СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "По страницам донских писателей и поэтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "По страницам донских писателей и поэтов"»

Рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам донских писателей и поэтов»

для 3 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «По страницам донских писателей и поэтов для 3класса составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.

Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Федеральный перечень учебников.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Курс предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.


Цели и задачи:

Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями

растительного и животного мира.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Курс включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.

В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.

При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.

Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.











Планируемые результаты изучения учебного курса (ФГОС)

Результатом освоения программы является:
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;
- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;
- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- знания музыкальной терминологии;
- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;
- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.
-получение новых знаний;
-раскрытие творческих способностей;-знакомство с новыми играми, песнями;



Содержание программы:
Введение
Донской фольклор
Русские поэты о Доне
Сказки донских писателей
Проза донских писателей































Календарно – тематическое планирование

п/п

Темы занятий


Дата проведения


Введение 1ч.



1

Своеобразие курса. Сопоставление произведений русской и донской литературы

1

4.09


Донской фольклор 13ч.




1

Устное народное творчество Дона. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Сказ «На поле было Куликовом»

1

11.09

2

Донские казачьи былины. Особенности донских былин: связь с казачьими строевыми и походными песнями, краткость сюжета.
Сказ «Про городище Кудеярово»,

1

18.09

3

Донские народные сказки.«Танюша и мачеха». «Лиса и рак», «Про царицу Лютру»,

1

25.09

4

Выражение нравственного идеала народа в сказке, представление о положительном герое. «Бисиренка». Герои сказки – Ваня и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью.

1

2.10

5

Сопоставление со сказкой А.П. Платонова «Волшебное кольцо». «Глупец и жеребец», «Казак и лиса».

1

9.10

6

Сказки о животных. «Одноногий журавль», «Горе-злосчастие»
Сказка – «складка», а уму учит.

1

16.10

7

Донские предания, легенды, былички: «Как казак Чига-Чигушу немцу нос утер», «Степан Тимофеевич Разин из острова ушел», «Сан», «Колдунья

1

23.10

8

Особенности жанров. Малые жанры казачьего фольклора. Пословицы и поговорки Отражение жизни казаков в пословицах и поговорках.

1

30.10

9-10

Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы»

2

13.11

20.11

11-12

Легенда о золотых корнях. Разучивание песни «Из-под кочек, из-под пней…»

2

27.11
4.12

13

Легенда про золотых коней.

1

11.11


Русские поэты о Доне 6ч.



1

Донские страницы в творчестве А.С.Пушкина. «Был и я среди донцов».И.С.Никитин «Донцам» А.В.Сафронов «Мы с тобою из Ростова», «Вот снова Дон»


1

18.12

2

Ю.В.Друнина «В степи» В.М.Гусев «Казак уходил на войну» В.Г.Калмыков «Хороши на Дону вечера».

1

25.12

3-4

Стихи поэтов Верхнедонья

2

15.01
22.01

5-6

Творческая мастерская. Проба пера.

2

29.01
5.02


Сказки донских писателей 6ч.




1

Много сказок живет на Дону.


1

12.02

2

Сказка «Про Анютины глазки и цветок бессмертник»

1

19.02

3

Сказка «Про Галичью гору»

1

26.02

4

«Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице».

1

5.03

5

Сказка «Аленкин брод».

1

12.03

6

Литературная сказка «Сказка о песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

1

19.03


Проза донских писателей 8ч.



1

Писатели Дона. Презентация.
А.С.Серафимович. «Маленький шахтер»

1

2.04

2-3

М.А.Шолохов Слово о писателе. «Жеребенок». Сюжет и герои рассказа.

2

9.04
16.04

4

В.А.Закруткин Слово о писателе. Рассказ «Подсолнух»

1

23.04

5

Н.С. Оганесов «Мальчик на качелях» (Фрагменты)

1

30.04

6

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

7.05

7

Подготовка праздника «Казачьи посиделки»

1

14.05

8

Праздник «Казачьи посиделки»

1

21.05



34ч.



























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!