Программа курса
внеурочной деятельности
по основам учебного исследования
«Занимательная математика»
8 класс
Пояснительная записка
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.
Новизна данного курса - новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучаемых. Включенные в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.
Отличительные особенности данного курса от уже существующих в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.
Программа ориентирована на учащихся 8 класса, которым интересна как сама математика, так и процесс познания нового.
Преподавание факультатива строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения.
В жизни после школы реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И, наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.).
Цель состоит в обучении учащихся проектированию исследовательской деятельности, освоению ими основных приемов исследовательской работы.
Задачи
познакомить учащихся с методиками исследования и технологиями решения задач и научить их оперировать данными методиками;
разобрать основные виды задач школьного курса математики 6-7 классов;
проанализировать задачи по геометрии, научить воспитанников оперировать транспортиром, линейкой и циркулем;
познакомить учащихся с элементами теории вероятности, комбинаторики, логики;
сформировать навыки исследовательской работы при решении нестандартных задач.
Сроки реализации программы
В соответствии с учебным планом на изучение факультативного курса отводится 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
При проведении занятий по курсу используются следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: частично-поисковые, эвристические, исследовательские, тренинги.
Освоение завершается итоговой диагностикой (итоговое тестирование) и анкетированием.
Ожидаемый результат
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами в работе кружка «Математические исследования» является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) .
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, Интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
После завершения обучения по данной программе учащиеся должны:
иметь понятие об элементах теории вероятности, теории множеств, логики;
уметь применять методику решения типичных задач курса 6-7 классов;
ориентироваться в понятиях геометрии, применять эти знания в различных областях обучения.
По окончании обучения дети смогут:
освоить анализ и решение нестандартных задач;
освоить изготовление моделей пространственных фигур, работу с инструментами;
расширить свой кругозор, осознать взаимосвязь математики с другими областями жизни;
освоить схему исследовательской деятельности и применять ее для решения задач в различных областях деятельности;
познакомиться с новыми разделами математики, их элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этих областях
Оценивание результатов
Текущая и промежуточная аттестация осуществляется качественно без фиксации отметок по 5-ти бальной шкале
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи.
Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Учебно-методический план
№ п/п | Темы | Всего часов | Виды занятий |
1. | Решение типовых задач. | 10 | Лекции, практикум |
2. | Геометрия вокруг нас. | 15 | Лекции, практикум, квн |
3. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики. | 10 | |
| Итого: | 35 | |
Календарно-тематическое планирование курса
№ п/п | Темы | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
| Как устроена задача? | 08.09 | | |
| Разбор, анализ, методы решения задач. | 15.09 | | |
| Решение типовых текстовых задач. | 22.09 | | |
| Решение задач на составлением уравнений. | 29.09 | | |
| Практикум-исследование решения задач на составление уравнения. | 06.10 | | |
| Дроби. Их роль в истории. Клуб историко-математических задач. | 13.10 | | |
| Задачи на движение тел по течению и против течения. | 20.10 | | |
| Практикум-исследование решения задач на движение. | 27.10 | | |
| Решение задач. | 10.11 | | |
| Построение золотого сечения. | 17.11 | | |
| Исследование ряда Фибоначчи и золотого сечения. | 24.11 | | |
| Паркеты. | 01.12 | | |
| Мозаика. | 08.12 | | |
| Исследование построения геометрических, художественных паркетов. | 15.12 | | |
| Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение». | 22.12 | | |
| Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих симметрии и Золотое сечение». | 29.12 | | |
| Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих асимметрию». | 19.01 | | |
| Практическое занятие: «Исследование объектов архитектуры на наличие в них элементов, содержащих асимметрию». | 26.01 | | |
| Задачи на построение спиралей. | 02.02 | | |
| Праздник божественной пропорции. | 09.02 | | |
| Задачи на перекраивание и разрезание. | 16.02 | | |
| Задачи на вычисление площадей. | 23.02 | | |
| Задачи на вычисление объемов. | 02.03 | | |
| Практикум – исследование решения задач геометрического характера. | 09.03 | | |
| Практикум – исследование решения задач геометрического характера. | 16.03 | | |
| Математика растений. | 23.03 | | |
| Элементы теории вероятности. | 06.04 | | |
| Элементы классической вероятности. | 13.04 | | |
| Задачи на случайную вероятность. | 20.04 | | |
| Танграммы. | 27.04 | | |
| Исследование и создание своих головоломок | 04.05 | | |
| Решение нестандартных задач. | 11.05 | | |
| Решение нестандартных задач. | 18.05 | | |
| Математическая олимпиада. | 25.05 | | |
| Математическая олимпиада. | 25.05 | | |
Содержание программы
Решение типовых задач (9ч)
Методы решения задач. Решение задач на составление уравнений. Решение задач на движение. Выработка навыков решения определенных видов задач, отработка и применение алгоритмов для некоторых видов.
Геометрия вокруг нас (15ч)
Золотое сечение. Выполнять преобразования фигур. Преобразование плоскости, и процессов, происходящих с фигурами. Знакомство с методами решения геометрических задач: метод геометрических мест, алгебраический метод, метод использования фигуры, подобной данной.
Способы овладения чертежными инструментами.
Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики(10ч)
Применение элементов логики как способ поддержки учащегося в выработке навыков решения задач. Задачи по теории вероятности, логике и комбинаторике и их роль в решении нестандартных задач, задач олимпиадного типа, конкурсных задач. Знакомство с элементами логики, теории вероятности, комбинаторики. Способы решения доступных задач. Разбор олимпиадных задач. Расширение кругозора детей через знакомство с различными направлениями применения математических знаний.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях 5-8 классы. Щербакова Ю.В., Гераськина И.Ю. – М: Издательство «Глобус»,
2010 г.
Факультативный курс 7-8 класс. Виленкин Н.Я., Гутер Р.С.
Изучение геометрии в 7 кл. Карнацевич Л.С.,Грузин А.И.
Контрольные и олимпиадные работы по математике. Узорова О.В., 2006 г.
Задачник, Остер О.Г.
Математическая шкатулка. Нагибин Ф.Ф., 1984г.
Геометрия.7 класс. Методические рекомендации для учителя, В.А. Гусев, 2013г.
«Математика», газета - приложение к газете «Первое сентября»;
http://www.tomget.info
http://pedsovet.su
http://festival.1september.ru
http://nic-snail.ru
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийное устройство
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Геометрические модели
2. Набор демонстрационных линеек, треугольников, транспортиров, циркулей.