СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное мероприятие «Физика вокруг нас»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки: развивать научный кругозор учащихся, логическое мышление,

связную речь.Воспитывать интерес к физике, желание познавать.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное мероприятие «Физика вокруг нас»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1»









Внеурочное мероприятие



«Физика вокруг нас»



Преподаватель физики Кинаш Ирина Михайловна.





Донецк- 2020

Цель. Развивать научный кругозор учащихся, логическое мышление,

связную речь.

Воспитывать интерес к физике, желание познавать.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

1.Вступление.

2.Стихотворение

3.Игра «Физика вокруг нас»

(конкурс двух команд)

I.Выбор жюри

II. Разминка

a) какими физическими явлениями можно объяснить эти поговорки?

б) «вам пришла телеграмма»

в) конкурс «физических слов»

г) конкурс загадок «Ты мне, я тебе».

III. Конкурс болельщиков «Дальше, дальше, дальше».

IV. Домашнее задание.

a) занимательные опыты.

6) литература и физика.

в) поэзия.

V. Подведение итогов:

a) слово жюри.

б) награждение команд.

в) заключительное слово.















1. Звучит песня на стихи Ю. Мория «Это очень интересно»

Cегодня здесь собрались те, кому физика небезразлична, но даже они задают вопрос «Нужна ли нам физика?»

  • Нужна. Без законов физики невозможно объяснить климат, течение рек и морей, образование ветра, о путешествиях вообще можно забыть - на волах далеко не уедешь.

  • Совершенно верно. Человек и природа едины. Человек, являясь частью природы, изучает окружающий мир не только из простой Любознательности. Изучив то или иное явление, он применит установленные закономерности своей практической деятельности.

На протяжении столетий, используя законы природы, человек фантастически преобразовал окружающий мир. Приходится удивляться, как физически слабое существо, с несовершенными органами чувств, сумело создать такие технические устройства, которые превосходят любую фантазию. Физика показывает человечеству, как разумно использовать природу. Физика является фундаментом современной техники, основой технического прогресса. Без законов физики невозможно было бы открывать и использовать источники энергии, создавать современные машины, автоматизировать производства управлять ими с помощью ЭВМ, разрабатывать новые материал и технологи.

2. Учащийся читает стихотворение.

Якщо бажаєш перерахувати ти,

За що нам фізиці подякувати треба,

То озирнись навколо себе, глянь на небо

І до його висот ти думкою злети.

3.

А сейчас мы с вами поиграем в игру « Мы любим физику»

Прошу команды и жюри занять свои места.

По условиям игры та команда, которая готова, включает лампочку,

таким образом, давая сигнал к ответу.

  1. Наш первый конкурс «разминка».

  1. Каждая команда 1 минуту смотрит на таблички, запоминает и повторяет их в данной последовательности



Атом

Масса

Кулон

Теория

Кельвин

Давление

Изотерма

Скорость

Теплообмен

Сопротивление

Монокристаллы

Электричество















Газ

Осмос

Ньютон

Энергия

Изображение

Молекула

Авогадро

Уравнение

Напряжение

Температура

Теплоемкость

Поликристаллы



















2. кто ввел в русский язык слово «Физика».

1)Броун

2)Ломоносов;

3)Вавилов.

3. Сколько лет целлофановый пакет может пролежать в земле?

1)10 лет

2)20 лет

3)200 лет

4.В одной из теплиц t была выше 1 воздуха. Как это отразится на урожае?

1)повысится;

2)никак

3)понизится

5. Как в лаборатории Резерфорда называли ученики любимого

преподавателя?

a) бегемот;

6) крокодил;

в) обезьяна.

(крокодил - единственное животное, которое не пятится назад)

  1. Какими физическими явлениями можно объяснить эти поговорки, высказывания.

1. Как-то раз спросили розу: «Отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?»

(Остриё шипа имеет очень малую площадь сечения)

2.Соль мокнет к дождю. (Увеличивается влажность).

3. Почему воздушный шар днём поднять труднее? Ночью этот стратостат ввысь летит скорее. (Подъемная сила воздушного шара зависит от разности давления газа, которым надувается шар и окружающего воздуха. Эта разность ночью, естественно больше).

4.Если в поле далеко раздаётся голос: - будет дождь. (Увеличивается скорость звука, увеличивается плотность воздуха).

5.Ранние птицы росу пьют, а поздние - слезы льют. (испарение)

6. Тебе по болоту ходить довелось, легко тебе было? вот то-то! Тогда почему же огромный лось так просто бежит по болоту? (копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало).

