СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность " Наглядная геометрия"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность " Наглядная геометрия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых городского округа Самара



РАССМОТРЕНО

Председатель МО

__________ Т.И. Никитина

Протокол от 20.06.14 № 5

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УМР

_________ С.Ф. Кузнецова

27.08.14

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы № 25

___________ Н.А. Горюнов

Приказ от 29.08.14 № ____





Рабочая программа по

внеурочной деятельности

«Наглядная геометрия в 1-4 классах»



Составители:

учителя МБОУ СОШ № 25 г.о. Самара

Никитина Н.А.

Никитина Т.И.

Макарова Н.В.

Нуреева Г.Г.

Манахова Т.А.

Ненашева И.В.

Чеботарёва И.В.

Карпова Н.Н.

Гниломёдова Э.В.

Гарифуллина Г.М.

Сорокина С.С.

Куприянова В.В.






Рабочая программа по

внеурочной деятельности

МБОУ СОШ № 25

Наглядная геометрия



1. Пояснительная записка.


Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Актуальной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся. Геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования. Историческая геометрия является «матерью» всей сегодняшней математики. Сам процесс изучения геометрии имеет большое влияние на общее развитие личности :формирование мыслительных процессов, восприятия, воображения, памяти, внимания.

Геометрический материал в высшей степени соответствует ведущему в младшем школьном возрасте виду мышления - образному, поэтому так необходимо развивать образное и пространственное мышление младших школьников.

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование.

Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников.





Программа составлена на основе программы Н.Б. Истоминой ,З.Б. Редько

« Наглядная геометрия 1-4 класс».




Курс рассчитан на 1 час в неделю: 1 класс - 33 ч., 2-3 классы – 34 ч.


Цель программы: Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.


Задачи :

Создать систему внеурочной работы.

Развивать массовые, групповые и индивидуальные формы внеурочной деятельности.

Организовать систему исследовательской работы учащихся.



Ведущие формы деятельности:

Викторины, познавательные игры и беседы.

Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны).

Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.

Изучение нового, беседы, диспуты.


Программа построена на принципе активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.



2. Содержание материала:


Название раздела

Количество часов


всего

аудиторных

внеаудиторных

1 класс

Пространственные представления.

4 ч

2 ч

2 ч

Дороги в стране «Геометрии».

7 ч

3 ч

4 ч

Геометрические фигуры.

11 ч

7 ч

4 ч

Конструирование.

11 ч

6 ч

5 ч

Всего:

33 ч

18 ч

15 ч

2 класс

Виды линий

8 ч

3 ч

5 ч

Угол. Виды углов.

3 ч

2 ч

1 ч

Геометрические фигуры.

12 ч

6 ч

6 ч

Окружность.

11 ч

6 ч

5 ч

Всего:

34 ч

17 ч

17 ч

3 класс

Геометрические фигуры.

3 ч

2 ч

1 ч

Окружность.

4 ч

2 ч

2 ч

Построения на нелинованной бумаге.

7 ч

3 ч

4 ч

Площадь фигур.

5 ч

3 ч

2 ч

Плоскость. Угол. Числовой луч.

7 ч

4 ч

3 ч

Множество и его элементы.

8 ч

5 ч

3 ч

Всего:

34 ч

19 ч

15 ч

4 класс

Алгоритмы.

4 ч

2 ч

2 ч

Треугольники.

1 ч

-

1 ч

Площадь.

2 ч

1 ч

1 ч

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

15 ч

9 ч

6 ч

Координатная плоскость.

4 ч

2 ч

2 ч

Осевая симметрия.

8 ч

3 ч

5 ч

Всего:

34 ч

17 ч

17 ч


1-4 класс



1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.

3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.


4. Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).


5. Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.

6. Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).

7.Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

8. Сходство и различие прямой и кривой.

9. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

10. Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

11. Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

12.Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

13. Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.

14. Использование циркуля для получения деталей аппликации («Снеговик», «Слоненок» и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.

15. Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.

16. Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).

17. Симметричный орнамент в круге и квадрате.

18. Представление о геометрическом теле.

19. Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

20.Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры «Угадай, какая фигура, как она стояла?» и «Поставь так же, как на рисунке».



