СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное логопедическое занятие "Суффиксы профессий"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие разработано для учащихся 3 классов с нозологией ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное логопедическое занятие "Суффиксы профессий"»

ТЕМА. Суффиксы профессий

ЦЕЛЬ: закрепление навыка образования существительных, обозначающих профессии людей и род их деятельности.

Обучющиеся

- познакомятся с группой суффиксов со значением названия профессии или рода деятельности человека;

- научатся образовывать слова с помощью суффиксов со значением названия профессии или рода деятельности человека;

- продолжат формировать навык морфемного анализа слов.

У обучающихся появится возможность

- углубить представление о значении суффикса в слове;

- обогатить словарный запас;

- расширить кругозор в области знания о профессиях.

Метапредметные УУД

Регулятивные:

- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные:

- формировать умение анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;

- совершенствовать умение применять правила и пользоваться инструкциями;

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- формировать умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Коммуникативные:

- формировать навык работы (учебного сотрудничества) в паре.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, рабочий лист, набор предметов для определения профессии.
























Слайд 1

  1. Мотивационный этап. Самоопределение темы.

Ребята, посмотрите, к вам заглянула сова и она желает вам успехов. Сова – символ мудрости и она с вами ею обязательно поделится.

- Ребята, если вы отгадаете зашифрованное слово, то вы узнаете тему нашего занятия.

Все письменные задания вы будете выполнять на рабочих листах. Их необходимо подписать.

Задание Составьте слово

Слайд 2

к

ф

и

ы

ф

с

у

с

6

3

5

8

4

1

2

7

Слайд 3

СУФФИКС

- Итак, это СУФФИКС.

Мы узнали главное слово нашей темы.

  1. Актуализация знаний.

1. - Что такое суффикс? Часть слова

- Где находится суффикс в слове? После корня

- Для чего служит? Для образования новых слов

- А теперь дайте полное определение суффикса?

Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

- Как графически обозначается суффикс? ^

Слайд 4

Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

2. Ребята, на предыдущих занятиях мы уже работали с суффиксами. Узнаете ли вы их сегодня?

Слайд 5

Задание Посмотрите на ряды слов, скажите, при помощи каких суффиксов образованы слова в каждом ряду.

Каток, ледок, денёк, садик, березка ОК ЕК ИК К

Мариночка, Танечка, Машенька, Веронька ОЧК ЕЧК ОНЬК ЕНЬК

Гнездышко, солнышко, полюшко, коровушка ЫШК ИШК УШК ЮШК

- Что объединяет все эти суффиксы? (Это уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Верно, это целая группа уменьшительно-ласкательных суффиксов.

  1. Подведение к цели урока.

На сегодняшнем занятии мы с вами поработаем с суффиксами, которые обозначают профессию человека или род его деятельности, будем учиться видеть эти суффиксы и образовывать с ними новые слова.

Слайд 6

  1. Изучение нового материала. Практическая работа.

- Ответьте на вопрос

- Кто ухаживает за садом? Садовник

- Кто пашет поле на тракторе? Тракторист

- Как образовались эти слова? С помощью суффиксов ник, ист



Слайд 7

Так как нам предстоит письменная работа, мы должны подготовить наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика « ПОВАР»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон

И очень доволен он!!



Задание 1. А теперь вы сами будете образовывать слова при помощи указанных суффиксов. Работать будете в парах.



Слайд 8

ИСТ: машина, артиллерия, журнал, бульдозер, танк.

ЧИК: летать, груз, перевозить, переводить, пулемет.

ТЕЛЬ: учить, строить, писать, читать, воспитывать.

НИК: лес, печь, чертеж, защита, ремонт

ЕР, ИР, АРЬ: банк, шахта, библиотека, печь.

- Какие из названных профессий вам оказались не знакомы?

Слайд 9

Две картинки пекарь и печник

ФИЗМИНУТКА

Ребята, оглянитесь вокруг и найдите, пожалуйста, те предметы, которые в классе обычно не находятся.( дети ходят по кабинету и собирают предметы).

Отлично! Все эти предметы пригодятся вам для выполнения следующего задания.

Задание 2.

- Узнать по предмету профессию, в которой он используется

Предметы: мячи футбольный, баскетбольный, волейбольный, набор юного фокусника (спросить), указка, сварочная маска или каска строительная (спросить), шлем, гитара, читательский формуляр (взять в библиотеке)

Слайд 10

Задание 3. Найди лишнее и объясни.

  1. Сварщик, танцовщик, ящик, прицепщик.

  2. Переводчик, барабанчик, грузчик, разведчик.

  3. Писатель, садовник, чертежник, физкультурник.

  4. Хоккеист, теннисист, волейболист, гармонист.

Задание 4 (резерв). Соберите слово из частей.

(нарезные слова)

плов, ец

нос, раз, чик

пак, ов, у, щик

вос, тель,пит, а

V. Подведение итогов. Вывод.

- Давайте вернемся к теме нашего занятия

Слайд 11

Суффиксы

Сможем мы с вами немного ее изменить? Как буде точнее и правильнее?

Слайд 12, 13

Суффиксы профессий.

– Ребята, вспомните, с какими суффиксами вы сегодня работали?

– Какие- то новые профессии сегодня прозвучали?

Слайд 14

Рефлексия





















Рабочий лист

_________________________________________________________

14 декабря

Задание 1 Составьте слово


к

ф

и

ы

ф

с

у

с

6

3

5

8

4

1

2

7











Задание 2 От данных слов образуйте новые слова используя указанный суффикс



ИСТ: машина, артиллерия, журнал, бульдозер, танк.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ЧИК: летать, груз, перевозить, переводить, пулемет.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ТЕЛЬ: учить, строить, писать, читать, воспитывать.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________



НИК: лес, печь, чертеж, защита, ремонт

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЕР, ИР, АРЬ: банк, шахта, библиотека, печёт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Найди лишнее и объясни.

  1. Сварщик, танцовщик, ящик, прицепщик.

  2. Переводчик, барабанчик, грузчик, разведчик.

  3. Писатель, садовник, чертежник, физкультурник.

  4. Хоккеист, теннисист, волейболист, гармонист.




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!