ТЕМА. Суффиксы профессий
ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования существительных, обозначающих профессии людей и род их деятельности.
Обучющиеся
- познакомятся с группой суффиксов со значением названия профессии или рода деятельности человека;
- научатся образовывать слова с помощью суффиксов со значением названия профессии или рода деятельности человека;
- продолжат формировать навык морфемного анализа слов.
У обучающихся появится возможность
- углубить представление о значении суффикса в слове;
- обогатить словарный запас;
- расширить кругозор в области знания о профессиях.
Метапредметные УУД
Регулятивные:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные:
- формировать умение анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
- совершенствовать умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- формировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Коммуникативные:
- формировать навык работы (учебного сотрудничества) в паре.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, рабочий лист, набор предметов для определения профессии.
Слайд 1
Мотивационный этап. Самоопределение темы.
Ребята, посмотрите, к вам заглянула сова и она желает вам успехов. Сова – символ мудрости и она с вами ею обязательно поделится.
- Ребята, если вы отгадаете зашифрованное слово, то вы узнаете тему нашего занятия.
Все письменные задания вы будете выполнять на рабочих листах. Их необходимо подписать.
Задание Составьте слово
Слайд 2
к | ф | и | ы | ф | с | у | с |
6 | 3 | 5 | 8 | 4 | 1 | 2 | 7 |
Слайд 3
СУФФИКС
- Итак, это СУФФИКС.
Мы узнали главное слово нашей темы.
Актуализация знаний.
1. - Что такое суффикс? Часть слова
- Где находится суффикс в слове? После корня
- Для чего служит? Для образования новых слов
- А теперь дайте полное определение суффикса?
Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- Как графически обозначается суффикс? ^
Слайд 4
Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
2. Ребята, на предыдущих занятиях мы уже работали с суффиксами. Узнаете ли вы их сегодня?
Слайд 5
Задание Посмотрите на ряды слов, скажите, при помощи каких суффиксов образованы слова в каждом ряду.
Каток, ледок, денёк, садик, березка ОК ЕК ИК К
Мариночка, Танечка, Машенька, Веронька ОЧК ЕЧК ОНЬК ЕНЬК
Гнездышко, солнышко, полюшко, коровушка ЫШК ИШК УШК ЮШК
- Что объединяет все эти суффиксы? (Это уменьшительно-ласкательные суффиксы)
Верно, это целая группа уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подведение к цели урока.
На сегодняшнем занятии мы с вами поработаем с суффиксами, которые обозначают профессию человека или род его деятельности, будем учиться видеть эти суффиксы и образовывать с ними новые слова.
Слайд 6
Изучение нового материала. Практическая работа.
- Ответьте на вопрос
- Кто ухаживает за садом? Садовник
- Кто пашет поле на тракторе? Тракторист
- Как образовались эти слова? С помощью суффиксов ник, ист
Слайд 7
Так как нам предстоит письменная работа, мы должны подготовить наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика « ПОВАР»
Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон
И очень доволен он!!
Задание 1. А теперь вы сами будете образовывать слова при помощи указанных суффиксов. Работать будете в парах.
Слайд 8
ИСТ: машина, артиллерия, журнал, бульдозер, танк.
ЧИК: летать, груз, перевозить, переводить, пулемет.
ТЕЛЬ: учить, строить, писать, читать, воспитывать.
НИК: лес, печь, чертеж, защита, ремонт
ЕР, ИР, АРЬ: банк, шахта, библиотека, печь.
- Какие из названных профессий вам оказались не знакомы?
Слайд 9
Две картинки пекарь и печник
ФИЗМИНУТКА
Ребята, оглянитесь вокруг и найдите, пожалуйста, те предметы, которые в классе обычно не находятся.( дети ходят по кабинету и собирают предметы).
Отлично! Все эти предметы пригодятся вам для выполнения следующего задания.
Задание 2.
- Узнать по предмету профессию, в которой он используется
Предметы: мячи футбольный, баскетбольный, волейбольный, набор юного фокусника (спросить), указка, сварочная маска или каска строительная (спросить), шлем, гитара, читательский формуляр (взять в библиотеке)
Слайд 10
Задание 3. Найди лишнее и объясни.
Сварщик, танцовщик, ящик, прицепщик.
Переводчик, барабанчик, грузчик, разведчик.
Писатель, садовник, чертежник, физкультурник.
Хоккеист, теннисист, волейболист, гармонист.
Задание 4 (резерв). Соберите слово из частей.
(нарезные слова)
плов, ец
нос, раз, чик
пак, ов, у, щик
вос, тель,пит, а
V. Подведение итогов. Вывод.
- Давайте вернемся к теме нашего занятия
Слайд 11
Суффиксы
Сможем мы с вами немного ее изменить? Как буде точнее и правильнее?
Слайд 12, 13
Суффиксы профессий.
– Ребята, вспомните, с какими суффиксами вы сегодня работали?
– Какие- то новые профессии сегодня прозвучали?
Слайд 14
Рефлексия
Рабочий лист
_________________________________________________________
14 декабря
Задание 1 Составьте слово
к | ф | и | ы | ф | с | у | с |
6 | 3 | 5 | 8 | 4 | 1 | 2 | 7 |
| | | | | | | |
Задание 2 От данных слов образуйте новые слова используя указанный суффикс
ИСТ: машина, артиллерия, журнал, бульдозер, танк.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЧИК: летать, груз, перевозить, переводить, пулемет.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕЛЬ: учить, строить, писать, читать, воспитывать.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НИК: лес, печь, чертеж, защита, ремонт
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЕР, ИР, АРЬ: банк, шахта, библиотека, печёт
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Найди лишнее и объясни.
Сварщик, танцовщик, ящик, прицепщик.
Переводчик, барабанчик, грузчик, разведчик.
Писатель, садовник, чертежник, физкультурник.
Хоккеист, теннисист, волейболист, гармонист.