Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать
эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни,
регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести учащиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности
В итоге реализации программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся должны знать:
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
и должны уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, учащиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно- оздоровительному направлению «Волейбол» учащиеся смогут узнать:
значение волейбола в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
правила безопасного поведения во время занятий волейболом;
названия разучиваемых технических приёмов игры и основы правильной техники;
наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, а также выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности, требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований по волейболу;
жесты волейбольного судьи;
игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола;
и смогут научиться:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях волейболом;
выполнять технические приёмы и тактические действия;
контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях волейболом;
играть в волейбол с соблюдением основных правил;
демонстрировать жесты волейбольного судьи;
проводить судейство по волейболу.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
Таблица 1
Формы проведения занятий и виды деятельности
Однонаправленные занятия | посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техническому, тактическому или физическому |
Комбинированные занятия. | включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка |
Целостно-игровые занятия | построены на учебной двусторонней игре в волейбол по упрощённым правилам, с соблюдением основных правил |
Контрольные занятия | приём нормативов у занимающихся, выполнение контрольных упражнений (двигательных заданий) с целью получения данных об уровне технико- тактической и физической подготовленности занимающихся |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по физкультурно-спортивному и оздоровительному направлению «Волейбол» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию личной культуры здоровья учащихся через организацию здоровьесберегающих практик.
В связи с тем, что учащиеся не всегда с удовольствием выполняют некоторые учебные задания, связанные с многократным повторением однообразных двигательных действий, целесообразно организовывать их выполнение в игровой и соревновательной форме (подвижные игры, эстафеты, игровые задания, соревнования – кто лучше, точнее, быстрее).
Для усвоения материала занимающимся целесообразно давать домашние индивидуальные задания:
по физической подготовке (упражнения для развития силовых, скоростных и скоростно-силовых способностей);
по технической подготовке (упражнения в передачах, подаче, нападающем ударе);
по тактической подготовке (изучение тактики по игровым функциям, решение тактических задач).
Таблица 2 Примерное распределение учебного материала по волейболу во
внеурочной деятельности учащихся
№ | Учебный материал | Классы |
5 | 6 | 7 | 7 | 7 |
Перемещения |
1 | Стойка игрока (исходные положения) | Р | З | С | + | + |
2 | Перемещение в стойке приставными шагами: правым и левым боком, лицом вперёд | Р | З | С | + | + |
3 | Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | + | + | + | + | + |
Передачи мяча |
1 | Передача сверху двумя руками вперёд-вверх (в опорном положении) | Р | З | З | С | С |
2 | Передача сверху двумя руками в прыжке (вдоль сетки и через сетку) | | | | Р | Р |
3 | Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи | | | | | Р |
4 | Передача снизу двумя руками над собой | Р | З | С | С | + |
5 | Передача снизу двумя руками в парах | Р | З | З | С | + |
Подачи мяча |
1 | Нижняя прямая | Р | З | | | |
2 | Верхняя прямая | | Р | З | С | С |
Нападающие (атакующие) удары |
1 | Прямой нападающий удар (по ходу) | | Р | З | З | З |
2 | Нападающий удар с переводом вправо (влево) | | | | | Р |
Приём мяча |
1 | Приём снизу двумя руками | Р | З | С | + | + |
2 | Приём сверху двумя руками | Р | З | С | + | + |
3 | Приём мяча, отражённого сеткой | | | | Р | З |
Блокирование атакующих ударов |
1 | Одиночное блокирование | | Р | З | С | С |
2 | Групповое блокирование (вдвоём, втроём) | | | Р | З | С |
3 | Страховка при блокировании | | Р | З | С | С |
Тактические игры |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении, защите | Р | Р | З | З | С |
2 | Групповые тактические действия в нападении, защите | | | Р | З | С |
3 | Командные тактические действия в нападении, защите | | | | Р | З |
4 | Двусторонняя учебная игра | + | + | + | + | + |
Подвижные игры и эстафеты |
1 | Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование технических приёмов и тактических действий | + | + | + | + | + |
2 | Игры, развивающие физические способности | + | + | + | + | + |
Физическая подготовка |
1 | Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости, гибкости | + | + | + | + | + |
Судейская практика |
1 | Судейство учебной игры в волейбол | | | | + | + |
Формы учёта знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
№ | Контрольные нормативы | 1 год | 2 год | 3 год | 4год |
1 | Правила соревнований | + | + | + | + |
2 | Передачи в парах через сетку двумя руками сверху без потерь | 10 | 13 | 15 | 20 |
3 | Передача от стены двумя руками сверху с расстояния 2–3 м без потерь | 10 | 12 | 15 | 16 |
4 | Передача от стены двумя руками снизу с расстояния 2–3 м без потерь | 10 | 12 | 15 | 16 |
5 | Передачи над собой в круге без потерь | 15 | 20 | 25 | 25 |
6 | Подача (любая): из 6 попыток | 4 | 5 | – | – |
| Подача (любая): из 10 попыток | – | – | 7 | 8 |
7 | Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность по 2 в каждую | – | 3 | 4 | 5 |
8 | Передачи на точность через сетку из зоны 4 в зону 6 после паса преподавателя: из 6 попыток | 3 | 4 | 5 | 5 |
9 | Нападающий удар из зоны 4 после паса преподавателя: из 6 попыток | 3 | 3 | 4 | 4 |