3. Тематическое планирование (приложение № 1-4)


4. Предполагаемые результаты реализации программы:


1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни);

приобретение школьниками самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;

о логике и правилах проведения научного исследования; проявление самостоятельной творческой активности.


2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ):

развитие ценностных отношений к родной культуре и природе, родному Отечеству ,знаниям ,миру, людям, своему внутреннему миру.


3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) : школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности ; принимать участие во внешкольных акциях познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) ; предметных неделях, праздниках, конкурсах импровизировать ; приобретет опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


В конце обучения дети будут:

1) иметь представления о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием «от угла»; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.


5. Информационно-методическое обеспечение программы :


  1. Жильцова Т.В., Обухова Л.А. Поурочные разработки по наглядной геометрии: 1-4 класс.- М.: ВАКО, 2004.

  2. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии. – 2-е изд.-М.: Педагогика, 1994.

  3. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 2-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

  4. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 3-ем классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

  5. Белошистая А.Н.Наглядная геометрия во 4-ом классе четырехлетней начальной школы. Методическое пособие для учителя . Мурманск: НИС «Пазори», 2001.

  6. Ушакова Т.В.Геометрические задания и задачи для младших школьников. СПб: ЛИТЕРА, 2006

  7. Задачи на сообразительность .М.:АСТ –ПРЕСС, 1999 .

  8. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  9. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  10. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс / сост. Е.В. Языканова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  11. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1- 4-е изд. , перераб. – М.

Просвещение , 2010.- (Стандарты второго поколения ).


Н.Б.»Наглядная геометрия 1- 4 класс» Н.Б.Истомина, З.Б. Редько Начальная школа .

В 2 ч. Ч .1-4-е изд.,перераб.- М. Просвещение ,2010.


Тематическое планирование «Наглядная геометрия»

1 класс (33 ч)

п/п


Кол-во часов

Название раздела

Тема и содержание занятия


Характеристика основных видов деятельности ученика.

1

1

Путешествие в страну Геометрию. Веселая точка.

Знакомство с геометрической фигурой – точкой. Формирование умений ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

Беседа, практическое занятие с линейкой ,загадки о геометрических инструментах. Игра «Помогите точке..» - ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

- ставить точки на определённом расстоянии друг от друга.

- изображать точками узор

2

1

Цвета радуги.

Формировать представления детей об очередности цветов радуги .Развитие зрительных ощущений.

Свободное творчество :изображать цвета радуги пластилином, цветными карандашами. Сказка о малыше Гео.

3

1

Пространственные представления «слева,справа, между»

Формировать представление о пространственных отношениях «слева - справа» , «между» ,уточнить у учащихся представления об отношениях «за- перед», «над -под» , «ближе- дальше» и изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунку.

Практическое занятие : «Раскрась по заданию».

Игра-инсценировка «Репка»

4

1

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе .»

5

1

Дороги в стране «Геометрии».

Линии. Прямая линия и ее свойства.

Пересекающиеся и непересекающиеся прямые.

Игры с геометрическими палками.


6

1

Отрезок. Имя отрезка.

Отрезок – часть прямой. Обозначение отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Пересечение отрезков. Точки пересечения.

.

Стихотворение об отрезке. Сказка про отрезок.

7

1

Классификация фигур по размеру и форме.

Сравнивать геометрические фигуры по форме, величине (размеру).

Практическое занятие: оригами «Воздушный змей».

Игра «Найди лишнее».

8


1

Луч. Солнечные и несолнечные лучи.

Луч. Лучи горизонтальные, вертикальные, наклонные. Пересечение лучей.

Уточнить разницу между солнечными и несолнечными лучами.

Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком.


- изображать лучи на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

9

1

Точка. Прямая.

Угол – два луча, выходящие из одной точки. Вершина угла. Его стороны. Виды углов. Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок , луч, угол.

Практическое занятие.

- строить углы на бумаге и сгибанием листа , строить острые, прямые, тупые углы с помощью палоче.

Игра на внимание.

10

1

Прямая. Кривая.

11

1

Угол. Виды углов.

12

1

Геометрические фигуры.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, многоугольники.

Изготовить геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация).

Игра «Сложи фигуру».

- изготовлять геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация). .

-геометрическая мозаика.

13

1

Знакомство с геометрической мозаикой.