7.Бортпроводница очень мило перед отлётом попросила из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было? (при повышенном давлении чернила могут вылиться из ручки)

8.Ласточки-береговушки низко летают над водой быть дождю (ласточки питаются мелкими мошками, которые перед дождем летают низко, т.к. из-за большой влажности воздуха крылья намокают)

II. Вам пришла телеграмма. От кого?

1. «Движение повсюду, движение везде:

и в воздухе птица, и рыба в воде,

и жизни нигде без движения нет,

и солнце летит в хороводе планет.

Вот листья по воздуху долго кружат,

а падает камень быстрее стократ»

(ГАЛИЛЕЙ)

2. «В любом труде, в творенье, необходимо вдохновенье, и озарения момент порой- важнейший элемент!»

(Д МЕНДЕЛЕЕВ)

3. «Физика-это наука понимать природу»

(Е. Роджер)

4. «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок»

(Е.Резерфорд).

IV. Пока жюри подводит итоги 2-х конкурсов, мы с вами проведём конкурс болельщиков, который называется «Дальше, дальше, дальше»

1.Молекула-это...

2. Какие науки используют результаты физики?

3.Что такое природное явление?

4.Физическое явление-это...

5.Что изучает молекулярная физика?

6.Диффузия-это...

7.Атом состоит из...

8.Электродинами

9.Электрический ток-это...

10.3акон Ома...

11.Закон Кулона..

12. Четыре состояния вещества-это...

13.Основная часть оптического прибора-это...

14.Броуновское движение - это...

15.Баромстр-это..

16.Омметр-это...

17. Капилляры -это...

V. Продолжаем конкурс команд. Называется он «Собери физическое слово». (Рассыпать несколько кубиков с буквами, а за тем используя эти буквы, составить «физическое слово»).

VI. Конкурс загадок «Ты мне, я тебе»

1.Летит-молчит, лежит-молчит;

Когда умрет, тогда заревёт

(Снег)

2.Пушистая вата плывёт куда-то.

(Облако)

3. Две сестры качались - правды добивались,

а когда добились, то остановились

(Весы)

4.Всё поведает, хоть и без языка

Когда будет ясно, а когда облака.

(Барометр).

5.Им силу тока изменяют

Если что-то в нем сдвигают.

(Реостат)

6. Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд.

(Ракета)

7.Мать толста, дочь красна

Сын бес - долетел до небес.

(Печь, огонь)

8.Я горячее храню, я холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в дороге заменю

(Термос)

9.Она о домик тесный свой

Лишь почесалась головой,

И сразу – словно не жила -

Сгорела бедная дотла

( Спички)

10.Костыль кривой так и рвется в бой

(Ключ)

11.Никто его не видывал,

А слышать - всякий слыхивал.

Без тела, а живёт оно,

Без языка кричит.

(Эхо)

12.Цветное коромысло

Над лесом повисло.

(Радуга)

13. Белый дым тянул за чуб,

Раскачал на поле дуб

Застучал в ворота

Эй, откройте! Кто там?

(Ветер)

14. Что с земли не поднимешь?

(Тень)

15. Горя не знаем, а горько плачем

(Тучи)

16.Видно край, а не дойдешь

(Горизонт)

17.Голубой шатер весь мир укрыл.

( Небо)

18.Что в сундук не спрячешь?

( Свет)

VII. Домашнее задание

1. Занимательные опыты. Одна команда показывает опыты, другая объясняет их.

a) Толстый гвоздь плотно обернуть полоской бумаги и внести его в пламя свечи. Бумага не горит. Объясните явление.

(Железо, обладая хорошей теплопроводностью, отводит тепло от бумаги, поэтому она не загорается);

б) Бросаем кусочек сухого льда наполненный водой. Клубы пара, вырываясь из стакана, окутают его. Объясните явление.

(Вода, которая гораздо лучше, чем воздух, проводит тепло, нагревает сухой лед. Лед, испаряясь, превращается в углекислый газ, который охлаждается и конденсирует водяные пары, незримо существующие в воздухе. Таким образом, наблюдаемые клубы пара являются микроскопическими водяными капельками);

в) Зажимаешь в лапку штатива носовой платок (смочив его водой), обливаем его спиртом (или одеколоном) и поджигаем. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не горит. Объясните почему?

(Выделяющая при горении спирта теплота пойдёт на испарение воды и не сможет зажечь ткань).

г) В центре поверхности воды, налитой в кювету, с помощью пипетки капнуть чернила. Капля мгновенно растекается во все стороны к стенкам кюветы. Объясните явление

(Чернила уменьшают силы поверхностного натяжения воды)

д) Ускорится ли таяние льда в тёплой комнате, если накрыть его шубой?

