Карагайская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинской средней общеобразовательной школы
Вагайского района Тюменской области.
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО классных руководителей протокол №_____ от _____________2022 г. | СОГЛАСОВАНО Методист Мурзина Н.М. _____________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО приказ МАОУ Дубровинская СОШ от_____________2022 г. Приказ № ____________ |
Рабочая программа
по кружковой работе
«ЗНАЙ И ИЗУЧАЙ РОДНОЙ ЯЗЫК»
1 – 4 классы
учителя начальных классов
Уразбахтеевой Зифанур Халиловны
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
- понимание значимости татарского языка;
- сознательное отношение к татарскому языку как духовной и культурной ценности народа.
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- умение осознавать и определять эмоции других людей;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- контролировать и выполнять свои действия по заданному образцу и правилу при составлении устных и письменных высказываний на татарском языке;
- подбирать и конструировать языковые средства при создании собственных высказываний в рамках тематики;
- применять изученные грамматические правила (в устной и письменной формах);
- оценивать выполненную работу;
- соотносить графический образ слова с его звуковым образом в процессе чтения и письма;
- выписывать и вставлять слова и буквы, изменять форму слов в процессе выполнения орфографических, лексических и грамматических заданий;
- выполнять простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение) в соответствии с лингвистическими особенностями татарского языка;
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- читать и понимать основное содержание несложных текстов, находить в них нужную информацию;
- опираться на языковую догадку в процессе чтения (восприятие на слух) текстов, содержащих отдельные незнакомые слова или новые комбинации знакомых слов;
- уметь осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (описывать картинку, рисунок на заданную тему, предмет, кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называть возраст, место жительства, описывать внешность, что умеет делать, любимое занятие и выразить при этом свое отношение к предмету высказывания).
- соблюдать правила этикета на основе традиций татар;
- вести беседу в ситуациях учебного и семейно-бытового общения (вести диалог этикетного характера: знакомится, представлять друг друга, прощаться, поздравлять, предлагать угощение, благодарить за угощение; вести диалог побудительного характера: обращаться с просьбой, предлагать совместное действие, просить о помощи, предлагать свою помощь; вести диалог, задавая вопросы: кто? что? где? у кого? с кем? куда? почему? зачем? откуда? от кого?; переспрашивать, уточнять);
- составлять рассказ (в письменной и устной форме) по картинке, рисунку на заданную тему; кратко высказываться о себе, своей семье, своем друге, о любимом животном, называет возраст, место жительства, описывает внешность, что умеет делать, любимое занятие и выражает при этом свое отношение к предмету высказывания;
- пересказывать содержание прочитанного текста с опорой на ключевые слова, план, иллюстрации;
- работать в различных режимах (индивидуально, по парам, в группах);
- высказывать свою точку зрения;
- толерантно относиться к культуре других народов;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
- быть готовым корректировать свою точку зрения;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты:
приобретать начальные навыки общения в устной и письменной форме на родном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей;
понимать на слух речь учителя и окружающих при непосредственном общении и реагировать на услышанное;
воспроизводить наизусть небольшие произведения детской литературы;
называть буквы алфавита;
различать звуки и буквы;
различать гласные и согласные звуки;
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
употреблять изученную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;
пользоваться словарём;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
определять отдельные звуки в словах;
различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки;
определять количество слогов в слове;
определять место ударения в слове;
создавать связные устные высказывания;
читать тексты, самостоятельно осмысливать текст, составлять план, пересказывать текст по плану.
Содержание учебного предмета, курса внеурочной деятельности
Давайте познакомимся! Знакомство. Представление себя и своих товарищей.
Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз татарского речевого этикета). Родословная.
Звуки и буквы татарского языка. Гласные и согласные буквы. Слог. Ударение. Алфавит.
Секреты слова. Слова, отвечающие на вопросы кто? что? Я и моя семья. Кто это? Отношения между членами семьи. Тема семьи в произведениях татарских поэтов. Утверждение и отрицание в татарском языке. Выражение утверждения и отрицания с использованием слов бар,юк. Как дела? Знакомство с местоимениями Личные местоимения. Слова, отвечающие на вопрос какой? Одежда, обувь. Поиграем в слова. Цвета радуги. Какой это цвет? Части тела. Это что? Слова, отвечающие на вопросы чей? Чья? Чье?. Школа и мы. Учебные принадлежности. Диалоги о школе. Учимся считать. Счет до 100. Игрушки. Овощи и фрукты. В огороде.
Времена года. Моё любимое время года. Описание погоды. Новый год. Как поздравить друг друга с праздником? Зимняя природа. Природа родного края. Забота о птицах зимой. Г.Лотфи «Сыерчык». Г.Тукай «Сон земли».
