Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение « Фентисовская основная общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
Утверждено на Введено в действие: педагогическом совете приказом №______ от Протокол №______ «_____» « __________» 2021 г. от «____» « ______» 2021г. директор школы:
__________ /Кожевникова В.Т./
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
(направление: общеинтеллектуальное)
Уровень образования Начальное общее образование
Класс 4
Срок реализации 1 год
Составитель Боева Ю. А.
с. Фентисово 2021г.
Структура рабочей программы
Пояснительная записка.
Результаты освоения учебного предмета.
Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности.
Тематическое планирование.
Лист корректировки рабочей программы.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.
-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Программа «Хочу всё знать!» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.
Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.
Задачи:
воспитание коммуникативной культуры школьников;
развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
развитие устной и письменной связной речи учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
обучение приемам поисковой и творческой деятельности.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Занятия по данной программе позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
К моменту перехода в среднюю школу дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать закономерности. Содержательно-логические задания на базе изучаемых предметов в начальной школе, материал, повышающий интерес к предметам, дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки. Это создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов. Загадки активизируют мышление ребёнка и помогают успешнее решать задачу его всестороннего развития. Ведь загадки - это соревнование на смекалку, дающее большие возможности для наблюдения за окружающим миром, удивительная игра, тренирующая внимание и память, развивающая любознательность. Кроссворды, составленные по одному литературному произведению, не вызывают больших сложностей при разгадывании. Нивелировать кажущуюся сложность литературных кроссвордов призваны так называемые «Кроссворд-тесты». При ответе на вопросы из трёх возможных вариантов нужно выбрать правильный. К тому же в данном случае ребёнок может найти нужное слово методом подбора, и в этом нет ничего плохого. Успешность учёбы в школе зависит от уровня развития интеллекта учащегося. Интеллект по-разному развивается в процессе учёбы. Его можно оценить в процессе тестирования, во время интеллектуальной игры. Интеллектуальная игра - такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека, его ума. Цели проведения таких игр разнообразны: проверить уровень полученных знаний; стимулировать самостоятельное изучение материала (чтение литературы, посещение музея, консультации специалистов и т. д. ).
Результаты освоения учебного предмета
Содержание программы «Хочу всё знать», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися программы:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
предвосхищать результат.
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
концентрация воли для преодоления интеллектуальных.
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
установление причинно-следственных связей.
Методы и формы достижения планируемых результатов: тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение.
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
3.Содержание учебного предмета с указанием форм организации и видов деятельности.
Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). Загадки о школе. Игра «Собери пословицы о школе». Кроссворд на школьную тематику. |
Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». Интеллектуально-познавательная игра. |
Шарады. Ребусы. Анаграммы. Обучение разгадыванию шарад и составлению анаграмм. |
«Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков. |
Страна Словария. Веселые конкурсы на знание русского языка. |
Игра «Юный эколог». Интеллектуальная игра по станциям и маршрутному листу. |
История моей фамилии. Мини-проект. |
Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. |
Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». |
Мероприятие « Книга – лучший друг». Экскурсия в библиотеку. Загадки. Литературный кроссворд. Ремонт книг. |
Познавательная игра «Пословицы в картинках». Распознавание пословиц по картинкам к ним |
Познавательная игра «По страницам любимых книг». Чему нас учат книги. Замысел произведения. Распознавание произведений по иллюстрациям к ним. |
Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов». Закрепление умения составлять кроссворды, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. |
Познавательная игра «В мире цифр». Знакомство с историей появления цифр. Римские цифры. Загадки о цифрах. Раскрашивание рисунка по цифрам и вычислительным действиям. |
Викторина «Занимательная геометрия». Загадки о геометрических фигурах и телах. |
Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». Просмотр презентации. Загадки о лесе. Кроссворд. Определение птиц по их голосам. |
Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!». Занимательные задания по русскому языку. |
Литературная игра по творчеству Шарля Перро. Игра-презентация. |
Игра «Там, на неведомых дорожках». Литературная игра по станциям. |
Экскурсия в Тарбагатай. |
Викторина «Мир, в котором мы живем». Загадки и вопросы по программе «Окружающий мир». |
Турнир Юных Эрудитов. Интеллектуальная игра. |
Игра-соревнование «Умники и умницы». Интеллектуальная игра. |
«Турнир смекалистых». Интеллектуальная игра. |
Конкурс рисунков «Моя планета». Рисунки на экологическую тематику. |
Час занимательной математики. Занимательные задачи по математике. |
Игра-путешествие «На глубине океана». Познавательная игра-презентация о животных морей и океанов. |
Путешествие в космос. Мини-проект. |
Словесные раскопки. История возникновения слов. |
Игра-путешествие «История появления транспорта». Просмотр презентации по теме. Загадки. Кроссворд по теме. |
Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. |
История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. |
Познавательная игра «Профессии от А до Я». Знакомство с профессиями. Встречи с людьми разных профессий. Загадки, ребусы. Игра «Доскажи словечко» |
| | | |
№ | Тема | Дата |
План | Факт |
1. | Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний). | | |
2. | Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры». | | |
3. | Шарады. Ребусы. Анаграммы. | | |
4. | «Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир знатоков. | | |
5. | Страна Словария. | | |
6. | Игра «Юный эколог». | | |
7. | История моей фамилии. Мини-проект. | | |
8. | Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита рисунков. | | |
9. | Веселая познавательная игра «На ошибках учатся». | | |
10. | Мероприятие « Книга – лучший друг». | | |
11. | Познавательная игра «Пословицы в картинках» | | |
12. | Познавательная игра «По страницам любимых книг» | | |
13. | Составление кроссвордов на тему «Животный и растительный мир лесов» | | |
14. | Познавательная игра «В мире цифр». | | |
15. | Викторина «Занимательная геометрия». | | |
16. | Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство». | | |
17. | Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!» | | |
18. | Литературная игра по творчеству Шарля Перро. | | |
19. | Игра «Там, на неведомых дорожках» | | |
20. | Экскурсия в Тарбагатай | | |
21. | Викторина «Мир, в котором мы живем» | | |
22. | Турнир Юных Эрудитов. | | |
23. | Игра-соревнование «Умники и умницы». | | |
24. | «Турнир смекалистых». | | |
25. | Конкурс «Её величество – математика». | | |
26. | Час занимательной математики. | | |
27. | Игра-путешествие «На глубине океана» | | |
28. | Путешествие в космос. Мини-проект. | | |
29. | Словесные раскопки. История возникновения слов. | | |
30. | Игра-путешествие «История появления транспорта» | | |
31. | Аукцион знаний. Интеллектуальная игра. | | |
32. | История родного города. Экскурсия в краеведческий музей. | | |
33 | Познавательная игра «Профессии от А до Я». | | |
34. | Итоговое занятие | | |
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки. | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |