СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность.Занимательная математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность.Занимательная математика»




Программа курса

внеурочной деятельности 

по основам учебного исследования

«Занимательная математика»


8 класс











Пояснительная записка


Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса - новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.

Программа ориентирована на учащихся 8 класса, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.

Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.

В жизни после школы реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).


Цель состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.

Задачи

  • познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;

  • разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;

  • проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;

  • познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;

  • сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.


Сроки реализации программы

В соответствии с учебным планом на изучение факультативного курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.

При проведении занятий по курсу используются следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.

Освоение завершается итоговой диагностикой (итоговое тестирование) и анкетированием.




Ожидаемый результат

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами в работе кружка «Математические исследования» является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно  определять,   высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая  самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Метапредметными результатами  изучения  курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) .

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:

  • иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;

  • уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;

  • ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.

По окончании обучения дети смогут:

  • освоить анализ и решение нестандартных задач;

  • освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;

  • расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;

  • освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;

  •  познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях

Оценивание результатов

Текущая и промежуточная аттестация осуществляется качественно без фиксации отметок по 5-ти бальной шкале

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

  • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.

  • Отбирать необходимые для решения  задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Учебно-методический план

п/п

Темы

Всего часов

Виды занятий

1.

Решение типовых задач.

10

Лекции, практикум

2.

Геометрия вокруг нас.

15

Лекции, практикум, квн

3.

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики.

10



Итого:

35



Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Темы

Дата

по плану

Дата

по факту

Примечание

Как устроена задача?

08.09



Разбор, анализ, методы решения задач.

15.09



Решение типовых текстовых задач.

22.09



Решение задач на составлением уравнений.

29.09



Практикум-исследование решения задач на составление уравнения.

06.10



Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач.

13.10



Задачи на движение тел по течению и против течения.

20.10



Практикум-исследование решения задач на движение.

27.10



Решение задач.

10.11



Построение золотого сечения.

17.11



Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения.

24.11



Паркеты.

01.12



Мозаика.

08.12



Исследование построения геометрических, художественных паркетов.

15.12



Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение».

22.12



Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение».

29.12



Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих асимметрию».

19.01



Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих асимметрию».

26.01



Задачи на построение спиралей.

02.02



Праздник божественной пропорции.

09.02



Задачи на перекраивание и разрезание.

16.02



Задачи на вычисление площадей.

23.02



Задачи на вычисление объемов.

02.03



Практикум – исследование решения задач геометрического характера.

09.03



Практикум – исследование решения задач геометрического характера.

16.03



Математика растений.

23.03



Элементы теории вероятности.

06.04



Элементы классической вероятности.

13.04



Задачи на случайную вероятность.

20.04



Танграммы.

27.04



Исследование и создание своих головоломок

04.05



Решение нестандартных задач.

11.05



Решение нестандартных задач.

18.05



Математическая олимпиада.

25.05



Математическая олимпиада.

25.05



Содержание программы


Решение типовых задач (9ч)

Методы решения задач. Решение задач на составление уравнений. Решение задач на движение. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.

Геометрия вокруг нас (15ч)

Золотое сечение. Выполнять преобразования фигур. Преобразование плоскости, и процессов, происходящих с фигурами. Знакомство с методами решения геометрических задач: метод геометрических мест, алгебраический метод, метод использования фигуры, подобной данной.

Способы овладения чертежными инструментами.

Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики(10ч)

Применение элементов логики как способ поддержки учащегося в выработке навыков решения задач. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Способы решения доступных задач. Разбор олимпиадных задач. Расширение кругозора детей через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция

  • Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. – М: Издательство «Глобус»,

  • 2010 г.

  • Факультативный курс 7-8 класс. Виленкин Н.Я., Гутер Р.С.

  • Изучение геометрии в 7 кл. Карнацевич Л.С.,Грузин А.И.

  • Контрольные и олимпиадные работы по математике. Узорова О.В., 2006 г.

  • Задачник, Остер О.Г.

  • Математическая шкатулка. Нагибин Ф.Ф., 1984г.

  • Геометрия.7 класс. Методические рекомендации для учителя, В.А. Гусев, 2013г.

  • «Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;

  • http://www.tomget.info

  • http://pedsovet.su

  • http://festival.1september.ru

  • http://nic-snail.ru


 Технические средства обучения

  1. Компьютер 

  2. Интерактивная доска 

  3. Мультимедийное устройство


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Геометрические модели

2. Набор демонстрационных линеек, треугольников, транспортиров, циркулей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!