14

1

Линия замкнутая и незамкнутая.

Уточнить представление «незамкнутая линия», «замкнутая линия» .

Свободное творчество : аппликация.


15

1

Треугольники.

Треугольники. Имя треугольника. Условия построения треугольника. Виды треугольников. Вершины, стороны, углы. Периметр треугольника.

Игра – путешествие в город треугольников.

Головоломка.

- определять связь между названием треугольника и названием угла - «начальника»;

- видеть треугольную форму в предметах окружающей обстановки (морковь).

16

1

Типы треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)



17

1

Четырёхугольники.

Четырёхугольники. Имя четырёхугольника. Условия построения четырёхугольника.

Виды четырёхугольников.


Игра – путешествие в город четырехугольников.

Практические задания : аппликация из четырехугольников.

18


1

Четырехугольники.

19




1

Танграмм

Знакомство с древней Китайской головоломкой.

Головоломка.

- составление картинки с заданным разбиением на части.

20

1

Прямоугольник.

. Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Вершины, стороны, углы.

Распознавание геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, прямоугольник.

Игра «Закрой окошки». Выполнение рисунка из геометрических фигур и его закрашивание.


21


1


Прямоугольник.

22

1



Квадрат.

Уточнить признаки квадрата. Квадрат – подмножество прямоугольников. Основные свойства квадрата.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники

Игра «Сложи квадрат « задания на смекалку «Дострой квадрат»- моделировать квадраты из пластилина, проволоки;

- получать квадрат загибанием «от угла»;



23-24



2.

Волшебные гвоздики

(штырьки) на Геоконте.

Формировать пространственные представления.

Знакомство с названием (именами) гвоздиков –штырьков .Уточнить ,сколько гвоздиков на каждом

луче ,откуда берет начало счет. Дать имя гвоздику

в центре (середине) поляны на Геоконте.


Проект «Мишка в лесу» .




25

1

Конструирование лесенки.

Формирование умения конструировать из геометрических фигур лесенку , буквы.

Свободное творчество. Конструировать лесенки ,буквы.


Проект «Аппликация из геометрических

фигур».



Свободное творчество. Выставка Работ.




26

1

Конструирование букв.

27

1

Целое и части..

Развивать процессы внимания памяти. Сравнивать, анализировать, объединять части в целое ,выстраивать логические связи и зависимости. Составлять эталонные и другие геометрические фигуры из частей.

28


1

Целое и части.

29

1

Конструирование.

Знакомство с набором «Конструктор». Изготовление изделий по схемам.

30-31

2

Конструирование.

32-33


2

Викторина «Что я знаю?»

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия,треугольник,четырехугольники.

Проверочные задания. Графический диктант.


Тематическое планирование «Наглядная геометрия»

2 класс (34 ч)


Кол-во часов


Название раздела

Тема и содержание занятия


Характеристика основных видов деятельности ученика.

1

1.

Точка, обозначение точек, виды линий.

Продолжить работу с геометрической фигурой – точкой. Формирование умений ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

Практическое занятие :

- ориентироваться на нелинованном листе бумаги.

- ставить точки на определённом расстоянии друг от друга.

- изображать точками узор

Игра «Помогите точке».

2

1.

Прямая и её свойства. Обозначение прямой.

Формировать представления детей о прямой линии как бесконечном множестве точек. Обозначение прямых.

Горизонтальные, вертикальные, наклонные прямые линии.

Практическое занятие : чертить с помощью линейки горизонтальную (вертикальную, наклонную) прямую;

3

1.

Кривая линия. Точки пересечения кривых линий.

Знакомство с понятием кривая линия. Кривые замкнутые и незамкнутые. Точки пересечения кривых линий

Познакомить с понятием внутренняя область и граница объекта, внешняя область

Формирование умения находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге.

Практическое занятие :

- изображать кривую линию на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

Игра «Лабиринт».

- находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге

4

1.

Замкнутые и незамкнутые линии. Область и граница. Лабиринт.

5

1.

Прямая и кривая. Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых.

Пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Пересечение прямых. Точки пересечения. Обозначение точек пересечения латинскими буквами.

Практическое занятие :

- чертить с помощью линейки горизонтальную (вертикальную, наклонную) прямую, пересекающиеся и непересекающиеся прямые;

- находить точки пересечения прямых, обозначать их латинскими буквами

6

1.

Отрезок. Обозначение отрезков. Сравнение.

Отрезок – часть прямой. Обозначение отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся отрезки. Пересечение отрезков. Точки пересечения. Обозначение точек пересечения латинскими буквами. Сравнение и упорядочивание объектов по длине. Единицы длины (миллиметр, сантиметр). Соотношение между ними.

.

Практическое занятие :

- чертить с помощью линейки горизонтальный (вертикальный, наклонный) отрезок заданной длины на линованной и нелинованной бумаге.

Сказка про отрезок. (просмотр)

7

1.

Ломаная. Длина ломаной. Виды ломаных.

Ломаная линия, звенья ломаной. Ломаные замкнутые и незамкнутые. Построение ломаных линий.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, ломан

Практическое занятие :

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;

- чертить с помощью линейки ломаную линию, состоящую из отрезков заданной длины;

- измерять длину ломаной с помощью линейки и циркуля;

- видеть ломаные в предметах окружающей среды и геометрических фигурах .

8

1.

Луч. Обозначение лучей. Нахождение лучей в сложных конфигурациях..

Луч. Лучи горизонтальные, вертикальные, наклонные. Пересечение лучей.

Уточнить разницу между солнечными и несолнечными лучами.

Свободное творчество

- чертить с помощью линейки пересекающиеся (непересекающиеся) лучи;

- изображать лучи на плоскости при помощи вычерчивания, конструирования из ниток, пластилина.

9

1.

Угол. Вершина угла. Его стороны.

Угол – два луча, выходящие из одной точки. Вершина угла. Его стороны. Виды углов. Прямой угол. Острый угол. Тупой угол. Развёрнутый угол. Обозначение углов. Сравнение развёрнутого угла с прямой линией.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, ломаная, луч, угол.

Практическое занятие :

- уметь строить углы на бумаге и сгибанием листа;

- уметь сравнивать углы наложением друг на друга

- уметь строить на линованной и нелинованной бумаге острые, прямые, тупые углы с помощью линейки и угольника.

10

1.

Прямой угол. Задачи на построение прямого угла.

11

1.

Острый угол. Тупой угол.

Развёрнутый угол и прямая линия. Задачи на построение углов.

12

1.

Геометрические фигуры. Выполнение геометрического орнамента.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, многоугольники.

Изготовить геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация).

Практическое занятие :


- изготовлять геометрический орнамент в полосе, квадрате, круге (аппликация).

.

Выставка работ «Геометрическая мозаика».

13

1.

Практическая работа. Выполнение геометрического орнамента. Знакомство с геометрической мозаикой.

14

1.

Многоугольники

Виды многоугольников. Построение многоугольников на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине). Периметр многоугольника. Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Практическое занятие :

- строить многоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине);

- вычислять периметр многоугольника;

- различать выпуклые и невыпуклые многоугольники;

- чертить с помощью линейки отрезки заданной длины;

- измерять длину заданного отрезка.

15

1

Треугольники.

Треугольники. Имя треугольника. Условия построения треугольника. Виды треугольников. Вершины, стороны, углы. Периметр треугольника.

Свободное творчество :

- строить треугольники на бумаге и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине), пластилина, проволоки

-видеть треугольную форму в предметах окружающей обстановки (морковь)

Игра «Заметить все».




16

1.

Типы треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный)



17

1.

Четырёхугольники.

Четырёхугольники. Имя четырёхугольника. Условия построения четырёхугольника.

Виды четырёхугольников. Вершины, стороны ,углы.

Периметр четырёхугольника. Распознавание и изображение изученных фигур :

точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Игра – исследование :

- строить четырёхугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек (равных и неравных по длине), пластилина, проволоки;

- вычислять периметр четырёхугольника;

18


1.




Трапеция.

19



1.

Прямоугольник.

Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Вершины, стороны, углы. Периметр.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Практическое занятие :

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника;

20

1.

Квадрат, особенности квадрата.

Уточнить признаки квадрата. Квадрат – подмножество прямоугольников. Основные свойства квадрата.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники. Вычисление периметра многоугольника.

Практическое занятие :

- вычерчивать квадраты на линованной и нелинованной бумаге;

- моделировать квадраты из пластилина, проволоки;

- получать квадрат загибанием «от угла»;

- вычислять периметр квадрата и других многоугольников;


21



1.

Получение квадрата загибанием «от угла». Оригами. Рыбка. Лодочка.

22



1.

Ромб.

Ромб. Вершины, стороны, углы. Периметр ромба.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Свободное творчество :

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника;

23







1.

Периметр многоугольников.

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники.

Нахождение периметра многоугольников.

Игра – путешествие :

- строить прямоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

- вычислять периметр прямоугольника, квадрата, многоугольников;

- чертить с помощью линейки геометрические фигуры, состоящие из отрезков заданной длины;



24


1.


Окружность и круг.

Круг. Признаки круга. Окружность. Место положения окружности по отношению к кругу. Отличие круга от окружности.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Математическая сказка «Приключения Колобка».

Практические занятия :

- строить окружности, фигуры и узоры на бумаге (линованной и нелинованной);

- получать диаметр и сектора окружности сгибани

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- пользоваться циркулем при вычерчивании окружности;

- моделировать из бумаги (кругов) подвесных шаров.




Составление орнамента. Выставка работ.

25


1.

Практическая работа. Построение окружностей.

26


1.

Диаметр круга и его свойства.

Диаметр и радиус окружности. Получение диаметра и сектора круга с помощью сгибания.

Формирование умения строить окружности по заданным радиусу и диаметру.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Моделирование из бумаги (кругов) подвесных шаров

27



1.

Радиус круга и его свойства.

28


1.

Понятие о точках пересечения окружностей. Работа циркулем.

Точки пересечения окружностей.

Концентрические окружности.

Вычерчивание фигур и узоров с помощью циркуля.

Составление симметричного орнамента в круге.

29

1.

Узоры из кругов.

30



1.

Практическая работа. Деление круга на части.

Деление круга на части. Вычерчивание «розеток»

Практическое занятие :

- пользоваться изученной математической терминологией;

- работать циркулем;

- делить окружность на равные части.

31

1.

Касательная.

Освоение понятия «касательная линия». Условия её построения.

Свободное творчество :

- строить касательную к окружности через заданную точку

32

1.

Симметричные фигуры.

Ось симметрии. Симметричные фигуры.

Получение оси симметрии способом сгибания.

Симметричные узоры. Симметрия в окружающем мире.

Составление симметричного орнамента в круге.

Практическое занятие

- пользоваться изученной математической терминологией;

- получать ось симметрии способом сгибания;

- находить в предметах окружающей среды симметричные фигуры;

- строить на линованной бумаге симметричные фигуры, узоры

33



1.

Практическая работа. Построение симметричных фигур.

34


1.


Геометрический КВН

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, многоугольники. Вычисление периметра многоугольника.

Соревнование –игра :

- пользоваться изученной математической терминологией;

- работать циркулем;

- делить окружность на равные части.







Тематическое планирование «Наглядная геометрия»

3 класс (34 ч)


Кол-во часов

Название раздела

Тема и основное содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика.

1.

1.

Повторение изученного во 2 классе

Распознавание и изображение изученных геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, круг, касательная, многоугольники.

Игра «Угадай-ка» ,практическое задание :

- строить многоугольники на бумаге (линованной и нелинованной) и на плоскости с помощью палочек пластилина, проволоки;

Практические задания :

- чертить с помощью линейки геометрические фигуры, состоящие из отрезков заданной длины;

- распознавать изученные геометрические фигуры: точка, прямая, отрезок, угол, ломаная линия, окружность, круг, многоугольники;

2.

1.

Геометрическое тело и геометрическая фигура

Узлы и зацепления

Геометрическое тело и геометрическая фигура.

3.

1.

Типы криволинейных геометрических фигур на плоскости

Окружность и полуокружность. Пересекающиеся, непересекающиеся, касательные линии.


- пользоваться изученной математической терминологией;

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- строить полуокружность;

- сравнивать отрезки;

- преобразовывать именованные числа.

4.

1.

Радиус и диаметр окружности.

Радиус и диаметр окружности.

Составлять узоры из окружностей.

