Рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам донских писателей и поэтов»
для 3 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам донских писателей и поэтов для 3класса составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Федеральный перечень учебников.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Курс предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями
растительного и животного мира.
Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Курс включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.
В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.
При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.
Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.
Планируемые результаты изучения учебного курса (ФГОС)
Результатом освоения программы является:
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;
- знания музыкальной терминологии;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
-получение новых знаний;
-раскрытие творческих способностей;-знакомство с новыми играми, песнями;
Содержание программы:
Введение
Донской фольклор
Русские поэты о Доне
Сказки донских писателей
Проза донских писателей
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | | Дата проведения |
| Введение 1ч. | | |
1 | Своеобразие курса. Сопоставление произведений русской и донской литературы | 1 | 4.09 |
| Донской фольклор 13ч. | | |
1 | Устное народное творчество Дона. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Сказ «На поле было Куликовом» | 1 | 11.09 |
2 | Донские казачьи былины. Особенности донских былин: связь с казачьими строевыми и походными песнями, краткость сюжета. Сказ «Про городище Кудеярово», | 1 | 18.09 |
3 | Донские народные сказки.«Танюша и мачеха». «Лиса и рак», «Про царицу Лютру», | 1 | 25.09 |
4 | Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое. «Бисиренка». Герои сказки – Ваня и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. | 1 | 2.10 |
5 | Сопоставление со сказкой А.П. Платонова «Волшебное кольцо». «Глупец и жеребец», «Казак и лиса». | 1 | 9.10 |
6 | Сказки о животных. «Одноногий журавль», «Горе-злосчастие» Сказка – «складка», а уму учит. | 1 | 16.10 |
7 | Донские предания, легенды, былички: «Как казак Чига-Чигушу немцу нос утер», «Степан Тимофеевич Разин из острова ушел», «Сан», «Колдунья | 1 | 23.10 |
8 | Особенности жанров. Малые жанры казачьего фольклора. Пословицы и поговорки Отражение жизни казаков в пословицах и поговорках. | 1 | 30.10 |
9-10 | Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы» | 2 | 13.11 20.11 |
11-12 | Легенда о золотых корнях. Разучивание песни «Из-под кочек, из-под пней…»
| 2 | 27.11 4.12 |
13 | Легенда про золотых коней. | 1 | 11.11 |
| Русские поэты о Доне 6ч. | | |
1 | Донские страницы в творчестве А.С.Пушкина. «Был и я среди донцов».И.С.Никитин «Донцам» А.В.Сафронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон» | 1 | 18.12 |
2 | Ю.В.Друнина «В степи» В.М.Гусев «Казак уходил на войну» В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера». | 1 | 25.12 |
3-4 | Стихи поэтов Верхнедонья | 2 | 15.01 22.01 |
5-6 | Творческая мастерская. Проба пера. | 2 | 29.01 5.02 |
| Сказки донских писателей 6ч. | |
|
1 | Много сказок живет на Дону. | 1 | 12.02 |
2 | Сказка «Про Анютины глазки и цветок бессмертник» | 1 | 19.02 |
3 | Сказка «Про Галичью гору» | 1 | 26.02 |
4 | «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». | 1 | 5.03 |
5 | Сказка «Аленкин брод». | 1 | 12.03 |
6 | Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном». | 1 | 19.03 |
| Проза донских писателей 8ч. | | |
1 | Писатели Дона. Презентация. А.С.Серафимович. «Маленький шахтер» | 1 | 2.04 |
2-3 | М.А.Шолохов Слово о писателе. «Жеребенок». Сюжет и герои рассказа. | 2 | 9.04 16.04 |
4 | В.А.Закруткин Слово о писателе. Рассказ «Подсолнух» | 1 | 23.04 |
5 | Н.С. Оганесов «Мальчик на качелях» (Фрагменты) | 1 | 30.04 |
6 | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | 7.05 |
7 | Подготовка праздника «Казачьи посиделки» | 1 | 14.05 |
8 | Праздник «Казачьи посиделки» | 1 | 21.05 |
| | 34ч. | |