(шуба обладает плохой теплопроводностью, она задерживает приток тепла по льду, и таяние его замедляется)

e) В стакан ставим зажжённый огарок свечи. На верхний край стакана кладём несколько сложенных стопкой и намоченных в воде бумажных колец, внутренний диаметр которых немного меньше диаметра стакана. Осторожно ставим на эти прокладки второй перевёрнутый стакан прижимаем его к бумаге. Свеча вскоре тухнет. Взяв рукой за верхний стакан, поднимаем его. Вместе с ним поднимается и прилипший к нему нижний стакан. Почему?

(Пламя свечи нагревает воздух в стакане, он расширяется ,и часть его выходит наружу. После того как свеча погаснет, воздух в стакане охлаждается, его давление становится меньше атмосферного. Потому внешнее атмосферное давление прижимает один стакан к другому)

2.Литература и физика.

- Физики, читая литературные произведения, находят для себя задачи с физическим смыслом. И наше следующее домашнее задание называется

«По страницам литературных произведений».

1)У Т.Г.Шевченко есть такие строки:

"Вітер з часом розмовляє,

Шепчє з осокою,

Пливе човен по Дунаю

Один над водою"

Два наиболее интересных вопроса:

Почему «вітер з часом розмовляє», а с осокой «шепче»?

(Разница в плотности и частоте звука. Спектр акустических колебаний довольно широкий-и в полной мере похож па голоса людей, услышанные далеко. Осока колеблется с менышей амплитудой, потому, что имеет меньшие размеры в сравнении с деревьями. Поэтому звук похож на шепот)

2)Почему течение несёт лодку вниз по воде?

(Если лодка двигается равномерно, то это движение по инерции. Это значит, что равнодействующая всех сил равна 0.А вниз по течению она движется потому, что в начале его движения вниз параллельно течению действует на лодку: сила тяжести, архимедова сила, сила опоры и т.д.

2.Т.Г.Шевченко. Отрывок из поэмы «Княжна».

«Зоре моя вечірня,

Поговорим тихесенько

В неволі з тобою.

Розкажи, як за горою

Сонечко сідає.

Як у Дніпра веселочка

Воду позичає".

Как образуется радуга?

(Радуга - это оптическое явление в атмосфере, которое объясняется разложением белого природного света па цвета капельками воды в атмосфере. Попадая в прозрачную каплю с воздуха, свет вследствие дисперсии раскладывается в непрерывный спектр. Если мы находимся в том месте, куда попадают разноцветные пучки от разных многочисленных дождевых капель, то мы видим радугу).

3.Позия в физике.

Учащийся читают стихотворения.

Интересная наука.

Интересная наука есть одна

И везде она нас окружает.

Физика-наука из древнейших.

Архимед, и Ньютон, и Паскаль,

Все любили физику и знали,

Что в будущем именно она

Будет людям всем нужна.

Ты представь себе, что вечером без света

И термометр ты не видел никогда.

Изучай физику,

Она продолжит на Земле лета.

Завоюет новые награды

Физика всегда.

И всем была, есть и будет нужна.

Цікавий предмет.

Багато наук ми маємо вчити,

Багато цікавих ідей,

Бо без цікавого сумно нам жити

У круговерті речей.

Але найцікавіша, найкмітливіша

Це та, що вивчас навколишній світ.

І зрозумійте мене, любі друзі,

Це фізика - найважливіший предмет.

Чому ота пташка на небі літає?

Чому закипає вода?

Ото тобі буде біда.

Чому?! Бо на Ньютона яблуко впало,

I ось він відкрив тяжіння закон,

Всесвітньо відомим став Iсак Ньютон.

А Броун-біолог, любитель квіток,

У русі молекул відкрив свій закон.

А ще Галілей у роздумі парив,

1 шляху Чумацького тайну відкрив.

Багато ще с важливих імен,

Але, як здаєтъся, ясно будь-кому

Треба знати цей предмет -

І зрозуміло все буде навколо.

V. Подведение итогов.

1. Слово жюри.

2. Награждение команд.

3. Заключительное слово.

Мы еще раз с вами убедились, что физика интересная и нужная наука. И закончить сегодняшний вечер мне хочется словами Р. Псейерлс:

«Среди всех наук для меня особую прелесть всегда представляла физика »

И как итог нашей с вами работы, в заключении мы посмотрим с вами презентацию.







Литература:

1. Я.И. Перельман «Занимательная физика»

2. Интернет-ресурсы:

https://www.adme.ru/svoboda-kultura/25-citat-genialnyh-fizikov-860760/

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/534372/

https://project.1sept.ru/works/562261


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!