Выставка узоров.

5.

1.

Использование геометрических фигур для иллюстрации долей величины. Сектор круга. Сегмент.

Сектор круга. Сегмент круга. Расположение в круге.

Их отличие.

Изготовление модели долей.

Практические задания

- строить окружности по заданным радиусу и диаметру;

- пользоваться чертёжными инструментами и принадлежностями;

6.

1.

Параллельные и перпендикулярные прямые.

Построение непересекающихся (параллельных) и перпендикулярных прямых.

Свойства прямоугольника (противоположные стороны параллельны).

Игра «Железная дорога».

- отрезки помогают починить железную дорогу.


Задания на смекалку :

-дорисуй заданную фигуру;

-сложи фигуру.

7.

1.

Четырёхугольники: Ромб. Квадрат. Прямоугольник.

Свойства квадрата, прямоугольника и ромба (противоположные стороны равны и параллельны).

Свойства квадрата, прямоугольника (смежные стороны равны и перпендикулярны).

8.

1.

Построения на нелинованной бумаге. Перпендикулярные прямые. Построение прямого угла, прямоугольника и квадрата..

Закрепить знания о разных видах углов.

Вычерчивание геометрических фигур с помощью чертёжных инструментов.

Основные свойства противоположных сторон прямоугольника и квадрата.


Практическое занятие :

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- строить непересекающиеся (параллельные) и пересекающиеся (перпендикулярные) прямые;

- строить прямой угол, прямоугольник, квадрат на нелинованной бумаге;

- проводить диагонали в геометрических фигурах.

9.

1.

Диагонали многоугольника.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

Понятие о диагонали геометрической фигуры.

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

Нахождение периметра многоугольника.

10.

1.

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток»

Деление окружности на 4, 6 равных частей. Вычерчивание «розеток».

Свободное творчество :

- делить окружность на 4, 6 равных частей;

- выполнять узоры из окружностей.

11.

1.

Решение топологических задач.

Моделирование из бумаги.Оригами. Волк.

Учить составлять топологический план местности.

Показать отличие плана от рисунка.

Моделирование из бумаги.

Игра- исследование :

- видеть геометрические фигуры в окружающей действительности;

- моделировать из бумаги (оригами).

12.

1.

Многоугольники выпуклые и невыпуклые.

Познакомить с видами многоугольников.

Построение замкнутых ломаных, выпуклых и невыпуклых многоугольников.

Нахождение периметра многоугольников.

Практическое занятие :

- строить замкнутые ломаные, выпуклые и невыпуклые многоугольники;

- находить периметр многоугольников.

13.

1.

Периметр многоугольника. Формулы периметра.

Нахождение периметра многоугольник а по формулам






14.

1.

Периметр треугольника. Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Нахождение периметра многоугольника и треугольника.

Построение равнобедренного и равностороннего треугольников.

Сравнение и преобразование именованных чисел.

Древнегреческий учёный Евклид.

Словарная работа: периметр, перпендикуляр, равносторонний, равнобедренный.

Учебный фильм.

- задания на смекалку «Дострой фигуру».

Практическое занятие:

- строить равносторонние и равнобедренные треугольники при помощи перпендикуляра и циркуля;

- находить периметр многоугольников;

- сравнивать и преобразовывать именованные числа.


15.

1.

Площадь фигуры.

Познакомить с понятием площади.

Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный миллиметр, квадратный метр).

Способы нахождения площади фигуры.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации.

Формула нахождения площади: S = а∙ в

Творческая мастерская :

-изготовление палетки;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

Конкурс «Измерь площадь»

- находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;


16.

1.

Площадь фигуры. Измерение площади палеткой.

17.

1.

Нахождение площади равностороннего и прямоугольного треугольника.

18.

1.

Вычисление площади фигур сложной конфигурации.

19.

1.

20.

1.

Плоскость

Общее представление о плоскости и полуплоскости.

Просмотр учебного фильма.

21.

1.

Угол. Угловой градус.

Ввести единицу измерения угловой градус.

Познакомить детей с транспортиром.

Учить строить углы по градусной мере.

Дать понятия развёрнутого, вертикального, смежного углов.

Игра «Найди лишнее»

- пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями, транспортиром;

- строить углы по градусной мере;

Знать: понятия развёрнутого, вертикального, смежного углов.