Тематическое планирование, 5 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Перемещения | 8 |
2 | Верхняя передача | 6 |
3 | Нижняя передача | 6 |
4 | Верхняя прямая подача с середины площадки | 4 |
5 | Приём мяча | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого 35 часов | |
Тематическое планирование, 6 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в защите | 10 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 10 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 10 |
4 | Прямой нападающий удар. | 10 |
5 | Одиночное блокирование. Страховка при блокировании. | 5 |
6 | Нижняя прямая, боковая, верхняя прямая подача. | 5 |
7 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 5 |
8 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 15 |
9 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого 70 часов | |
Тематическое планирование, 7 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Индивидуальные тактические действия в нападении | 8 |
2 | Закрепление техники верхней передачи | 6 |
3 | Закрепление техники нижней передачи | 6 |
4 | Верхняя прямая подача | 4 |
5 | Закрепление техники приёма мяча с подачи | 3 |
6 | Подвижные игры и эстафеты. Двусторонняя учебная игра | 8 |
7 | Физическая подготовка в процессе занятия | |
| Итого 35 часов | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема занятия | Дата |
| Разучивание стойки игрока (исходные положения) | |
| Стойка игрока (исходные положения) | |
| Разучивание перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд | |
| Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд | |
| Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд | |
| Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд | |
| Игровое занятие | |
| Разучивание сочетания способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | |
| Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) | |
| Эстафеты с различными способами перемещений | |
| Разучивание верхней передачи мяча над собой | |
| Верхняя передача мяча над собой | |
| Верхняя передача мяча над собой | |
| Игровое занятие. | |
| Разучивание верхней передачи мяча у стены | |
| Верхняя передача мяча в парах | |
| Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку | |
| Игровое занятие | |
| Разучивание верхней прямой подачи с середины площадки | |
| Верхняя прямая подача с середины площадки | |
| Верхняя прямая подача с середины площадки | |
| Верхняя прямая подача с середины площадки | |
| Игровое занятие | |
| Нижняя передача над собой | |
| Нижняя передача над собой | |
| Нижняя передача над собой | |
| Игровое занятие | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах | |
| Игровое занятие | |
| Приём мяча с подачи у стены | |
| Подача и приём мяча в парах | |
| Подача и приём мяча через сетку в парах с середины площадки | |
| Учебная игра в мини-волейбол | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Тема занятия | Дата |
| Основные стойки игрока (исходные положения). | |
| Стойка игрока (исходные положения). | |
| Основные технические элементы игры «Волейбол». | |
| Техника перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд. | |
| Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперѐд. | |
| Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) лицом вперѐд. | |
| Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх) лицом вперѐд. | |
| Игровое занятие. | |
| Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). | |
| Техника игры «Волейбол». | |
| Техника игры «Волейбол». | |
| Эстафеты с различными способами перемещений | |
| Верхняя передача мяча над собой | |
| Верхняя передача мяча над собой | |
| Игровое занятие. | |
| Верхняя передача мяча над собой | |
| Разучивание верхней передачи мяча у стены | |
| Игровое занятие. | |
| Разучивание верхней передачи мяча у стены | |
| Верхняя передача мяча в парах | |
| Игровое занятие. | |
| Верхняя передача мяча в парах | |
| Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку | |
| Игровое занятие. | |
| Верхняя передача мяча у стены, в парах, через сетку | |
| Верхняя передача мяча в парах, через сетку | |
| Игровое занятие | |
| Нижняя прямая, боковая подача. | |
| Разучивание верхней прямой подачи с середины площадки. | |
| Нижняя и верхняя прямая подача. | |
| Игровое занятие. | |
| Подача мяча через сетку. | |
| Подача мяча через сетку. | |
| Игровое занятие. | |
| Нижняя передача над собой. | |
| Нижняя передача над собой. | |
| Нижняя передача над собой. | |
| Игровое занятие. | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах. | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах. | |
| Нижняя передача мяча у стены, в парах. | |
| Игровое занятие | |
| Нижняя передача мяча в парах через сетку. | |
| Нижняя передача мяча в парах через сетку. | |
| Разучивание техники нападающего удара. | |
| Игровое занятие. | |
| Техника нападающего удара. | |
| Прямой нападающий удар. | |
| Прямой нападающий удар. | |
| Приём мяча снизу после нападающего удара. | |
| Приём мяча снизу после нападающего удара. | |
| Игровое занятие. | |
| Нападающий удар через сетку (по ходу). | |
| Нападающий удар через сетку. | |
. | Приём мяча с подачи у стены | |
| Игровое занятие. | |
| Подача и приём мяча в парах. | |
| Разучивание одиночного блокирования. | |
| Нападающий удар и действия блокирующих. | |
| Учебная игра в волейбол. | |
| Нападающий удар и действия блокирующих. | |
| Нападающий удар через сетку. Страховка при блокировании. | |
| Нападающий удар через сетку. Страховка при блокировании. | |
| Учебная игра в мини-волейбол | |
. | Подача и приём мяча через сетку в парах с середины площадки | |
| Приём мяча с подачи. Игра в тройках. | |
| Двусторонняя игра в мини-волейбол. | |
| Двусторонняя игра в мини-волейбол. | |
| Турнир по пионерболу с элементами волейбола среди 5-х-6-х классов. | |
| Турнир по пионерболу с элементами волейбола среди 5-х-6-х классов. | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт. 2005. -112с.
Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). – М.: Советский спорт, 2005.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 61с.
Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.