СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие "Пифагор"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие "Пифагор"»

ВНЕУРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «О ПИФАГОРЕ»

Сабайдаш Виктория Ивановна

Учитель математики, МАОУ СОШ № 85 имени Валерия Иванкина

Цель мероприятия: расширение кругозора учащихся, повышение интереса к изучению математики, активизация познавательной деятельности. Оборудование: портрет Пифагора, ноутбук, проектор.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники и гости игры! Сегодняшняя игра посвящена великому человеку, заложившему основу формирования математики – Пифагору.

Правила: сначала отборочный тур, затем три основных тура, финал и суперфинал. В каждом туре побеждает тот, кто правильно называет слово. Если вы называете слово, но при этом ошибаетесь, то право ответа передается следующему игроку. За подсказки и нарушение правил следует удаление.

Вопросы для выбора участников игры.

1.Ради какой теоремы принесли в жертву сто быков?

2.Когда и где появился на свет Пифагор?

3.Каким был тайным знак пифагорейцев?

4.Приведите шуточную формулировку теоремы Пифагора.

5.Какие названия имела теорема Пифагора в древности?

6.В какой книге пифагорейцы огласили свод своих правил?

7.В основе большинства учебников по геометрии лежит некая книга. Что это за книга? Кому принадлежит её авторство?

8.Кроме геометрии Евклида, есть геометрии с другой аксиоматикой. Кто является создателем первой неевклидовой геометрии?

9.Можно вычислить площадь треугольника, зная три его стороны. Кто из древнегреческих учёных вывел эту формулу?

10.Как называется наука об измерении земли?

Ответы: 1.Теорема Пифагора 2. В 580 г. до н.э. в Древней Греции 3.Пентаграмма – пятиконечная звезда 4.Пифагоровы штаны во все стороны равны 5. «Теорема невесты» 6.«Золотые стихи» 7.«Начала» Евклида, IV в.до н.э. 8.Н.И.Лобачевский 9.Герон 10.Геодезия

С помощью устного ответа на один из предложенных вопросов выбирается первая тройка игроков:

1.Какое слово в переводе с греческого означает «натянутую тетиву»? (Гипотенуза)

2.Индийцы называли его «сунья», арабские математики – «сифр». Как мы называем его сейчас? (Нуль)

3.Дословный перевод означает «рассекающая на две части». Само слово происходит от двух латинских - «дважды» и «секу» О чём идёт речь? (О биссектрисе)

Приветствуем первую тройку игроков, и начинаем первый тур.

1.До нашего времени дошло не так много сведений о жизни Пифагора. Родился он в семье резчика по камню в Древней Греции в 580 г. до н.э. на острове, расположенном в Эгейском море. Юношей Пифагор перебрался в город Милеет и стал учеником Фалеса. Фалесу к этому было за семьдесят. Именитый учёный рекомендовал юноше отправиться в Египет для постижения наук.

Вопрос. Назовите остров, на котором родился Пифагор? (Самос)

Приступаем ко второму туру. Приветствуем следующую тройку игроков.

2.Египетские жрецы делились знаниями, но с неохотой позволяли выносить их за пределы храмов. С невероятными усилиями Пифагор всё же покинул храм, но по дороге домой он попал в плен и оказался в Вавилоне. Прожив в Вавилоне около десяти лет, Пифагор углубил и расширил свои познания в математике. В сорокалетнем возрасте Пифагор сначала вернулся на родину, но затем поселился в Южной Италии, являвшейся на тот момент греческой колонией. Пифагор организовал тайный союз молодёжи из представителей аристократии. Каждый вступающий давал клятву хранить в тайне учения основателя и отрекался от своего имущества. Пифагорейцы, как их стали называть, занимались математикой, философией, естественными науками. Причём авторство всех математических работ приписывалось учителю.

Вопрос. В каком городе Пифагор создал свою школу? (В городе Кротоне).

Игра со зрителями.

1.Что означает латинское слово «градус»? (ступень или шаг)

2.В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (Более 3000 лет назад в Вавилоне)

Приветствуем третью тройку игроков. Третий тур.

3.Попасть в эту школу было не так просто. На первом этапе Пифагор не принимал соискателя, советуя повременить и прийти вновь через три года. Такой суровый приём преследовал цель пройти испытание временем. На втором этапе человек еще не считался учеником Школы и назывался «слушателем». Он слушал, впитывал, осознавал - и все это происходило в молчании. Слушателям Пифагор «предписывал пятилетнее молчание, испытывая их способности воздерживаться, так как молчание - наиболее трудный вид воздержания».

Вопрос. Как ещё называли слушателей школы Пифагора? (Акусматик)

Игра со зрителями.

1.Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры больше? (Площадь квадрата). 2.В долине какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? (Нил)

Поздравляю вас с выходом в финал! Финал.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Его использовали для решения различных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время.

Вопрос. О каком математическом понятии идёт речь? (Пропорция)

Внимание! Приступаем к суперигре.

Прямоугольный треугольник со сторонами три, четыре и пять единиц зачастую называют египетским треугольником. В Древнем Египте использовали этот треугольник в "правиле верёвки" для построения прямых углов при закладке зданий, храмов, алтарей. Ведь там в это время активно велось строительство храмов, гробниц и даже была востребована профессия "натягиватели веревок". Эти люди строили прямые углы при помощи прямоугольных треугольников со сторонами три, четыре и пять единиц.

Вопрос. Как называли землемеров – натягивателей верёвок? (Гарпедонапты)

На обдумывание ответа игроку даётся одна минута. Можно открыть четыре буквы.

Поздравляем победителя суперигры. Вручение призов. Болельщикам, верно ответившим на вопросы, вручаются призы.

Подведение итогов игры. Вопросы для обсуждения. Какие эпизоды из жизни Пифагора вам запомнились? Какие открытия сделал Пифагор? Что вы можете сказать о личных качествах этого выдающегося учёного? Благодаря чему Пифагор стал великим учёным?

Ведущий. Наше мероприятие подошло к концу. Мы совместно погрузились эпоху становления математики. Надеюсь, что игра была познавательной и интересной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!