СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность (русский язык, 7 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность (русский язык, 7 класс)»


Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Гимназия №10»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО Заместитель директора Директор ГБОУ

по УВР Титёва Е. Н. Гимназия №10

__________ Кузнецова И. А. __________ Рукавицына С.В.

Протокол №1 ___________ Приказ № 297

от 27.08.2019 г. 30.08.2019 г. Педагогический совет

Протокол №1

от 30.08.2019 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

для 7 -в класса

(срок реализации - 2019 — 2020 учебный год)




Разработана:

учителем Кузнецовой И. А.,

кв. категория - высшая




Севастополь

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.10 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования (с изменениями и дополнениями).

2. Авторской программы по русскому языку к учебникам «Русский язык. 5 — 9 классы». Для образовательных учреждений под редакцией Л. В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 г.

3. Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС) ГБОУ Гимназия № 10.

4. Учебного плана ГБОУ Гимназия № 10.


Место предмета в учебном плане

На внеурочную деятельность по русскому языку в 7 классе учебным планом ГБОУ Гимназия № 10 выделено 34 часа в году (1 час в неделю).

Перечень используемой учебно – методической литературы

  1. «Русский язык. 7 класс» под редакцией Е.А.Быстровой, «Русское слово - учебник», 2014. Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации (Серия «ФГОС. Инновационная школа»).

  2. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку, Москва, Просвещение, 2000.

  3. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

4. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

5. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы - М.: Просве

щение, 2012.


Интернет - ресурсы

  1. Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка» http://rus.1september.ru

  2. Филологический портал Philology.ruhttp://www.philology.ru









Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

ель: обеспечить речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.

  • ных

  • метапредметных) на межпредметном уровне;

  • расширение словарного запаса;

ивная работа, мультфильм.

Данная программа рассчитана на детей 11 лет состоит из 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с группой учащихся в свободное от учёбы время, в учебном кабинете, где можно быстро организовать пространство для коллективных игр.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Проведение занятий предполагается в форме мини-лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

  • ностей;

  • сбережения;

  • системности;

  • развития в деятельности и общении;

  • сотрудничество с классным руководителем. Обучение учащихся ведётся поэтапно:

 Загадки звуков, букв, слогов.  Устная связная речь. Лексика.

 Тайны твёрдых и мягких согласных.  Предложение. Текст.

 Письменная связная речь.

 Учимся различать глухие и звонкие согласные.

  • каждом блоке предусмотрено от 3 до 7  занятий.

ние детьми программы курса «По ступенькам русского языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

  • основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

ые. Ученики научатся:

ники научатся: 

  • егуляции своего действия;

  • задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • группе при совместном решении проблемы.

Предметные результаты

Ученики научатся:

  • учиться грамматически правильной связной речи;

  • использовать практически навыки словообразования и словоизменения;

  • активизации словарного запаса;

  • связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;

  • анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;

  • самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;

  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  • различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;

  • детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;

  • строить связные высказывания при работе с деформированными предложениями;

  • анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

  • передавать содержание текста, объединяя в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

  • свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • редактировать написанное.

Пятиклассники  получат возможность для формирования:

  • развивать память, внимание, мышление и восприятие.

Исследование лексики и грамматического строя. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Алфавит. Звуки и буквы. Весёлый наборщик. Грамматическая арифметика. Создание мини-сочинений по сюжетным картинкам.

Игра «Эрудит-вояж» - составление слов из букв, взятых из пакета (простой вариант).

Игра с мячом «Быстро назови предмет по обобщающему слову». Педагог бросает мяч ученику и называет обобщающее слово, например: «Мебель». Учащийся вспоминает и называет один из предметов мебели.

Наблюдение за звучанием речевых и неречевых звуков. Игры: «Речевой – неречевой», «Слушаем звуки». Наблюдение за образованием гласных и согласных звуков.

Эксперимент с разрезанием ножницами листа бумаги. Создание алфавита в виде таблицы. Создание рисунка клоуна при помощи таблицы-алфавита. Игры в слова: «Буквы рассыпались», «Найдите лишнее слово», «Загадочные профессии», «Грамматическая арифметика», «Составь слово из слогов », «Назови слово по гласным»

Содержание

Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес . .

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Тема 2. Необычные правила. 1ч.

Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил.

Тема 3. Путеводные звёзды орфографии. 1ч.

Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Тема 4. Если матрёшки не откликнулись. .

Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.

Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? .

Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Тема 6. Хитрый звук «йот». 1ч.

Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.

Тема 7. Слова-тёзки. 1ч.

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.

Тема 8. Различай и отличай. .

Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

Тема 9. Поиск нужного слова.

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

Тема 10. Многословие. 1ч.

Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология.

Тема 11. Каламбур и многозначность. 1ч.

Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Тема 12. Тайно слово родилось. .

Практическое занятие, определение, как рождаются слова

Тема 13. Судьба слова. 1ч.

Лингвистические игры. «Происхождение слов».

Тема 14. Проще простого или сложнее сложного. 1ч.

Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Тема 15. Согласуй меня и помни. 1ч.

Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Тема 16. Работа над проектом. 1ч.

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.

Тема 17. Наречие как часть речи. 1ч.

Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч.

Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.

Тема 19. Разряд, становись в ряд! 1ч.

Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.

Тема 20. Узнай меня по суффиксу!. 1ч.

Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.

Тема 21. Некогда или никогда? 1ч.

Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?».

Тема 22. Затруднительное состояние. 1ч.

Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения

Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. 1ч.

Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.

Тема 24. Употреби меня со словом. 1ч.

Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.

Тема 25. То же, так же иль за то? 1ч.

Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»

Тема 26. Соединю простое в сложное. 1ч.

