

Верный ответ: 2

2 команда (Слайд 10)

--- Тебе передали, что твой друг нелестно отозвался о тебе. Что ты сделаешь в ответ?

1.Выскажуему всё, что о нём думаю.

2.Не обращу на сплетни внимание.

3.Объяснюсь с ним, рассказав о том, что мне передали.

4.Сразу же не буду с ним дружить

Верный ответ: 2 или 3

3 команда (Слайд 11)

--- Твой знакомый, который всегда очень приветливо здоровался с тобой, сегодня прошёл не сказав ни слова. Твои ответные действия?

1.Перестану с ним тоже разговаривать.

2.Тот час же подойду и выясню отношения.

3.Найду время, чтобы поговорить наедине и узнать, чем я его обидел.

4.высмею его перед всеми, чтобы неповадно было.

Верный ответ: 3


Читает ученик: Будьте добры иль будьте, любезны –

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома,

Будет приятно их слышать любому.


Второй тур «Культура речи»


За каждое верное слово 1 балл

Вам нужно внимательно слушать и записать те слова, которые мы никак не можем назвать вежливыми и правильными.

Сценка «Вежливый разговор» (Слайд 12)

В школе перемена. Идут два мальчика.

1 мальчик: Привет, Сань! Ты домашку по математике сделал?

2 мальчик: Здравствуй, Дима. Конечно сделал.

1 мальчик: Слушай, я в ауте, поможешь мне пример сделать?

2 мальчик: Помочь ближнему – великое дело. Показывай, где застрял.

Выходит хулиган. Видит тетрадку в руках учеников.

Хулиган: А ну, гони быстрей тетрадку.

2 мальчик: Да вы что, это же по математике.

Хулиган: Засохни, малявка!

1 ученик: Не надо так.

Хулиган: Не понял, здесь кто-то пропищал?

2 мальчик: Сначала надо научиться разговаривать, а потом в школу приходить.

Все уходят.

Слова, которые должны написать команды: а ну гони, я в ауте, засохни, малявка, пропищал.


Сценка «Разговор двух подруг» (Слайд 13)

Две девочки встречаются на улице.

1 дев: Привет Маша! Как дела?

2 дев: Нормалёк. А у тебя?

1 дев: И у меня клёво! Меня сегодня один чувак в кино позвал.

2 дев: Ну и как фильм?

1 дев: Детский сад какой – то. Фильм полный отстой. Время зря потратила.

2 дев: А мы сегодня с Ольгой в магазин прошвырнулись, шмотки по глазеть. Такие клёвые джинсы там видела, атпад. У предков надо деньги стрельнуть. Купить джинсы. Приду в школу все выпадут.

1 дев: Ну ладно, я спешу. Пока!


Слова, которые должны написать команды: нормалёк, клёво, чувак, отстой, прошвырнулись, шмотки, глазеть, атпад, предки, стрельнуть, выпадут.


Третий тур «Цветок вежливости»


За каждое верное слово 1 балл

На слайде представлена ромашка, на лепестках которой написано: (Слайд 14)

1.приветствие

2.прощание

3.просьба

4.благодарность

Каждая команда выбирает по 1 лепестку и выполняет задание: «Вспомнить слова, обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях».


Четвёртый тур «Правила культуры»


За каждый правильный ответ 1 балл

Я начинаю строку, а команда заканчивает её. (Слайд 15)

1. Никогда не беспокойте другого тем, что ты можешь…(сделать сам)

2.Право на уважение имеет лишь тот, кто уважает других… (людей)

3.Не сиди, когда перед тобой стоят женщины или более старшие по возрасту… (лица или люди)

4.Не старайся казаться не тем, кто ты есть… (на самом деле)

5.Тот, кто заходит в помещение, в котором уже находятся люди, должен поздороваться со… (всеми одновременно)

6.Уважай и цени своё и чужое… (время)

7.Не навязывай свои правила в чужом … (коллективе)

8.Воспитанный человек говорит о себе в … (последнюю очередь)

9.Старайся не давать обещаний, если не уверен, что… (сможешь их выполнить)


Пятый тур «Капитаны, капитаны…»


Капитанам каждой команды задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы: (Слайд 16)

1. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

2.При входе  и выходе из общественного транспорта кому отдается первенство? ( Первой заходит дама, затем мужчина, выходят – наоборот)

3.При разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший)

4.Вас случайно толкнули и извинились. Ваш ответ?

5.Вы едите в переполненном автобусе, вам нужно выходить, обратитесь к стоящим рядом?

6.Продолжи фразу: «Не перебивай говорящего товарища или взрослого. Во-первых, в этом проявляется неуважение к нему, а, во-вторых…». (Он тебя просто не расслышит и не поймёт)


Наш турнир подходит к концу. Пока подводятся итоги, предлагаю вам «Весёлую пятиминутку».

Вопросы:

1.В некоторых фразеологизмах русского языка, обозначающих разные эмоции, используются слова, которые называют цвет лица. Восстановите эти фразеологизмы.

1.покраснеть от …(стыда).

2.позеленеть от …(злости).

3.побелеть от …(страха).

4.порозоветь от …(удовольствия).

5.потемнеть от …(горя).

2.Попробуйте сформулировать значения распространённых жестов.

1) Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он… (проявляет нетерпение, ему скучно, он нервничает).

2) Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он… (настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев).

3) Если человек трогает или потирает нос, значит… (он размышляет над чем-то, думает).

4) Если человек расхаживает взад и вперёд, то он… (видимо, озабочен, нервничает).


Объявление результатов, награждение команд.

Дорогие ребята! Мне хочется пожелать вам, чтобы вы помнили эти правила культуры поведения и вежливости, чтобы волшебные слова были с вами повсюду. Уважайте друг друга и окружающих, будьте всегда вежливы и помните, что все будут относиться к вам и разговаривать с вами так же, как вы с ними.

Я верю, что на нашей земле никогда не исчезнут настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда придти на помощь, защитить слабого, эти люди смелые и благородные в своих делах, словах и поступках.








1 команда

2 команда

3 команда

1 тур







2 тур







3 тур







4 тур







5 тур









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!