СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная дятельность (рабочая программа) 8 класс "Экология человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная дятельность (рабочая программа) 8 класс "Экология человека"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа №13











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Экология человека»

для учащихся 8-х классов









Количество часов на год: 35

Всего в неделю: 1 час.

Уровень: базовый

















1. Планируемые результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Экология человека»


Содержание курса требует активной творческой работы обучающихся с различными источниками информации.

Требования к результатам освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих умений:

- осуществлять нравственный выбор на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;

- осознавать взаимосвязь телесного и духовного здоровья при ведущей роли нравственности, компетентности и культуры человека;

- обладать положительной мотивацией к действиям по развитию своей экологической грамотности; осознанному отказу от вредных привычек; самоограничению на основе экологических, нравственных и правовых императивов; формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Экология человека» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- называть принципы работы в команде (мягкое управление, сотрудничество и взаимопомощь для достижения общей цели); объяснять сущность ненасильственного общения и демонстрировать его в модельных ситуациях; вести диалог;

- называть существенные особенности конструктивной критики; применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство, ссылку на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл);

- применять способы нейтрализации логических ошибок, уловок – манипуляций, устранять их; распознавать недостоверную информацию по ее существенным признакам;

- рефлексировать опыт досугового и проблемно – ценностного обсуждения актуальных вопросов экологической безопасности и здоровья.

Познавательные УУД:

- приводить примеры применения экологической познавательной модели для выявления экологических рисков человека в информационной среде;

- схематично представлять модель успешного общения современного человека и комментировать ее;

- собирать необходимую информацию в библиотеке, Интернете; делать выписки с библиографическими ссылками;

- перечислять требования к просветительскому проекту; называть существенные отличия доказательства и убеждения; применять доказательство и убеждение при выполнении проекта;

- проводить оценку результатов проекта, его общественную экспертизу.

Коммуникативные УУД:

- называть существенные признаки дискуссии, составлять ее сценарий и организовывать ее; в дискуссии аргументировать свою точку зрения;

- называть фразы, недопустимые во время спора; называть способы предупреждения конфликта и выхода из него;

- применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях;

- представлять информацию в виде тезисов;

- формулировать мысль, представлять ее публично, аргументировать, убеждать и вести просветительскую работу.

2. Содержание курса


Введение (2 часа)

Здоровье. Единство телесного и духовного здоровья человека. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.


Раздел 1.Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)

Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов. Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений в условиях проживания. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социо-природного окружения. Экологическая безопасность. Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.


Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью (6 часов).

Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность. Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья. Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья). Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма. Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам. Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.


Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов).

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные). Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды. Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения. Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях. Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности. Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма. Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека. Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.


Раздел 4.Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов).

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережения. Прогноз последствий их реализации. Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов. Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства. Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем. Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.


Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов).

Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие. Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков. Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья. Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды. Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны. Художественные образы и метафоры. Язык публицистики. Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.


Формы проведения занятий и виды деятельности:

- исследовательская работа в библиотеке, музеях, Интернете;

- деятельность редколлегии классной экологической газеты;

- пресс-конференция;

- оформление информационного уголка в классе;

-проекты-исследования;

- дискуссионный клуб;

- ролевые ситуационные игры;

- просветительские проекты.



3. Тематическое планирование


Наименование разделов и

тем

Всего часов

Теория

Практические занятия


Введение (2 часа)




1

Что изучает экология человека. Экологические факторы. Здоровье.

1

Лекция


2

Здоровье и образ жизни. Ресурсы здоровья, их виды. Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья

1

Лекция



Раздел 1. Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий (5 часов)

3

История развития представлений о здоровом образе жизни. Культурные традиции здорового образа жизни разных времен и народов.

1

Компьютерная презентация


4

Культура здоровья местного населения как результат адаптации многих поколений к условиях проживания.

1

Беседа.


Практическая

работа

5

Климат и здоровье. Экологический подход как метод проектирования здорового образа жизни с учетом социоприродного окружения.

1

Лекция


6

Экстремальные факторы. Экологическая безопасность.

1

Беседа

Презентация

7

Особенности питания, предметов домашнего обихода, жилища, одежды, способов природопользования, воспитания здорового потомства, отношения к вредным привычкам, отраженные в традициях, обычаях и верованиях местных коренных народов.