Мои увлечения. Что он делает? Знакомство с глаголами. В мире животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение к животным. Мой питомец. Растения родного края. Татарские национальные блюда. Моя любимая еда. На кухне. Помогаем мамае.Правила поведения за столом. К.Насыйри «Ашаганда». Татарский этикет. Как стать вежливым? Мой город. В деревне.
Учимся читать. Предложение. В гостях у сказки. Татарские народные сказки. Загадки. Пословицы и поговорки в татарском языке. Татарские народные сказки. Мир героев Г. Тукая. Произведения для детей Р.Миннулина, Ф.Яруллина, А.Алиша. Как научиться говорить правильно и красиво?
Праздники татарского народа. Национальные праздники и обычаи. Народный календарь, народные приметы. Праздник встречи весны. Воронья каша. Национальный праздник Сабантуй. Праздник урожая Сумбуль. Татарские народные игры.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Раздел | Количество часов |
Давайте познакомимся! | 1 |
Звуки и буквы татарского языка | 1 |
Секреты слова | 15 |
Времена года | 5 |
Мои увлечения | 5 |
Учимся читать | 4 |
Праздники татарского народа | 3 |
ИТОГО | 34 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Тема урока | Примечание |
Давайте познакомимся! |
1. | | | Вводный урок. О родном языке. Г.Тукай «Туган тел». Откуда мы родом? К тайнам родного языка. Наши корни. Родословная. | |
Звуки и буквы татарского языка |
2 | | | В мире неведомых звуков и букв. Звуки татарского языка. Знакомство с алфавитом. Буквы татарского языка. | |
Секреты слова |
3 | | | Секреты слова. Слова, отвечающие на вопросы Кто? Я и моя семья. Кто это? | |
|
4 | | | Отношения между членами семьи в стихотворении Г.Тукая «Безнең гаилә». Любовь и уважение к маме. Стихотворение Р. Миннуллина «Әни» | |
|
5 | | | Татарская народная сказка «Өч кыз» | |
6 | | | Слова, отвечающие на вопросы Что? Человек. Части тела. Это что? | |
|
7 | | | Одежда, обувь. Поиграем в слова. | |
8 | | | Вопросы «Чей? Чья? Чьё?» | |
9 | | | Школа и мы. Учебные принадлежности. Диалоги о школе. | |
|
10 | | | Утверждение и отрицание в татарском языке. | |
11 | | | Как дела? Знакомство с местоимениями. | |
12 | | | Сколько тебе лет? | |
13 | | | Счёт до 100. | |
14 | | | Слова, отвечающие на вопрос какой? Цвета радуги. Какой это цвет? | |
|
15 | | | Мои игрушки. | |
16 | | | Овощи, фрукты. В огороде. | |
17 | | | Пёстрое семейство слов. Игры со словами. | |
Времена года |
18 | | | Времена года. Описание погоды. Зимняя природа. Г.Тукай. Стихотворение «Сон земли». Природа родного края. | |
| |
| | | |
19 | | | Новый год. Как поздравить друг друга с праздником? | |
20 | | | Зимние игры. | |
21 | | | Как помочь птицам? Забота о птицах в стихотворении Г. Лотфи «Сыерчык» | |
22 | | | Моё любимое время года. | |
Мои увлечения |
23 | | | Что он делает? Знакомство с глаголами. Мои увлечения. Что я люблю делать. | |
|
24 | | | В мире животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение к живому. Р. Низамов «Яралы керпе». Мой питомец. | |
|
25 | | | Татарские национальные блюда. На кухне. Помогаем маме. Моя любимая еда. | |
|
|
26 | | | Правила поведения за столом. К. Насыйри «Ашаганда». Татарский этикет. Как стать вежливым? | |
|
27 | | | Мой город. В деревне. В гостях у бабушки. | |
|
Учимся читать |
28 | | | Слово раз, слово два… Предложение. В поисках рассыпавшихся слов или как собрать предложение. | |
|
29 | | | О чём расскажут нам слова? Учимся читать. | |
30 | | | В чем красота татарской речи? Загадки. Пословицы и поговорки в татарском языке. | |
|
31 | | | В гостях у сказки. Татарские народные сказки. Татарская народная сказка «Чукмар белән Тукмар». Татарская народная сказка «Кем көчле». | |
|
|
Праздники татарского народа |
32 | | | Национальные праздники и обычаи. | |
33 | | | Давай поиграем! Татарские народные игры. | |
34 | | | КВН-обобщение ««Знай и изучай родной язык». | |
7