Роль союзов в тексте. Построение текстов.

Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

Разряды частиц. Игры на внимание.

Тема 28. Не могу не знать = я знаю! 1ч.

Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста

Тема 29. Будешь вежлив ты со мной. .

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» 1ч.

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел. 1ч.

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

Тема 32. «Стильная речь» 1ч.

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Тема 33. Типы речи или типы в речи. 1ч.

Работа с текстами, определение типов речи

Тема 34. Итоговое занятие. Защита проектов. 1ч.


Тематическое планирование

Тема урока. Кол-во часов

Формируемые

универсальные учебные действия

Прогнозируемый результат

1

Язык и речь - чудо из чудес. (1ч)

Познавательные: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач, владеть смысловым чтением, анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: определять цель, проблемы в учебной деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе, работать по плану, находить и исправлять ошибки.

Коммуникативные: излагать своё мнение, аргументируя его, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения, использовать речевые средства в соответствие с ситуацией общения,

Личностные: осознавать свои эмоции, черты характера, цели, позиции.






Обучающийся получит возможность

овладевать основными понятиями орфоэпии и фонетики, лексики, морфологии;

осознавать смыслоразличительную функцию звука;

распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки; понятия «синонимы», «омонимы», «антонимы», «паронимы», «архаизмы», «неологизмы»; различать части речи;

характеризовать отдельные звуки речи, слово с точки зрения деления его на слоги, возможность переноса слова с одной строки на другую; слово как часть речи;

проводить фонетический, лексический, морфологический анализы слова;

выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

использовать орфоэпический, этимологический словари, лексические словари;

овладеть основными правилами литературного произношения и ударения;

осознать важность нормативного произношения для культурного человека.

2

Необычные правила. (1ч)

3

Путеводные звёзды орфографии. (1ч)

4



Если матрёшки не откликнулись. (1ч)

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (.)

6

Хитрый звук «йот». (1ч.)

7

Слова-тёзки. (1ч)

8

Различай и отличай. (1ч).

9

Поиск нужного слова. (1ч).

10

Многословие. (1ч).

11

Каламбур и многозначность. (1ч)

12

Тайно слово родилось. (1ч).

13

Судьба слова. (1ч)

14

Проще простого

или сложнее сложного. (1ч.)

Коммуникативные:

умение определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Обучающийся получит возможность

овладеть основными понятиями морфемики;

извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей и использовать ее в различных видах деятельности;

создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой;

проводить морфемный анализ слова;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.



15

Согласуй меня и помни. (1ч.)

16


Работа над проектом. (1ч)

17

Наречие как часть речи. (1ч.)

18

Образование бывает разным. (1ч.)

19

Разряд, становись в ряд! (1ч.)

20

Узнай меня по суффиксу! (1ч.)

21

Некогда или никогда? (1ч.)

22


Затруднительное состояние. (1ч.)

Познавательные:

построение речевого высказывания;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные:

Умение сотрудничать в ходе индивидуальной и групповой работы,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания исходя из социальных и личностных ценностей.

Обучающийся получит возможность

овладеть основными понятиями и навыками письменной речи; объяснять функцию пунктуационных знаков;

оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (1ч.)

24

Употреби меня со словом. (1ч.)

25



То же, так же иль за то? (1ч.)

26

Соединю простое в сложное. (1ч.)

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (1ч.)


28

Не могу не знать = я знаю! (1ч.)

29

Будешь вежлив ты со мной. (.)

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (1ч.)

31

Заговори, чтоб я тебя увидел. (1ч.)



32

«Стильная речь» (1ч.)

33

Типы речи или типы в речи. (1ч.)

34

Итоговое занятие за год. (1ч)

Итого: 34 часа





































«Согласовано» «Утверждаю»

Председатель МО Директор ГБОУ Гимназия № 10

Кузнецова И. А. Рукавицына С.В.

___________(подпись) ___________(подпись)

___________(дата) ___________(дата)

Календарно – тематическое планирование

по внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

на 2019-2020 учебный год

для 7 - в класса


Сроки проведения

Раздел. Тема урока

Примечания

план

факт

1.

05.09


Язык и речь - чудо из чудес.


2

12.09


Необычные правила.


3

19.09


Путеводные звёзды орфографии.


4

26.09


Если матрёшки не откликнулись.


5

03.10


Ъ и Ь – смягчение иль разделение?


6

10.10


Хитрый звук «йот».


7

17.10


Слова-тёзки.


8

24.10


Различай и отличай.


9

07.11


Поиск нужного слова.


10

14.11


Многословие.


11

21.11


Каламбур и многозначность.


12

28.11


Тайно слово родилось.


13

05.12


Судьба слова.


14

12.12



Проще простого или сложнее сложного.


15

19.12


Согласуй меня и помни.


16

26.12


Работа над проектом.


17

16.01


Наречие как часть речи.


18

23.01





Образование бывает разным.


19

30.01


Разряд, становись в ряд!


20

06.02


Узнай меня по суффиксу!


21

13.02


Некогда или никогда?


22

20.02


Затруднительное состояние.


23

27.02


Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.


24

05.03


Употреби меня со словом.


25

12.03


То же, так же иль за то?


26

19.03


Соединю простое в сложное.


27

02.04


Уточню, укажу, на вопрос отвечу.


28

09.04


Не могу не знать = я знаю!


29

16.04


Будешь вежлив ты со мной.


30

23.04


«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»


31

30.04


Заговори, чтоб я тебя увидел.


32

07.05


«Стильная речь».


33

14.05


Типы речи или типы в речи.


34

21.05


Итоговое занятие за год.



10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!