1

Лекция. Беседа

Презентация


Раздел 2. Собираем информацию: что угрожает нашему здоровью? (6 часов)

8

Источники информации об экологических рисках и рисках для здоровья, их надежность. Способы проверки информации на достоверность.

1

Беседа

Пресс-конференция

9

Практические способы оценки экологических рисков в повседневной жизни (экологический мониторинг качества воды, воздуха, почвы, продуктов питания, предметов быта). Ресурсы здоровья

1


Практическая работа

10

Индивидуальные особенности ресурсов здоровья (резистентность организма, ценностные установки, грамотность в вопросах экологии и здоровья).

1

Лекция. Беседа


11

Особенности общения по вопросам экологии и здоровья: опасность предрассудков, спекуляций, манипуляций, криминала, терроризма.

1

Беседа


12

Способы защиты от ложной информации. Формы обращения граждан к службам экстренной помощи, организациям, депутатам, ответственным лицам.

1


Пресс-конференция

13

Формы социального партнерства с общественными организациями, учреждениями здравоохранения по предоставлению населению достоверной информации по вопросам экологии и здоровья.

1

Лекция

Презентация


Раздел 3. Учимся проектировать здоровый и экологически безопасный образ жизни (9 часов)

14

Понятие "загрязнение окружающей среды". Его виды (химические, физические, биологические, информационные).

1

Лекция


15

Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическое и психическое здоровье человека.

1

Лекция. Беседа


16

Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды. Нормирование качества окружающей среды.

1

Лекция. Беседа


17

Понятие «чрезвычайная экологическая ситуация». Варианты экологически безопасного поведения.

1

Лекция. Беседа


18

Проблемы нравственного выбора в чрезвычайных ситуациях. Способы оказания первой помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

1

Лекция. Беседа

Презентация

19

Процесс проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни, его этапы, возможные трудности.

1

Лекция. Беседа


20

Экосистемная познавательная модель как средство проектирования здорового и экологически безопасного образа жизни путем оптимизации взаимодействия внутренней и внешней среды организма.

1

Лекция. Беседа


21

Роль экологически чистого питания, ресурсосбережения, экологичного жилища, безопасных технических изобретений, умения выращивать экологически чистый урожай, отказа от вредных привычек, свободного доступа к информации для сохранения здоровья человека.

1

Лекция. Беседа


22

Стратегии экологически безопасного поведения. Учет индивидуальных ресурсов здоровья.

1




Раздел 4. Наш вклад в здоровье окружающей среды (5 часов)

23

Проекты, направленные на экологическую безопасность окружающей среды и здоровьесбережение. Прогноз последствий их реализации.

1


Презентация

24

Принцип предосторожности. Баланс экологических, экономических и социальных интересов.

1

Лекция

Презентация

25

Целесообразность, реальность, экономичность, экологическая безопасность, посильность, технологичность выполнения проекта, устойчивость его результатов. Исполнение проектов. Критерии социального партнерства.

1

Лекция


26

Перспективы решения местных проблем экологии и здоровья в будущем.

1


Пресс-конференция

27

Хартия Земли. Ответственность каждого гражданина за свой выбор и принятие решения.

1




Раздел 5. Экологическая культура как ресурс здоровья (7 часов)

28

Ведущий вклад экологической культуры, духовного и социально – психологического здоровья человека в его телесное благополучие, успешную социализацию, возможность рождения здорового ребенка и долголетие.

1

Лекция.

Беседа


29

Примеры экологически направленной, здоровьесберегающей деятельности, поступков из жизни исторических личностей, известных деятелей современности, кумиров подростков.

1


Выступления учащихся

презентации

30

Приоритетность образования и просвещения в решении современных и будущих проблем экологии и здоровья.

1


Выступления учащихся

презентации

31

Просвещение как передача, распространение знаний и культуры. Пропаганда как распространение фактов, аргументов и других сведений для воздействия на общественное мнение. Средства просвещения и пропаганды.

1

Диспут


32

Промежуточная аттестация.

1

Творческий проект

Защита проекта

33

Дебаты как интеллектуальная игра, метод ведения спора, при котором стороны представляют определенные точки зрения убедить третью стороны.

1


Дебаты

34

Художественные образы и метафоры. Язык публицистики.

1


Устный журнал

35

Буклет, плакат, газета, их задачи и способы изготовления.

1


Устный журнал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!