22.

1.

Числовой луч.

Познакомить с понятием числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Игра «Кто быстрей расставит стрелки?»


- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче.

23.

1.

Сетки.

Составление узоров по клеточкам.

Познакомить с построением координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Организовать игру «Морской бой».


Игра «Составь узор».

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче;

Игра : «Морской бой»

24.

1.

Сетки. Игра «Морской бой»

25.

1.

Домино. Тримино. Тетрамино. Пентамино.

Домино- фигура из двух квадратов.

Тримино - фигура из трёх квадратов.

Тетрамино - фигура из четырёх квадратов.

Пентамино. - фигура из пяти квадратов.

Творческая мастерская :

- изготовить домино, тримино, тетрамино, пентамино.

-составлять узоры по клеткам;

- повторять и усложнять изображаемый предметы.

26.

1.

Пересечение геометрических фигур

Дать понятия о пересечении геометрических фигур.

Игра «Заметить все !»

27.

1.

Множество и его элементы. Обозначение множества.

Множество и его элементы. Обозначение множества


Задание множества перечислением.



Пустое множество.


Равные множества. Число элементов множество.

.

Диаграмм Венна.



Пересечение множеств. Объединение множеств.


Практическое занятие :


- задавать множество перечислением;


- чертить диаграмму Венна;

- обозначать элементы множества;

- обозначать пустое множество;

- изображать пересечение и объединение множеств.

знаком :


Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»



Праздник.

28.

1.

Задание множества перечислением и свойством. Равные множества. Число элементов множества.

29.

1.

Пустое множество.

30.

1.

Подмножество. Знаки  и 

31.

1.

Разбиение множеств на части по свойствам (классификация)

32.

1.

Диаграмма Венна.

33.

1.

Пересечение множеств. Знак ∩. Свойства пересечения множеств

34.

1.

Урок – праздник «Хвала

Геометрии.»





Тематическое планирование «Наглядная геометрия»

4 класс (34 ч)

Кол-во часов

Название раздела


Тема и содержание занятия

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

1

1.

Повторение изученного в 3 классе

Повторить и откорректировать знания детей.

Практическое занятие :

- составлять узоры по клеткам;

- повторять и усложнять изображаемый предмет;

- задавать множество перечислением;

- чертить диаграмму Венна;

- обозначать элементы множества;

- обозначать пустое множество;

- изображать пересечение и объединение множеств.


2

1.

Программа действий. Алгоритм.

Алгоритм. Виды алгоритмов.

Учебный фильм.

- знакомство с математической терминологией;

- пользоваться алгоритмом.

3

1.

Программа с вопросами. Виды алгоритмов

4

1.

Работа по алгоритму.

5

1.

Равносторонний и равнобедренный треугольники. Построение треугольников.

Высота треугольника. Биссектриса.

Практическое занятие :

- пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться алгоритмом;

- строить равносторонний и равнобедренный треугольники.

6



7

1



1

Площадь.

Вычисление площади фигуры сложной конфигурации.

Способы нахождения площади фигуры сложной конфигурации .Формула вычисления площади.

Единицы измерения площади.

Назначение палетки.


Измерительные работы на местности:


- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- находить периметр и площадь многоугольников с помощью формул и палетки;

- находить площадь равностороннего и прямоугольного треугольников;

- находить площадь фигур сложной конфигурации;


8.

1.

Плоские и объёмные геометрические фигуры.

Различие между плоскими и объёмными фигурами.

Игра «Узнай по развертке».


Конструирование :


- конструирование геометрических фигур из отдельных

частей;


- конструировать объёмное тело из пластилина, проволоки, бумаги


-работа с наборами «Сложи фигуру.»


- находить площадь полной поверхности геометрического тела;

- изготавливать игральный кубик для настольных игр;


Настольные игры.



- мысленно и на чертеже делить геометрическое тело на части и видеть в нём новые элементы;


- анализировать геометрические формы.

9.

1.

Объемные геометрические фигуры. Куб.

Объёмная геометрическая фигура – куб.

Развёртка куба.

Площадь полной поверхности куба.

Изготовление игрального кубика для настольных игр.

10

1.

Куб. Площадь полной поверхности куба.

11

1.

Знакомство со свойствами игрального кубика.

12

1.

Объемные геометрические фигуры. Прямоугольный параллелепипед .

Объёмная геометрическая фигура – прямоугольный параллелепипед.

Развёртка прямоугольного параллелепипеда.

Площадь полной поверхности прямоугольного параллелепипеда.

13.

1.

Объемные геометрические фигуры. Цилиндр.

Объёмная геометрическая фигура – цилиндр.

Развёртка цилиндра.

14

1.

Объемные геометрические фигуры. Конус.

Объёмная геометрическая фигура – конус.

Развёртка конуса.

15

1.

Объемные геометрические фигуры. Пирамида.

Объёмная геометрическая фигура – пирамида. Виды пирамид.

Развёртка пирамиды. Высота пирамиды.

Египетские пирамиды. Пирамиды в Канаде.

16

1.

Объемные геометрические фигуры. Шар.

Объёмная геометрическая фигура- шар.

17

1.

Объемные геометрические фигуры (тела)

Повторить и откорректировать знания детей по теме.

18

1.

Объём фигур.

Познакомить с формулой объёма фигур.

Единицы измерения объёма.

V = а∙а∙а; V = а∙в∙с

Учебный фильм.

- знакомство с математической терминологией;

-игра «Танграмм»

19

1.

Объём куба. Объём прямоугольного параллелепипеда.

20-21

2.

Решение задач .

Решение задач на нахождение

площади ,периметра, объема с

использованием формул.

Блиц-турнир «Кто правильнее»

- пользоваться изученной математической терминологией;

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам;

-логические задачи.

22

1.

Числовой луч.

Понятие числового луча, единичного отрезка, координаты точки.

Учить определять координаты точки и строить их на числовом луче.

Графический диктант.

- пользоваться чертёжными принадлежностями

- определять координаты точки;

- строить точки на числовом луче.

23

1

Сетки. Координатная плоскость.

Повторить построение координаты на луче.

Познакомить с понятием упорядоченной пары чисел на плоскости для обозначения координат.

Учить ориентироваться по координатам точек на плоскости.

Познакомить с координатным углом, осью ординат и осью абсцисс.

Исследовательский проект :

- пользоваться изученной математической терминологией;

- пользоваться чертёжными принадлежностями;

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки;

- ориентироваться по координатам точек на плоскости;

- строить точки на числовом луче;

- строить координатный угол;

- читать и записывать названные координатные точки с помощью пары чисел;

- строить фигуры на координатном угле с помощью пары чисел.

24

1

Координатная плоскость.

25

1

Координатная плоскость. Построение фигур по заданным точкам.

26

1

Практическая работа. Построение фигур по заданным точкам.

27

1

Осевая симметрия.

Дать представление о симметрии в окружающем мире;

Познакомить с осевой симметрией на плоскости;

познакомить учащихся с осевой симметрией, рассмотреть ее, как свойство некоторых геометрических фигур; научить строить точки и простейшие геометрические фигуры, симметричные относительно оси; распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией.

Учебный фильм.



Игра «Продолжи узор»





Аппликация из симметрических фигур.



Выставка работ.



- строить точки и простейшие геометрические фигуры,


симметричные относительно оси;



- распознавать фигуры, обладающие осевой симметрией;



- узоры из окружностей


28

1

Симметричные фигуры

Познакомить с симметрией как преобразованием фигур на плоскости;

познакомить школьников с симметричными фигурами;

научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур;;

учить строить симметричные фигуры;

повторить прием симметричного вырезания;

повторить материал о перпендикулярных линиях, вертикальных и горизонтальных.

29

1

Практическая работа. Построение точек и фигур, симметричных данным.

30

1

Практическая работа. Построение симметричных фигур.

31

1

Поворотная симметрия.

Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире; показать важную, исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира и в человеческом творчестве.



32




1

Обобщение изученного материала. Решение геометрических задач.



Повторить и откорректировать знания детей







Практическое занятие :

- находить периметр, площадь, объём фигур по формулам.

- составлять узоры по клеткам;

- определять координаты точки

- строить координатный угол






33-34

2

Предметная олимпиада.




Проверка знаний по геометрии.




Олимпиада.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!